Технология постановки подвижных игр

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 13:44, реферат

Краткое описание

Игра - относительно самостоятельная деятельность детей и взрослых. Она удовлетворяет потребность людей в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил. Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений. Для подвижной игры характерны активные творческие двигательные действия, мотивированные ее сюжетом. Эти действия частично
ограничиваются правилами (общепринятыми, установленными руководителем или играющими), направленными на преодоление различных трудностей на пути к достижению поставленной цели.

Оглавление

Вводная часть
I. Подвижные игры в педагогической практике
Оздоровительные задачи подвижных игр
Образовательные задачи подвижных игр
Воспитательные задачи подвижных игр
II. Технология постановки подвижных игр
Подготовка к проведению игры
Подготовка площадки для игры
Подготовка инвентаря для подвижных игр
Предварительный анализ игры
Руководство игрой
Размещение играющих и место руководителя при объяснении игры
Объяснение игры
Выделение водящих
Распределение команды
Выбор капитанов команд
Выделение помощников
Наблюдение за процессом игры и поведением играющих
Судейство
Дозировка нагрузки в процессе игры
Окончание игры
Подведение итогов игры
Обсуждение игры
Заключение

Файлы: 1 файл

подвижные игры.doc

— 156.50 Кб (Скачать)

 

Распределение команды

 

Распределение на команды также может проводиться  различными способами.

1. Руководитель распределяет играющих на команды по своему усмотрению в случаях, когда нужно составить равные по силам команды. Такой способ чаще всего применяют при проведении сложных подвижных и спортивных игр в старших классах.  Активного участия в составлении команд играющие не принимают.

2. Другой способ распределения играющих на команды состоит в построении учащихся в шеренгу и расчете на первый-второй; первые номера составят одну команду, вторые - другую. Таким же способом составляют и несколько команд. Подобное быстрое распределение целесообразно для урока, так как он ограничен по времени, однако его недостаток в том, что команды не всегда получаются равными по силам.

3. Можно разделить играющих на команды путем фигурной  маршировки или расчета движущейся колонны. В каждом ряду  должно быть столько человек, сколько команд требуется для игры. Для этого способа также не нужно много времени, однако состав команд при этом бывает случайным и часто неравным по силам.

4. Используется и способ разделения команд по сговору. В этом случае дети выбирают капитанов, разделившись на пары  (примерно равные по силам), сговариваются, кто кем будет, а  капитаны выбирают их по названиям. При таком разделении команды почти всегда равны по силам. Этот способ очень любим детьми, поскольку он сам - своеобразная игра. Однако его недостаток в невозможности применения на уроках - он занимает много времени.

5. Способ разделения по назначению капитанов. Игроки  выбирают двух капитанов, которые, в свою очередь, набирают  игроков в свою команду. Это довольно быстрый способ, и команды бывают в основном равны по силам. Отрицательная сторона этого способа состоит в том, что слабых игроков капитаны берут неохотно, что часто  приводит к обидам и ссорам среди играющих. Чтобы избежать неприятных ситуаций, рекомендуется не доводить выбор до конца и разделить оставшихся путем расчета. Способ по назначению капитанов следует применять только в играх с учащимися старшего школьного  возраста, которые смогут правильно оценить силы игроков.

 

Выбор капитанов команд

 

Роль капитанов команд очень велика: они отвечают за  поведение всей команды в целом и за отдельных играющих. Капитану дается право распределить роли в команде, следить за  соблюдением правил и дисциплиной. Он является непосредственным помощником руководителя. Капитанов могут выбрать сами играющие или их назначает  руководитель. Когда играющие сами избирают капитанов, они  учатся объективно оценивать друг друга, а капитан, осознавая  доверие игроков, признает свою ответственность. Если играющие недостаточно организованны или плохо знают друг друга,  руководитель сам назначает капитанов. Иногда в воспитательных целях он выбирает капитанами пассивных игроков или  легковозбудимых, несдержанных, способствуя тем самым формированию 

необходимых черт характера. Обычно сначала составляют команды и лишь после этого  назначают капитанов. В случае разделения на команды путем выбора или сговора капитанов выбирают заранее. В постоянных командах капитаны периодически переизбираются.

 

 

 

Выделение помощников

 

Для каждой игры руководитель выбирает помощников,  которые следят за соблюдением правил, учитывают результаты игры, а также раздают и расставляют инвентарь. Желательно, чтобы в роли помощников в течение учебного года побывали все учащиеся, поскольку они - будущие организаторы игры. Число помощников зависит от сложности Правил и  организации игры, количества играющих и размеров площадки,  помещения. О назначении помощников руководитель объявляет всем играющим. В зависимости от сложности игры и задач, решаемых в  процессе занятий, помощников выделяют до построения играющих или после объявления игры и выбора водящих. Если намечена игра, требующая силы и выносливости (например, «Белые медведи»), руководитель может заранее назначить физически слабых детей на роль помощников. Для игр на местности помощники выделяются заблаговременно, чтобы они могли совместно с руководителем подготовиться к предстоящей игре. Для командных игр  (например, «Перестрелка») помощников можно выделить после  объяснения игры.

 

Наблюдение за процессом игры и поведением играющих

 

Руководство игрой имеет исключительно важное значение для решения поставленных руководителем оздоровительных,  образовательных и воспитательных задач. Усвоение детьми игры и  поведение играющих также зависят от правильного руководства. Значение умелого управления процессом игры подчеркивал П.Ф.Лесгафт. По его словам, руководитель «должен сам хорошо понимать смысл и значение приведенных правил и не допускать со своей стороны ни малейшего произвола в своих размышлениях и действиях, а также уметь всегда... оставаться по отношению к ученикам вполне объективным... Чтобы занимающиеся при посредстве игры  приучились к самостоятельной деятельности... необходимо, чтобы они сами направляли игру и следили за точным исполнением принятых правил». Игра должна начинаться организованно и своевременно, по условному сигналу (команде, свистку, хлопку в ладоши, взмаху рукой или флажком). Условные сигналы и команды лучше  чередовать в целях упражнения детей в точности и быстроте  двигательной реакции. Руководитель заранее предупреждает детей о  выбранном им сигнале и дает его только после того, как убедится в том, что все игроки поняли содержание игры и заняли свои места. Начиная игру, руководитель не должен допускать задержек,  поскольку это снижает интерес участников, уменьшает готовность детей к игре. Приостановить начало игры можно лишь в том  случае, когда участникам нужно обсудить план действия в командах. После того как игра началась, руководитель внимательно следит за ее ходом, за поведением играющих, делает поправки и 

замечания, не останавливая общего хода игры. Если большинство  играющих допускают одинаковую ошибку, он может приостановить игру и сделать указания, как правильно выполнять приемы игры, обращает внимание на тактику. Однако наряду с этим он  предоставляет детям максимум инициативы и остается  беспристрастным и объективным судьей. Очень тактично руководитель должен обращаться с  маленькими, слабыми игроками и не требовать исполнения таких правил, которые могут привести к чувству подавленности или причинить вред; особенно много внимания надо уделять детям, не  привыкшим играть в коллективе. От отдельных отстающих в играх, менее ловких учеников не следует требовать немедленных успешных  действий. Надо терпеливо и настойчиво стремиться к тому, чтобы такие игроки постепенно приближались к общему уровню  игровой подготовленности коллектива. Менее подготовленным  полезно предлагать дополнительные занятия играми-упражнениями или «маленькими играми». Цель таких занятий - подведение отстающих учеников к общему среднему уровню подготовленности, они могут проводиться в одиночном порядке или в составе небольших групп. В ряде игр-упражнений типа «поединков» хуже  подготовленным и менее успевающим игрокам можно предоставлять  некоторые преимущества в состязаниях с более сильными  противниками. Хорошо изучив игру, дети сами могут создавать новые  правила, дополняя уже существующие. Руководителю следует  поддерживать в этом детей. Если подвижная игра отличается сложностью, руководитель сначала знакомит детей с основными правилами, а затем по ходу игры постепенно дополняет их. Давать сигнал к окончанию игры лучше всего тогда, когда все участники получили от нее удовольствие, но не переутомились. Об окончании игры можно предупредить словами: «Осталась одна минута!», «Играем до одного очка!», «Последний водящий!» и т.д.

Игру нельзя останавливать криком, резкой командой, так как такое неожиданное для учеников окончание игры, непредвиденный ее конец могут вызвать отрицательную реакцию, неудовлетворение. Зачастую в ходе игры детей приходится сдерживать. На пределе их возможностей возникает своего рода «самозаводящийся»  механизм, основа которого строится на игровом удовольствии.  Руководителю важно следить за психологическим климатом  подвижной игры, ее процесс должен быть приятен детям. Это возможно только в том случае, когда участники  проявляют активность, творческую инициативу и самостоятельность. Очень важно умение руководителя заинтересовать, увлечь  детей игрой. Чтобы игра стала интересной, она должна  соответствовать интересам и возможностям детей. Надо обращать внимание на желания играющих, их настроение. Одна из наиболее важных задач руководителя - суметь войти в детский коллектив, включиться в сферу игровых действий. Иногда руководитель может непосредственно играть с ребятами (кроме игр с элементами соревнований). Это делается в тех случаях, когда надо показать отличный образец умения играть. Принимая участие в игре, он не только поднимает интерес у играющих, но и  показывает им, как лучше использовать отдельные приемы,  определенные тактические комбинации. Если руководитель замечает, что игра неинтересна участникам, он должен выяснить причину этого: возможно, она очень проста или, наоборот, сложна. В этих случаях надо менять правила (усложнять или упрощать), в крайнем случае - сокращать продолжительность игры. Заранее, до проведения игры, руководитель учитывает  наиболее опасные ее моменты (перепрыгивание через сложное  препятствие, спрыгивание вниз с высоты, бег около снарядов, стены), во время игры он должен быть готов к страховке. Помогать  руководителю могут дети, не участвующие в игре. В играх не должны присутствовать отрицательные эмоции, надо, чтобы игры положительно влияли на нервную систему,  самочувствие и поведение занимающихся. Для этого необходимо избегать проявления в играх обиды, озлобления или страха,  способствующих воспитанию нежелательных качеств. Играющих надо приучать к тому, чтобы они привыкали  помогать друг другу лучше выполнять отдельные приемы, а при  встречах с «противником» - не допускать грубостей даже в самые  острые моменты состязания. Если выбрана командная игра, надо побуждать каждую команду вести игру наступательно, постоянно согласуя действия по выполнению поставленной тактической  задачи. При непрерывности атакующих действий играющие должны уметь без промедления прибегать к новым маневрам в случаях  неудачи или ослабления наступления. В согласованных совместных действиях необходимо поощрять  инициативу каждого игрока. Надо научить играющих не теряться, если придется переходить от нападения к защите. Но и в случаях  перехода к защите игроки должны стремиться «обороняясь - наступать». В подвижных играх с разделением на команды, в которых роли играющих могут быть различны (одни - в защите, другие - в  нападении), при повторных занятиях полезно менять обязанности игроков. Для слишком возбудимых подвижная игра, богатая  эмоциональным содержанием, может служить слишком сильным  раздражителем: приводить к повышению возбудимости, затруднению дифференцировки и, следовательно, к понижению ясности,  быстроты мысли, четкости, правильности действий. Наоборот,  малоподвижные, инертные игроки в условиях игры, возбуждающей их эмоции, становятся способными к наиболее целесообразным, ловким, быстрым действиям. Вместе с тем из опыта известно, что играющие с различными типами высшей нервной деятельности могут одинаково хорошо овладевать игровыми приемами. В занятиях подвижными играми могут быть достаточно верно подмечены свойственные отдельным занимающимся те или  другие типы высшей нервной деятельности. Педагогическая  практика показывает, что дети школьного возраста с различными  типами высшей нервной деятельности могут проявлять себя в играх различно. Руководитель должен приучать детей к дисциплинированному поведению во время игры. Однако по некоторым причинам  дисциплина может быть нарушена. Например, в случае, если  руководитель непонятно объяснил игру. Тогда надо сразу же  дополнительно разъяснить правила игры. Дисциплина нарушается также из-за неправильного выбора водящих или разделения на команды. Со слабым водящим играть неинтересно. Дети шумят, дразнят его. При неправильном разделении на команды (одна сильнее  другой) участники более слабой команды начинают протестовать во время игры. Еще хуже, когда по недосмотру руководителя в командах неравное количество игроков. Ошибки следует устранять немедленно по мере обнаружения. Очень часто дисциплину нарушают несдержанные игроки.  Чтобы избежать этого, можно поручить им ответственные роли  водящего, судьи, а в некоторых случаях, наоборот, отстранить от игры. Иногда в процессе игры дети пытаются прибегнуть к обману. Для них это скорее освещенная временем традиция, чем  постыдные поступки в обществе взрослых. Серьезным преступлением во многих культурах, которые смиряются с обманом, считается быть пойманным во время проступка. Верх изощренности - выйти из этого положения незамеченным. Руководитель игры также может допускать подобную тактику в ходе ее, хотя и должен настаивать, чтобы дети вели себя по другим правилам. Игры являются хорошим средством по преподнесению такого урока. Стыд тех, кого застали за этим действием, служит лучшим средством борьбы с обманом, нежели просто запрет. Игроки должны осознавать, что они будут исключены из игры, если их поймают на обмане.

 

Судейство

 

Объективное и беспристрастное судейство - обязательное  условие каждой подвижной игры. Если участники не соблюдают ее правил, игра теряет свою педагогическую ценность. Объективное и точное судейство имеет особое значение в играх с разделением на команды, где ярко выражено соревновательное начало и  каждая команда заинтересована в выигрыше. Необъективный судья теряет доверие и уважение, его авторитет падает, с ним  перестают считаться. Во время игры судья должен расположиться так, чтобы  видеть всех играющих и не мешать им. В некоторых играх ему  приходится передвигаться по площадке и наблюдать за перемещением игроков. Сигнал о нарушении правил должен подаваться  своевременно и четко. Судья делает замечания корректно, не вступая в споры с играющими. От судьи зависит правильное подведение итогов игры. Строгое судейство в подвижных играх способствует воспитанию у детей честности, уважения к судье и правилам. Замечания и разъяснения, касающиеся судейства, надо делать по окончании игры.

 

Дозировка нагрузки в процессе игры

 

Обязанность руководителя - не только правильно выбрать и начать подвижную игру, но и разумно ее дозировать и вовремя закончить. Нагрузка в игре дозируется уменьшением или  увеличением общей подвижности участников. Для регулирования физической и эмоциональной нагрузки можно использовать следующие приемы:

1. Изменять  продолжительность и количество повторений элементов игры.

2. Увеличить или уменьшить размеры площадки.

3. Усложнить или упростить правила игры.

4. Использовать инвентарь большего или меньшего веса и размера.

5. Ввести короткие перерывы, организовать «дома отдыха» для детей в играх с непрерывными действиями и т.д. Конечно же, при проведении подвижных игр руководителю сложно учитывать индивидуальные возможности и физическое состояние каждого участника в данное время. Поэтому следует исходить из выбора оптимальных нагрузок. Руководитель должен помнить, что чрезмерные мышечные напряжения, которые  вызывают быстрое утомление, нельзя предлагать участникам в  начале игры. Интенсивные упражнения чередуются с отдыхом. Немаловажный фактор при выборе дозировки подвижной игры - это характер предшествующей деятельности и  настроение детей. Если игра проводится после больших физических или умственных усилий, надо предложить игру малоподвижную,  исключив приемы, требующие больших напряжений. Интенсивные игры следует чередовать с малоинтенсивными. С повышением эмоционального состояния играющих возрастает и нагрузка. Увлеченные игрой, дети теряют чувство меры, желая превзойти друг друга, не рассчитывают своих возможностей и переутомляются. Они могут не почувствовать наступающего  утомления. Поэтому руководитель не должен полагаться на их самочувствие. Необходимо учитывать возрастные особенности  занимающихся, их подготовленность и состояние здоровья. Иногда целесообразно прекращать игру, хотя играющие еще не  почувствовали потребности в отдыхе. Желательно, чтобы все играющие получали приблизительно одинаковую нагрузку. Поэтому нельзя допускать, чтобы водящие долгое время находились в движении без отдыха. Водящего рекомендуется время от времени менять, даже в том случае, если ему не удалось «отыграться». Удалять из игры проигравших (если это требуется правилами игры) можно

только на очень короткое время, а лучше всего просто записывать им штрафные очки. Особое внимание должно уделяться физически слабым детям. Им необходима индивидуальная дозировка: сокращенные  дистанции, облегченные задания, меньшее время пребывания в игре. Если игра проводится на открытом воздухе, следует обращать внимание на состояние погоды. Физиологическое воздействие  движений на организм увеличивается во время занятий на воздухе. В зимних играх на открытом воздухе занимающиеся должны  выполнять движения интенсивно, без перерывов. Нельзя давать  играющим большие кратковременные нагрузки с последующим отдыхом, чтобы не вызвать испарину, а затем быстрое  охлаждение. Зимние игры на воздухе должны быть кратковременными. Если участники легко одеты, игру надо проводить в быстром  темпе, если же они в теплых костюмах, - интенсивность должна быть меньшей, чтобы не простудить детей. Таким образом,  подвижная игра должна оптимально соответствовать объему и  интенсивности нагрузки занятия в целом.

 

Окончание игры

 

Правильная организация подвижной игры предусматривает не только правильное ее проведение, но и своевременное окончание. Преждевременное окончание игры нежелательно так же, как и ее затягивание. Длительность игры зависит от ее характера, условий занятий и состава занимающихся. Такие факторы, как количество участников (чем их меньше, тем короче игра), их возраст (дети младшего школьного возраста не должны испытывать длительное напряжение), содержание игры (игры, требующие большой  нагрузки, должны быть короче), место проведения, темп,  предложенный руководителем, его опытность (у малоопытного руководителя игры короче), также оказывают влияние на продолжительность игры. Момент окончания игры определяется по первым признакам утомления: рассеянность внимания, нарушение правил,  неточность выполнения движений, недостаточное проявление  настойчивости в достижении цели, уменьшение заинтересованности, учащенное дыхание у большинства участников. В случае их  появления игру следует заканчивать. Руководитель перед игрой может сообщать отведенное на нее время. Учитывая это, участники соответственно распределяют свои силы. За 1 - 3 мин до окончания установленного времени надо предупредить игроков. Если игра командная, перед ее началом желательно сообщить участникам количество повторений игры. Форма занятий также влияет на длительность игры: игра,  проводимая на уроке физической культуры, ограничена во времени. Если же она проводится во внеурочное время, то может быть  продолжительнее и в большей мере способствовать воспитанию у  детей выносливости. Такая игра приучает учащихся к более высоким напряжениям.

 

Подведение итогов игры

Информация о работе Технология постановки подвижных игр