3.Причины и условия девиантного поведения
подростков.
Первая проблема…-научить детей ,как вести
себя в приличном обществе ,вторая-найти
приличное общество
Роберт Орбен.
Важным признаком отклоняющегося
поведения является конфликт, противоречие
между существующими нормами
морали и права и неумением, нежеланием
или неспособностью подростка их
соответствующим образом выполнять. Почему
же возникают эти противоречия, что лежит
в основе причин девиантного поведения
подростков?
1.Факторы риска.
Слово риск означает
возможность, большую вероятность
чего-либо, как правило, негативного,
нежелательного, что может произойти
либо не произойти. Поэтому
когда говорят о детях группы
риска, подразумевается, что они
находятся под воздействием некоторых
нежелательных факторов, которые
могут сработать или не сработать
Группы факторов риска:
- медико-биологические (состояние
здоровья, наследственные и врожденные
свойства, нарушения в психическом
и физическом развитии, травмы
внутриутробного развития и т.д.);
- социально-экономические
(материальные проблемы семьи,
неблагоприятный психологический
климат в семье, аморальный
образ жизни родителей, неприспособленность
к жизни в обществе и т.д.);
- психологические (неприятие
себя, невротические реакции, эмоциональная
неустойчивость, трудности общения,
взаимодействия со сверстниками
и взрослыми и т.д.);
- педагогические (несоответствие
содержания программ образовательного
учреждения и условий обучения
детей их психофизиологическим
особенностям, темпа психического
развития и обучения детей;
отсутствие интереса к учению,
закрытость для положительного
опыта, несоответствие образу
школьника и т.д.).
- медико-биологические (состояние
здоровья, наследственные и врожденные
свойства, нарушения в психическом
и физическом развитии, травмы
внутриутробного развития и т.д.);
- социально-экономические
(материальные проблемы семьи,
неблагоприятный психологический
климат в семье, аморальный
образ жизни родителей, неприспособленность
к жизни в обществе и т.д.);
- психологические (неприятие
себя, невротические реакции, эмоциональная
неустойчивость, трудности общения,
взаимодействия со сверстниками
и взрослыми и т.д.);
- педагогические (несоответствие
содержания программ образовательного
учреждения и условий обучения
детей их психофизиологическим
особенностям, темпа психического
развития и обучения детей;
отсутствие интереса к учению,
закрытость для положительного
опыта, несоответствие образу
школьника и т.д.).
2.Категории детей группы
риска:
8
дети с проблемами в
развитии, не имеющими резко выраженной
клинико-
патологической характеристики;
- дети, оставшиеся без
попечения родителей в силу
разных не имеющих юридической
силы обстоятельств;
- дети из неблагополучных,
асоциальных семей;
- дети из семей, нуждающихся
в социально-экономической и социально-психологической
помощи и поддержке.
Такие дети, как правило,
лишены нормальных условий для развития,
что и приводит к разного рода негативным
последствиям психологического и социального
характера.
.Причины попадания детей и
подростков в группу риска.[8]
Стремление к взрослости –
потребность подростка в приобщении к
миру взрослых, к их жизни и деятельности..
Подросток, стремясь подражать взрослым,
пытается расширить свои права и возможности,
пересмотреть свои отношения к требованиям,
которые предъявляют родители, учителя.
Но малый жизненный опыт, неоднозначное
восприятие социальной ситуации приводят
к разногласиям со взрослыми, порождают
конфликты.
Подростковый возраст – это
возраст пытливого ума, жадного
стремления к познанию, бурной активности,
инициативности, стремления к самосознанию, самооценке,
самоутверждению. Потребность осознать свое собственное Я.
Потребность в общении является одной из ведущих, определяющих
в подростковом возрасте. Только в общении
происходит обмен информацией, мыслями,
идеями, идеалами, ценностями. В общении
подросток становится членом классного
и общешкольного коллектива, группы сверстников,
которые являются для него все более авторитетными
и личностно значимыми.
Готовность ко всем видам учебной
деятельности, но возможности реализации этой готовности
имеются не у всех подростков. Интерес
к учебной деятельности у подростков различен.
У одних учащихся познавательные интересы носят аморфный характер и отличаются
изменчивостью и ситуативностью, у других
– охватывают широкий круг учебных предметов
и учебной деятельности, у третьих – появляются
стержневые, доминирующие интересы.[9]
Важным моментом в понимании
отклоняющегося поведения подростков
и определении его причин являются акцентуации характера.
Акцентуации характера –
крайний вариант нормы, при которой отдельные
черты характера подростка чрезмерно
усилены. При этом существует избирательная уязвимость
в отношении определенного рода психогенных
воздействий при хорошей и даже повышенной
устойчивости к другим.
Как отмечают специалисты (П.Б. Ганнушкин,
К. Леонгард, А.Е. Личко и др.), акцентуации
характера необязательно связаны с девиантным
поведением подростков, но такие подростки
обладают меньшей устойчивостью против
пагубного влияния окружающей среды.
Подростки с явными акцентуациями
характера составляют группу повышенного риска, поскольку достаточно случайного стечения
обстоятельств или непреднамеренного
«удара» (словом, отношением) по «слабому»
месту представителя
9
того или иного типа акцентуации,
как возникают условия для
перехода акцентуации в психопатию
или психопатические реакции или же непсихопатические
детские неспецифические подростковые
реакции.[10]
Итак, за каждым действием и поступком
подростка необходимо видеть не только
желание сделать что-то неприятное,
навредить, но и обычную реакцию
ребенка, связанную с желанием себя
защитить, обратить на себя внимание, найти
опору и поддержку среди сверстников.
Среди социально-педагогических факторов,
влияющих на формирование личности подростка
и на особенности его поведения,
выделяются родительская семья и
неформальные группы сверстников.
Неблагополучная семья –
это та семья, которая не выполняет или
выполняет формально свою ведущую функцию
– воспитание полноценного человека,
достойного гражданина своего Отечества.
Структурная деформация семьи (неполные
семьи) нарушает логику общения ребенка,
вызывает расстройство развивающей функции
общения со сверстниками, обедняет практику
взаимосвязей со взрослыми людьми. Подростки
из таких семей обычно испытывают затруднение
в выборе друзей, в установлении контактов
со сверстниками.
. Неформальные группы
. Отверженность в семье, изоляция
в классном коллективе вынуждают
их искать среду обитания вне
больших, организованных коллективов,
в кругу себе подобных, во внешкольной
среде, в сфере стихийно-группового
общения.
Закономерность отклоняющегося поведения
можно определить следующим образом:
по мере перехода из одного возраста в
другой, взросления человека различные
отклонения в его поведении могут
усиливаться, усугубляться и прогрессировать,
превращаться из незначительных недостатков
характера в устойчивые негативные
качества личности и отрицательные
формы поведения.
Стадии отклоняющегося поведения
Стадия |
Причины |
Прогнозируемый результат |
Первая (начальная)
Вторая стадия
Третья стадия |
– неправильное воспитание в семье;
– ошибки работников дошкольных учреждений;
– слабая психологическая и педагогическая
готовность к обучению в школе;
– несформированность опыта поведения;
– постоянные неудачи в игровой
и учебной деятельности;
– многообразие отрицательных эмоциональных
переживаний;
– изоляция в детском и школьном
коллективах и др
10
– непонимание взрослыми психологии
подростков;
– формализм в учебной и внеучебной работе;
– отсутствие полезного общения в коллективе
класса;
– поиск контактов в уличных стихийных
группах и объединениях;
– нарушение правил поведения в школе
и дома;
– нежелательное влияние среды;
– углубляющиеся неудачи в различных
видах деятельности;
– искаженные нравственные представления
о чести, долге, поведении;
– ограниченные возможности для самоутверждения
в коллективах школы, класса;
– незрелость суждений;
– раздражительность, повышенная возбудимость,
неустойчивость поведения и др
|
комплекс отрицательных качеств,
недостатки поведения, начальные
формы отклоняющегося поведения, первые
признаки педагогической запущенности
и трудновоспитуемости
педагогическая запущенность и
трудновоспитуемость,: грубость, агрессивность,
хулиганство, прогулы учебных занятий,
мелкое воровство, отдельные правонарушения.
– отрицательные формы поведения, противоречащие
принятым нормам;
– негативное отношение к учебе и труду;
– глубокое изменение личности, проявление
у нее антиобщественной направленности;
– наличие социально вредных взглядов,
позиций, привычек;
– враждебное отношение ко многим сложившимся
ценностям;
– хвастовство, бравада, отчаянность,
неразумный риск, безрассудство в поведении;
– систематические нарушения учебной
и трудовой дисциплины |
11
Таким образом, проявление отклоняющегося
поведения происходит не вдруг, не спонтанно.[2]
Диагностика девиантного
поведения детей и подростков.
. Сложный мир современного
ребенка, его неповторимость, своеобразие,
специфика проявления личностных
качеств делают обязательной
постоянную педагогическую диагностику,
что совершенно необходимо для
эффективности непрерывного воспитательного
процесса. Педагогическая диагностика позволяет
учителю выбрать оптимальную методику,
которая подходит индивиду, учитывает
интересы, особенности данного ребенка,
и тогда она выступает как фактор действенности
педагогических влияний.
Функции педагогической диагностики
Определение целей и задач
воспитательной работы
формирование единых педагогических
позиций в учительском коллективе
по отношению к конкретным подросткам
с отклоняющимся поведением
созданию единых педагогических
требований
осуществление программы
их перевоспитания с четким
определением возможностей и
действий всех, кто с ними работает.
Функции определяют требования
к содержанию ,формам ,методам педагогической
диагностики.
Условия диагностирования личности
подростка:
1. Система изучения личности
школьника должна, в конечном
счете, приводить к самопознанию,
самооценке и требовательности
к себе.
2. Изучение и самопознание
школьников должны быть непрерывны.
3. Оценка себя и самооценка
других должны осуществляться подростками
на
основе единых критериев..
4. Изучение личности школьника
осуществляется комплексной методикой.
Нельзя на основании одного
факта, события делать окончательную
оценку личности.
5. Профилактика отклоняющегося
поведения и перевоспитание. требуют
комплексного изучения личности и условий,
в которых она формируется. Минимальное
представление о воспитаннике должно
включать в себя:
- определение направленности
личности;
- изучение ведущей линии
поведения;
- характеристику положительных
качеств, на которые можно опереться;
- восприимчивость или
сопротивляемость воспитательным
влияниям (причины, характер сопротивления,
испорченность отношений).
- авторитетные личности,
которые могут участвовать в
перевоспитании.
Выводы учителя будут
более точными, если к педагогическому
изучению будут привлечены сами учащиеся.
Формирование объективной самооценки
– первоначальная цель такого изучения.
Методы изучения самооценки:
1. Сочинения по определенной
тематике и составленному заранее
плану..
2. Самохарактеристики и самоинтервью
«Познай себя
12
3. Игры, направленные на
самопознание.
Более глубокое представление
об истинности поступков учащихся дает
анализ
мотивов их поведения и, в
частности, то, как они объясняют,
например, отказ от выполнения задания.
Например, об эгоистичности говорят
такие мотивы: «Это не совпадает
с моими планами», «У меня есть дела
поважней» и т.д. У таких школьников развилось
высокомерие, убежденность в своих исключительных
способностях.
Совокупность всех отрицательных
признаков – показатель той или
иной степени трудновоспитуемости.
Чаще всего встречаются
7 отрицательных психических состояний:
озлобленность, неудовлетворенность
жизнью, враждебность, страх, недоверие,
ощущение одиночества, равнодушие.
Изучать все проявления отклоняющегося
поведения для учителя очень
сложно. Здесь следует исходить из
диагностики, которая фиксирует
самое существенное.
Объекты диагностики направленность
личности,отношение к людям и к себе, соотношение
положительных и отрицательных качеств,
сопротивляемость педагогическим влияниям.
Методы решения данных
социально-педагогических задач:
- наблюдение за конкретным
ребенком;
- беседы с учащимися;
- различные анкеты;
- социометрический опрос;
- методики социально-психолого-педагогического
характера, такие как «Недописанный тезис»
(показывает убеждения ребенка), «Что я
люблю, что я не люблю?», «Ранжирование»
(определяет предпочтительные качества
личности),
«Фантастический выбор» (выявляет
актуальные потребности подопечного),
«Недописанное письмо» (показывает
значимых для ребенка людей в
социуме) и многие другие.
Важный объект диагностики
– отношение подростка с отклоняющимся
поведением к людям и к себе,
к среде и воспитанию.
Примеры
. Для уточнения ценностей и позиций
ребенка предлагается использовать следующие
формализованные вопросы с набором ответов.
1. Что беспокоит тебя
в жизни больше всего? (выбери
пять главных проблем)
- денежные проблемы твоей
семьи;
- отношения с родителями;
- отношения между родителями;
- отношения со сверстниками;
- конфликты с педагогами;
- трудности усвоения школьной
программы;
- здоровье близких родственников;
- чем заняться в свободное
время;
- личная жизнь;
- что-либо другое (что
именно).
2. Какую работу ты хотел
бы иметь в будущем? (выбери
пять главных качеств)
- с высокой оплатой;
13
- с гарантией от безработицы;
- престижную;
- не вредную для здоровья;
- связанную с разъездами, новыми
впечатлениями;
- требующую личной предприимчивости,
изобретательности;
- нужную стране, людям;
- связанную с общением с детьми;
- связанную с общением с животными;
- другую (какую именно).
Доверительность отношений
педагога с ребенком, как и работа
с его семьей в целом, предполагает
соблюдение конфиденциальности при
получении информации о семье.[11]
14 |