Традиционные и инновационные технологии обучения в высшей школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 08:04, реферат

Краткое описание

Сейчас сохранились две основные тенденции развития данного понятия. Первая из них ориентируется в основном на применении в учебном процессе всех совершенствующихся технических средств обучения (т. е. применение технических средств, информационных технологий, компьютеров в обучении). Вторая — на проектирование учебного процесса (целей, содержания, методов и т.д.) в целом. Первое направление является составной частью второго.

Оглавление

1. Понятие «образовательная технология»
2. Технологии, реализуемые в высшем профессиональном образовании

Выводы

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 107.50 Кб (Скачать)

      Содержание  и условия профессиональной деятельности всегда вероятностны, проблемны, поэтому основной единицей содержания контекстного обучения, выступает не порция информации, а проблемная ситуация, предполагающая включение продуктивного мышления студента. Важным элементом контекстной технологии является соответствие форм учебной деятельности студента формам профессиональной деятельности.

      Можно выделить три базовые формы деятельности:

      учебная (например, лекция, семинар, обеспечивающие передачу и усвоение информации),

      квазипрофессиональная (деловая игра и другие игровые формы, позволяющие моделировать целостные фрагменты профессиональной деятельности),

      учебно-профессиональная (научно-исследовательская работа студентов, производственная практика, разработка дипломного проекта, в которой также моделируется решение производственных задач).

      Кроме того, как промежуточные могут  использоваться любые формы (традиционные и новые), отвечающие целям профессионального образования на данном этапе обучения.

      В контекстной технологии используются методы обучения, ими тирующие естественные формы организации человеческого поведения.

      Дискуссия характеризуется тем, что от ее участников требуется выразить свое отношение к обсуждаемому вопросу, занять определенную позицию в споре, высказать свою точку зрения, отличную от точек зрения других участников и преподавателя и т.д.

      Дискуссия способствует развитию речевой коммуникации как естественного вида взаимодействия с другими людьми.

      Проблемный  семинар предполагает более активную по сравнению с дискуссией работу со знанием, поскольку участники семинара в своей работе должны отражать способы работы со знанием. Проблемный семинар (в отличие от традиционного) строится не вокруг готового знания (например, сообщенного ранее на лекции), его задача заключается как раз том, чтобы выявить и сформировать представление о пока неизвестном.

      Глубокое  усвоение знаний на семинаре достигается  за счет того, что студент добывает их собственным трудом, поэтому лучше понимает и запоминает.

      Тренинг в большей степени направлен на формирование умений. При этом предполагается, что содержательная часть умений уже освоена участником. Основной задачей тренинга является организация самостоятельной работы, в процессе которой участники осваивают определенный набор умений, изменяют в нужную сторону отношения к какому-либо процессу. Организация тренинга невозможна без четкого представления о том, какого уровня умений предполагается достичь в результате его проведения, и без точного конструирования деятельности его участников. Важным является диагностичное целеполагание (залог эффективности и смыслообразующий фактор одновременно).

      4.Технология  игрового обучения. Игровое обучение является частным случаем использования активных методов обучения.

      Из  имитационных активных методов обучения наиболее распространены игровые. Метод деловых игр был разработан в Советском Союзе в начале 1930-х гг.

      Основа  деловой игры — модель, включающая объект управления и управляющую систему.

      Основные  признаки деловых игр:

  • наличие модели объекта,
  • наличие ролей, различие ролевых целей при выработке решений,
  • взаимодействие участников, исполняю щих разные роли;
  • наличие общей цели игры у всех участников;
  • коллективная выработка решений участниками игры;
  • реализация «цепочки решений» в процессе игры;
  • многовариантность решений;
  • управление эмоциональным напряжением;
  • разветвленная система индивидуальных или групповых оценок деятельности участников игры.

      Педагогические цели игры делятся на образовательные (формирование профессиональных умений специалиста) и воспитательные (формирование системы отношений к делу, обществу и самому себе).

      Предмет игры задается с учетом содержания подготовки специалиста и его квалификационной характеристики, представляя собой перечень процессов или явлений, изображаемых в ходе игры и требующих профессионально компетентных действий. Опыт их выполнения формирует умения, навыки и качества личности профессионала, представленные в модели специалиста. Разбор игры преподавателем, рефлексия участников по поводу всех ее перипетий на заключительной дискуссии, являющейся необходимой составной частью сценария, несут обучающую и воспитывающую нагрузку.

      Деловые игры позволяют обучить технике  принятия решения и умениям на практике применять теоретические знания. Кроме того, их использование имеет большое воспитательное значение: обучаемые убеждаются в необходимости теоретической подготовки, в результате чего повышается мотивация к изучению предмета.

      5. Информационная образовательная технология (ИОТ) как разновидность педагогической.

      В 1970-х гг. под влиянием социологической концепции информационного общества начали развиваться информационные и коммуникационные технологии. В последние десятилетия информационные технологии все больше влияют не только на профессиональное образование, но и на все сферы человеческой жизни.

      Развивающиеся информационные технологии стали в  последние годы объектом наиболее пристального внимания педагогов и -- психологов.

      Термин  «информационные образовательные  технологи» прочно утвердился в педагогических исследованиях, однако трактуется он разнообразно. Можно выделить следующие основные подходы к определению данного понятия.

      ИОТ это дистанционное обучение, при котором преподаватель и обучаемый разделены временем либо пространством, т.е. находятся на определенной дистанции друг от друга.

      Единая  концепция дистанционного образования  отсутствует: одни абсолютизируют дистанционное обучение, считая, что оно придет на смену традиционным формам образования как форма, обладающая поистине уникальными возможностями, другие считают дистанционное обучение просто формой передачи информации. 

      ИОТ это компьютерная технология обучения. Исторически термин «информационная технология» возник как следствие развития компьютерной техники и современных систем связи. Поэтому с данной точки зрения ИОТ должна, во-первых, удовлетворять основным требованиям педагогической технологии, а во-вторых, в качестве средства подготовки и передачи информации обучаемому использовать компьютер, позволяющий расширить дидактический арсенал учителя, учитывать и развивать личностные качества обучаемых, формировать у них навыки самостоятельной учебной деятельности и исследовательских умений. Таким образом, при данном подходе основной упор делается на применение компьютеров и программно-педагогических средств обучения.

      ИОТ — это технологии обучения, основу которых составляют современные способы обработки информации.

      При таком подходе проектирование и  реализация учебного процесса строятся на основе применения современных информационных технологий. Предполагается, что спроектированный таким образом процесс обучения можно быстро адаптировать к меняющимся структурным элементам педагогической системы.

      ИОТ—  это использование  в обучении сети Интернет. Применение сетевых информационных технологий обеспечивает доступ к банкам данных по научной и учебно-методической проблематике, обмен информацией, организацию коллективной исследовательской работы.

      Анализ  определений ИОТ показывает, что, как и при рассмотрении педагогической технологии, можно выявить два подхода:

      толкованию  данного термина:

  • в первом случае ИОТ рассматривался как дидактический процесс, организованный с использованием совокупности современных средств обработки данных,
  • а во втором речь идет о создании определенной технической среды обучения, базирующейся на информационных технологиях.

      Наиболее  приемлемым представляется определение  ИОТ как разновидности педагогической технологии, в которой учитывается влияние информатизации на все структурные элементы педагогической системы.

 
 
 
 
 

Выводы

      Не  прекращается полемика сторонников  и противников традиционных и инновационных подходов. Любая научная теория (в том числе и педагогическая) имеет определенные границы применимости. В разное время панацеей от неудач в образовательном процессе считали программированное, эвристическое, проблемное виды обучения, а сейчас — компьютерное и дистанционное. Скорее всего, лучшие результаты могут быть получены при оптимальном сочетании различных технологий: деятельность человека многопланова, таким же многоплановым должно быть и обучение, которое является одновременно и моделированием этой деятельности, подготовкой к ней.

 
 

Список  литературы

 
  1. Гузеев  В.В. Планирование результатов образования  и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000. – 240 с.  
  2. Жак Д. Организация и контроль работы с проектами // Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению. Сборник рефератов по дидактике высшей школы / Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. -- Мн., Пропилен, 2001. -- с. 121-141.

Информация о работе Традиционные и инновационные технологии обучения в высшей школе