Традиционные и инновационные технологии обучения в высшей школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 08:04, реферат

Краткое описание

Сейчас сохранились две основные тенденции развития данного понятия. Первая из них ориентируется в основном на применении в учебном процессе всех совершенствующихся технических средств обучения (т. е. применение технических средств, информационных технологий, компьютеров в обучении). Вторая — на проектирование учебного процесса (целей, содержания, методов и т.д.) в целом. Первое направление является составной частью второго.

Оглавление

1. Понятие «образовательная технология»
2. Технологии, реализуемые в высшем профессиональном образовании

Выводы

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 107.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Украины

Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского 

Факультет украинской филологии 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Традиционные  и инновационные  технологии обучения в высшей школе 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                Реферат

                                                выполнила студентка 5 курса

                                                Умерова Фериде 
 
 
 
 

Симферополь, 2011

Содержание 
 

1. Понятие «образовательная  технология» 

2. Технологии, реализуемые  в высшем профессиональном образовании 
 

Выводы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                   1. Понятие «образовательная технология»

      Во  второй половине XX в. в педагогическую литературу был введен новый и непривычный для того времени термин «технология образования». Ретроспективный анализ возникновения и становления образовательных технологий дан в работах зарубежных авторов (Б.Блум, Д.Брунер, Г.Гейс, В.Коскарелли, Дж. Кэрролл, Д.Хамблин и др.) и отечественных авторов (С.И.Архангельский, Ю.К.Бабанский, В.В.Беспалько, П.Я.Гальперин, М.В.Кларин, Л.Н.Ланда, М.М.Левина, И.П.Раченко, А.Г.Ривин, В.А.Слас-тёнин, Н.Ф.Талызина, П.М.Эрдниев и др.).

      В наши дни образовательные технологии рассматриваются как один из видов человековедческих технологий и основываются на теоретических положениях социальной психологии, психодидактики, кибернетики, наук управления и менеджмента.

      Сейчас сохранились две основные тенденции развития данного понятия. Первая из них ориентируется в основном на применении в учебном процессе всех совершенствующихся технических средств обучения (т. е. применение технических средств, информационных технологий, компьютеров в обучении). Вторая — на проектирование учебного процесса (целей, содержания, методов и т.д.) в целом. Первое направление является составной частью второго.

  Авторы  учебного пособия «Педагогика» В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев и др. ввели понятие «педагогическая технология», которая рассматривается как

  последовательная взаимосвязанная система действий педагога, направленных на решение педагогических задач,

  или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.

  Педагогическая  технология — это строго научное  проектирование и точное воспроизведение педагогических действий, гарантирующих успех.

  Почему  возникла необходимость  в педагогических технологиях

  К основным факторам, актуализирующим проблему технологий профессионального образования, можно отнести следующие.

  1. Во-первых, возрастание объема информации, приводящее к затруднениям усвоения знаний «впрок» и к необходимости реального непрерывного образования.

  2. Во-вторых, техногенное направление развития современной цивилизации, заставляющее общество задуматься о том, насколько могут быть велики издержки некачественной профессиональной подготовки. Все это стимулирует поиск образовательных технологий, которые «научат учиться».

  К сожалению, следует признать, что  попытки решить проблему повышения качества образовательного процесса в высшей школе на основе традиционной, преимущественно вербальной лекционно-аудиторной системы не дают необходимых результатов. В системе подготовки и повышения квалификации кадров создалась парадоксальная ситуация. В условиях отсутствия педагогики и психологии высшей школы как сложившейся научной области знаний исследователи заимствуют теоретический аппарат школьной науки, а последипломное образование находится фактически в психолого-педагогическом вакууме. 
 

2. Технологии, реализуемые в высшем профессиональном образовании

  Таблица традиционных технологий

Формирование знаний Закрепление и  систематизация знаний Формирование  умений и навыков Повторение  и систематизация знаний Контроль за усвоением знаний, умений, навыков
Лекция

конференция

экскурсия

предваряющая консультация.

семинар

заключительная  конференция

конференция

экскурсия.

Учебно-практическое занятие

практическое  занятие

практикум

обзорная лекция

конференция

экскурсия

консультация 

зачёт

собеседование

учебно-практическое занятие

экзамен

олимпиада

практикум

 
 
 
 

  Наиболее  часто используемые инновационные образовательные  технологии в высшей школе приведены в табл. 

Технология Сущность
Проблемно-деятельностное обучение Последовательная  постановка перед обучаемыми проблем, разрешая которые они усваивают не только знаниевую компоненту профессиональной деятельности, но и навыки ее осуществления
Модульное обучение Самостоятельная работа обучаемых с индивидуальной учебной программой в виде законченного содержательного модуля, широко используемая в дистанционной форме обучения
Контекстное обучение Моделирование предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности, применение активных методов обучения
Игровое обучение Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации и содержащая компонент уловности

Рассмотрим указанные  технологии более подробно.

  1. Технология проблемно-деятельностного обучения реализует требования проблемности и деятельности в обучении. Включает следующие этапы.

  1. Первый этап — восприятие и  осмысление обучаемыми созданной преподавателем проблемной ситуации.

  2. Второй этап — создание и обоснование учащимися модели своих возможных действий по разрешению проблемной ситуации (попытка решить возникшую проблему на основе имеющихся у них знаний, а затем поиск новых).

  3. Третий этап — индивидуальные действия в соответствии с созданной моделью (в том числе корректировка принятого решения).

  4. Четвертый этап — анализ названного действия и проверка правильности решения проблемы.

  5. Пятый этап — анализ мышления  в ходе указанного действия, способствующий развитию интеллектуальных способностей учащегося, выходу за пределы традиционных решений, отказу от шаблонов и стереотипов в мыслительной деятельности.

  По  мнению создателей данной технологии, она позволяет не только приобретать новые знания, вырабатывать новые навыки и умения, но и накапливать опыт творческого решения разнообразных профессиональных задач.

  Единицей  проектирования и развертывания содержания в данной системе является учебная проблема, которая определяется как

  психическое состояние человека в данной проблемной ситуации, характеризующееся осознанием невозможности ее разрешения с помощью имеющихся у него знаний, средств и способов действий.

2. Технология модульного обучения.

  Педагогической основой данной технологии являются идеи личностно-центрированного обучения американского философа Дж.Дьюи, в соответствии с которыми центром педагогической системы является ученик, а приоритетное значение приобретают самообразование и самоконтроль.

  Психологическая основа технологии — «система полного  усвоения знаний» (Дж.Кэррол, Б.Блум и др.), исходящая из положения о том, что для овладения одним и тем же учебным материалом разным учащимся в зависимости от интеллектуальных способностей требуется разное время, однако традиционная аудиторно-лекционная система игнорирует индивидуальные различия обучаемых и требует усвоения одной и той же порции материала за один и тот же срок. Оптимальной же будет такая организация учебного процесса, при которой каждый из учащихся получает время, достаточное для изучения требуемого материала1.

  Разработка  системы полного усвоения знаний происходит в несколько этапов:

  • формулирование диагностичных целей обучения;
  • разработка содержания обучения в виде стандартов полного усвоения знаний;
  • разработка стандартов и тестов для организации контроля за уровнем освоения знаний учащимися;
  • организация входного диагностирования учащихся и организация (на основе полученных результатов) дифференцированной самостоятельной работы;
  • разработка учебных материалов на основе модульного принципа;
  • разработка заданий для самоконтроля по всем изучаемым модулям;
  • коррекция знаний по итогам самоконтроля; итоговый контроль знаний.

  Учебный модуль — это составляющая учебного процесса,

  • обладающая содержательной целостностью,
  • имеющая цели обучения данному содержанию, и
  • имеющая технологическое обеспечение, которая включает формы обучения, систему контроля и самоконтроля.

  Общепризнанными характеристиками модульной технологии обучения можно считать следующие:

  • диагностичная постановка целей, которые должен достичь обучаемый при изучении каждого учебного модуля (хотя это неотъемлемое требование любой образовательной технологии);
  • гибкость (мобильность), отражающая вариативность содержания учебного комплекса, составленного из различных учебных модулей, вариативность методов обучения, системы контроля и оценки;
  • осознание целей изучения данного модуля преподавателем и студентом, являющееся одним из важных факторов мотивации познавательной деятельности;
  • преобладание самостоятельной работы студента среди других видов деятельности, возникающее благодаря системе четко продуманных заданий и обеспечению самоконтроля знаний;
  • преобладание консультативной деятельности преподавателя выступающего в роли коллеги (принцип фундаментальности университетского образования невозможно реализовать без совместной познавательной деятельности преподавателя и студента);
  • рефлексия познавательной деятельности студентов.

При проектировании учебного модуля необходима разработка системы разноуровневых учебных заданий. Важное место в системе учебных заданий отводится тестам как технологичному способу контроля и самоконтроля знаний. 

  Модульные технологии обучения в высшей школе широко используются во всем мире. Например, в Великобритании количество и рейтинг набранных и успешно освоенных студентом модулей определяют уровень его образования.

      3. Технология контекстного  обучения разработана с учетом основных закономерностей теории проблемного обучения и деятельностного подхода.

      Системообразующим понятием данной технологии является «контекст», т.е. обладающая смысловой завершенностью устная или письменная речь, позволяющая выяснить смысл и значение отдельных входящих в ее состав фрагментов слов, выражений или обрывков текста.

      В контекстном обучении этот термин рассматривается  как психологическая категория, с помощью которой объясняются психические процессы, происходящие на самых различных уровнях.

      В контекстной технологии основной упор делается на формирование профессиональной мотивации развития личности. Поэтому содержание учебной деятельности студента формируется не только исходя из логики изучаемых предметов, но и исходя из модели специалиста, т.е. логики будущей профессиональной деятельности. Это придает процессу обучения целостность, системность, обеспечивает формирование личностного смысла усваиваемых знаний.

Информация о работе Традиционные и инновационные технологии обучения в высшей школе