Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 17:15, контрольная работа
Группы тренинга в настоящее время активно заявляют о себе в прикладной психологии, особенно ярко это выражено в Западных странах, где они проявляются в виде так называемого «группового движения». В оценке его большого значения единодушны и сторонники и критики этого движения. Главное, что обращает на себя внимание при знакомстве с ним, — это многообразие формулируемых задач, методических приемов, теоретических принципов, эксплицитно, а чаще имплицитно реализуемых различными авторами.
Введение……………………………………………………………………..…….3
Раздел 1: «История и развитие. Первая Т – группа»……………………..……..4
Раздел 2: «Этапы обучения»…………………………………………………..….9
Раздел 3: «Функции руководителя группы»…………………………………...12
Раздел 4: «Приобретение коммуникативных умений»………………………..13
Заключение……………………………………………………………………….15
Список использованных источников…………………………………………...16
Белорусский государственный университет
Гуманитарный факультет
Кафедра
общей и клинической психологии
Контрольная работа
по предмету «Психология группы» на тему:
«Т-
группы» (группы тренинга
или тренинговые группы)
Рыбакова Вероника Викторовна
№ зачетной книжки: 1040335
2 курс.
Социальная работа
Преподаватель:
Бугаева Елена Ивановна
Дата выполнения
работы:
11.11.2011 г.
Минск, 2011
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение…………………………………………………………
Раздел 1: «История и развитие. Первая Т – группа»……………………..……..4
Раздел
2: «Этапы обучения»…………………………………………………..
Раздел 3: «Функции руководителя группы»…………………………………...12
Раздел 4: «Приобретение коммуникативных умений»………………………..13
Заключение……………………………………………………
Список
использованных источников…………………………………………...
ВВЕДЕНИЕ:
Группы тренинга в настоящее время активно заявляют о себе в прикладной психологии, особенно ярко это выражено в Западных странах, где они проявляются в виде так называемого «группового движения». В оценке его большого значения единодушны и сторонники и критики этого движения. Главное, что обращает на себя внимание при знакомстве с ним, — это многообразие формулируемых задач, методических приемов, теоретических принципов, эксплицитно, а чаще имплицитно реализуемых различными авторами. В соответствующей психологической литературе представлены, как правило, не строгие классификации, а лишь перечни различных используемых групповых форм. Среди них группы, ориентированные на повышение сензитивности участников к социальной реальности; на изменение «аутентичности сведений относительно себя и других»; групповые опыты, направленные на высвобождение творческого потенциала, и другие. Особую категорию составляют так называемые программируемые, или инструментальные, группы (обычно в системе подготовки различного ранга руководителей).
Для
тех, кто сам не участвовал в Т-группах
(группах тренинга), волнения и споры,
вызываемые групповым движением, могут
показаться чем-то загадочным. Члены
группы на вопрос о своих ощущениях
обычно отвечают примерно так: "Группа
действительно дает результат, но какой
- точно объяснить не могу. Каждый
должен выяснить это для себя сам".
Чтобы понять, почему Т-группы пользуются
популярностью, полезно обратиться к их
истории (она будет изложена мною в первом
разделе моей контрольной работы), а затем
более детально разобраться в основных
аспектах группового тренинга и сделать
выводы.
Раздел 1: «История и развитие. Первая Т-группа»
Движению
Т-групп положили начало исследования
выдающегося социального
Термин лабораторный тренинг относится к совокупности методов опытного обучения, одним из которых является Т-группа, или группа тренинга. Причем и термин Т-группа в настоящее время может быть отнесен к различным по целевому назначению группам. Одни Т-группы ориентированы на развитие умений для более эффективной организационной деятельности, другие - на формирование межличностных отношений и изучение процессов, происходящих в малых группах. При последнем подходе внимание обращается на вклад каждого участника через стиль его взаимодействия в эмоциональный климат группы и процессы принятия ею решений.
Наконец, существуют Т-группы, акцентирующие общее развитие индивидуума, на которые одновременно оказали влияние достижения теории личности и клиническая психология. В рамках этой ориентации улучшение группового функционирования и развитие личностных умений являются вторичными по отношению к выявлению жизненных ценностей индивидуума, усилению чувства самоидентичности. Эти группы иногда называют группами сензитивности - термин, предложенный в 1954 г. клинически ориентированной группой психологов НЛТ. Для некоторых руководителей групп тренинг вскоре превращается во "встречи". В настоящее время НЛТ, перестав быть единственной организацией, практикующей Т-группы, сохраняет за собой важную роль в области тренинга руководителей и в дальнейшем развитии лабораторного метода.
Следует отметить, что даже тогда, когда Т-группа направлена на развитие личности индивидуума и его сознания, в ней всегда сохраняется контекст понимания группового процесса. Процесс взаимодействий отличается от содержания взаимодействий и относится к сфере чувств и восприятии, лежащих в основе поведения в группе. Во всем, что участники говорят, делают по отношению друг к другу, всегда присутствуют проблемы группового процесса. И они выходят за пределы индивидуальных проблем членов группы. Так, одна из проблем затрагивает управление и проявляется в том, как устанавливаются нормы и распределяется власть в группе Другая проблема касается близости и может найти отражение в темах знакомства и углубления заинтересованности в других участниках. Подобные процессы происходят в группе по мере ее развития и изменения и определяют темы дискуссий (Cohen & Smith, 1976).
В
противоположность большинству
терапевтических групп в Т-
Шейн и Беннис (Schein & Bennis, 1965) отмечали, что цели лабораторного тренинга могут меняться от группы к группе, но обычно включают следующие аспекты:
1)
развитие самопознания за счет
снижения барьеров
2)
понимание условий,
3)
постижение межличностных
4)
овладение умениями
На
практике учебные цели Т-группы в
основном определяются ее участниками,
и достижение этих целей облегчается
благодаря соответствующей
Основатели
движения Т-групп руководствовались
тремя категориями общих
Первая Т - группа:
Первая
Т - группа возникла случайно. Несколько
специалистов в области естественных
наук создали группу из деловых людей
и бизнесменов. Целью которой было совместное
изучение основных социальных законов
и проигрывание различных ситуаций, связанных
с их применением. Основными задачами
Т - групп, было обучение их участников
основным законам межличностного общения.
Умению руководить и принимать правильные
решения в трудных ситуациях. Они получают
чрезвычайную пользу сталкиваясь на
месте с обыкновенными наблюдениями своего
собственного поведения и его воздействия
на других; они могут узнавать о стиле
своих межличностных отношений, о реакциях
других и о групповом поведении и развитии
в целом. Позднее Т - группы по своему целевому
значению стали делиться на группы
умений (подготовка руководителей,
деловых людей), группы межличностных
отношений (проблемы семьи), и группы «сенситивности»
(ориентированные на рост и самосовершенствование
личности, преодоление нерешительности).
Однако ещё долгое время акцент в Т - группах
делался на обучении здоровых людей таким
ролевым функциям, как общение с начальством
и подчинёнными. Выработка оптимальных
решений в трудных ситуациях и т.п.1
Раздел 2: «Этапы обучения»
Родоначальники Т - групп считали, что группа - это реальный мир в миниатюре, со всем присущим ему многообразием и сложностью социальных связей. В ней существуют те же, что и “в жизни», проблемы межличностных отношений, поведения, и т. д. Тем не менее от реального мира Т - группа как искусственно созданная «лаборатория человеческих отношений» отличается тем, что:
Т - группа учит тому, как учиться. Поскольку все члены группы вовлекаются в общий процесс взаимообучения, они в большей мере полагаются друг на друга, чем на руководителя.
Обучение тому, как учиться, включает в себя отдельные этапы:2
Арена Видимое
Слепое Неизвестное
В соответствии с этой моделью «Окно Джогари» можно представить. Что каждый человек содержит в себе четыре зоны личности: арену, видимое, слепое пятно и неизвестное.
Арена- это зона человеческого «Я», о содержании которой знает человек и знают другие. Это пространство личности, открытое и для самого себя и для других людей.
Видимое - это то, что человек знает о себе, а другие нет.
Слепое пятно - это то, что другие знают о человеке, а он сам - нет (привычка перебивать говорящего).
Неизвестное - это то, что скрыто и от самого человека, и от других.
Информация о работе Т- группы (группы тренинга или тренинговые группы)