Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 08:04, реферат
Сейчас сохранились две основные тенденции развития данного понятия. Первая из них ориентируется в основном на применении в учебном процессе всех совершенствующихся технических средств обучения (т. е. применение технических средств, информационных технологий, компьютеров в обучении). Вторая — на проектирование учебного процесса (целей, содержания, методов и т.д.) в целом. Первое направление является составной частью второго.
1. Понятие «образовательная технология»
2. Технологии, реализуемые в высшем профессиональном образовании
Выводы
Министерство образования и науки Украины
Таврический
национальный университет им. В.И. Вернадского
Факультет
украинской филологии
Традиционные
и инновационные
технологии обучения
в высшей школе
Симферополь, 2011
Содержание
1. Понятие «образовательная
технология»
2. Технологии, реализуемые
в высшем профессиональном
Выводы
Во второй половине XX в. в педагогическую литературу был введен новый и непривычный для того времени термин «технология образования». Ретроспективный анализ возникновения и становления образовательных технологий дан в работах зарубежных авторов (Б.Блум, Д.Брунер, Г.Гейс, В.Коскарелли, Дж. Кэрролл, Д.Хамблин и др.) и отечественных авторов (С.И.Архангельский, Ю.К.Бабанский, В.В.Беспалько, П.Я.Гальперин, М.В.Кларин, Л.Н.Ланда, М.М.Левина, И.П.Раченко, А.Г.Ривин, В.А.Слас-тёнин, Н.Ф.Талызина, П.М.Эрдниев и др.).
В наши дни образовательные технологии рассматриваются как один из видов человековедческих технологий и основываются на теоретических положениях социальной психологии, психодидактики, кибернетики, наук управления и менеджмента.
Сейчас сохранились две основные тенденции развития данного понятия. Первая из них ориентируется в основном на применении в учебном процессе всех совершенствующихся технических средств обучения (т. е. применение технических средств, информационных технологий, компьютеров в обучении). Вторая — на проектирование учебного процесса (целей, содержания, методов и т.д.) в целом. Первое направление является составной частью второго.
Авторы учебного пособия «Педагогика» В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев и др. ввели понятие «педагогическая технология», которая рассматривается как
последовательная взаимосвязанная система действий педагога, направленных на решение педагогических задач,
или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.
Педагогическая технология — это строго научное проектирование и точное воспроизведение педагогических действий, гарантирующих успех.
Почему возникла необходимость в педагогических технологиях
К основным факторам, актуализирующим проблему технологий профессионального образования, можно отнести следующие.
1. Во-первых, возрастание объема информации, приводящее к затруднениям усвоения знаний «впрок» и к необходимости реального непрерывного образования.
2. Во-вторых, техногенное направление развития современной цивилизации, заставляющее общество задуматься о том, насколько могут быть велики издержки некачественной профессиональной подготовки. Все это стимулирует поиск образовательных технологий, которые «научат учиться».
К
сожалению, следует признать, что
попытки решить проблему повышения
качества образовательного процесса в
высшей школе на основе традиционной,
преимущественно вербальной лекционно-аудиторной
системы не дают необходимых результатов.
В системе подготовки и повышения квалификации
кадров создалась парадоксальная ситуация.
В условиях отсутствия педагогики и психологии
высшей школы как сложившейся научной
области знаний исследователи заимствуют
теоретический аппарат школьной науки,
а последипломное образование находится
фактически в психолого-педагогическом
вакууме.
2. Технологии, реализуемые в высшем профессиональном образовании
Таблица традиционных технологий
Формирование знаний | Закрепление и систематизация знаний | Формирование умений и навыков | Повторение и систематизация знаний | Контроль за усвоением знаний, умений, навыков |
Лекция
конференция экскурсия предваряющая консультация. |
семинар
заключительная конференция конференция экскурсия. |
Учебно-практическое
занятие
практическое занятие практикум |
обзорная лекция
конференция экскурсия консультация |
зачёт
собеседование учебно-практическое занятие экзамен олимпиада практикум |
Наиболее
часто используемые
инновационные образовательные
технологии в высшей
школе приведены в табл.
Технология | Сущность |
Проблемно-деятельностное обучение | Последовательная постановка перед обучаемыми проблем, разрешая которые они усваивают не только знаниевую компоненту профессиональной деятельности, но и навыки ее осуществления |
Модульное обучение | Самостоятельная работа обучаемых с индивидуальной учебной программой в виде законченного содержательного модуля, широко используемая в дистанционной форме обучения |
Контекстное обучение | Моделирование
предметного и социального |
Игровое обучение | Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации и содержащая компонент уловности |
Рассмотрим указанные технологии более подробно.
1. Технология проблемно-деятельностного обучения реализует требования проблемности и деятельности в обучении. Включает следующие этапы.
1. Первый этап — восприятие и осмысление обучаемыми созданной преподавателем проблемной ситуации.
2. Второй этап — создание и обоснование учащимися модели своих возможных действий по разрешению проблемной ситуации (попытка решить возникшую проблему на основе имеющихся у них знаний, а затем поиск новых).
3. Третий этап — индивидуальные действия в соответствии с созданной моделью (в том числе корректировка принятого решения).
4. Четвертый этап — анализ названного действия и проверка правильности решения проблемы.
5. Пятый этап — анализ мышления в ходе указанного действия, способствующий развитию интеллектуальных способностей учащегося, выходу за пределы традиционных решений, отказу от шаблонов и стереотипов в мыслительной деятельности.
По мнению создателей данной технологии, она позволяет не только приобретать новые знания, вырабатывать новые навыки и умения, но и накапливать опыт творческого решения разнообразных профессиональных задач.
Единицей проектирования и развертывания содержания в данной системе является учебная проблема, которая определяется как
психическое состояние человека в данной проблемной ситуации, характеризующееся осознанием невозможности ее разрешения с помощью имеющихся у него знаний, средств и способов действий.
2. Технология модульного обучения.
Педагогической основой данной технологии являются идеи личностно-центрированного обучения американского философа Дж.Дьюи, в соответствии с которыми центром педагогической системы является ученик, а приоритетное значение приобретают самообразование и самоконтроль.
Психологическая основа технологии — «система полного усвоения знаний» (Дж.Кэррол, Б.Блум и др.), исходящая из положения о том, что для овладения одним и тем же учебным материалом разным учащимся в зависимости от интеллектуальных способностей требуется разное время, однако традиционная аудиторно-лекционная система игнорирует индивидуальные различия обучаемых и требует усвоения одной и той же порции материала за один и тот же срок. Оптимальной же будет такая организация учебного процесса, при которой каждый из учащихся получает время, достаточное для изучения требуемого материала1.
Разработка системы полного усвоения знаний происходит в несколько этапов:
Учебный модуль — это составляющая учебного процесса,
Общепризнанными характеристиками модульной технологии обучения можно считать следующие:
При проектировании
учебного модуля необходима разработка
системы разноуровневых
учебных заданий. Важное место в системе
учебных заданий отводится тестам как
технологичному способу контроля и самоконтроля
знаний.
Модульные технологии обучения в высшей школе широко используются во всем мире. Например, в Великобритании количество и рейтинг набранных и успешно освоенных студентом модулей определяют уровень его образования.
3. Технология контекстного обучения разработана с учетом основных закономерностей теории проблемного обучения и деятельностного подхода.
Системообразующим понятием данной технологии является «контекст», т.е. обладающая смысловой завершенностью устная или письменная речь, позволяющая выяснить смысл и значение отдельных входящих в ее состав фрагментов слов, выражений или обрывков текста.
В контекстном обучении этот термин рассматривается как психологическая категория, с помощью которой объясняются психические процессы, происходящие на самых различных уровнях.
В контекстной технологии основной упор делается на формирование профессиональной мотивации развития личности. Поэтому содержание учебной деятельности студента формируется не только исходя из логики изучаемых предметов, но и исходя из модели специалиста, т.е. логики будущей профессиональной деятельности. Это придает процессу обучения целостность, системность, обеспечивает формирование личностного смысла усваиваемых знаний.
Информация о работе Традиционные и инновационные технологии обучения в высшей школе