Т- группы (группы тренинга или тренинговые группы)

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 17:15, контрольная работа

Краткое описание

Группы тренинга в настоящее время активно заявляют о себе в прикладной психологии, особенно ярко это выражено в Западных странах, где они проявляются в виде так называемого «группового движения». В оценке его большого значения единодушны и сторонники и критики этого движения. Главное, что обращает на себя внимание при знакомстве с ним, — это многообразие формулируемых задач, методических приемов, теоретических принципов, эксплицитно, а чаще имплицитно реализуемых различными авторами.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..…….3
Раздел 1: «История и развитие. Первая Т – группа»……………………..……..4
Раздел 2: «Этапы обучения»…………………………………………………..….9
Раздел 3: «Функции руководителя группы»…………………………………...12
Раздел 4: «Приобретение коммуникативных умений»………………………..13
Заключение……………………………………………………………………….15
Список использованных источников…………………………………………...16

Файлы: 1 файл

Т-группы.doc

— 40.83 Кб (Скачать)

Белорусский государственный университет

Гуманитарный  факультет

Кафедра общей и клинической психологии 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

по предмету «Психология группы» на тему:

«Т- группы» (группы тренинга или тренинговые группы) 
 
 
 
 

Рыбакова  Вероника Викторовна

№ зачетной книжки: 1040335

2 курс. Социальная работа 

Преподаватель: Бугаева Елена Ивановна 
 
 
 
 

Дата выполнения работы:                                      Домашний адрес: г. Минск,  

            11.11.2011 г.                                  ул. Есенина, д. 6/1, кв. 485.  
 
 
 
 
 

 Минск, 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение……………………………………………………………………..…….3

Раздел 1: «История и развитие. Первая Т – группа»……………………..……..4

Раздел 2: «Этапы обучения»…………………………………………………..….9

Раздел 3: «Функции руководителя группы»…………………………………...12

Раздел 4: «Приобретение коммуникативных умений»………………………..13

Заключение……………………………………………………………………….15

Список  использованных источников…………………………………………...16

 

ВВЕДЕНИЕ:

     Группы  тренинга в настоящее время активно  заявляют о себе в прикладной психологии, особенно ярко это выражено в Западных странах, где они проявляются  в виде так называемого «группового  движения». В оценке его большого значения единодушны и сторонники и критики этого движения. Главное, что обращает на себя внимание при знакомстве с ним, — это многообразие формулируемых задач, методических приемов, теоретических принципов, эксплицитно, а чаще имплицитно реализуемых различными авторами. В соответствующей психологической литературе представлены, как правило, не строгие классификации, а лишь перечни различных используемых групповых форм. Среди них группы, ориентированные на повышение сензитивности участников к социальной реальности; на изменение «аутентичности сведений относительно себя и других»; групповые опыты, направленные на высвобождение творческого потенциала, и другие. Особую категорию составляют так называемые программируемые, или инструментальные, группы (обычно в системе подготовки различного ранга руководителей).

     Для тех, кто сам не участвовал в Т-группах (группах тренинга), волнения и споры, вызываемые групповым движением, могут  показаться чем-то загадочным. Члены  группы на вопрос о своих ощущениях  обычно отвечают примерно так: "Группа действительно дает результат, но какой - точно объяснить не могу. Каждый должен выяснить это для себя сам". Чтобы понять, почему Т-группы пользуются популярностью, полезно обратиться к их истории (она будет изложена мною в первом разделе моей контрольной работы), а затем более детально разобраться в основных аспектах группового тренинга и сделать выводы.  
 

 

Раздел 1: «История и развитие. Первая Т-группа»

     Движению  Т-групп положили начало исследования выдающегося социального психолога 30-х годов Курта Левина. На Левина оказали влияние работы социолога  Георга Зиммеля (Simmel, 1950), который рассматривал общество как систему функциональных взаимоотношений, объединяющих индивидуумов в сообщества. Он заметил, что, будучи членами общества, все люди принадлежат  к группам, лидеры и члены групп  постоянно воздействуют друг на друга. Левин начал применять динамические концепции Зиммеля по мере того, как переносил свои психологические  исследования из лаборатории в полевые  условия, то есть в нормальные естественные условия общественных процессов. Левин  пришел к твердому убеждению, что  большинство эффективных изменений  в установках личности происходит в  групповом, а не в индивидуальном контексте. Он утверждал, что для  того, чтобы выявить и изменить свои неадаптивные установки и выработать новые формы поведения, люди должны учиться видеть себя такими, какими их видят другие. Работы Левина (Lewin, 1948, 1951), в области групповой динамики стали классическими.

     Термин лабораторный тренинг относится к совокупности методов опытного обучения, одним из которых является Т-группа, или группа тренинга. Причем и термин Т-группа в настоящее время может быть отнесен к различным по целевому назначению группам. Одни Т-группы ориентированы на развитие умений для более эффективной организационной деятельности, другие - на формирование межличностных отношений и изучение процессов, происходящих в малых группах. При последнем подходе внимание обращается на вклад каждого участника через стиль его взаимодействия в эмоциональный климат группы и процессы принятия ею решений.

     Наконец, существуют Т-группы, акцентирующие  общее развитие индивидуума, на которые  одновременно оказали влияние достижения теории личности и клиническая психология. В рамках этой ориентации улучшение  группового функционирования и развитие личностных умений являются вторичными по отношению к выявлению жизненных ценностей индивидуума, усилению чувства самоидентичности. Эти группы иногда называют группами сензитивности - термин, предложенный в 1954 г. клинически ориентированной группой психологов НЛТ. Для некоторых руководителей групп тренинг вскоре превращается во "встречи". В настоящее время НЛТ, перестав быть единственной организацией, практикующей Т-группы, сохраняет за собой важную роль в области тренинга руководителей и в дальнейшем развитии лабораторного метода.

     Следует отметить, что даже тогда, когда Т-группа направлена на развитие личности индивидуума  и его сознания, в ней всегда сохраняется контекст понимания  группового процесса. Процесс взаимодействий отличается от содержания взаимодействий и относится к сфере чувств и восприятии, лежащих в основе поведения в группе. Во всем, что  участники говорят, делают по отношению  друг к другу, всегда присутствуют проблемы группового процесса. И они выходят  за пределы индивидуальных проблем  членов группы. Так, одна из проблем  затрагивает управление и проявляется  в том, как устанавливаются нормы  и распределяется власть в группе Другая проблема касается близости и  может найти отражение в темах  знакомства и углубления заинтересованности в других участниках. Подобные процессы происходят в группе по мере ее развития и изменения и определяют темы дискуссий (Cohen & Smith, 1976).

     В противоположность большинству  терапевтических групп в Т-группах  содержание взаимодействий служит средством  для понимания процесса взаимодействий. Изучение групповых процессов и  групповой динамики дает информацию о межличностных отношениях и  поведении членов группы в реальной жизни. Развитие межличностных умений и социально-психологической компетентности предполагает понимание групповых  процессов, поощряющих самопринятие (Argyris, 1967). Так, Т-группы придают особое значение непосредственным переживаниям членов группы. Более, чем другие группы, они удачно продолжают традиции социальной психологии и исследований групповой динамики.

     Шейн  и Беннис (Schein & Bennis, 1965) отмечали, что  цели лабораторного тренинга могут  меняться от группы к группе, но обычно включают следующие аспекты:

     1) развитие самопознания за счет  снижения барьеров психологической  защиты и устранения неискренности  на личностном уровне;

     2) понимание условий, затрудняющих  или облегчающих функционирование  группы (таких, как размеры группы  и членство);

     3) постижение межличностных отношений  в группе - например, совершенствование  коммуникативных умений для более  эффективного взаимодействия с  другими; 

     4) овладение умениями диагностики  индивидуальных, групповых и организационных  проблем - например, разрешение конфликтных  ситуаций в группе и укрепление  групповой сплоченности.

     На  практике учебные цели Т-группы в  основном определяются ее участниками, и достижение этих целей облегчается  благодаря соответствующей направленности групповых интересов. Групповые  интересы могут касаться отдельных  участников, их взаимоотношений, роли индивидуума в организации, группы как целого, взаимоотношений между  группами, внутренних проблем организации, которую представляют участники  группы. Когда интересы группы сосредоточиваются  на отдельных участниках, целью может  быть расширение самосознания, изменение  установок и повышение поведенческой  компетентности. Когда интересы направлены на выполнение ролевых функций, целью  группы может быть исследование отношения  участников к различным групповым  ролям в ситуации общения с  начальством, партнерами и подчиненными. Интерес к организационным вопросам может определяться целью решения  специфических организационных  проблем и поисками методов улучшения  организационной деятельности (Schein & Bennis, 1965).

     Основатели  движения Т-групп руководствовались  тремя категориями общих ценностей (Bradford, Gibb <& Benne, 1964). Первые экспериментаторы в сфере методологии Т-групп  заботились, во-первых, о возможности  приложения общественных и поведенческих  наук к реальной жизни и, следовательно, стремились к применению научных  методов. Они обучали членов групп  объективно подходить к проблеме, сотрудничать с другими исследователями  и принимать конструктивные решения  на основании имеющихся данных. Во-вторых, они отдавали предпочтение группам, функционирующим на основе демократических  принципов и процессов совместного  принятия решений. Хотя это идет вразрез  с авторитарными бюрократическими методами функционирования многих организаций, тем не менее существуют эмпирические доказательства важности взаимодействия и сотрудничества для улучшения  результатов организационной деятельности (White & Lippitt, 1962). И наконец, на движение Т - групп повлияла убежденность его основателей в ценности отношений взаимопомощи, внимания к переживаниям других и готовности помочь и вникнуть в их проблемы.

Первая Т - группа:

     Первая  Т - группа возникла случайно.  Несколько специалистов в области естественных наук создали группу из деловых людей и бизнесменов. Целью которой было совместное изучение основных социальных законов и проигрывание различных ситуаций, связанных с их применением. Основными задачами Т - групп, было обучение их участников основным законам межличностного общения. Умению руководить и принимать правильные решения в трудных ситуациях. Они получают чрезвычайную пользу  сталкиваясь на месте с обыкновенными наблюдениями своего собственного поведения и его воздействия на других; они могут узнавать о стиле своих межличностных отношений, о реакциях других и о групповом поведении и развитии в целом. Позднее Т - группы по своему целевому значению стали делиться на группы умений (подготовка руководителей, деловых людей), группы межличностных отношений (проблемы семьи), и группы «сенситивности» (ориентированные на рост и самосовершенствование личности, преодоление нерешительности). Однако ещё долгое время акцент в Т - группах делался на обучении здоровых людей таким ролевым функциям, как общение с начальством и подчинёнными. Выработка оптимальных решений в трудных ситуациях и т.п.1 
 

 

Раздел 2: «Этапы обучения»

     Родоначальники  Т - групп считали, что группа - это реальный мир в миниатюре, со всем присущим ему многообразием и сложностью социальных связей. В ней существуют те же, что и “в жизни», проблемы межличностных отношений, поведения, и т.  д. Тем не менее от реального мира Т - группа как искусственно созданная «лаборатория человеческих отношений» отличается тем, что:

  • В ней каждый может быть и экспериментатором, и предметом эксперимента;
  • В ней возможно решение задач, которые неразрешимы в реальной жизни;
  • Занятия  в группе предполагают психологическую безопасность, что обеспечивает чистоту эксперимента.

     Т - группа учит тому, как учиться. Поскольку все члены группы вовлекаются в общий процесс взаимообучения, они в большей мере полагаются друг на друга, чем на руководителя.

     Обучение  тому, как учиться, включает в себя отдельные этапы:2

  • Представление самого себя - это процесс самораскрытия. Наиболее эффективной моделью самораскрытия является «окно Джогари»:

       

                     Арена         Видимое

       

     

           Слепое        Неизвестное

                                                пятно         (скрытое)

                                                                                      

     В соответствии с этой моделью «Окно Джогари» можно представить. Что каждый человек содержит в себе четыре зоны личности: арену, видимое, слепое пятно и неизвестное.

         Арена- это зона человеческого «Я», о содержании которой знает человек и знают другие. Это пространство личности, открытое и для самого себя и для других людей.

        Видимое - это то, что человек знает о себе, а другие нет.

       Слепое пятно - это то, что другие знают о человеке, а он сам - нет (привычка перебивать говорящего).

       Неизвестное - это то, что скрыто и от самого человека, и от других.

Информация о работе Т- группы (группы тренинга или тренинговые группы)