Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 20:17, реферат
Строительная игра в некоторой степени сходна с сюжетно-ролевой и рассматривается как её разновидность. У них один источник – окружающая жизнь. Дети в игре строят мосты, стадионы, железные дороги, театры, цирки и многое другое. В строительных играх они не только изображают окружающие предметы, постройки, копируя их, но и привносят свой творческий замысел, индивидуальное решение конструктивных задач. Сходство сюжетно-ролевых и строительных игр заключается в том, что они объединяют детей на основе общих интересов, совместной деятельности и являются коллективными.
интересов дошкольников. Стремление к точности приводит к некоторому
снижению игровой условности. Ребёнок хочет, чтобы игровая постройка была
похожа на настоящую. Сходство с изображаемым реальным сооружением,
относительная масштабность, декоративность, художественная выразительность
являются для него критериями правильности конструирования.
Интересы ребёнка 5-6 лет, его возможности предъявляют к руководству
строите льнами играми большие требования. Воспитатель должен иметь
необходимые знания, проявлять интерес к технике, изобретательству. Из
большого разнообразия зданий, сооружений, видов строительства он отбирает
немногое, то, что доступно детям и оказывает обучающее и воспитательное
воздействие.
В обучении конструированию большое значение имеет перевод плоскостного
изображения (фотографии, рисунка) в объёмную постройку, что предъявляет к
ребёнку значительные требования и содействует развитию аналитической
деятельности. Педагог приучает ребёнка анализировать итоги игры, в том
числе и строительства, входящего в её состав. Это дисциплинирует ум, учит
детей соотносить цель и процесс строительства с результатом.
Таким образом, важным условием обучающего и воспитывающего воздействия
строительных игр является руководство ими при сохранении творческой
самодеятельности детей, развитие их интереса к технике, использование
наглядных пособий (иллюстраций, фотографий, простых технических рисунков),
обучение способам перевода плоского изображения в объёмную постройку.
Хранение строительного материала и пользование им.
Воспитатель уделяет большое внимание хранению строительного материала,
использованию его ребёнком, участию его в уборке материала после игры.
Крупный строительный материал хранится в определённом, постоянном месте
комнаты. Детали складываются аккуратно, устойчиво, иначе, рассыпавшись при
случайном толчке, они могут ушибить ребёнка. Ребёнок 3-4 лет должен брать
материал и укладывать его после игры только с помощью воспитателя и под его
контролем. Старшие дошкольники должны хорошо знать порядок хранения
крупного строительного материала и укладывать его самостоятельно.
Материал среднего размера хранится на открытых полках и стелажах так,
чтобы ребёнок мог взять его для игры сам. Мелкий строительный материал для
малыша лучше всего хранить в неглубоких ящичках, чтобы можно было видеть
все детали и легко доставать их. У детей 5-6-лет мелкий материал хранится в
более глубоких деревянных ящиках, куда его аккуратно складывают несколькими
рядами.
Воспитетель знакомит ребёнка с порядком хранения строительного материала
, учит аккуратно обращатся с ним, самостоятельно использовать его в играх.
Дошкольник не сразу усваивает все требования. Педагог приучает его
соблюдать необходимый порядок, поощряет при правильном выполнении его
требований, проверяет, как он сложил материал после игры помогает ему.
Старшие дети усваивают его указания быстро, но не всегда выполняют их.
Воспитатель разъясняет недопустимость нарушения правил хранения и
использования, нстойчиво требует наведения должного порядка.
Строительные игры с природным материалом и руководство ими.
Для строительных игр в детском саду широко используются не только строительные, но и природные материалы: снег, вода, песок, камешки, ветки, шишки, тростник и т.п.
Песок насыпается в специальный ящик с бортиками, на которые дети ставят игрушки. Малышам для игр даются обычно маленькие формочки и маленькие салочки, игрушки с подставкой, которую можно воткнуть в песок. Место на участке, где хранится песок, огораживается, чтобы он не рассыпался; ящики-песочницы на ночь и на то время, когда дети не играют закрываются сетками, чтобы песок не загрязнялся и вместе с тем проветривался.
Старшие дети сооружают из песка горки, туннели, русла рек, строят плотины, водопады, крепости. Такими играми дети более охотно занимаются в естественных условиях: на пляже, на берегу реки, озера. Здесь есть возможность использовать большое пространство.
И грая со снегом, младшие дети разгребают его лопатками, насыпают горки. Старшие дошкольники строят из снега дома, крепости, пароходы, лодки, мосты, украшают участок скульптурами из льда и снега. Воспитатель учит их строить постройки из снега разными способами (из накатанных снежных комов, из снежных кирпичей), побуждает к проявлению инициативы, выдумки. Поощряя игры со снегом, он следит, чтобы дети достаточно двигались, не мёрзли, и вместе с тем предупреждает чрезмерную двигательную активность, чтобы они не перегревались.
Воспитатель учит детей выкладывать узоры из камешков на дорожке, площадке. Для узоров может быть дан образец, предложен сюжет, условие расположения камешков. Такие игры полезны для развития и уточнения пространственных ориентировок. Старшие дети под руководством воспитателей делают из шишек человечков, зверюшек, сооружают для них постройки из веток, тростника.
Таким образом строительные игры при правильном руководстве ими являются важным средством воспитания и обучения. Они развивают у детей способность творческого отображения явлений окружающей жизни, интерес к технике, конструктивное мышление, художественный вкус, формирует дружеские взаимоотношения.
Воспитательная ценность.
ЗНАЧЕНИЕ ИГР И ЗАНЯТИЙ СО СТРОИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ
В «Программе воспитания в детском саду» конструирование из строительных материалов и строительные игры занимают видное место в воспитательной работе с детьми всех возрастных групп. Детское строительство является органической частью сюжетно-ролевых игр. В нем, как и в играх, отражается деятельность окружающих взрослых. В играх детей средства изображения предметов разнообразны: в одних дети просто подражают звукам и движениям предметов, связанных с деятельностью взрослых, в других действуют с предметами, передают взаимоотношения взрослых в процессе труда. При этом дети подражают и процессу создания самих предметов. Поэтому значительное место в играх занимает сооружение построек как один из способов осуществления игрового замысла.
Иногда стройка предшествует игре: дети строят пароход, вокзал, мост, а затем развивают сюжет; а иногда процесс стройки является собственно игрой: дети строят, например, детский сад и берут на себя роль рабочих-строителей. Необходимость в постройке может возникнуть и в процессе игры. В этом случае дети переключаются на стройку, а по окончании ее продолжают развивать сюжет. Стройка может быть лишь поводом для развития сюжета игры. Так, построив из строительного материала сказочный домик, дети начинают игру в «сказку». К конструкции своей постройки в игре дети не всегда одинаково требовательны. Иногда, начиная игру с постройки, дети стараются сделать ее по внешнему виду максимально похожей на настоящий предмет и в то же время такой, чтобы можно было с ней играть. Пароход, например, должен вмещать играющих, на нем должны быть мостик для капитана, трап для пассажиров и т. д. В других случаях дети ограничиваются весьма условными сооружениями, даже если навыки конструирования у них хорошие. Их удовлетворяет изображение того, что необходимо для соответствующих действий. Например, нужно по ходу игры как можно скорее лететь на самолете, поэтому достаточно руля, крыльев и сиденья для летчика. Неважно, что построенный самолет выглядит примитивно: он вполне удовлетворяет детей. В этом случае такая постройка целесообразна. Стройка и сама по себе может увлечь детей. Такие игры наиболее характерны для старших дошкольников. В этом случае все внимание играющих сосредоточивается на конструктивном процессе, а сюжетная сторона выступает иногда в форме своеобразного опробования готовых построек: ребенок тут же заселяет жильцами новый дом, сажает шофера в автомобиль, дает гудок паровоза и т. д. Иногда строительство продолжается несколько дней, а сюжет отсутствует. Когда дети строили здание Большого театра, все внимание, умственное напряжение и воображение были направлены на правдивое изображение театра с особенностями его архитектуры. Постройка продолжалась несколько дней. Дети меняли конструкцию театра, стараясь придать ей более правдоподобный вид, но сюжета не развивали. Для строительных игр дети используют разнообразный материал: песок, глину, камни, ветки деревьев, чурбаки; они превращают стулья, скамьи в самолеты, поезда, трамваи. С развитием конструктивных способностей примитивное изображение не всегда удовлетворяет детей, и им хочется, чтобы сделанные ими постройки имели как можно больше сходства с настоящими. Для развития конструктивных способностей детей необходимы специальные строительные материалы. Строительные наборы дают возможность детям воплощать в реальные образы все новые и новые игровые строительные замыслы. «...Дети, — писал К. Д. Ушинский, — не любят игрушек неподвижных, оконченных, хорошо отделанных, которых они не могут изменить по своей фантазии... лучшая игрушка для дитяти та, которую он может заставить изменяться самым разнообразным образом...». Строительные наборы представляют собой сочетание разнообразных геометрических тел (куб, цилиндр, призма и т. д.). Для успешного осуществления игровых строительных замыслов важно знать свойства и конструктивные возможности строительных наборов, так как дети часто воспроизводят в своих постройках довольно сложные сооружения. В тех детских садах, где осуществляется систематическое обучение детей строительному творчеству и руководство строительными играми, существенно меняется характер детской конструктивной деятельности: углубляется интерес к конструктивной стороне строительных игр, и конструирование рано приобретает целенаправленный характер. Конструирование из строительного материала становится наиболее плодотворным, если при знакомстве с окружающими постройками и сооружениями воспитатель не только помогает детям понять их значение, выделить внешние признаки, но и учит вглядываться в их конструктивные качества, знакомит с этими качествами. Так, при рассматривании моста через реку нужно обратить внимание на то, что у него есть проезжая часть и своды (арки), которые красивы своим симметричным построением. Для более полного представления о конструктивных особенностях моста нужно рассказать детям о том, что существенной частью в нем являются опорные части (устои, быки), так как на них держится ездовое полотно. Важно обратить внимание на массивность опорных частей, на особенности их скрепления с полотном моста. После такой предварительной работы детям будет понятно, почему при сооружении игрового моста для опорной части нужны наиболее устойчивые детали.
На занятиях со строительным
материалом осуществляется
В процессе развития сенсорных
способностей формируется умение пользоваться
общественно выработанными
При определенной организации обучения целенаправленному рассматриванию у детей развивается способность самостоятельно осуществлять его, когда возникает желание воспроизвести какое-нибудь новое сооружение. В играх со строительным материалом у детей формируется интерес к технике, развивается наблюдательность, дети приобретают некоторые сведения технического характера, знакомятся с простейшими свойствами геометрических тел (детали строительных наборов представляют собой различные геометрические тела). Игры со строительным материалом особенно близки к трудовой деятельности. Они воспитывают у детей такие качества, которые непосредственно подготавливают их к труду: умение ставить цель, планировать работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей работы и работы товарищей, творчески подходить к осуществлению поставленной цели и т. д. Умение обдумывать, планировать работу является важной стороной развития умственных способностей, которые формируются во всех видах деятельности. Конструктивная деятельность предоставляет богатые возможности для этого. Планирование состоит в том, чтобы, прежде чем строить, хорошо изучить, рассмотреть предмет или образец, учесть возможности имеющегося строительного материала, затем определить форму основания будущей постройки, ее размеры, учесть те условия, с которыми связано практическое назначение постройки. Свои постройки ребенок предназначает для практического использования в игре: гараж — для автомобилей, дом — для кукол, при этом автомобили, куклы, животные должны размещаться в постройке. Практическое назначение постройки учит детей решать конструктивные задачи с учетом назначения постройки, количества имеющегося материала, его свойств. Все это возможно выполнить лишь при наличии определенных знаний, которые помогут предварительно рассчитать размер постройки, необходимое количество игрушек, помогут сделать постройку прочной. Эти знания ребенок приобретает на занятиях в процессе обучения, ведущая роль в котором принадлежит воспитателю. Строительные материалы можно отнести к группе игрушек-материалов (по классификации А. С. Макаренко). Антон Семенович писал, что один из видов игрушек — различные материалы. Они «представляют самый дешевый и самый благодарный игровой элемент. Эти игрушки ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру». Правильно организованные игры с материалами способствуют развитию высокой культуры деятельности: в них широко развивается фантазия ребенка, причем «творческая рабочая фантазия». Когда перед детьми ставится задача не воспроизведения постройки по образцу, а более сложная — самостоятельного создания ее на основе представлений, которые сформировались ранее в процессе наблюдений, или по заданным условиям, — перед ребенком выдвигаются конструктивные задачи, требующие самостоятельного решения, целесообразного использования приобретенных ранее умений. Такая деятельность приводит к развитию не только конструктивных способностей детей, но и мышления в целом, к развитию основных умственных операций. Конструктивная деятельность, способствуя практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений, развивает у детей стереометрические представления. Учителя постоянно отмечают, что при изучении геометрии и стереометрии в школе возникает много затруднений именно потому, что эти представления у детей очень бедны. При сооружении игровой постройки ребенок должен считаться с расположением ее в пространстве. Для определения направления в пространстве часто дети пользуются указательными наречиями (туда, сюда, здесь, там), вместо того чтобы точно указать направление (вверх, вниз, дальше, ближе и т. д.). Иногда неправильно употребляют такие понятия, как высокий — низкий, большой — маленький, длинный — короткий и др., путают их, называют, например, короткие или низкие предметы маленькими. Это происходит потому, что в повседневной жизни внимание детей на таких понятиях фиксируется редко, кроме того, дети не упражняются в правильном употреблении их. Конструктивная же деятельность дает возможность воспитателю упражнять детей в правильном употреблении указанных понятий. Усвоение при этом происходит в непосредственной деятельности детей и закрепляется в общении со сверстниками.