Т- группы (группы тренинга или тренинговые группы)

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 17:15, контрольная работа

Краткое описание

Группы тренинга в настоящее время активно заявляют о себе в прикладной психологии, особенно ярко это выражено в Западных странах, где они проявляются в виде так называемого «группового движения». В оценке его большого значения единодушны и сторонники и критики этого движения. Главное, что обращает на себя внимание при знакомстве с ним, — это многообразие формулируемых задач, методических приемов, теоретических принципов, эксплицитно, а чаще имплицитно реализуемых различными авторами.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..…….3
Раздел 1: «История и развитие. Первая Т – группа»……………………..……..4
Раздел 2: «Этапы обучения»…………………………………………………..….9
Раздел 3: «Функции руководителя группы»…………………………………...12
Раздел 4: «Приобретение коммуникативных умений»………………………..13
Заключение……………………………………………………………………….15
Список использованных источников…………………………………………...16

Файлы: 1 файл

Т-группы.doc

— 40.83 Кб (Скачать)

     «Окно Джогари» наглядно показывает. Что расширение социальных контактов происходит прежде всего за счёт увеличения зоны «арены». Когда участники любой группы встречаются впервые, «арена» обычно бывает небольшой. По мере того, как растёт взаимопонимание в группе, увеличивается доверие к партнёрам. Повышается степень самораскрытия. Расширяется и «арена» каждого из её участников.3

  • Обратная связь - осуществляется в тех случаях, когда одни участники группы сообщают о своих реакциях на поведение других с целью откорректировать модель их поведения. В свою очередь участники. Получившие такой сигнал от других имеют возможность самостоятельно откорректировать своё поведение.
  • Экспериментирование - в группе основано  на активном поиске различных вариантов поведения в одинаковых ситуациях. Такой поиск может быть успешным лишь в том случае. Если экспериментирующие участники могут получить от группы ясную и точную обратную связь без страха за последствия своего поведения в той или иной ситуации. Важным условием работы группы является сосредоточение внимания на принципе «здесь и сейчас». Этот принцип актуален для всех типов учебных и лечебных групп. Все реакции должны исходить из конкретной ситуации, а не носить характер повествования или назидания (нравоучения). Главным итогом группового процесса является внимание к непосредственному опыту и конкретным ощущениям. Конечная цель Т - группы: научить её участников применять полученные на занятиях знания и навыки в реальной жизни (на работе, в семье и т.п.).4
 

 

Раздел 3: «Функции руководителя группы»

     Роль руководителя состоит в том, чтобы вовлечь участников в совместную работу по исследованию их взаимоотношений и поведения. Организовать групповой процесс, а потом незаметно устраниться от директивного руководства. Как отмечает В. Т. Кондрашенко, общая ошибка всех руководителей Т - групп заключается в стремлении активно включиться в групповой процесс, вытянуть группу из тупиковой ситуации. В действительности такие действия руководителя только мешают группе реализовать свои резервные возможности. Однако устранится от руководства не означает утратить контроль над ситуацией.5 Опытный руководитель, и избегая очевидного руководства группой, всегда тем не менее остаётся центральной фигурой, тонко и ненавязчиво направляя процесс в нужное русло. В тех случаях, когда работа в Т- группе ограничена во времени, меняется и роль ведущего. Руководитель такой «краткосрочной» группы должен быть более активен, чаще вступать в конфронтацию с участниками, обеспечивать обратную связь краткосрочная Т- группа должна проводиться с более «жёстком» (структурированном) режиме. В такой группе руководитель задаёт тон занятиям. 

 

Раздел 4: «Приобретение коммуникативных умений» 

       Целевое назначение Т - группы в психокоррекционном плане двояко:

       1) Самосовершенствование личности;

       2) Обучение умениям межличностного общения (коммуникативным умениям).

       Коммуникативные умения включают:

  • Описание поведения - умения сказать о поведении другого без анализа его мотивов и без любого вида критики – конструктивной, а тем более деструктивной (обвинений, оскорблений).
  • Коммуникация чувств - умение ясно и чётко сказать о своих чувствах. Участники группы должны учиться передавать суть своих чувств таким образом, чтобы они были правильно поняты другими.
  • Умение слушать: существует понятие активное слушание, которое включает в себя ответственность за то, что человек слышит. С активным слушанием связано другое понятие - эмпатическое понимание, которое объединяет способность слушать и умение передавать услышанное другому. Эмпатическое понимание означает умение не просто слушать, но и правильно понять значение и смысл услышанного, уловить внутреннее состояние, истинные чувства говорящего. 6
  • Конфронтация - одна из активных форм коммуникации, при которой действия одного человека направлены на то, чтобы заставить другого осознать, проанализировать или изменить свои межличностные отношения. Умелая конфронтация требует чуткости к психическому состоянию оппонента и убеждённости в своих контрдоводах. Как считает В.Т. Кондрашенко, она будет более продуктивной, если её инициатор соблюдает следующие условия диалога:7
  1. Устанавливает позитивные взаимоотношения и эмпатическое понимание с оппонентом;
  1. Выражает конфронтацию в форме предположения или вопроса, а не категорического требования;
  2. Говорит об особенностях поведения партнёра, а не о его личности;
  3. Проводит контрдоводы, которые содержат конструктивные и позитивные начала;
  4. Вступает в конфронтацию прямо, честно, не искажая факты, намерения и чувства оппонента.

     В свою очередь оппонент может извлечь  пользу из конфронтации только в том  случае, если он открыт для обратной связи и рассматривает спор как  возможность исследовать себя. Часто  Т - группа кроме функции изучения выполняет ещё и функцию психического оздоровления. Это означает, что занятия в Т-группе делают её участников более восприимчивыми к чужим чувствам и потребностям. Позволяют глубже осознать себя и своё поведение. Помогают наладить адекватные межличностные отношения, повысить свою коммуникабельность, открытость, укрепить уважение к окружающим и чувство собственного достоинства. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

     1. Будучи членами общества, все люди принадлежат к группам, лидеры и члены групп постоянно воздействуют друг на друга;

     2. Большинство эффективных изменений в установках личности происходит в групповом, а не в индивидуальном контексте;

     3. Группа - это реальный мир в миниатюре, со всем присущим ему многообразием и сложностью социальных связей;

     4. Цели группового  тренинга обычно  включают следующие аспекты: 

     - развитие самопознания за счет  снижения барьеров психологической  защиты и устранения неискренности  на личностном уровне;

     - понимание условий, затрудняющих  или облегчающих функционирование  группы (таких, как размеры группы  и членство);

     - постижение межличностных отношений  в группе;

     - овладение умениями диагностики  индивидуальных, групповых и организационных  проблем - например, разрешение конфликтных  ситуаций в группе;

     5. Т-группа учит тому, как учиться;  процесс же данного обучения  состоит из ряда этапов: представление  самого себя, обратная связь и  экспериментирование;

     6. Опытный руководитель группы избегает очевидного руководства ей, всегда тем не менее остаётся центральной фигурой, тонко и ненавязчиво направляя процесс в нужное русло;

     7. Целевое назначение Т - группы  в психокоррекционном плане двояко. Оно включает, с одной стороны,  самосовершенствование личности, а  с другой, обучение умениям межличностного  общения (коммуникативным умениям).  
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

      1. Фурманов И. А. Основы групповой психотерапии: учеб. пособие/ И. А. Фурманов, Н. В. Фурманова.– Мн.: Тесей, 2004. – 256с. – (доп. МО Республики Беларусь для студ. вузов психолог. спец.)

      2. Ирвин Ялом. Групповая психотерапия. Теория и практика // Изд-во Института Психотерапии «Апрель Пресс», М., 2006. 
 
 
 
 
 
 

 

Информация о работе Т- группы (группы тренинга или тренинговые группы)