Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 13:42, реферат
Цель: выявление достоинств модульной технологии, позволяющей в процессе обучения повышать познавательный интерес учащихся, уровень образовательного процесса, развивать самостоятельную и творческую способность каждого учащегося.
Задачи исследования:
- выявить психолого-педагогические особенности и средства формирования познавательных интересов старшеклассников;
- изучить состояние проблемы модульного обучения в психолого-педагогической теории и практике
Введение………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Особенности формирования познавательного интереса у обучающихся………6
1.1 Формирование познавательного интереса у обучающихся……………………………6
1.2 Познавательный интерес у обучающихся старшего звена…………………………….7
Глава 2. Сущность модульного обучения как средства развития познавательного интереса ………………………………………………………………………………………8
2.1 Преимущества модульного обучения…………………………………………………...8
2.2 Модульная программа. Модульный урок……………………………………………...11
Заключение…………………………………………………………………………………..15
Литература………………………………………………………………...…………………18
При модульном подходе принципиально меняется деятельность учителя на уроке. Он переходит от традиционной объяснительной методики передачи готовых знаний к разработке модульных программ, блоков-предписаний, обучающих и развивающих карточек. На учебном занятии он мотивирует, организует, консультирует, т. е. использует потенциал модульного подхода, осуществляет мотивационно-рефлексивное управление обучением (Приложение 3)
Заключение
Проектно-модульная методика преподавания
дает, с одной стороны, учителю
возможность творческого, а вместе
и с тем и профессионального
роста, расширяет горизонты
Первый опыт проведения модульных уроков в курсе информатики показал достаточно высокую перспективность вышеуказанной педагогической технологии.
Перестройка процесса обучения на модульной основе позволила:
• В процессе обучения повышать познавательный интерес учащихся
• Ученику учится самому (он планирует свою работу, организует её, контролирует и оценивает себя и свою деятельность).
• Изменились отношения учитель – ученик. У учителя и ученика есть больше времени общаться, как индивидуально, так и посредством модулей. Их отношения более дружелюбные, исключающие конфликты. Каждый ученик получает от учителя в письменной форме советы: как действовать, где найти ответ, как сформулировать мысль, получить похвалу от учителя, его поддержку.
• Изменилась роль учителя. Учитель готовится не к тому, как лучше провести объяснение материала, а к тому, как лучше управлять деятельностью школьников, которая осуществляется через модули.
• Задача учителя состоит в структурировании содержания модуля, его целей, которые способствовали развитию познавательного интереса и логическому усвоению знаний: восприятию, пониманию, осмыслению, запоминанию, применению, обобщению, систематизации знаний.
• На занятии учитель мотивирует, организует, координирует, контролирует, то есть, используя потенциал модульного подхода, осуществляет мотивационно – рефлексивное управление обучением.
Для педагогически правильной организации модульного обучения сам педагог должен быть подготовлен. Он должен иметь представление о теоретических основах этой технологии. И, конечно, должен подойти к осмыслению его с позиции системного подхода. Этот подход предполагает:
• Учет особенностей использования данной технологии
• Интеграцию данного метода с другими как традиционными, так и современными
• Осмысление разновидности модульного обучения как по содержанию, так и по оформлению
• Проверку эффективности модульного обучения в разных педагогических ситуациях в зависимости от специфики преподаваемого предмета, темы конкретного урока, дидактической цели урока, подготовленности учеников, их познавательных возможностей, от учебно-материальной, от педагогического потенциала самого преподавателя
• Отказ от универсализации, абсолютизации того или иного метода, в т.ч. модульного
• Умение критически подойти к выработке оптимальных условий применения модульного обучения.
И, конечно, нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что учебно-воспитательный процесс двусторонний. В нем действуют, проявляют активность две стороны – учитель и ученик. И каким бы опытным, подготовленным не был учитель, но если ученики пассивны, не заинтересованы, не подготовлены – педагог бессилен решить поставленные задачи.
Однако, существуют и определенные трудности в использовании данного метода на уроках информатики. Некоторые учащиеся, не имеющие навыков самостоятельной работы с источниками информации, могут испытывать на проектно-модульных уроках определенный психологический дискомфорт. Задача учителя путем индивидуального консультирования помочь таким ученикам
Хочется предостеречь от некоторых ошибок, которые были мною замечены:
Модульное обучение необходимо вводить постепенно с тем, чтобы сохранить незаменимое слово учителя, избежать сухости при изучении предмета, не разучить учащихся говорить.
• Конечно на модульную основу можно перевести учебный предмет целиком, однако первое время целесообразнее включать в курс отдельные уроки, усиливая полезный эффект традиционной системой обучения.
• Прежде всего, не выходите с модулем сразу на весь класс. Вначале попробуйте на малой группе. Это облегчит определение и корректировку объёма, структуры, уровня трудности содержания, логики построения деятельности учащихся, эффективности контроля и самоконтроля.
• Не стоит в модуль включать очень большой объём содержательной деятельности, что создает дефицит времени. Это происходит по двум причинам. Во-первых, у школьников не сформировано чувство времени, а, во-вторых, учитель сам, без оглядки на ученика задает ему темп работы.
Литература