Технологии активного обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 15:12, реферат

Краткое описание

Проблема активности личности в обучении как ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности, профессиональной ее подготовки требует принципиального осмысления важнейших элементов обучения (содержания, форм, методов) и утверждает в мысли, что стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности.

Оглавление

1.1. Проблема активности личности в обучении 3
1.2. Характеристика основных активных методов обучения 7
1.2.1 Проблемное обучение 7
1.2.2 Разыгрывание ролей 9
1.2.3 Игровое производственное проектирование 10
1.2.4 Семинар-дискуссия 11
1.2.5 «Круглый стол» 14
1.2.6 Мозговой штурм 23
1.2.7 Деловая игра 28
Заключение 30
Список литературы 31

Файлы: 1 файл

Активное обучение.docx

— 55.42 Кб (Скачать)

     4.  Как бы ни была фантастична или невероятна идея, выдвинутая кем-либо из участников сессии, она должна быть встречена с одобрением.

     5. Попытайтесь с самого начала убедить себя, что положительное разрешение данной проблемы имеет для вас чрезвычайно важное значение.

     6.  Не думайте, что эта проблема  может быть решена только известными  способами.

     7. Чем больше выдвинуто предложений, тем больше вероятность появления новой и ценной идеи.

     8.  Перед началом сессии попытайтесь ответить для себя на следующие вопросы:

     Заслуживает ли проблема моего внимания?

     Что дает ее решение?

     Кому  и для чего это нужно?

     Что произойдет, если ничего не менять?  

     Что случится, если я не выдвину ни одной  идеи? 

     Методика  организации и  проведения мозгового  штурма

     Организационный этап проводится с одним классом. До начала занятия, когда учащиеся входят в аудиторию и рассаживаются по местам, можно включить бодрую, динамичную музыку, предпочтительно инструментальную, так как текст может повлиять на формирование установки у учащихся.

     В начале занятия учитель сообщает тему и форму занятия, формулирует проблему, которую нужно решить, обосновывает задачу для поиска решения. Затем он знакомит учащихся с условиями коллективной работы и выдает им правила мозгового штурма.

     После этого формируется несколько рабочих групп по 3—5 человек. Каждая группа выбирает эксперта, в обязанности которого входит фиксация идей, их последующая оценка и отбор наиболее перспективных предложений.

     Формировать рабочие группу целесообразно в  соответствии с личными пожеланиями  учеников, но группы должны быть примерно равными по числу участников.

     Группы  рассаживаются так, чтобы было удобно работать и чтобы студенты могли видеть друг друга.

     На  этот этап в среднем затрачивается  около 10 минут.

     Разминка  проводится фронтально со всей группой. Цель этапа — помочь школьникам освободиться от стереотипов и психологических  барьеров. Обычно разминка проводится как упражнение в быстром поиске ответов на вопросы. Для разминки важен быстрый темп работы. Поэтому, если возникает пауза, преподаватель сам должен выдвинуть 1—2 варианта ответа. Как только ученики начинают с трудом находить ответы, надолго задумываются, стоит переходить к следующему вопросу. Для того чтобы создать и поддержать непринужденную и живую атмосферу, учитель подготавливает неожиданные, оригинальные вопросы, которые прямо с темой штурма не связаны, но взяты из близкой сферы.

     Преподаватель в ходе разминки не дает оценки ответам  школьников, однако все их воспринимает доброжелательно, поддерживая положительную  реакцию аудитории.

     Время разминки — 15—20 минут.

     В самом начале собственно «штурма» поставленной проблемы преподаватель напоминает проблему, уточняет поставленную задачу, дает критерии оценки идей, повторяет правила мозгового штурма.

     Подается  сигнал, после которого одновременно во всех группах начинается высказывание идей. Эксперт на отдельном листке записывает все выдвигаемые идеи. Не бойтесь легкого шума и оживления в классе — непринужденность обстановки способствует активизации мысли.

     Учителю лучше не вмешиваться в работу групп, чтобы не мешать им. Лишь в  случае, когда группа нарушает правила  работы (например, начинает обсуждать  или критически оценивать идею), учитель в тактичной и доброжелательной форме возвращает группу в рабочее  состояние.

     Время основной сессии — 10—15 минут. Это этап интенсивной нагрузки учащихся, обычно к его концу чувствуется явное утомление участников «штурма».

     На  этапе оценки и отбора лучших идей эксперты объединяются в группу и  по выделенным критериям оценивают  идеи, отбирая лучшие для представления  участникам игры. Если есть возможность, экспертам на время работы можно перейти в другое помещение, чтобы группа не мешала им. Учитель определяет время работы для экспертов в 15—20 минут.

     Рабочие группы на этом этапе отдыхают. Можно  включить музыку и дать возможность  подвигаться, переключиться, либо предложить им несложные задания в игровой форме, например, кроссворд по данному курсу, обсуждение интересных ситуаций и др.

     На  заключительном этапе представители  группы экспертов делают сообщение  о результатах мозгового штурма. Они называют общее количество предложенных в ходе штурма идей, знакомят с лучшими из них. Авторы отмеченных идей обосновывают и защищают их. По результатам обсуждения принимается коллективное решение о внедрении тех или иных предложений в практику.

     Педагог подводит итоги, дает общую оценку работе групп. При этом важно отметить положительное в работе, моменты проявления высокой степени творчества, успехи коллективной деятельности и т.п. Такая итоговая оценка создает в учебной группе творческую атмосферу, поддерживает учеников. Даже если успехи группы не блестящи, все равно нужно опираться на положительное в ее работе, чтобы стимулировать у учащихся желание добиться больших результатов в будущем.

     По  времени заключительный этап самый  продолжительный (10— 15 минут). Этот этап очень важен в учебном плане, так как при обсуждении и защите идей происходит интенсивный обмен информацией, ее осмысление и активное усвоение.

     Как правило, мозговой штурм проходит очень  продуктивно и дает хорошие результаты. В случае неудачи педагог не следует скоропалительно отказываться от этой формы работы, а нужно еще раз тщательно проанализировать подготовку к занятию и весь его ход, постараться найти причины неудачи, ликвидировать их, и в будущем его ждет успех.

 

1.2.7 Деловая игра

 

     Деловая игра — метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам.

     К деловым играм нельзя относить все  появляющиеся новые приемы и методы обучения и любую учебную игру, как это иногда делается как в педагогической практике, так и в отдельных выступлениях в печати. Поэтому такие формы проведения уроков, как урок-концерт, урок-экзамен и т.н.; урок-соревнование, урок-викторина, имитация познавательно-развлекательных телепередач на уроках, не относятся не только к деловой игре, но и к технологии активного обучения, да и вообще к новым формам и методам. Эти методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся, оживление учебного процесса с помощью всевозможных игровых ситуаций не отвечают тем особенностям и условиям организации, которые определяют технологию активного обучения. В викторине, соревновании ученик может принимать участие, может и не принимать, но останется пассивным участником-зрителем. Попытки заставить его приведут к потере игрового момента и положительной настроенности на деятельность. В технологии активного обучения «вынужденная активность» участников обусловлена условиями и правилами, при которых ученик или активно участвует, напряженно думает, или вообще выбывает из процесса.

     Правила деловой игры определяются выбранной  деятельностью. Одним из ее вариантов являются ролевые игры. Когда дети играют в «дочки-матери», они точно имитируют все входящие в игру роли и не могут от них отступать: так папы не делают, детям так вести себя нельзя, мама должна... и т.д. Возможно использование деловой игры в учебном процессе. Например, исходя из современных рыночных условий жизни, на занятиях по основам экономических знаний можно провести деловую игру «Банк», в которой в процессе проигрывания ситуаций работы банка лучше понимается и осваивается сложная для заучивания терминология, что она обозначает, сам характер деятельности банка, его место и значение в рыночных отношениях. Такая игра может быть организована и на этапе первичного закрепления материала, и как обобщение, и как определенная форма контроля. В данном случае речь идет о самом стандартном варианте деловой игры. Такие варианты, как организационно-Деловые и организационно-мыслительные игры и аналогичные им, требуют очень серьезной специальной подготовки их организаторов.

     С появлением технологии активного обучения давно известные учителям драматизация и театрализация стали одним из вариантов (еловой игры и широко используются в технологии диалога культур. Драматизация — инсценирование, разыгрывание по ролям содержания учебного материала на уроках. Ролями могут наделяться не только живые персонажи, но и любые неживые предметы, и феномены из любой области знаний. Театрализация — театральные представления разных жанров по учебному материалу во внеучебное время с большим количеством участников, продолжительные по времени, с декорациями и другими атрибутами. В них вовлекаются все учащиеся класса или всех классов параллели, старшие школьники и ученики младшего возраста. Это могут быть постановки по программным литературным произведениям, историческим сюжетам и т.п.

 

     Заключение

 

     Изучение  научной  и методической литературы по проблеме позволило сделать вывод  о том, что технология активного  обучения – это такая организация  учебного процесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе: каждый ученик либо имеет определенное ролевое задание, в котором он должен публично отчитаться, либо от его  деятельности зависит качество  выполнения поставленной перед группой  познавательной задачи.

     Такая технология включает в себя методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, вовлекающие каждого  из них в мыслительную и поведенческую  активность и направлена на осознание, отработку, обогащение и личностное  принятие имеющегося знания каждым учеником.

     Активные  методы обучения – это совокупность способов и приемов, вызывающих качественные и количественные изменения, происходящие в мыслительных процессах в связи  с возрастом и под влиянием среды,  а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий  и собственного опыта обучающихся.

     Активные  методы способствовали лучшему усвоению знаний по развитию связной речи, ознакомлению с окружающим, развитию математических представлений.

 

     Список  литературы

 
  1. Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. Тула 2002
  2. Беспалько В.П.  Программированное обучение. – М., 2002.
  3. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М., 2001.
  4. Брушменский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. – М., 2003.
  5. Выготский Л.С. Педагогическая психология.
  6. Гузеев В.В. Образовательная технология – М., 2003
  7. Гузик Н.П. Учить учиться. -  М., 1991.
  8. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. – М., 2003.
  9. Коджаспирова  Г.М. Технические средства обучения.
  10. Коджаспирова Г.М. Практикум и методические материалы.
  11. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения, М., 2004.
  12. Орлов А.А. Основы профессионально-педагогической деятельности. М., 2004.
  13. Подласый И.П. Педагогика 100 вопросов и ответов. –М., 2004.
  14. Сластенин А.С. Педагогика. –М., 2004.
  15. Смирнов С.А. Педагогика. Теории, системы, технологии. –М., 2006.
  16. Харламов И.Ф. Педагогика. –М., 2003.
  17. Шлаков С.А. Игры учащихся. –М., 2004.

Информация о работе Технологии активного обучения