Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 13:42, реферат
Цель: выявление достоинств модульной технологии, позволяющей в процессе обучения повышать познавательный интерес учащихся, уровень образовательного процесса, развивать самостоятельную и творческую способность каждого учащегося.
Задачи исследования:
- выявить психолого-педагогические особенности и средства формирования познавательных интересов старшеклассников;
- изучить состояние проблемы модульного обучения в психолого-педагогической теории и практике
Введение………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Особенности формирования познавательного интереса у обучающихся………6
1.1 Формирование познавательного интереса у обучающихся……………………………6
1.2 Познавательный интерес у обучающихся старшего звена…………………………….7
Глава 2. Сущность модульного обучения как средства развития познавательного интереса ………………………………………………………………………………………8
2.1 Преимущества модульного обучения…………………………………………………...8
2.2 Модульная программа. Модульный урок……………………………………………...11
Заключение…………………………………………………………………………………..15
Литература………………………………………………………………...…………………18
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 68
РЕФЕРАТ
Технология
модульного обучения как средство развития познавательного интереса у обучающихся старшего звена
Выполнил:
Дзюбак
Евгения Александровна,
учитель информатики,
2 категория,
пед.стаж – 12 лет
г. Хабаровск
2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Особенности формирования познавательного интереса у обучающихся………6
Глава 2. Сущность модульного
обучения как средства развития познавательного
интереса ………………………………………………………………………………
2.1 Преимущества модульного обучения…………………………………………………...
2.2 Модульная программа. Модульный урок……………………………………………...11
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
В условиях современной действительности вызывает повышенный интерес во всем мире проблема качества образования. Концепция модернизации российского образования ставит перед школой большие задачи.
Основная задача
школы состоит в том, чтобы
создать такую систему
Модульное обучение зародилось
в конце второй мировой войны
в ответ на обострившиеся социально-
Идеи модульного обучения берут начало в трудах Б.Ф. Скинера и получают теоретическое обоснование и развитие в работах зарубежных ученых Дж. Расселла Б. и М. Гольдшмид, К. Курха, Г. Оуeнса. Толчком к внедрению модульных технологий послужила конференция ЮНЕСКО, прошедшая в Париже в 1974 году, которая рекомендовала "создание открытых и гибких структур образования и профессионального обучения, позволяющих приспосабливаться к изменяющимся потребностям производства, науки, а также адаптироваться к местным условиям". Этим требованиям наилучшим образом отвечало модульное обучение, которое позволяло гибко строить содержание из блоков, интегрировать различные виды и формы обучения, выбирать наиболее подходящие из них для определенной аудитории обучающихся, которые, в свою очередь, получали возможность самостоятельно работать с предложенной им индивидуальной учебной программой в удобном для них темпе.
В нашу страну модульное обучение проникло в конце 80-х годов благодаря трудам исследователя П.А. Юцявичене и ее учеников.
Цель модульного обучения состоит в создании наиболее благоприятных условий развития личности, познавательного интереса путем обеспечения гибкости содержания обучения, приспособления к индивидуальным потребностям личности и уровню ее базовой подготовки посредством организации учебно-познавательной деятельности по индивидуальной учебной программе.
Модульное обучение, впитав динамику развития современных дидактических теорий, синтезировало в себе их особенности, что позволило более удачно сочетать различные подходы к отбору содержания, его представлению и способам организации учебного процесса. Это свидетельствует о преемственности модульного обучения по отношению к другим теориям и концепциям обучения.
Действительно, от программированного
обучения модульное переняло способы
управления учебным процессом. Причем
модульное обучение позволяет преодолеть
фрагментарность программированного путем создания
целостной наглядной программы и проблемной
подачи содержания в модуле, позаимствованной
из проблемного обучения. Модульное обучение
характеризуется адаптивностью, реализация
которой отражается в специфических способах
организации индивидуально-
Теоретический анализ модульного обучения позволил выделить следующие его особенности:
- модульное обучение обеспечивае
- модульное обучение
предполагает четкую
- модульное обучение предусматривает вариативность обучения, адаптацию учебного процесса к индивидуальным возможностям и запросам обучающихся.
Эти отличительные особенности модульного обучения позволяют выявить его высокую технологичность, которая определяется:
- структуризацией содержания обучения;
- четкой последовательностью предъявления всех элементов дидактической системы (целей, содержания, способов управления учебным процессом) в форме модульной программы;
- вариативностью структурных организационно-методических единиц.
Итак, обобщая анализ модульного обучения, можно определить его как основанное на деятельностном подходе и принципе сознательности обучения характеризующееся замкнутым типом управления благодаря модульной программе и модулям и являющееся высокотехнологичным [12; 1]
Изложенные выше факты определили тему моего исследования: «Технология
модульного обучения как средство развития познавательного интереса у обучающихся старшего звена».
Цель: выявление достоинств модульной технологии, позволяющей в процессе обучения повышать познавательный интерес учащихся, уровень образовательного процесса, развивать самостоятельную и творческую способность каждого учащегося.
Задачи исследования:
- выявить психолого-педагогические особенности и средства формирования познавательных интересов старшеклассников;
- изучить состояние проблемы модульного обучения в психолого-педагогической теории и практике
Глава 1. Особенности формирования познавательного интереса у обучающихся
Интерес – это тенденция личности, заключающаяся в направленности или сосредоточенности ее помыслов на определенном предмете. Интерес проявляется в направленности внимания, мыслей, помыслов; потребность – во влечениях, желаниях, воле. Потребность вызывает желание обладать предметом, интерес – ознакомиться с ним. Интерес – мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности [6; 189]
Одним из самых значительных областей общего феномена «интерес» выступает познавательный интерес, который имеет особое значение в школьном возрасте. Так как именно в школе основной деятельностью становится познавательная, направленная на изучение системы знаний в различных научных областях, раскрывающих общую картину мира.
Таким образом, «познавательный интерес в самом общем определении можно назвать избирательной деятельностью человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующей психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности» [7; 21].
Познавательный интерес складывается в процессе жизнедеятельности человека и в конечном итоге становится устойчивой чертой характера. Но для этого необходимо систематически укреплять и развивать познавательный интерес.
В рамках достаточно широкого
понятия «познавательный
Интерес к учебному предмету – направленность личности на процесс овладения знаниями, избирательно обращенная к определенному учебному предмету. Интерес к учебному предмету выступает как разновидность, частный случай познавательного интереса.
В настоящее время проблема становления интереса к учебному предмету стала актуальной, в связи с тем, что произошли значительные изменения в обществе и образовании, которые во многом определяются особенностями перехода к информационному обществу. Стремительно нарастающие объемы учебной информации вошли в противоречие с самими возможностями ее усвоения.
В связи с этим возникает
необходимость наличия у
У школьников старшего школьного возраста мотивы учения начинают воплощать их потребности и стремления, связанные с будущей позицией в жизни и с их профессиональной трудовой деятельностью.
Определяющим фактором развития в старшем школьном возрасте становится формирование научного и морального мировоззрения. Собственные задачи и требования школьника не только становятся побудителями его поведения, но и выполняют функцию организации всех других его потребностей и стремлений.
В психолого-педагогических исследованиях познавательный интерес рассматривается в числе главных новообразований раннего юношеского возраста, как катализатор «широких познавательных интересов», так как он затрагивает закономерности учебного процесса и основы многих наук.
Старшеклассники в большинстве своем характеризуются ярко выраженным отношением к учебным предметам. Потребность в значимых для жизненного успеха знаниях — одна из самых общих черт нынешнего старшеклассника. Это определяет развитие и функционирование психических процессов. Восприятие характеризуется целенаправленностью, внимание — произвольностью и устойчивостью, память — логическим характером. Психологи, изучавшие этот возраст, подчеркивают рост интеллектуальных сил учащихся. Их мыслительная деятельность характеризуется все более высоким уровнем обобщения и абстрагирования, увеличивающейся тенденцией к причинному объяснению явлений, умением аргументировать и доказывать положения, делать обоснованные выводы, связывать изучаемые факты и явления в систему. Существенные изменения наблюдаются в стиле их умственной деятельности, которая носит все более активный, самостоятельный творческий характер. Учение приобретает непосредственный жизненный смысл, так как школьники отчетливо сознают, что необходимым условием статочного участия в будущей трудовой жизни являются приобретенные знания и умения.
Старшеклассники стремятся
проникнуть в сущность явлений природы
и общественной жизни, объяснить
их взаимосвязи и
Одной из особенностей учащихся старших классов является возросшая у них потребность в объяснении того, зачем они делают то или иное задание, изучают тот или иной вопрос. Не всегда общезначимые цели обучения служат стимулом для учащихся, они нуждаются в мотивировках более близких, более конкретных[1; 352 ].
Глава 2. Сущность модульного обучения как средства развития познавательного интереса
2.1 Преимущества модульного обучения
Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединены: учебное содержание и технология овладения им. Т.о. модуль выступает средством модульного обучения, т.к. в него входит: целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей. Именно модуль может выступать как программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам учения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности ученика.
Цель модульного обучения: содействие развитию познавательного интереса, самостоятельности учащихся, их умения работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала