Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 20:17, реферат
Строительная игра в некоторой степени сходна с сюжетно-ролевой и рассматривается как её разновидность. У них один источник – окружающая жизнь. Дети в игре строят мосты, стадионы, железные дороги, театры, цирки и многое другое. В строительных играх они не только изображают окружающие предметы, постройки, копируя их, но и привносят свой творческий замысел, индивидуальное решение конструктивных задач. Сходство сюжетно-ролевых и строительных игр заключается в том, что они объединяют детей на основе общих интересов, совместной деятельности и являются коллективными.
Конструируя, дети усваивают такие слова, геометрические названия (например: брусочек, пластина, кубик, пирамида и т. д.), которые в других видах деятельности почти не употребляются, но в школе им будут очень нужны. Рассматривая вопрос о подготовке детей младшего школьного возраста к политехническому обучению, Н. К. Крупская указывала, что эта подготовка должна состоять в воспитании интереса к технике, к труду на основе непосредственных наблюдений детей, а также их самостоятельной деятельности. Подготовка детей к политехническому обучению, говорила Н. К. Крупская, должна состоять также в воспитании некоторых умений и навыков в области рисования, лепки и работы с разными материалами, в воспитании умения наблюдать и проверять свои наблюдения в практической деятельности. Н. К. Крупская считала также необходимым научить ребят осмысливать свой труд. Все эти задачи могут быть поставлены и в некоторой степени разрешены в детском саду. Для этого используют доступные для детей дошкольного возраста формы. Основные формы — занятия со строительным материалом и игры детей. Детали строительных материалов — правильные геометрические тела с математически точными размерами сторон. Это дает ребенку возможность с наименьшей затратой энергии получить конструкцию предмета, без особого труда передавая пропорциональность его частей, симметричное их расположение. Ни один вид детской изобразительной деятельности не дает такой четкости образа, как стройка. В лепке, например, ребенок получает аморфную массу глины, из которой сам создает части предмета. Это требует довольно тонкого развития мускулатуры пальцев, сложных умений. В рисовании получение изображения вначале затруднено тем, что ребенку трудно еще управлять своей рукой, координировать ее движения глазом настолько, чтобы получить необходимую в данный момент линию: круг, овал, прямую и т. д. Изображение формы предметов в рисунке и лепке дается ребенку нелегко. В стройке же мысль его направляется на процесс конструирования предмета из уже готовых и правильных по форме частей, находящихся друг с другом в определенном соотношении. Создание конструкции здесь достигается с меньшими трудностями. В играх со строительным материалом большая роль принадлежит деятельности руки, связанной с активной работой сознания. Материалистическая физиология придает огромное значение руке как тонкому органу осязания, который дополняет комплекс ощущений и делает представления о предметах более полными, более глубокими. Благодаря совместной деятельности руки, мозга и речевого аппарата человек имеет возможность воздействовать на внешний мир, познавая законы его развития. В условиях детского сада строительные игры способствуют совершенствованию речи детей: они делятся своими замыслами, объясняют свои действия, обсуждают замыслы, мотивируют, отстаивают свои предложения, договариваются о совместной стройке. Речь детей обогащается новыми понятиями, терминами, употребление которых делает ее более точной, в какой-то степени технически грамотной.
Строительные игры и занятия при условии систематического обогащения опыта детей являются не только средством знакомства с окружающим, но и средством воспитания моральных качеств. Постоянно наблюдая, как сооружаются вокруг все новые жилые дома, школы, детские ясли, магазины, дети под руководством воспитателя знакомятся с реальным воплощением заботы нашей партии и правительства о народе. Конкретные примеры строительства, которые непосредственно наблюдают дети, помогут им понять, что советские люди любят свой труд. Это окажет влияние на воспитание трудолюбия у детей. Обучение строительной деятельности детей, организованное в соответствии с указанными требованиями, способствует формированию таких ценных качеств личности, как умение проявлять самостоятельность, инициативу, быть организованными и ответственными в деятельности. Кроме того, в непосредственной деятельности детей по сооружению игровых построек воспитываются волевые качества, умение доводить работу до конца, преодолевать при этом встречающиеся трудности, выслушивать объяснения воспитателя и работать в соответствии с его указаниями. Игры и занятия со строительным материалом имеют большое значение для организации детского коллектива. В детском саду ребята часто играют со строительным материалом группами. В этом случае их деятельность направлена на достижение общей цели. При определенной направленности строительных игр и обучении детей на занятиях совместной конструктивной деятельности имеются большие возможности для воспитания первоначальных навыков дружной работы в коллективе. Н. К. Крупская говорила, что, чем раньше начинает ребенок жить коллективной жизнью, тем больше шансов, что из него вырастет настоящий коммунист, умеющий всей душой отдаваться общему делу. Н. К. Крупская учила, что умственное воспитание детей должно осуществляться в тесном взаимодействии с воспитанием этическим. Социалистическая школа, говорила она, на всех своих ступенях должна иметь одну общую цель — воспитание всесторонне развитых людей, с сознательными и организованными общественными инстинктами, ясно понимающих все, что происходит вокруг них в природе и общественной жизни. Н. К. Крупская особенно подчеркивала, что из детей нужно растить коллективистов, умеющих жить и работать сообща. И в этом отношении высоко ценила совместную работу детей, их общие игры со сверстниками. Все это, говорила она, «дает богатый материал для выработки у ребенка общественной этики». Необходимо систематически направлять взаимоотношения детей. В противном случае они могут сложиться на неправильной основе. Если отношения между строящими устанавливаются стихийно, более активные и самостоятельные дети берут инициативу в свои руки: диктуют тему стройки, выполняют творческую, созидательную работу, остальные же помогают воплощать замыслы более активных детей. В результате одни попадают в разряд хороших строителей, другие в разряд «малоспособных». «Способные» строители часто оказываются плохими товарищами. Они подавляют инициативу малоактивных детей, не приобретают опыта внимательного отношения к работе товарища, совместного обдумывания замысла. И такие положительные черты, как умение проявлять инициативу, творчески воплощать свои замыслы, легко уживаются с отрицательными чертами личности ребенка, которые ставят его вне коллектива. У «малоспособных» строителей закрепляется неуверенность в своих силах, так как им не удается практически осуществлять свои замыслы, накапливать опыт. Они вынуждены подчинять свои действия воле и инициативе более активных детей и постепенно привыкают к мысли, что строить они не умеют или строят плохо. Чтобы воспитать дружный коллектив, воспитатель должен постоянно следить за взаимоотношениями детей. Опыт передовых воспитателей и наша экспериментальная работа убеждают в том, что у каждого ребенка можно воспитать интерес к игровой строительной деятельности, каждый ребенок при известных условиях способен к творческому участию в строительной игре, где воспитывается уважение к товарищам, к их труду. Строительные игры ценны и тем, что доставляют большое эмоциональное наслаждение детям, так как сопровождаются чувством радости при решении разнообразных конструктивных задач. Воплощение в живое, конкретное дело собственной творческой мысли вызывает особое удовлетворение, так как укрепляет веру в свои силы, утверждает чувство собственного достоинства. Причем все это происходит в процессе игры, где дети одновременно перевоплощаются в своих любимых героев: либо это летчик, сооружающий самолет; либо капитан, горячо обсуждающий со своими матросами детали строящегося парохода, на котором предполагается далекое плавание; либо строители нового канала, охваченные единым стремлением скорее завершить свое сооружение.
Постоянное упражнение в самых разнообразных движениях, сопровождающееся эмоциональным подъемом, способствует тому, что эти движения становятся быстрыми, ловкими, легко подчиняющимися контролю глаза. Улучшается согласованная работа отдельных мышц, особенно сгибателей и разгибателей. Знакомя детей с некоторыми сооружениями и постройками нашей эпохи (каналы, жилые дома, здания детских садов, школ, театров), а также с доступными для их понимания архитектурными памятниками (Московский Кремль, Большой театр и др.), воспитатель имеет возможность развивать художественный вкус детей, вызывая у них эстетическое наслаждение при рассматривании красивых сооружений, формировать умение ценить созданное творческим трудом людей, любить архитектурные богатства своего города, страны. Кроме того, у детей развивается понимание целесообразности конструктивного оформления здания: назначение витрин в магазинах, часов на вокзале и т. д. Прежде всего воспитатель знакомит детей с интересными постройками и сооружениями своего города. Воспитатель учит детей выполнять и свои постройки как можно лучше, видеть красоту их форм. Важно довести до сознания ребенка, что красота постройки состоит, с одной стороны, в максимальном удовлетворении практической потребности, а с другой — в продуманном украшении, в грамотности и четкости форм.
Для воспитания эстетических чувств важен не только результат стройки, но и организация самой работы детей. Воспитатель учит их умению создавать и поддерживать определенный порядок в процессе работы, чтобы действия были экономными; учит целесообразному подбору деталей, определенной последовательности и согласованности действий, если постройка выполняется группой детей, учит детей видеть красоту самого процесса стройки. Игры со строительным материалом отвечают особенностям детского сознания, которые очень тонко подметил еще К. Д. Ушинский: «Ребенку нравится именно живое движение представлений в его голове, и он хочет, чтобы игрушки его хоть сколько-нибудь соответствовали ассоциациям его воображения». Занятия и игры со строительным материалом помогают осуществлять подготовку детей к школе. В этих играх формируются такие качества личности, как сосредоточенность внимания, настойчивость в достижении поставленной цели, умение проявлять творческую инициативу на базе приобретенных знаний и умений, способность анализировать, умение правильно ориентироваться в пространстве. Велика роль конструктивной деятельности в подготовке детей к школе: она способствует формированию у детей умения учиться. Основная особенность учебной деятельности, как отмечает Н. Н. Поддьяков, заключается в том, что в процессе ее дети начинают видеть основной смысл обучения не в получении практического результата, а в приобретении знаний и умений. Такой познавательный мотив учебной деятельности, говорит он, вызывает существенные изменения в психических процессах. Эти изменения состоят в основном в способности произвольно управлять своими познавательными процессами, направляя их на решение учебных задач, в достижении определенного уровня развития мыслительных операций, в способности к умственным действиям, в способности систематически выполнять умственную работу, необходимую для сознательного усвоения знаний. Но такое многостороннее значение строительная деятельность имеет только тогда, когда перед детьми раскрываются конструктивные возможности материала, когда программа конструктивной деятельности предусматривает развитие ценных качеств личности ребенка, его умственной деятельности и в педагогическом процессе в ходе обучения применяются для решения программных задач наиболее эффективные методы. Решение этих задач облегчается тем, что на протяжении всего дошкольного возраста строительные игры привлекают к себе внимание детей, доставляют им большое удовлетворение, так как строительный материал является наиболее доступным для осуществления их созидательных замыслов.
Виды конструирования в детском саду
В зависимости от того, из какого материала дети создают свои постройки и конструкции, различают:
Конструирование из игровых строительных материалов является наиболее доступным и легким видом конструирования для дошкольников.
Детали строительных наборов
представляют собой правильные геометрические
тела (кубы, цилиндры, бруски и т. д.)
с математически точными
Как правило, в строительных наборах отдельные элементы крепят путем наложения друг на друга, приставления одного к другому. Кроме строительных наборов, рекомендуются «Конструкторы», имеющие более прочные способы соединения. Чаще всего используются деревянные с наиболее простыми способами крепления. Применяются и металлические, у которых крепления более сложные - с помощью винтов, гаек, шипов и т. д.
В игре «Конструктор» дети учатся решать более сложные конструктивные задачи, знакомятся с различными способами соединения деталей, создают всевозможные подвижные конструкции, тогда как строительные наборы предназначены для сооружения в основном неподвижных построек.
Конструирование из бумаги,
картона, коробок, катушек и других
материалов является более сложным
видом конструирования в
Бумага, картон даются в форме
квадратов, прямоугольников, кругов и
т. д. Прежде чем сделать игрушку,
нужно заготовить выкройку, разложить
и наклеить на ней детали, украшения,
сделать нужные надрезы и только
затем сложить и склеить
Коробки из-под духов, пудры, спичек, кусочки проволоки в цветной обмотке, пенопласта, поролона, пробки и т. д. фактически представляют собой полуфабрикат. Соединяя с помощью клея или проволоки коробки, катушки между собой, дополняя их разнообразными деталями другого материала, дети получают интересные игрушки - мебель, транспорт и другие изделия.
Природный материал в качестве строительного можно использовать для игр детей, начиная со второй младшей группы. Это прежде всего песок, снег, вода. Из сырого песка дети строят дорогу, домик, садик, горку, мосты, с помощью форм (песочниц) - пирожки и др. В более старшем возрасте дети замораживают подкрашенную воду, приготавливая цветные льдинки, которыми украшают участок. Из снега делают горку, домик, снеговика, фигурки зверей.
Используя в своих играх природный материал, дети знакомятся с его свойствами, учатся заполнять свободное время интересной деятельностью. Они узнают, что песок сыпучий, но из сырого песка можно лепить, воду можно наливать в разную посуду, и на холоде она замерзает и т. д.
Начиная со средней группы, дети делают игрушки из природного материала: веток, коры, листьев, каштанов, шишек сосны, ели, ореховой скорлупы, соломы, желудей, семян клена и т. д.
Особенности поделок из этого
материала в том, что используется
его естественная форма. Качество и
выразительность достигается
Особенно большое значение эта деятельность имеет для развития фантазии у ребенка.
Перечень различных видов конструирования в детском саду показывает, что каждый из них имеет свои особенности. Однако основы деятельности едины: в каждой ребенок отражает предметы окружающего мира, создает материальный продукт, результат деятельности предназначается в основном для практического применения.