Теоеретические методы педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 22:23, курсовая работа

Краткое описание

Каждая отрасль человеческого знания, выделяясь в особую науку, определяет предмет исследования, присущий только данной науке и методы её исследования. Предметом педагогики является особенная сфера общественной деятельности воспитания человека составными частями её – образование и обучение.
Существенным фактором развития педагогической науки является обогащение и современные методов её исследования. В настоящее время педагогические исследования осуществляются с помощью целой системы разнообразных методов, которые делятся на теоретические и эмпирические.

Оглавление

Содержание
Введение 3
Глава I. Понятие педагогики как науки 4
§ 1.1. Понятие и виды педагогики 4
§ 1.2. Задачи и функции педагогики 7
§ 1.3. Методы педагогики 8
Глава II. Теоретические методы педагогики 9
§ 2.1. Абстракция и конкретизация 9
§ 2.2. Сравнение 10
§ 2.3. Анализ и синтез 10
§ 2.4. Индукция и дедукция 12
§ 2.5. Моделирование 13
Заключение 15
Список использованной литературы 17

Файлы: 1 файл

Психология и педагогика.docx

— 39.08 Кб (Скачать)

Содержание

Введение3

Глава I. Понятие педагогики как науки4

§ 1.1. Понятие  и виды педагогики4

§ 1.2. Задачи и функции педагогики7

§ 1.3. Методы педагогики8

Глава II. Теоретические методы педагогики9

§ 2.1. Абстракция и конкретизация9

§ 2.2. Сравнение10

§ 2.3. Анализ и синтез10

§ 2.4. Индукция и дедукция12

§ 2.5. Моделирование13

Заключение15

Список  использованной литературы17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Каждая  отрасль человеческого знания, выделяясь  в особую науку, определяет предмет  исследования, присущий только данной науке и методы её исследования. Предметом педагогики является особенная сфера общественной деятельности воспитания человека составными частями её – образование и обучение.

     Существенным  фактором развития педагогической науки  является обогащение и современные методов её исследования. В настоящее время педагогические исследования осуществляются с помощью целой системы разнообразных методов, которые делятся на теоретические и эмпирические.

     Остановимся кратко на сущности теоретических методов. Для этого необходимо решить ряд задач:

  • рассмотрим понятие, задачи и функции педагогики;
  • охарактеризуем каждый теоретический метод психологии, а именно психологического исследования
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Понятие педагогики как науки 

§ 1.1. Понятие  и виды педагогики 

     Наука о воспитании человека получила свое название от двух греческих слов: «пайдос» – «дитя» и «аго» – «вести». Если переводить дословно, то «пайдоагос»  означает «детоводитель», то есть тот, кто ведет ребенка по жизни. Отсюда логично вытекает объект педагогики – ребенок, человек, личность.

     Ребенок является объектом многих наук, но каждая из них формирует в процессе его  изучения свой особый предмет исследования. Закономерностями детского организма  и протекания физиологических процессов  занимаются анатомия и физиология. Педиатрия изучает особенности  и закономерности состояния детского организма при различных его  заболеваниях. В центре изучения возрастной и педагогической психологии – закономерности становления и развития психических  функций у ребенка на разных возрастных этапах и под влиянием целенаправленного  воздействия.

     Педагогика  объединяет и синтезирует в себе данные всех естественных и общественных наук о ребенке в целом, о законах  развития воспитательных общественных отношений, которые влияют на социальное становление личности. Педагогика, можно сказать, является высшим этапом развития наук о ребенке, о становлении  его личности в системе общественных отношений, в процессе воспитания.

     Педагогика – это в широком смысле наука о воспитании человека. Она изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему. Она существует для того, чтобы на практике указывать наиболее легкие пути достижения педагогических целей и задач, путей реализации законов воспитания и методик обучения.

     Конкретизируя данное определение педагогики, можно  сказать, что это наука о законах  и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого  саморазвития человека.

     Педагогика  как область научных дисциплин  о воспитании и обучении, образовании  человека раскрывает закономерности педагогического  процесса, а также становления  и развития личности в педагогическом процессе. Педагогика познает свой объект – растущего, развивающегося человека – в нерасторжимом слиянии  природного, общественного и индивидуального  в нем; в его сущности, становлении, свойствах и деятельности. Эти проблемы решаются в современной педагогике на основе философских концепций человека, данных социально-психологических, психологических и психофизиологических исследований.

     Предметом исследования педагогики является целостная система воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека. Теория педагогического процесса, его возможность, необходимость и пути реализации составляют предмет общей педагогики, а также философии педагогики.

     Теории  и научные подходы в педагогике не имеют взаимоисключающего характера; они, скорее, дополняют друг друга. Как  в теории, так и в практике педагогическое мышление есть особый вид осуществления  диагностики, профилактики нарушений  и терапевтической тактики.

     Суть педагогического мышления состоит в том, что всеобщие принципы при любом их практическом применении модифицируются. Конкретизируясь, теоретическое знание приспосабливается к неповторимо индивидуальной ситуации и (или) случаю. Оно преобразуется, пересматривается, видоизменяется.

     Различают несколько отраслей педагогики в  зависимости от задач и направленности данной науки:

  1. Ясельная педагогика изучает закономерности и условия воспитания детей младенческого возраста. Характерная особенность – взаимодействие с другими отраслями знаний: психологией, физиологией, медициной.
  2. Дошкольная педагогика – наука о закономерностях развития, формирования личности детей дошкольного возраста. Разрабатывает теоретические основы и технологии воспитания дошкольников в государственных и негосударственных, учебно-воспитательных учреждениях и в условиях многодетных, полных, неполных семей.
  3. Педагогика школы является базой для построения вузовской педагогики, выступает основой формирования учительского и преподавательского профессионализма.
  4. Педагогика профессионально-технического образования – отрасль науки, предметом которой являются закономерности подготовки рабочих высокой квалификации. Ее возникновение связано с потребностью практики бывшего СССР в обучении молодежи рабочим профессиям.
  5. Педагогика среднего специального образования развивается за счет заимствования, адаптации научных и прикладных положений школьной и вузовской педагогики.
  6. Педагогика высшей школы обусловлена фактором научного потенциала. Будущих специалистов обучают представители, имеющие высшую квалификацию.
  7. Производственная педагогика изучает: закономерности обучения работающих; переориентацию на новые средства производства; повышение квалификации работающих; переориентацию на новые профессии.
  8. Социальная педагогика содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного образования и воспитания детей и взрослых.
  9. Педагогика «третьего» возраста разрабатывает систему образования, развития людей пенсионного возраста и находится в стадии становления.
  10. Исправительно-трудовая педагогика содержит теоретические обоснования и разработки практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления. Данная отрасль педагогики взаимосвязана с юриспруденцией и правоведением.
  11. Сравнительная педагогика исследует закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и различий.
  12. Специальные педагогические науки – сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика – разрабатывают теоретические основы, принципы, методы и средства воспитания и образования детей и взрослых, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии.
  13. Лечебная педагогика развивается на границе с медициной. Основным ее предметом является система образовательно-воспитательной деятельности педагогов с больными и имеющими слабое здоровье учениками.
 

     § 1.2. Задачи и функции педагогики 

     Выделяют  два виды функций педагогики:

    1. Теоретическая функция:
  • изучение передового и новаторского опыта (описательный уровень);
  • выявление состояния педагогических явлений (диагностический уровень);
  • проведение экспериментальных исследований (прогностический уровень).
    1. Технологическая функция:
  • разработка методических материалов (планов, программ, учебных пособий), определяющих нормативный план педагогической деятельности (проективный уровень);
  • внедрение достижении науки в педагогическую практику (преобразовательный уровень);
  • анализ результатов научных исследований (рефлексивный уровень).

     Функции педагогической науки осуществляются в органическом единстве.

     Исходя  из этих функций, основными задачами педагогики являются:

  1. анализ современного состояния и прогнозирование развития образования в будущем;
  2. разработка теоретико-методологических основ образования, новых методов, средств, форм, систем обучения и воспитания;
  3. выявление закономерностей обучения, воспитания личности и управления педагогическими системами;
  4. определение содержания образования в конкретных условиях;
  5. разработка образовательных стандартов;
  6. изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности, научный анализ педагогический инноваций;
  7. внедрение результатов научных исследований в педагогическую практику;
  8. изучение истории развития образования и педагогической мысли.
 

§ 1.3. Методы педагогики 

     Методы педагогического исследования – это способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них, с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.

     Методы  педагогического исследования подразделяются на теоретические и эмпирические.

     К теоретическим методам исследования относятся анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, моделирование, индукцию и дедукцию.

     Эмпирические  методы исследования подразделяются на частные и общие. К частным  методам относятся наблюдение, устный опрос (беседа, интервью), письменный опрос (анкетирование, метод экспертных оценок, тестирование). К общим методам эмпирического исследования относятся обследование, изучение и обобщение педагогического опыта, опытная работа, эксперимент.

Глава II. Теоретические методы педагогики 

     В курсовом и дипломном педагогическом исследовании применяются следующие  теоретические методы: абстракция и  конкретизация, сравнение, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование. Все эти методы не являются собственно педагогическими, но имеют общенаучный характер. Понятно, что исследователь прибегает к ним и на теоретическом, и на эмпирическом этапах исследования. 

§ 2.1. Абстракция и конкретизация 

     Абстракция (от лат. abstractio – удаление, отвлечение) – метод исследования, сущность которого состоит в том, что исследователь  мысленно выделяет в исследуемом  объекте только определенные свойства, признаки, характеристики и как бы «забывает», отвлекается от других свойств, признаков и характеристик. Расчленение предмета и выделение  в нем существенных сторон, всесторонний анализ их невозможен без абстракции. Невозможно, скажем, представить себе такие явления, как обучение, воспитание, развитие, метод не прибегая к абстрагированию.

     Какие знания приобретаются в результате абстракции? Это могут быть обобщения, переходящие в понятия. Это могут быть и чувственно-наглядные образы (чертежи, схемы, диаграммы, модели, графики, таблицы, карты, формулы).

     С абстракцией тесно связан метод  конкретизации (от лат. concretus – сгущенный, уплотненный, сложившийся). Известно, что  нет абстрактной истины – истина всегда конкретна. В процессе конкретизации  изучаемый объект, например урок, включается в многообразие различных связей и отношений (содержание обучения на уроке, принципы, методы, приемы обучения, структура урока). Благодаря этому удается воссоздать возможно более полное знание о реальном педагогическом явлении. Результатом применения метода конкретизации являются наглядные педагогические примеры, частные случаи с их полным анализом и описанием. 

Информация о работе Теоеретические методы педагогики