Технология постановки подвижных игр

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 13:44, реферат

Краткое описание

Игра - относительно самостоятельная деятельность детей и взрослых. Она удовлетворяет потребность людей в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил. Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений. Для подвижной игры характерны активные творческие двигательные действия, мотивированные ее сюжетом. Эти действия частично
ограничиваются правилами (общепринятыми, установленными руководителем или играющими), направленными на преодоление различных трудностей на пути к достижению поставленной цели.

Оглавление

Вводная часть
I. Подвижные игры в педагогической практике
Оздоровительные задачи подвижных игр
Образовательные задачи подвижных игр
Воспитательные задачи подвижных игр
II. Технология постановки подвижных игр
Подготовка к проведению игры
Подготовка площадки для игры
Подготовка инвентаря для подвижных игр
Предварительный анализ игры
Руководство игрой
Размещение играющих и место руководителя при объяснении игры
Объяснение игры
Выделение водящих
Распределение команды
Выбор капитанов команд
Выделение помощников
Наблюдение за процессом игры и поведением играющих
Судейство
Дозировка нагрузки в процессе игры
Окончание игры
Подведение итогов игры
Обсуждение игры
Заключение

Файлы: 1 файл

подвижные игры.doc

— 156.50 Кб (Скачать)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И КИНЕМАТОГРАФИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

«Технология постановки подвижных игр»

 

 

 

 

                                                                   Выполнила:

                                                                           Кочевинова Л.В.

                                                                             студентка 5 курса

                                                                                          заочной формы обучения

                                                                          Специализация:

                                                                                              технолог СКД,

                                                                                               преподаватель.

                                                                         Преподаватель:   

                                                                                   доц. Иванушкин Е.И.

  

                                                                

                                                                          

 

 

Орёл

2011

 

 

План

 

Вводная часть

I. Подвижные игры в педагогической практике

Оздоровительные задачи подвижных игр

Образовательные задачи подвижных игр

Воспитательные задачи подвижных игр

II. Технология постановки подвижных игр

Подготовка к проведению игры

Подготовка площадки для игры

Подготовка инвентаря для подвижных игр

Предварительный анализ игры

Руководство игрой

Размещение играющих и место руководителя при объяснении игры

Объяснение игры

Выделение водящих

Распределение команды

Выбор капитанов команд

Выделение помощников

Наблюдение за процессом игры и поведением играющих

Судейство

Дозировка нагрузки в процессе игры

Окончание игры

Подведение итогов игры

Обсуждение игры

Заключение

Вводная часть

 

Игра - относительно самостоятельная деятельность детей и  взрослых. Она удовлетворяет потребность людей в отдыхе,  развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил. Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой  деятельности, в которых ярко выражена роль движений. Для  подвижной игры характерны активные творческие двигательные действия, мотивированные ее сюжетом. Эти действия частично

ограничиваются правилами (общепринятыми, установленными руководителем или играющими), направленными на  преодоление различных трудностей на пути к достижению поставленной цели. В педагогической практике используются коллективные и индивидуальные подвижные игры, а также игры,  подводящие к спортивной деятельности. Коллективные подвижные игры - это игры, в которых одновременно участвуют как небольшие группы участников, так и целые классы или спортивные секции, а в некоторых случаях и значительно большее количество играющих. Индивидуальные (одиночные) подвижные игры  обычно создаются и организуются детьми. В таких играх каждый может намечать свои планы, устанавливать интересные для себя условия и правила, а по желанию и изменять их. По личному желанию избираются и пути для осуществления задуманных действий. Игры, подводящие к спортивной деятельности, — это систематически организуемые подвижные игры, требующие  устойчивых условий проведения и способствующие успешному  овладению учащимися элементами спортивной техники и  простейшими тактическими действиями в отдельных видах спорта. Подвижные игры являются одним из вспомогательных средств в занятиях спортом. Подобные игры используются также учителями, ведущими  внеклассную и внешкольную работу по физической культуре и спорту с детьми и подростками для организации их досуга. Ярко выражаемая в подвижных играх деятельность различных анализаторов создает благоприятные возможности для  тренировки функций коры головного мозга, для образования новых временных как положительных, так и отрицательных связей,  увеличения подвижности нервных процессов. Это положительно сказывается на усвоении занимающимися отдельных спортивно-технических приемов и их сочетаний,  создает предпосылки к более успешному овладению тактическими действиями, а также подтверждает, что занятия подвижными  играми содействуют воспитанию воли, выдержки,  дисциплинированности и других качеств, необходимых каждому для  достижения успехов в спорте. Такую несколько общую характеристику вспомогательного  значения подвижных игр в занятиях спортом необходимо дополнить замечаниями. Они касаются своеобразия задач, особенностей  подбора и проведения подвижных игр применительно к специфике занятий гимнастикой, легкой атлетикой, лыжной подготовкой и спортивными играми. Содержание подвижной игры составляют ее сюжет (тема, идея), правила и двигательные действия. Содержание  исходит из опыта человечества, передающегося от поколения к  поколению. Сюжет игры определяет цель действий играющих, характер развития игрового конфликта. Он заимствуется из окружающей действительности и образно отражает ее действия (например,  охотничьи, трудовые, военные, бытовые) или создается специально, исходя из задач физического воспитания, в виде схемы  противоборства при различных взаимодействиях играющих (например, в современных спортивных играх). Сюжет игры не только оживляет целостные действия играющих, но и придает отдельным приемам техники и элементам тактики целеустремленность, делает игру увлекательной. Правила - обязательные требования для участников игры. Они обусловливают расположение и перемещение игроков, уточняют характер поведения, права и обязанности играющих, определяют способы ведения игры, приемы и условия учета ее результатов. При этом не исключаются проявление творческой активности и инициатива играющих в рамках правил игры. Двигательные действия в подвижных играх очень  разнообразны. Они могут быть, например, подражательными, образно-творческими, ритмическими; выполняться в виде двигательных задач, требующих проявления ловкости, быстроты, силы и  других физических качеств. В играх могут встречаться короткие  перебежки с внезапными изменениями направления и задержками движения, различные метания на дальность и в цель, преодоление препятствий прыжком, сопротивлением силой, действия, требующие умения применять разнообразные движения,  приобретенные в процессе специальной физической подготовки, и др.  Все эти действия выполняются в самых различных комбинациях и сочетаниях.

 

I. Подвижные игры в педагогической практике

 

В педагогической практике, социальной жизни и быту  существуют две основные формы организации подвижных игр: урочная и внеурочная. Урочная форма проведения подвижных игр предусматривает  непосредственную руководящую роль учителя, регулярность  занятий с неизменным составом участников, регламентированные содержание и объем игрового материала и его взаимосвязь с  организацией, содержанием и методикой учебно-воспитательного  процесса, в который включается данная игра. Подвижные игры, относящиеся к внеурочной форме занятий, подразумевают большую роль организаторов, вожаков из среды самих детей; они организуются, как правило, эпизодически,  состав участников может меняться, а игры варьируются по  содержанию и объему игрового материала. Время, отводимое на подвижные игры в двигательном режиме школьников, зависит от возраста, класса, в котором учатся дети, от круглогодичного распорядка обучения и других видов  деятельности и отдыха.

Как уже упоминалось, при урочной форме проведения  подвижных игр ведущую роль играет руководитель, который решает  следующие задачи:

1) оздоровительные; 2) образовательные; 3)  воспитательные.

 

Оздоровительные задачи подвижных игр

 

При правильной организации занятий с учетом возрастных  особенностей и физической подготовленности занимающихся  подвижные игры оказывают благоприятное влияние на рост,  развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки у детей и подростков, а также повышают функциональную деятельность организма. В связи с этим большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную динамическую работу различные крупные и мелкие мышцы тела; игры, увеличивающие подвижность в суставах. Под воздействием физических упражнений,  применяемых в играх, активизируются все виды обмена веществ  (углеводный, белковый, жировой и минеральный). Мышечные  нагрузки стимулируют работу желез внутренней секреции. При занятиях играми необходимо следить за тем, чтобы  физические нагрузки были оптимальными. При систематических  занятиях играми можно допускать интенсивные нагрузки, чтобы  организм постепенно приспосабливался к ним. Это имеет огромное значение в жизни и труде. Однако недопустимо доводить  участников игры до переутомления. Игры с активными, энергичными, многократно  повторяющимися двигательными действиями, но не связанные с длительным односторонним силовым напряжением (особенно статическим), благотворно воздействуют на организм детей и подростков.  Именно поэтому в играх не должно быть чрезмерных мышечных  напряжений и продолжительных задержек дыхания. Подвижные игры должны положительно влиять на нервную систему занимающихся. Для этого руководитель обязан  оптимально дозировать нагрузку на память и внимание играющих, строить игру так, чтобы она вызывала у занимающихся положительные эмоции. Плохая организация игры ведет к появлению  отрицательных эмоций, нарушает нормальное течение нервных процессов, у учащихся могут возникнуть стрессы. Подвижные игры должны иметь строгие и четкие правила, что способствует упорядочиванию взаимодействия участников и  устраняет излишнее возбуждение. Особенно ценно в оздоровительном отношении  круглогодичное проведение подвижных игр на свежем воздухе:  занимающиеся становятся более закаленными, усиливается приток кислорода в их организм. Подвижные игры - хороший активный отдых после  длительной умственной деятельности, поэтому они уместны на  школьных переменах, по окончании уроков в группах продленного дня или дома, после прихода из школы. Подвижные игры применяются и в специальных лечебных целях при восстановлении здоровья больных детей, поскольку  функциональный и эмоциональный подъем, возникающий у детей в процессе игры, оказывает на них оздоравливающее воздействие.

 

 

 

Образовательные задачи подвижных игр

 

Игра оказывает большое воздействие на формирование  личности: это такая сознательная деятельность, в которой проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы. Занятия играми способствуют развитию у детей способностей к действиям, которые имеют значение в повседневной практической деятельности, в самих занятиях играми, а  также в гимнастике, спорте и туризме. Правила и двигательные действия подвижной игры создают у играющих верные представления о поведении в реальной жизни, закрепляют в их сознании представления о существующих в  обществе отношениях между людьми. Подвижные игры, таким образом, могут положительно влиять на умственное развитие. Однако нельзя переоценивать подобное  влияние, поскольку при проведении подвижных игр в силу их специфики прежде всего решаются задачи собственно физического воспитания. Образовательное значение имеют игры, по структуре и характеру движений подобные двигательным действиям, которые изучаются во время занятий гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными играми, лыжной подготовкой, плаванием и другими видами спорта.  Элементарные двигательные навыки, приобретаемые в играх, легко  перестраиваются при последующем, более углубленном, изучении  техники движений и облегчают овладение ею. Игровой метод особенно

рекомендуется использовать на этапе начального освоения движений. Многократное повторение двигательных действий во время игры помогает формировать у занимающихся умение экономно и  целесообразно выполнять их в законченном виде. Надо приучать играющих использовать приобретенные навыки в нестандартных условиях. Подвижные игры развивают способность адекватно оценивать пространственные и временные отношения, одновременно  воспринимать многое и реагировать на воспринятое. Не менее важны игры с различными мелкими предметами. Упражнения с мячами, мешочками и др., повышают кожно-тактильную и мышечно-двигательную чувствительность,  совершенствуют двигательную функцию рук и пальцев, что имеет особое значение для школьников младших классов. При проведении подвижных игр на уроках физкультуры  руководитель в зависимости от ситуации должен сочетать  фронтальный и групповой методы (делить классный коллектив на  несколько групп), показывать ученикам игры с небольшим составом участников, которые они могут организовать в часы досуга, во дворах и на школьных площадках. В подвижных играх участникам приходится исполнять  различные роли (водящего, судьи, помощника судьи, организатора игры и т.д.), что развивает у них организаторские навыки.

 

 

 

 

Воспитательные задачи подвижных игр

 

Подвижные игры в большой степени способствуют  воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости, силы,  выносливости, гибкости, и, что немаловажно, эти физические качества  развиваются в комплексе. Большинство подвижных игр требует от участников быстроты. Это игры, построенные на необходимости мгновенных ответов на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, игры с внезапными остановками, задержками и возобновлением движений, с  преодолением небольших расстояний в кратчайшее время. Постоянно изменяющаяся обстановка в игре, быстрый  переход участников от одних движений к другим способствуют  развитию ловкости. Для воспитания силы хорошо использовать игры, требующие  проявления умеренных по нагрузке, кратковременных скоростно - силовых напряжений. Игры с многократными повторениями напряженных движений, с постоянной двигательной активностью, что вызывает  значительные затраты сил и энергии, способствуют развитию выносливости. Совершенствование гибкости происходит в играх, связанных с частым изменением направления движений.

Увлекательный игровой сюжет вызывает у участников  положительные эмоции и побуждает их к тому, чтобы они с  неослабевающей активностью многократно проделывали те или иные  приемы, проявляя необходимые волевые качества и физические способности. Для возникновения интереса к игре большое  значение имеет путь к достижению игровой цели - характер и степень трудности препятствий, которые надо преодолевать для  получения конкретного результата, для удовлетворения игрой. Подвижная игра, требующая творческого подхода, всегда  будет интересной и привлекательной для ее участников. Соревновательный характер коллективных подвижных игр  также может активизировать действия игроков, вызывать  проявление решительности, мужества и упорства для достижения цели. Однако необходимо учитывать, что острота состязаний не  должна разъединять играющих. В коллективной подвижной игре  каждый участник наглядно убеждается в преимуществах общих,  дружных усилий, направленных на преодоление препятствий и достижение общей цели. Добровольное принятие ограничений действий правилами, принятыми в коллективной подвижной игре, при одновременном увлечении игрой дисциплинирует учащихся. Руководитель должен уметь правильно распределять игровые роли в коллективе, чтобы приучать играющих к взаимоуважению во время совместного выполнения игровых действий, к  ответственности за свои поступки. Подвижная игра носит коллективный характер. Мнение  сверстников, как известно, оказывает большое влияние на поведение каждого игрока. В зависимости от качества выполнения роли тот или иной участник подвижной игры может заслужить поощрение или, наоборот, неодобрение товарищей; так дети приучаются к деятельности в коллективе. Игре свойственны противодействия одного игрока другому, одной команды - другой, когда перед играющими возникают  самые разнообразные задачи, требующие мгновенного разрешения. Для этого необходимо в кратчайший срок оценить окружающую обстановку, выбрать наиболее правильное действие и выполнить его. Так подвижные игры способствуют самопознанию. Кроме того, занятия играми вырабатывают координированные, экономные и согласованные движения; игроки приобретают  умения быстро входить в нужный темп и ритм работы, ловко и  быстро выполнять разнообразные двигательные задачи, проявляя при этом необходимые усилия и настойчивость, что важно в жизни. Оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи надо решать в комплексе, только в таком случае каждая  подвижная игра будет эффективным средством разностороннего  физического воспитания детей и подростков.

Информация о работе Технология постановки подвижных игр