Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 22:23, курсовая работа
Каждая отрасль человеческого знания, выделяясь в особую науку, определяет предмет исследования, присущий только данной науке и методы её исследования. Предметом педагогики является особенная сфера общественной деятельности воспитания человека составными частями её – образование и обучение.
Существенным фактором развития педагогической науки является обогащение и современные методов её исследования. В настоящее время педагогические исследования осуществляются с помощью целой системы разнообразных методов, которые делятся на теоретические и эмпирические.
Содержание
Введение 3
Глава I. Понятие педагогики как науки 4
§ 1.1. Понятие и виды педагогики 4
§ 1.2. Задачи и функции педагогики 7
§ 1.3. Методы педагогики 8
Глава II. Теоретические методы педагогики 9
§ 2.1. Абстракция и конкретизация 9
§ 2.2. Сравнение 10
§ 2.3. Анализ и синтез 10
§ 2.4. Индукция и дедукция 12
§ 2.5. Моделирование 13
Заключение 15
Список использованной литературы 17
Содержание
Введение3
Глава I. Понятие педагогики как науки4
§ 1.1. Понятие и виды педагогики4
§ 1.2. Задачи и функции педагогики7
§ 1.3. Методы педагогики8
Глава II. Теоретические методы педагогики9
§ 2.1. Абстракция и конкретизация9
§ 2.2. Сравнение10
§ 2.3. Анализ и синтез10
§ 2.4. Индукция и дедукция12
§ 2.5. Моделирование13
Заключение15
Список
использованной литературы17
Введение
Каждая отрасль человеческого знания, выделяясь в особую науку, определяет предмет исследования, присущий только данной науке и методы её исследования. Предметом педагогики является особенная сфера общественной деятельности воспитания человека составными частями её – образование и обучение.
Существенным фактором развития педагогической науки является обогащение и современные методов её исследования. В настоящее время педагогические исследования осуществляются с помощью целой системы разнообразных методов, которые делятся на теоретические и эмпирические.
Остановимся кратко на сущности теоретических методов. Для этого необходимо решить ряд задач:
Глава I.
Понятие педагогики как науки
§ 1.1. Понятие
и виды педагогики
Наука о воспитании человека получила свое название от двух греческих слов: «пайдос» – «дитя» и «аго» – «вести». Если переводить дословно, то «пайдоагос» означает «детоводитель», то есть тот, кто ведет ребенка по жизни. Отсюда логично вытекает объект педагогики – ребенок, человек, личность.
Ребенок является объектом многих наук, но каждая из них формирует в процессе его изучения свой особый предмет исследования. Закономерностями детского организма и протекания физиологических процессов занимаются анатомия и физиология. Педиатрия изучает особенности и закономерности состояния детского организма при различных его заболеваниях. В центре изучения возрастной и педагогической психологии – закономерности становления и развития психических функций у ребенка на разных возрастных этапах и под влиянием целенаправленного воздействия.
Педагогика объединяет и синтезирует в себе данные всех естественных и общественных наук о ребенке в целом, о законах развития воспитательных общественных отношений, которые влияют на социальное становление личности. Педагогика, можно сказать, является высшим этапом развития наук о ребенке, о становлении его личности в системе общественных отношений, в процессе воспитания.
Педагогика – это в широком смысле наука о воспитании человека. Она изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему. Она существует для того, чтобы на практике указывать наиболее легкие пути достижения педагогических целей и задач, путей реализации законов воспитания и методик обучения.
Конкретизируя данное определение педагогики, можно сказать, что это наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека.
Педагогика
как область научных дисциплин
о воспитании и обучении, образовании
человека раскрывает закономерности педагогического
процесса, а также становления
и развития личности в педагогическом
процессе. Педагогика познает свой
объект – растущего, развивающегося
человека – в нерасторжимом слиянии
природного, общественного и
Предметом исследования педагогики является целостная система воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека. Теория педагогического процесса, его возможность, необходимость и пути реализации составляют предмет общей педагогики, а также философии педагогики.
Теории и научные подходы в педагогике не имеют взаимоисключающего характера; они, скорее, дополняют друг друга. Как в теории, так и в практике педагогическое мышление есть особый вид осуществления диагностики, профилактики нарушений и терапевтической тактики.
Суть педагогического мышления состоит в том, что всеобщие принципы при любом их практическом применении модифицируются. Конкретизируясь, теоретическое знание приспосабливается к неповторимо индивидуальной ситуации и (или) случаю. Оно преобразуется, пересматривается, видоизменяется.
Различают несколько отраслей педагогики в зависимости от задач и направленности данной науки:
§ 1.2. Задачи и функции
педагогики
Выделяют два виды функций педагогики:
Функции педагогической науки осуществляются в органическом единстве.
Исходя из этих функций, основными задачами педагогики являются:
§ 1.3. Методы
педагогики
Методы педагогического исследования – это способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них, с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.
Методы педагогического исследования подразделяются на теоретические и эмпирические.
К
теоретическим методам
Эмпирические методы исследования подразделяются на частные и общие. К частным методам относятся наблюдение, устный опрос (беседа, интервью), письменный опрос (анкетирование, метод экспертных оценок, тестирование). К общим методам эмпирического исследования относятся обследование, изучение и обобщение педагогического опыта, опытная работа, эксперимент.
Глава II.
Теоретические методы педагогики
В
курсовом и дипломном педагогическом
исследовании применяются следующие
теоретические методы: абстракция и
конкретизация, сравнение, анализ и синтез,
индукция и дедукция, моделирование. Все
эти методы не являются собственно педагогическими,
но имеют общенаучный характер. Понятно,
что исследователь прибегает к ним и на
теоретическом, и на эмпирическом этапах
исследования.
§ 2.1. Абстракция
и конкретизация
Абстракция (от лат. abstractio – удаление, отвлечение) – метод исследования, сущность которого состоит в том, что исследователь мысленно выделяет в исследуемом объекте только определенные свойства, признаки, характеристики и как бы «забывает», отвлекается от других свойств, признаков и характеристик. Расчленение предмета и выделение в нем существенных сторон, всесторонний анализ их невозможен без абстракции. Невозможно, скажем, представить себе такие явления, как обучение, воспитание, развитие, метод не прибегая к абстрагированию.
Какие знания приобретаются в результате абстракции? Это могут быть обобщения, переходящие в понятия. Это могут быть и чувственно-наглядные образы (чертежи, схемы, диаграммы, модели, графики, таблицы, карты, формулы).
С
абстракцией тесно связан метод
конкретизации (от лат. concretus – сгущенный,
уплотненный, сложившийся). Известно, что
нет абстрактной истины – истина
всегда конкретна. В процессе конкретизации
изучаемый объект, например урок, включается
в многообразие различных связей
и отношений (содержание обучения на
уроке, принципы, методы, приемы обучения,
структура урока). Благодаря этому удается
воссоздать возможно более полное знание
о реальном педагогическом явлении. Результатом
применения метода конкретизации являются
наглядные педагогические примеры, частные
случаи с их полным анализом и описанием.