Технология модульного обучения как средство развития познавательного интереса у обучающихся старшего звена

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 13:42, реферат

Краткое описание

Цель: выявление достоинств модульной технологии, позволяющей в процессе обучения повышать познавательный интерес учащихся, уровень образовательного процесса, развивать самостоятельную и творческую способность каждого учащегося.
Задачи исследования:
- выявить психолого-педагогические особенности и средства формирования познавательных интересов старшеклассников;
- изучить состояние проблемы модульного обучения в психолого-педагогической теории и практике

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Особенности формирования познавательного интереса у обучающихся………6
1.1 Формирование познавательного интереса у обучающихся……………………………6
1.2 Познавательный интерес у обучающихся старшего звена…………………………….7
Глава 2. Сущность модульного обучения как средства развития познавательного интереса ………………………………………………………………………………………8
2.1 Преимущества модульного обучения…………………………………………………...8
2.2 Модульная программа. Модульный урок……………………………………………...11
Заключение…………………………………………………………………………………..15
Литература………………………………………………………………...…………………18

Файлы: 1 файл

referatt.doc

— 126.00 Кб (Скачать)

Муниципальное общеобразовательное  учреждение средняя

общеобразовательная школа № 68

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

 

 

Технология

модульного обучения как средство развития познавательного интереса у обучающихся старшего звена

 

 

 

 

 

Выполнил:

Дзюбак

Евгения Александровна,

учитель информатики,

2 категория, 

пед.стаж – 12 лет

 

 

г. Хабаровск

2010

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………3

Глава 1. Особенности формирования познавательного интереса у обучающихся………6

    1. Формирование познавательного интереса у обучающихся……………………………6
    2. Познавательный интерес у обучающихся старшего звена…………………………….7

Глава 2. Сущность модульного обучения как средства развития познавательного  интереса ………………………………………………………………………………………8

2.1 Преимущества модульного обучения…………………………………………………...8

2.2 Модульная программа. Модульный урок……………………………………………...11

 

Заключение…………………………………………………………………………………..15

Литература………………………………………………………………...…………………18

Приложения………………………………………………………..………………………….1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В условиях современной действительности вызывает повышенный интерес во всем мире проблема качества образования. Концепция модернизации российского образования ставит перед школой большие задачи.

Основная задача школы состоит в том, чтобы  создать такую систему обучения, которая бы обеспечивала образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Для достижения этой цели необходимо кардинально поменять парадигму ученика и учителя в учебном процессе. Новая парадигма состоит в том, что ученик должен учиться сам, а учитель - осуществлять мотивационное управление его учением, т.е. мотивировать, организовывать, консультировать, контролировать. Для решения этой задачи требуется такая педагогическая технология, которая бы обеспечила ученику развитие его самостоятельности, коллективизма, умений осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. Такой технологией является модульное обучение.

Модульное обучение зародилось в конце второй мировой войны  в ответ на обострившиеся социально-экономические нужды, когда были крайне необходимы системы обучения профессиональным умениям в относительно короткий период. Были детально изучены индустриальные задачи и разработаны инструкции по их теоретическому и технологическому применению, а также инструкции по технике безопасности в разных сферах промышленности. Это было уже разновидностью модульного обучения, но этот термин еще не был адаптирован к образованию и профессиональному обучению. И только более чем через десять лет авторитеты в сфере образования и профессионального обучения отозвались на тенденцию систематизировать техническое и профессиональное обучение на модульной основе.

Идеи модульного обучения берут начало в трудах Б.Ф. Скинера  и получают теоретическое обоснование  и развитие в работах зарубежных ученых Дж. Расселла Б. и М. Гольдшмид, К. Курха, Г. Оуeнса. Толчком к внедрению модульных технологий послужила конференция ЮНЕСКО, прошедшая в Париже в 1974 году, которая рекомендовала "создание открытых и гибких структур образования и профессионального обучения, позволяющих приспосабливаться к изменяющимся потребностям производства, науки, а также адаптироваться к местным условиям". Этим требованиям наилучшим образом отвечало модульное обучение, которое позволяло гибко строить содержание из блоков, интегрировать различные виды и формы обучения, выбирать наиболее подходящие из них для определенной аудитории обучающихся, которые, в свою очередь, получали возможность самостоятельно работать с предложенной им индивидуальной учебной программой в удобном для них темпе.

В нашу страну модульное  обучение проникло в конце 80-х годов  благодаря трудам исследователя  П.А. Юцявичене и ее учеников.

Цель модульного обучения состоит в создании наиболее благоприятных  условий развития личности, познавательного интереса путем обеспечения гибкости содержания обучения, приспособления к индивидуальным потребностям личности и уровню ее базовой подготовки посредством организации учебно-познавательной деятельности по индивидуальной учебной программе.

Модульное обучение, впитав динамику развития современных дидактических теорий, синтезировало в себе их особенности, что позволило более удачно сочетать различные подходы к отбору содержания, его представлению и способам организации учебного процесса. Это свидетельствует о преемственности модульного обучения по отношению к другим теориям и концепциям обучения.

Действительно, от программированного обучения модульное переняло способы  управления учебным процессом. Причем модульное обучение позволяет преодолеть фрагментарность программированного путем создания целостной наглядной программы и проблемной подачи содержания в модуле, позаимствованной из проблемного обучения. Модульное обучение характеризуется адаптивностью, реализация которой отражается в специфических способах организации индивидуально-дифференцированного обучения. Такая проблема, как большой удельный вес самостоятельной работы обучающихся и недостаток делового общения, в модульном обучении удачно компенсируется нетрадиционными формами и методами активного обучения, которые позволяют активизировать познавательную деятельность обучающихся, развивать в них любознательность и формировать коммуникативные навыки.

Теоретический анализ модульного обучения позволил выделить следующие  его особенности:

- модульное обучение обеспечивает обязательную проработку каждого компонента дидактической системы и наглядное их представление в модульной программе и модулях;

- модульное обучение  предполагает четкую структуризацию  содержания обучения, последовательное  изложение теоретического материала, обеспечение учебного процесса методическим материалом и системой оценки и контроля усвоения знаний, позволяющей корректировать процесс обучения;

- модульное обучение  предусматривает вариативность  обучения, адаптацию учебного процесса  к индивидуальным возможностям и запросам обучающихся.

Эти отличительные особенности  модульного обучения позволяют выявить  его высокую технологичность, которая определяется:

- структуризацией содержания  обучения;

- четкой последовательностью предъявления всех элементов дидактической системы (целей, содержания, способов управления учебным процессом) в форме модульной программы;

- вариативностью структурных организационно-методических единиц.

Итак, обобщая анализ модульного обучения, можно определить его как основанное на деятельностном подходе и принципе сознательности обучения характеризующееся замкнутым типом управления благодаря модульной программе и модулям и являющееся высокотехнологичным [12; 1]

Изложенные выше факты  определили тему моего исследования: «Технология

модульного обучения как средство развития познавательного  интереса у обучающихся старшего звена».

Цель: выявление достоинств модульной технологии, позволяющей в процессе обучения повышать познавательный интерес учащихся, уровень образовательного процесса, развивать самостоятельную и творческую способность каждого учащегося.

Задачи исследования:

- выявить психолого-педагогические особенности и средства формирования познавательных интересов старшеклассников;

- изучить состояние  проблемы модульного обучения в психолого-педагогической теории и практике

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Особенности  формирования познавательного интереса у обучающихся

    1. Формирование познавательного интереса у обучающихся

Интерес – это тенденция личности, заключающаяся в направленности или сосредоточенности ее помыслов на определенном предмете. Интерес проявляется в направленности внимания, мыслей, помыслов; потребность – во влечениях, желаниях, воле. Потребность вызывает желание обладать предметом, интерес – ознакомиться с ним. Интерес – мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности [6; 189]

Одним из самых значительных областей общего феномена «интерес»  выступает познавательный интерес, который имеет особое значение в  школьном возрасте. Так как именно в школе основной деятельностью становится познавательная, направленная на изучение системы знаний в различных научных областях, раскрывающих общую картину мира.

Таким образом, «познавательный интерес в самом общем определении можно назвать избирательной деятельностью человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующей психические процессы, деятельность  человека, его познавательные возможности» [7; 21].

Познавательный интерес  складывается в процессе жизнедеятельности  человека и в конечном итоге становится устойчивой чертой характера. Но для этого необходимо систематически укреплять и развивать познавательный интерес.

В рамках достаточно широкого понятия «познавательный интерес» можно выделить особый вид интереса – интерес к учебному предмету.

Интерес к учебному предмету – направленность личности на процесс  овладения знаниями, избирательно обращенная к определенному учебному предмету. Интерес к учебному предмету выступает  как разновидность, частный случай познавательного интереса.

В настоящее время  проблема становления интереса к  учебному предмету стала актуальной, в связи с тем, что произошли  значительные изменения в обществе и образовании, которые во многом определяются особенностями перехода к информационному обществу. Стремительно нарастающие объемы учебной информации вошли в противоречие с самими возможностями ее усвоения.

В связи с этим возникает  необходимость наличия у школьника  интереса к учебным предметам, для  целенаправленного и эффективного усвоения новой информации.

 

    1. Познавательный интерес у обучающихся старшего звена

У школьников старшего школьного  возраста мотивы учения начинают воплощать  их потребности и стремления, связанные  с будущей позицией в жизни  и с их профессиональной трудовой деятельностью.

Определяющим фактором развития в старшем школьном возрасте становится формирование научного и морального мировоззрения. Собственные задачи и требования школьника не только становятся побудителями его поведения, но и выполняют функцию организации всех других его потребностей и стремлений.

В психолого-педагогических исследованиях познавательный интерес рассматривается в числе главных новообразований раннего юношеского возраста, как катализатор «широких познавательных интересов», так как он затрагивает закономерности учебного процесса и основы многих наук.

Старшеклассники в большинстве своем характеризуются ярко выраженным отношением к учебным предметам. Потребность в значимых для жизненного успеха знаниях — одна из самых общих черт нынешнего старшеклассника. Это определяет развитие и функционирование психических процессов. Восприятие характеризуется целенаправленностью, внимание — произвольностью и устойчивостью, память — логическим характером. Психологи, изучавшие этот возраст, подчеркивают рост интеллектуальных сил учащихся. Их мыслительная деятельность характеризуется все более высоким уровнем обобщения и абстрагирования, увеличивающейся тенденцией к причинному объяснению явлений, умением аргументировать и доказывать положения, делать обоснованные выводы, связывать изучаемые факты и явления в систему. Существенные изменения наблюдаются в стиле их умственной деятельности, которая носит все более активный, самостоятельный творческий характер. Учение приобретает непосредственный жизненный смысл, так как школьники отчетливо сознают, что необходимым условием статочного участия в будущей трудовой жизни являются приобретенные знания и умения.

Старшеклассники стремятся  проникнуть в сущность явлений природы  и общественной жизни, объяснить  их взаимосвязи и взаимозависимости. Почти всегда этому сопутствует стремление выработать собственную точку зрения, дать свою оценку происходящим событиям.

Одной из особенностей учащихся старших классов является возросшая  у них потребность в объяснении того, зачем они делают то или  иное задание, изучают тот или иной вопрос. Не всегда общезначимые цели обучения служат стимулом для учащихся, они нуждаются в мотивировках более близких, более конкретных[1; 352 ].

Глава 2. Сущность модульного обучения как средства развития познавательного интереса

2.1 Преимущества модульного обучения

Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с  определенной дозой помощи) достигает  конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с  модулем. Модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединены: учебное содержание и технология овладения им. Т.о. модуль выступает средством модульного обучения, т.к. в него входит: целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей. Именно модуль может выступать как программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам учения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности ученика.

Цель модульного обучения: содействие развитию познавательного интереса, самостоятельности учащихся, их умения работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала

Информация о работе Технология модульного обучения как средство развития познавательного интереса у обучающихся старшего звена