Технологии активного обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 15:12, реферат

Краткое описание

Проблема активности личности в обучении как ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности, профессиональной ее подготовки требует принципиального осмысления важнейших элементов обучения (содержания, форм, методов) и утверждает в мысли, что стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности.

Оглавление

1.1. Проблема активности личности в обучении 3
1.2. Характеристика основных активных методов обучения 7
1.2.1 Проблемное обучение 7
1.2.2 Разыгрывание ролей 9
1.2.3 Игровое производственное проектирование 10
1.2.4 Семинар-дискуссия 11
1.2.5 «Круглый стол» 14
1.2.6 Мозговой штурм 23
1.2.7 Деловая игра 28
Заключение 30
Список литературы 31

Файлы: 1 файл

Активное обучение.docx

— 55.42 Кб (Скачать)

     Вторая  стадия — стадия оценки — обычно предполагает ситуацию сопоставления, конфронтации и даже конфликта идей, который в случае, неумелого руководства дискуссией может перерасти в конфликт личностей. На этой стадии перед учителем (организатором «круглого стола») ставятся следующие задачи:

     1.  Начать обмен мнениями, что предполагает  предоставление слова конкретным  участникам. Учителю не рекомендуется  брать слово первым.

     2.  Собрать максимум мнений, идей, предложений.  Для этого необходимо активизировать  каждого ученика. Выступая со  своим мнением, школьник может  сразу внести свои предложения,  а может  сначала просто  выступить, а позже сформулировать  свои предложения.

     3.   Не уходить от темы, что требует некоторой твердости организатора, а иногда даже авторитарности. Следует тактично останавливать отклоняющихся, направляя их в заданное «русло».

     4.  Поддерживать высокий уровень  активности всех участников. Не  допускать чрезмерной активности одних за счет других, соблюдать регламент, останавливать затянувшиеся монологи, подключать к разговору всех присутствующих школьников.

      5.  Оперативно проводить анализ  высказанных идей, мнений, позиций,  предложений перед тем, как  переходить к следующему витку  дискуссии. Такой анализ, предварительные  выводы или резюме целесообразно  делать через определенные интервалы (каждые 10—15 минут), подводя при этом промежуточные итоги. Подведение промежуточных итогов очень полезно поручать учащимся, предлагая им временную роль ведущего.

     Третья  стадия — стадия консолидации — предполагает выработку определенных единых или компромиссных мнений, позиций, решений. На этом этапе осуществляется контролирующая функция занятия. Задачи, которые должен решить преподаватель, можно сформулировать следующим образом:

     1.  Проанализировать и оценить проведенную  дискуссию, подвести итоги, результаты. Для этого надо сопоставить сформулированную в начале дискуссии цель с полученными результатами, сделать выводы, вынести решения, оценить результаты, выявить их положительные и отрицательные стороны.

     2.  Помочь участникам дискуссии прийти к согласованному мнению, чего можно достичь путем внимательного выслушивания различных толкований, поиска общих тенденций для принятия решений.

     3.  Принять групповое решение совместно  с участниками. При этом следует  подчеркнуть важность разнообразных позиций и подходов.

     4.  В заключительном слове подвести  группу к конструктивным выводам,  имеющим познавательное и практическое  значение.

     5. Добиться чувства удовлетворения  у большинства участников, т.е.  поблагодарить всех студентов  за активную работу, выделить  тех, кто помог в решении  проблемы.

     При проведении «круглого стола» студенты воспринимают не только высказанные  идеи, новую информацию, мнения, но и  носителей этих идей и мнений, и  прежде всего учителя. Поэтому целесообразно конкретизировать основные качества и умения, которыми учитель (организатор) должен обладать в процессе проведения «круглого стола»:

     • высокий профессионализм, хорошее  знание материала в рамках учебной программы;

     • речевая культура и, в частности, свободное и грамотное владение профессиональной терминологией;

     • коммуникабельность, а точнее —  коммуникативные умения, позволяющие  педагогу найти подход к каждому  школьнику, заинтересованно и внимательно выслушать каждого, быть естественным, найти необходимые методы воздействия на школьников, проявить требовательность, соблюдая при этом педагогический такт;

     • быстрота реакции;

     • способность лидировать;

     • умение вести диалог;

     • прогностические способности, позволяющие  заранее предусмотреть все трудности в усвоении материала, а также спрогнозировать ход и результаты педагогического воздействия, предвидеть последствия своих действий;

     • умение анализировать и корректировать ход дискуссии;

     • умение владеть собой

     • умение быть объективным.

     Составной частью любой дискуссии является процедура вопросов и ответов. Умело поставленный вопрос (каков вопрос, таков и ответ) позволяет получить дополнительную информацию, уточнить позиции выступающего и тем самым определить дальнейшую тактику проведения «круглого стола».

     С функциональной точки зрения, все  вопросы можно разделить на две  группы:

      Уточняющие (закрытые) вопросы, направленные на выяснение истинности или ложности высказываний, грамматическим признаком которых обычно служит наличие в предложении частицы «ли», например: «Верно ли, что?», «Правильно ли я понял, что?». Ответить на такой вопрос можно только «да» или «нет».

      Восполняющие (открытые) вопросы, направленные на выяснение новых свойств или качеств интересующих нас явлений, объектов. Их грамматический признак — наличие вопросительных слов: что, где, когда, как, почему и т.д.

     С грамматической точки зрения, вопросы  бывают простые и сложные, т.е. состоящие из нескольких простых. Простой вопрос содержит в себе упоминание только об одном объекте, предмете или явлении.

     Если  на вопросы смотреть с позиции правил проведения дискуссии, то среди них можно выделить корректные и некорректные как с содержательной точки зрения (некорректное использование информации), так и с коммуникативной точки зрения (например, вопросы, направленные на личность, а не на суть проблемы). Особое место занимают так называемые, провокационные или улавливающие вопросы. Такие вопросы задаются для того, чтобы сбить с толку оппонента, посеять недоверие к его высказываниям, переключить внимание на себя или нанести критический удар.

     С педагогической точки зрения, вопросы  могут быть контролирующими, активизирующими внимание, активизирующими память, развивающими мышление.

     В дискуссии предпочтительнее использовать простые вопросы, так как они  не несут в себе двусмысленности, на них легко дать ясный и точный ответ. Если школьник задает сложные вопросы, целесообразно попросить его разделить свой вопрос на несколько простых. Ответы на вопросы могут быть: точными и неточными, верными и ошибочными, позитивными (желание или попытка ответить) и негативными (прямой или косвенный уход от ответа), прямыми и косвенными, односложными и многосложными, краткими и развернутыми, определенными (не допускающий различного толкования) и неопределенными (допускающими различное толкование).

     Для того чтобы организовать дискуссию  и обмен информацией в полном смысле этого слова, чтобы «круглый стол» не превратился в мини-лекцию, монолог преподавателя, занятие  необходимо тщательно подготовить. Для этого учитель (организатор «круглого стола») должен:

     • заранее подготовить вопросы, которые  можно было бы ставить на обсуждение по выводу дискуссии, чтобы не дать ей погаснуть;

     • не допускать ухода за рамки обсуждаемой  проблемы;

     • не допускать превращения дискуссии  в диалог двух наиболее активных учеников или учителя с учащимися;

     • обеспечить широкое вовлечение в  разговор как можно большего количества  школьников, а лучше — всех;

     • не оставлять без внимания ни одного неверного суждения, но не давать сразу  же правильный ответ; к этому следует  подключать учащихся, своевременно организуя  их критическую оценку;

     • не торопиться самому отвечать на вопросы, касающиеся материала «круглого стола»: такие вопросы следует переадресовывать аудитории;

     • следить за тем, чтобы объектом критики  являлось мнение, а не ученик, выразивший его;

     •  сравнивать разные точки зрения, вовлекая учащихся в коллективный анализ и обсуждение, помнить слова К.Д. Ушинского о том, что в основе познания всегда лежит сравнение.

     Для того, чтобы не погасить активность школьников, учитель не должен:

       • превращать дискуссию в контрольный  опрос учащихся;

     • давать оценки суждениям по ходу выступлений  и раньше времени высказывать свое мнение;

     • подавлять аудиторию;

     •  занимать позицию ментора, поучающего аудиторию и знающего единственно правильные ответы на все вопросы;

     •  помнить, что на занятии, проводимом в активной форме, главным действующим  лицом является ученик: нужно ждать  активности от него, а не от самого учителя, который выступает в роли консультанта, руководителя дискуссии и ее более компетентного, но равноправного участника.

     Во  время проведения «круглого стола» царит деловой шум, многоголосье, что, с одной стороны, создает атмосферу творчества и эмоциональной заинтересованности, а с другой — затрудняет работу учителя. Ему необходимо среди этой полифоничности услышать главное, создать рабочую обстановку, дать возможность высказаться, правильно вести нить рассуждений. Но все трудности окупаются высокой эффективностью такой формы проведения занятий.

 

1.2.6 Мозговой штурм

 

     Мозговой  штурм (мозговая атака, брейнсторминг) - широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.

     Использование метода мозгового штурма в учебном  процессе позволяет решить следующие  задачи:

     •      творческое усвоение школьниками учебного материала;

     •      связь теоретических знаний с  практикой;

     •      активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых;

     • формирование способности концентрировать  внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи;

     •  формирование опыта коллективной мыслительной деятельности. Проблема, формулируемая  на занятии по методике мозгового  штурма, должна иметь теоретическую  или практическую актуальность и  вызывать активный интерес школьников. Общим требованием, которое необходимо учитывать при выборе проблемы для мозгового штурма — возможность многих неоднозначных вариантов решения проблемы, которая выдвигается перед учащимися    как учебная задача.

     Подготовка  к мозговому штурму включает следующие  шаги:

     •  определение цели занятия, конкретизация  учебной задачи;

     • планирование общего хода занятия, определение времени каждого этапа занятия;

     • подбор вопросов для разминки;

     • разработка критериев для оценки поступивших предложений и идей, что позволит целенаправленно и содержательно провести анализ и обобщение итогов занятия.

     Существуют  определенные правила, соблюдение которых позволит более продуктивно провести мозговой штурм. Перечислим основные из них:

     1.  Во время сессии нет ни начальников,  ни подчиненных, ни новичков, ни  ветеранов — есть ведущий и  участники; никто не может претендовать  на особую роль.

     2. Категорически запрещаются взаимные критические замечания и оценки, они мешают возникновению новых идей.

     3. Следует воздерживаться от действий, жестов, которые могут быть неверно  истолкованы другими участниками  сессии.

Информация о работе Технологии активного обучения