Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 13:42, реферат
Цель: выявление достоинств модульной технологии, позволяющей в процессе обучения повышать познавательный интерес учащихся, уровень образовательного процесса, развивать самостоятельную и творческую способность каждого учащегося.
Задачи исследования:
- выявить психолого-педагогические особенности и средства формирования познавательных интересов старшеклассников;
- изучить состояние проблемы модульного обучения в психолого-педагогической теории и практике
Введение………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Особенности формирования познавательного интереса у обучающихся………6
1.1 Формирование познавательного интереса у обучающихся……………………………6
1.2 Познавательный интерес у обучающихся старшего звена…………………………….7
Глава 2. Сущность модульного обучения как средства развития познавательного интереса ………………………………………………………………………………………8
2.1 Преимущества модульного обучения…………………………………………………...8
2.2 Модульная программа. Модульный урок……………………………………………...11
Заключение…………………………………………………………………………………..15
Литература………………………………………………………………...…………………18
В основе модульного обучения лежат научные идеи:
- Модульное обучение базируется на деятельностном принципе: только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий школьника, причем, не эпизодических, а системных. Поэтому, разрабатывая задания, учитель опирается на состав учения, ориентирует школьников на цель учебной деятельности, мотивирует ее принятие, определяет систему ученического самоконтроля и самооценки, обеспечивая, таким образом, самоуправляемый рефлексивный образовательный процесс.
- Модульная технология строится на идеях
развивающего обучения: если школьник
выполняет задание с дозированной помощью
учителя или одноклассников (подбадривание,
указание ориентира и т.п.) он находится
в зоне своего ближайшего развития. Такой
подход способствует созреванию функций
психики ребенка: то, что сегодня он делает
с помощью других, завтра сможет сам, т.е.
один цикл завершается, ученик переходит
в зону актуального развития, и виток раскручивается
на новом уровне.
В модульном обучении это реализуется
посредством дифференциации содержания
и дозы помощи ученику, а также организации
учебной деятельности в разных формах
(индивидуальной, групповой, в парах постоянного
и сменного состава).
- В основании модульной технологии находится и программированное обучение. Четкость и логичность действий, активность и самостоятельность школьника, индивидуализированный темп работы, регулярная сверка результатов (промежуточных и итоговых), самоконтроль и взаимоконтроль - эти черты программированного подхода присущи и технологии модульного обучения.
- Интенсивный характер технологии требует оптимизации процесса обучения, т.е. достижения наилучшего результата с наименьшей затратой сил, времени и средств. [11; 1]
Модульное построение курса дает ряд значительных преимуществ и является одним из эффективных путей интенсификации учебного процесса.
К числу преимуществ данного метода обучения относятся:
• обеспечение методически обоснованного согласования всех видов учебного процесса внутри каждого модуля и между ними;
• системный подход к построению курса и определению его содержания;
• гибкость структуры модульного построения курса;
• эффективный контроль за усвоением знаний учащихся;
• быстрая дифференциация учащихся;
Модульное формирование курса дает возможность осуществлять перераспределение времени, отводимого учебным планом на его изучение, по отдельным видам учебного процесса расширяет долю практических и лабораторных занятий, а также самостоятельной работы учащихся. Возникает необходимость в новых формах лекции, при которых наряду с фундаментальной подготовкой ученик получал бы необходимые навыки и знания в области общей методологии проектирования и эксплуатации оборудования, разработки современных прогрессивных технологий.
При комплексном рассмотрении содержания обучающих модулей исключается дублирование в изучении предмета, появляется возможность обоснованного введения в учебный процесс элементов научных исследований и проведения научно-исследовательских лабораторных работ.
Модульной структурой обусловлено усиление мотивации обучения, поскольку ученик заинтересован в получении информации, посещении лекций и лабораторно- практических занятий. Он сам решает вопрос поэтапного контроля, более того, заинтересован в нем как в определенной ступени на пути продвижения к конечной цели.
Таким образом, модульная система образования и связанные с ее введением интенсификация информационно-деятельного процесса обучения, система контроля знаний может в значительной мере повысить целенаправленность творческой деятельности личности, развитию познавательного интереса.
Бесспорно, внедрение модульного обучения потребует определенной организационной перестройки учебного процесса. Она будет касаться планирования работы преподавателей, подготовки лабораторной базы к фронтальному проведению работ, разработки соответствующего методического обеспечения, организации контрольных проверок знаний. [11; 1]
Принципиальные отличия модульного обучения от других систем обучения состоят в следующем:
2.2 Модульная программа. Модульный урок
Первым важнейшим компонентом модульной технологии обучения является модульная программа, которая составляется учителем. В ней прописываются цели обучения и последовательность изучения каждой темы (последовательность уроков). Модульная программа – не конспект урока или планирование учебного материала учителем, это программа деятельности учащегося по изучению определенной темы.
Модульная программа позволяет учителю четко и целостно проанализировать всё содержание учебного материала с точки зрения особенностей и сложности его изучения, спланировать результаты обучения. Компонентами модульной программы являются дидактические цели и совокупность модулей. Каждый модуль разбивается на учебные элементы. Разрабатывая учебные задания, учитель опирается на состав учения, т.е. ориентирует ребят на цель учебной деятельности, мотивирует её принятие, определяет систему ученического самоконтроля и самооценки, обеспечивается таким образом самоуправляемый рефлексивный образовательный процесс.
Рассмотрим последовательность действий учителя при составлении модульной программы (Приложение 1)
Первый шаг - это представление учебного курса как системы, т.е. первичное структурирование содержания и выделение стержневых линий всего учебного курса.
Таким образом, учитель получает наглядное представление о содержании своего предмета и по каждому классу, и по восходящей от класса к классу.
Второй шаг состоит в том, что на каждый класс составляется технологическая карта, в ней указываются стержневые (содержательные) линии, ведущие и сопутствующие знания; сложные темы; внутрипредметные и межпредметные связи курса. Приведем ее возможный вариант.
Стержневые линии |
Ведущие знания |
Второстепенные линии |
Сопутствующее повторение |
Трудноусваивае мые темы |
Внутри предметные связи |
Межпредметные связи |
Пути Преодоления затруднений |
Рис. 1 .Технологическая карта по каждой параллели классов
Составив такую карту, учитель четко и целостно видит все содержание с точки зрения особенностей и сложности его изучения.
Третий шаг - создание модульной программы, компонентами которой являются дидактическая цель и совокупность модулей модульной программы.
Четвертый шаг связан с выделением в комплексной дидактической цели интегрирующих дидактических целей - также на трех уровнях - для каждого модуля и отбором его содержания, которое представляет собой законченный блок информации, т.е. выстраивается система модулей.
Пятый шаг - градация интегрирующих дидактических целей на частные дидактические цели и формирование содержания учебных элементов, составляющих модуль.
В результате вырастает дерево целей: комплексная дидактическая цель - интегрирующие дидактические цели - частные цели с подобранным под каждую из них содержанием.
Шестой шаг - построение самого модуля.
Другой элемент модульной
Каждый учебный элемент в модульном уроке – это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержанием которого цель не будет достигнута. Учебный элемент (УЭ) не должно быть очень много (максимальное количество – 7), но среди них должны присутствовать следующие:
В ходе модульного обучения осуществляется целенаправленное формированное формирование и развитие приемов учебной деятельности. Учебное содержание здесь – средство для достижения целей этого важнейшего процесса.
В процессе изучения модуля учащиеся учатся самостоятельно добывать знания, работая с учебником и д.р. источникам информации. В результате учебной деятельности на уроках возрастает интерес к предмету, так как один вид деятельности сменяет другой. [5; 42-65]
Создание учебных модулей
1. Задания осуществляют непрерывность внутрипредметных и межпредметных связей; дифференцированы по содержанию и уровню познавательной самостоятельности; проблемны, ориентируют на поиск проблем и их решений; отражают механизм усвоения знаний; включают повторение изученного (составление таблиц, сравнительных характеристик и т.д.); интегрируются целью модуля.
2. Деятельность учащегося проходит в зоне его ближайшего развития; ориентирована на самоуправление и взаимоуправление, формирует навыки общения; дает возможность рационально распределять время; реализует рефлексивные способности ученика на каждом занятии.
3. Изменяется принципиально деятельность учителя. Его главная задача - разработать модульную программу, сами модули, а на занятии он мотивирует, организует, координирует, консультирует, контролирует, т. е., используя потенциал модульного обучения осуществляет рефлексивное управление обучением.
Модульный урок существенно отличается по своей технологии от обычной методики учебной деятельности, более соответствует основным характеристикам психического развития ребенка. Учитывается то, что информационная емкость зрительных образов по сравнению со слуховыми больше. Эта психологическая закономерность учитывается при организации деятельности школьников на уроке. Рассказ, монолог учителя, т. е. слуховая форма восприятия, преобладающая в традиционном обучении, не ведет к созданию образов тех знаний и способов, которыми должен овладеть ученик. Возникает педагогический парадокс: чем больше учитель рассказывает и сам работает на уроке, тем меньше понимают учащиеся, хуже мыслят. Понимание - результат собственной мыслительной, исследовательской работы, новое знание о тех явлениях, над которыми ученик думал. Полноценное понимание достигается не на основе объяснения и слушания, а в процессе собственного анализа и синтеза. Таким образом, учебный процесс необходимо реализовать так, чтобы ученик сам оперировал учебным содержанием прочно и осознанно.