Технология модульного обучения как средство развития познавательного интереса у обучающихся старшего звена

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 13:42, реферат

Краткое описание

Цель: выявление достоинств модульной технологии, позволяющей в процессе обучения повышать познавательный интерес учащихся, уровень образовательного процесса, развивать самостоятельную и творческую способность каждого учащегося.
Задачи исследования:
- выявить психолого-педагогические особенности и средства формирования познавательных интересов старшеклассников;
- изучить состояние проблемы модульного обучения в психолого-педагогической теории и практике

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Особенности формирования познавательного интереса у обучающихся………6
1.1 Формирование познавательного интереса у обучающихся……………………………6
1.2 Познавательный интерес у обучающихся старшего звена…………………………….7
Глава 2. Сущность модульного обучения как средства развития познавательного интереса ………………………………………………………………………………………8
2.1 Преимущества модульного обучения…………………………………………………...8
2.2 Модульная программа. Модульный урок……………………………………………...11
Заключение…………………………………………………………………………………..15
Литература………………………………………………………………...…………………18

Файлы: 1 файл

referatt.doc

— 126.00 Кб (Скачать)

При модульном  подходе принципиально меняется деятельность учителя на уроке. Он переходит  от традиционной объяснительной методики передачи готовых знаний к разработке модульных программ, блоков-предписаний, обучающих и развивающих карточек. На учебном занятии он мотивирует, организует, консультирует, т. е. использует потенциал модульного подхода, осуществляет мотивационно-рефлексивное управление обучением (Приложение 3)

 

 

Заключение

Проектно-модульная методика преподавания дает, с одной стороны, учителю  возможность творческого, а вместе и с тем и профессионального  роста, расширяет горизонты самореализации и инициативы, с другой стороны  ставит перед ним задачи, требующие  напряженного педагогического труда и неординарности мышления.

Первый опыт проведения модульных  уроков в курсе информатики показал  достаточно высокую перспективность  вышеуказанной педагогической технологии.

Перестройка процесса обучения на модульной основе позволила:

•   В процессе обучения повышать познавательный интерес учащихся

• Ученику  учится самому (он планирует свою работу, организует её, контролирует и оценивает себя и свою деятельность).

• Изменились  отношения учитель – ученик. У учителя и ученика есть больше времени общаться, как индивидуально, так и посредством модулей. Их отношения более дружелюбные, исключающие конфликты. Каждый ученик получает от учителя в письменной форме советы: как действовать, где найти ответ, как сформулировать мысль, получить похвалу от учителя, его поддержку.

• Изменилась роль учителя. Учитель готовится не к тому, как лучше провести объяснение материала, а к тому, как лучше управлять деятельностью школьников, которая осуществляется через модули.

• Задача учителя состоит в  структурировании содержания модуля, его целей, которые способствовали развитию познавательного интереса и логическому усвоению знаний: восприятию, пониманию, осмыслению, запоминанию, применению, обобщению, систематизации знаний.

• На занятии учитель мотивирует, организует, координирует, контролирует, то есть, используя потенциал модульного  подхода, осуществляет мотивационно – рефлексивное управление обучением.

Для педагогически правильной организации модульного обучения сам  педагог должен быть подготовлен. Он должен иметь представление о теоретических основах этой технологии. И, конечно, должен подойти к осмыслению его с позиции системного подхода. Этот подход предполагает:

•   Учет особенностей использования данной технологии

• Интеграцию данного метода с другими как традиционными, так и современными

•   Осмысление разновидности модульного обучения как по содержанию, так и по оформлению

• Проверку эффективности модульного обучения в разных педагогических ситуациях в зависимости от специфики преподаваемого предмета, темы конкретного урока, дидактической цели урока, подготовленности учеников, их познавательных возможностей, от учебно-материальной, от педагогического потенциала самого преподавателя

• Отказ от универсализации, абсолютизации того или иного метода, в т.ч. модульного

• Умение критически подойти к выработке оптимальных условий применения модульного обучения.

И, конечно, нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что учебно-воспитательный процесс двусторонний. В нем действуют, проявляют активность две стороны – учитель и ученик. И каким бы опытным, подготовленным не был учитель, но если ученики пассивны, не заинтересованы, не подготовлены – педагог бессилен решить поставленные задачи.

Однако, существуют и определенные трудности в использовании данного метода на уроках информатики. Некоторые учащиеся, не имеющие навыков самостоятельной работы с источниками информации, могут испытывать на проектно-модульных уроках определенный психологический дискомфорт. Задача учителя путем индивидуального консультирования помочь таким ученикам

Хочется предостеречь от некоторых ошибок, которые были мною замечены:

Модульное обучение необходимо  вводить постепенно с тем, чтобы  сохранить незаменимое слово  учителя, избежать сухости при изучении предмета, не разучить  учащихся говорить.

• Конечно на модульную основу можно перевести учебный предмет целиком, однако первое время целесообразнее включать в курс отдельные уроки, усиливая полезный эффект традиционной системой обучения.

• Прежде всего, не выходите с модулем сразу на весь класс. Вначале попробуйте на малой группе. Это облегчит определение и корректировку объёма, структуры, уровня трудности содержания, логики построения деятельности учащихся, эффективности контроля и самоконтроля.

• Не стоит в модуль включать очень большой объём содержательной деятельности, что создает дефицит времени. Это происходит по двум причинам. Во-первых, у школьников не сформировано чувство времени, а, во-вторых, учитель сам, без оглядки на ученика задает ему темп работы.

 

Литература

  1. Божович Л.И.. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д.И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997
  2. Круподерова Е.П. Модульное обучение на уроках информатики. Тезисы докладов международной конференции "ИТО-95", М., 1995
  3. Принципы модульного обучения: Метод. разработка для преподавателей / Сост. О.Г. Проворова; Краснояр.гос.ун-т. – Красноярск, 2006. -32с.
  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., Народное образование, 2004
  5. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе. М., Новая школа, 2001.
  6. Фридман, Кулагина Психологический справочник учителя, 1991
  7. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. — М.: Педагогика, 1988
  8. http://alnadnik.rusedu.net/category/277/791  Модульное обучение физики в профильном классе
  9. http://kollegi.kz/publ/blochno_modulnaja_tekhnologija_prepodavanija_matematiki_i_informatiki_v_shkole/39-1-0-1563 Блочно-модульная технология преподавания математики и информатики в школе
  10. http://sdo.bsu.edu.ru/Edu/Part3/M2_2_3.html  Технология модульного обучения
  11. http://works.tarefer.ru/64/100522/index.html Доклад: Модульная технология обучения (МТО)
  12. www.amursu.ru/attachments/550_bank_j.doc Методологические основы системы модульного формирования содержания образовательных программ и совместимой с международной системой классификации учебных модулей

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Технология модульного обучения как средство развития познавательного интереса у обучающихся старшего звена