Тестопластика

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 20:16, реферат

Краткое описание

Тестопластика как один из видов арттехнологий приобрела в настоящее время огромную популярность. С давних времен люди выпекали из теста не только хлеб, но и декоративные изделия. В Германии и Скандинавии издавна было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. Различные медальоны, венки, кольца и подковы вывешивались в проеме окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу и благоденствие.

Файлы: 1 файл

Веселое тесто.doc

— 237.50 Кб (Скачать)

Тестопластика

Тестопластика как один из видов арттехнологий приобрела в настоящее  время огромную популярность. С давних времен люди выпекали из теста не только хлеб, но и декоративные изделия. В Германии и Скандинавии издавна было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. Различные медальоны, венки, кольца и подковы вывешивались в проеме окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу и благоденствие.

В странах Восточной Европы популярны большие картины из теста. У славянских народов такие картины не раскрашиваются и имеют обычный для выпечки цвет, что считается особенно привлекательным.

В Греции и Испании во время торжеств в честь Богоматери на алтарь кладут великолепные хлебные венки.

Хотя поделки из теста -- древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что на современном этапе пользуется спросом все экологически чистое и сделанное своими руками.

Соленое тесто имеет много преимуществ перед другими пластическими материалами:

* можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег;

* легко отмывается и не оставляет следов;

* безопасно при попадании в рот (обычно, один раз попробовав тесто на вкус, ребенок больше не пытается взять его в рот, поскольку оно невкусное);

* если оно правильно замешено, лепится замечательно, к рукам не липнет;

* можно сушить в духовке, а можно просто на воздухе;

* краска пристает любая, а возможности для росписи практически  неограниченные;

* поверх краски хорошо еще покрывать лаком -- сохранится на века;

* с готовым «изделием» можно играть без боязни, что оно потеряет форму.

Занятия тестопластикой не только помогают развивать мышление, глазомер, пространственное восприятие, тактильные ощущении, но и открывают детям прекрасный мир искусства, многовековые представления о красоте и гармонии. Сравнительно несложные приемы изготовления поделок из теста делают данное направление творчества необыкновенно привлекательным. Каждый имеет уникальную возможность выразить свои скрытые таланты, погрузиться в мир безграничной фантазии, в мир красоты и добра.

Тестопластика вышла в лидеры и по привлекательности деятельности, и по динамике развития с ее помощью ручных умений и конструктивных способностей. Не следует забывать и о лечебном эффекте тестопластики: исчезают нервозность, возбужденность, концентрируется внимание, улучшается память, повышается обучаемость. Еще М. Монтессори считала, что «воспитание руки» влияет на восприятие пространства, что «умные руки» заставляют голову, мозг быть наблюдательными, что наглядно-образное мышление строится на «наглядных образах», добытых рукой, ее кожей, ее движениями. Таким образом, способности развиваются, когда обучаются руки.

Тестопластика в детском саду, школе -- это вид изобразительной деятельности, в процессе которого дети изображают предметы окружающей их деятельности, создают элементарную скульптуру, пользуясь тестом.

Создание ребенком даже самых простых скульптур -- творческий процесс. Так, шарообразный комок теста ребенку представляется мячом, апельсином, яблоком, а согнутый до соединения концов столбик -- кольцом, баранкой.

Во время работы с тестом ребенок испытывает эстетическое наслаждение от его пластичности, от форм, которые получаются в процессе лепки. Одновременно ребенок осознает различные свойства теста, знакомится с объемной формой, строением и пропорциями предметов, у него развивается точность движений рук, формируются конструктивные способности.

На занятиях тестопластикой перед педагогом стоят определенные задачи: развитие детского творчества, обогащение детей изобразительными и техническими умениями; создание интереса к данному виду деятельности. Каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества. На занятиях тестопластикой развитие вышеперечисленных качеств имеет свои особенности. Так, любой предмет имеет объем и воспринимается ребенком со всех сторон. Во время лепки ребенок изображает все стороны предмета, а не одну, как в рисовании. Следовательно, ему не приходится прибегать к условному изображению. Кроме того, лепка в большей мере, чем рисование или аппликация, развивает и совершенствует природное чувство осязания обеих рук, активное действие которых ведет к более точной передаче формы.

Все виды изобразительной деятельности формируют самостоятельный подход к поиску новых способов изображения. В процессе тестопластики способность к поиску нового развивается ярче, так как есть возможность исправить ошибки путем непосредственного исправления формы пальцами, путем налепов или удаления лишнего теста. Ребенок может несколько раз переделывать свою работу, чего нельзя сделать в рисунке или аппликации.

Разные виды изобразительной деятельности формируют художественный вкус ребенка, и если рисунок и аппликация воздействуют на эстетическое воспитание посредством точности линий и красочности цвета, то в лепке на первое место выступает объемная форма предмета, пластика и ритм. Все три компонента реально существуют в пространстве, что формирует в ребенке умение быстро воспринимать и познавать красоту пластической формы предметов, соотношение их частей, развивает внимательность и интерес к окружающему.

Очень важной специфической чертой тестопластики является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Дети начинают играть со своими поделками сразу же в процессе занятия. Это возрастная особенность позволяет многие темы связать с игрой, например, изготовление посуды и угощения для кукол и т. д. Организация занятий в виде игры углубляет интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.

В процессе занятия тестопластикой у детей развиваются трудовые навыки и привычки: быть аккуратными по отношению к своей одежде и рабочему месту.

Тестопластика по своему характеру требует, с одной стороны, развитых ощущений и восприятия, а с другой -- сама совершенствует эти ощущения и восприятия.

Активное обследование предмета перед лепкой -- это педагогический способ организации чувственного опыта детей. В этой системе можно условно выделить четыре этапа.

Первый этап -- это организация восприятия предмета в целом. Она включает последовательное и непрерывное движение пальцев и глаз, начиная с верхней точки вниз по главным характерным линиям. Положение предмета всегда фиксировано (левая рука держит предмет, правая его обследует; предмет может стоять на столе неподвижно).

Второй этап -- обследование предмета рукой и взглядом сопровождается анализом основных частей и определением их свойств (форма, величина, пропорции и т. д.); движения пальцев как бы измеряют соотношение глубин и определяют пространственное взаимоотношение частей.

Третий этап -- выделение более мелких частей предмета и установление их формы, величины, пространственного положения по отношению к основным частям.

Четвертый этап -- повторное целостное восприятие предмета. Общее заключительное движение руки и взгляда сверху вниз позволяет объединить данные, полученные чувственным путем, в целостный образ. Обследование может быть направлено и на ощупывание структурной поверхности предмета. При этом должны работать все пальцы рук. Для распознавания структуры материала применяется надавливание на поверхность предмета.

Таким образом, детям предлагается система обобщенных действий, которые они проделывают сначала под руководством взрослых, а позднее -- самостоятельно.

 

 

 

 

 

 

Показаниями для занятий тестопластикой являются:

* трудности эмоционального развития, актуальный стресс, депрессия, снижение эмоционального тонуса, лабильность, импульсивность эмоциональных реакций;

* эмоциональная депривация, переживание эмоционального отвержения и чувства одиночества;

* наличие конфликтных межличностных отношений, неудовлетворенность внутрисемейной ситуацией;

* повышенная тревожность, страхи, фобические реакции;

* негативная «Я-концепция», заниженная самооценка, низкая степень самопринятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тесто и как с ним работать

Существует множество рецептов теста для лепки. Но в зависимости от качества муки, от того, какая модель вами задумана, вы можете сами варьировать ингредиенты и их пропорции, добиваясь нужного результата опытным путем. Вот несколько базовых рецептов, которых, вероятно, окажется вполне достаточно для работы.

Мука должна быть белой, достаточно высокого качества, то есть впитывать в себя мало воды. Такая мука содержит больше крахмала. Если крахмала в муке немного, тесто может подняться при выпечке, нарушив форму изделия и даже испортив его. Соль требуется мелкая.

Основный рецепт очень прост: соли и муки должно быть поровну. В зависимости от величины изделия можно взять как по 100 г муки и соли, так и по килограмму того и другого. Воду, постоянно перемешивая тесто, добавляют в количестве немного большем половинного количества муки и соли. Например, на 100 г муки и 100 г соли понадобится примерно 75 г воды. При этом количество воды может изменяться в зависимости от качества муки. Тесто разминают руками, поэтому на ощупь легко определить, насколько оно пластично и готово к лепке, если тесто получается жидким, можно опять добавить муки и соли.

В тесто для мелких и изящных работ, например цветов, добавляют крахмал. Можно заменить крахмалом часть муки. В любом случае при использовании крахмала надо добавлять чуть больше воды.

Если вы хотите сделать изделие максимально прочным, вместе с водой добавьте канцелярский клей или ПВА.

Если удвоить количество соли относительно муки, тесто будет иметь грубую фактуру, иногда с неярким отблеском от кристаллов соли. Если же к этому рецепту добавить еще и клей, тесто получится прочным и с грубой фактурой.

Если вы замесили теста больше, чем вам необходимо для конкретного изделия, положите остаток в полиэтиленовый пакет или заверните в фольгу, даже если вы собираетесь сразу же лепить вторую вещь. Для длительного (в течение нескольких дней) хранения тесто лучше положить в холодильник (в отделение для овощей) или просто в прохладное место. Остатки сухого, но невыпеченного теста можно использовать повторно, предварительно размельчив и смешав с водой до нужной густоты.

Работать с тестом надо на гладкой, легко моющейся поверхности, например, на покрытом пластиком столе. Вылепленные фигурки можно оставить перед запеканием сохнуть на воздухе, а можно сразу поместить в духовку.

Иногда в процессе запекания на изделиях образуются трещины или даже отламываются небольшие фрагменты. Фигурку можно спасти, замазав или склеив обломки жидким тестом. Это обычное соленое тесто, в которое добавляют воду, доводя до консистенции жидкой сметаны. Пригодится такое тесто и для прикрепления деталей к уже высохшей основе.

Крупные фигурки, а также изделия большой толщины или шаровидной формы лучше делать полыми. Вылепить полую фигурку непросто, поэтому используются специальные приемы.

Первый из них -- лепка вокруг шарика из фольги. Кусок фольги сминают, делая из него достаточно плотный комок. Форма комка должна быть круглой для шарообразной фигурки, продолговатой или удлиненной. В общем, комок из фольги должен повторять форму изделия, но быть меньше его. Фольгу облепляют со всех сторон слоем теста не менее 0,5 см, дополняют деталями и ставят в духовку. Выпекать надо с учетом небольшой толщины стенок изделия, то есть не очень долго.

Второй способ создания объемных фигурок -- применение основы, изготовленной специально для этого изделия. Такой способ пригоден для получения высоких фигурок во избежание излишней толщины теста и потери формы, оплывания теста во время выпекания. Простейший вид основы -- конус, изготовленный из бумаги. Можно использовать готовые упаковки от игрушек, канцтоваров, картонные стаканчики, различные коробочки, не боящиеся высоких температур. Например, металлические баночки из-под кофе или кофейного напитка. В зависимости от формы изделия можно сделать и пирамиду, и куб, и т. д., а также можно склеить заготовки, чтобы получить более сложную конфигурацию.

Разберем принцип изготовления основы на примере конуса. Из картона вырезают круг, диаметр которого приблизительно равен удвоенной высоте изделия. Круг разрезают по радиусу и сворачивают в конус. Конечно, вершина конуса не совпадает с вершиной изделия, так как конус будет покрыт слоем теста, который увеличит размеры. Это необходимо учитывать при расчетах.

Третий способ -- удаление теста изнутри наполовину выпеченного изделия. Фигурку относительно большого размера ставят на кусочке фольги на противень и запекают при невысокой температуре. Когда верхний слой теста затвердеет, фигурку осторожно вынимают, стараясь не обжечься, и кладут на сложенную в несколько слоев ткань или держат на ладони, защищенной также несколькими слоями ткани. Осторожно снимают с донышка изделия фольгу. После этого начинают вынимать незалеченное мягкое тесто изнутри фигурки, стараясь не повредить стенки. При этом удобнее всего использовать круглую специальную ложечку для мороженого, ложку для удаления семян из дыни и т. п. Впрочем, можно воспользоваться и обычными ложечками, чередуя их размеры: чайную, кофейную и даже от столового прибора для горчицы. Завершив создание полости, проверяют, не повредилась ли внешняя сторона фигурки. Если это произошло, утраченные детали восстанавливают, трещины замазывают, используя жидкое тесто. Теперь можно выпекать изделие до полного затвердевания. Для подстраховки можно вставить в образовавшуюся полость картонную или другую основу подходящей формы.

Различные формочки для выпечки, розетки для варенья и другие небольшие емкости можно использовать для изготовления подобных же емкостей, но уже из теста. Здесь технология похожа на обычное изготовление основы для пирожного «Корзиночка». Из теста раскатывают круглый блинчик толщиной около 0,5 см, накладывают его поверх открытой части формочки и аккуратно прижимают пальцами так, чтобы тесто не только проникло во все уголки формочки, но и чтобы под ним не осталось воздушных пузырьков. Иначе после запекания на внешней стороне изделия останутся полусферические выемки от пузырьков различного размера. Этот способ можно использовать также, если вам для крупного изделия нужны детали правильной формы или детали с интересной поверхностью (например, для этого подойдут маленькие декоративные корзиночки и пр.).

Информация о работе Тестопластика