Сущность, типология, причины и диагностика отклонений в поведении учащихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 11:37, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность данной темы не вызывает сомнения так как девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм,
приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников
правоохранительных органов. Актуальна эта проблема и на сегодняшний день.

Оглавление

Ι Введение…………………………………………………….……………………3
ΙΙ Вопросы основной части
1.Психолого-педагогическая сущность отклонений поведения подростков…4
2.Типология отклонений поведения учащихся…………………………………7
3.Причины и условия девиантного поведения учащихся……………………..8
ΙΙΙ Диагностика………………………………………………………………….12
ΙV Заключение …………………………………………………………………..15
Список использованной литературы…………………………………………...16

Файлы: 1 файл

Реферат педагогика Домничева Л.К.2г.docx

— 53.35 Кб (Скачать)

Министерство Образования  и Науки Республики Казахстан

Костанайский государственный педагогический институт

Факультета заочного отделения

Кафедра биологии и географии

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Домничева Л.К. специальность география 2г, № зачетной книжки 815312

 

 

 

 

 

 

Реферат

По педагогике

 

Тема: «Сущность, типология, причины и диагностика отклонений в поведении учащихся»

 

 

 

 

 

 

Проверила: учитель Ткаченко Анжелика Афанасьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

 

Ι Введение…………………………………………………….……………………3

 

ΙΙ Вопросы  основной части

1.Психолого-педагогическая сущность отклонений поведения подростков…4

2.Типология отклонений поведения учащихся…………………………………7

3.Причины и условия девиантного поведения учащихся……………………..8

ΙΙΙ Диагностика………………………………………………………………….12

ΙV Заключение …………………………………………………………………..15

Список использованной литературы…………………………………………...16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

      «В  любом   социальном  обществе  всегда  существуют  социальные  нормы, принятые в данном обществе, то есть правила, по которым это общество живет. Отклонение или несоблюдение этих норм является социальным  отклонением  или девиацией.

 Девиантное поведение всегда было, есть и будет присутствовать в человеческом обществе. И как бы  мы  не хотели от этого избавиться,  всегда  будут  существовать  люди,  называемые девиантами, то есть те, которые не могут или не хотят жить  по  правилам  и нормам, принятым в том обществе, в котором они живут…» [1]

 Поведение некоторых детей и подростков обращает на себя внимание нарушением норм, несоответствием получаемым советам и рекомендациям, отличается от поведения тех, кто укладывается в нормативные требования семьи, школы и общества. Это поведение, характеризующееся отклонением от принятых нравственных, а в некоторых случаях и правовых норм называют девиантным.

Чаще всего это поведение - реакции детей и подростков на трудные обстоятельства жизни. Оно находится на грани нормы и болезни и потому должно оцениваться не только педагогом, но и врачом. Возможность появления отклонений в поведении связана также с особенностями физического развития, условиями воспитания и социального окружения. [2]

 Подростковый возраст  наиболее чувствительный к возникновению отклоняющегося поведения. Желание поскорее повзрослеть, перенять привычки старших, их способы поведения и время препровождения, боязнь быть «не таким» в кругу сверстников, выглядеть в их глазах «белой вороной» или смешным - это стремление  часто приводит подростка к нарушениям правил поведения, социальных норм . и к отрицанию духовных ценностей и стандартов жизни старшего поколения....[3]

 Проблема отклонения в поведении – одна из центральных психолого-педагогических проблем. Ведь если бы не было трудностей в воспитании подрастающего поколения, то потребность общества в возрастной и педагогической психологии, педагогике и частных методиках просто отпала бы. В данном исследовании определена сущность, выделены аспекты,определены типы  девиантного поведения и причины попадания детей в группу риска .

Актуальность данной темы не вызывает сомнения так как девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных  норм,

приобрело в последние  годы массовый характер и  поставило  эту  проблему  в центр  внимания  социологов,  социальных  психологов,  медиков,  работников

правоохранительных органов. Актуальна эта проблема и на сегодняшний  день.

 

3

Вопросы основной части

 

1. Психолого-педагогическая сущность отклоняющегося поведения подростков

   … есть голубь в офисе,  наполненном ястребами, или, коли     уж на то пошло, — ястреб  на вечеринке с коктейлями, устроенной голубями…

(П.Бергер)

Преднамеренное отрицание ценностей  или норм группы- это есть социальное отклонение.        В психолого-педагогической литературе при характеристике действий   и   поступков  детей   и    подростков,     не        соответствующих общепринятым             нормам                и         правилам,        используются – понятия  «правонарушение», противоправные      действия, безнравственный поступок,                 девиантное                                 поведение   »                      .

 Девиация -моральное отличие  отказ или, , неспособность индивида или группы придерживаться  тех моральных норм, которые превалируют в данном обществе.

 Девиантное поведение (от лат. devato – отклонение) – отдельные поступки или система поступков, противоречащих общепринятым в обществе правовым или нравственным нормам.

 Поступок – единство внешних проявлений отношения к тем предметам и явлениям, которые окружают человека, его внутреннее психическое состояние, обусловленное как внешними, так и внутренними психологическими и социальными факторами.

 В психологии поступок рассматривается как сознательное действие, как акт нравственного самоопределения человека, в котором он утверждает себя как личность в своем отношении к другому человеку, к самому себе..

 Поступок в отклоняющемся поведении – действие или бездействие человека, выражающееся в словах или отношениях к чему-либо, в виде жеста, взгляда, тона речи, смыслового подтекста; в виде деяния, направленного на преодоление каких-то препятствий или ограничений и т.д.

 Поведение человека – это:

1) сложный комплекс видов его  социальных деятельностей,; 2) общение; 3) практическое взаимодействие с  людьми в различных социальных  структурах.

 Причем на любом уровне и при любой сложности поведения личности существует взаимозависимость между: а) информацией о людях и межличностными отношениями; б) коммуникацией и саморегуляцией поступков человека в процессе общения; в) преобразованиями внутреннего мира самой личности.

Поведение охватывает все поступки человека полностью как особый вид  взаимодействия с окружающей средой и может быть:

.                                                            4

   

1.

Нарушением общепринятых этических норм

не соответствовать  возрасту при нормальном психическом развитии (подросток любит играть с игрушками детсадовской поры)

2.

 Нарушением общепринятых норм но не являтся правонарушениями

 (жадность, эгоизм, замкнутость недоверчивость, жестокость), которые, если их не преодолеть, приведут к правонарушениям;

3.

Правонарушением, т.е. поведение,

 нарушающее правовые нормы, статьи административного или уголовного законодательства

4.

Патологией.[4]





Классификация  отклоняющегося поведения  по социальной направленности

1.Социально-пассивного типа

уход от активной общественной жизни

  уклонение от своих гражданских  обязанностей и долга

 нежелание решать как личные, так и социальные проблемы;

2.Корыстной

 поступки и правонарушения  -стремление получить имущественную выгоду, материальную поддержку

3.Агрессивной    

ориентации

действия, направленные против личности.


 Цель,мотивы отклоняющего поведения зависят от  психобиологических особенностей личности, ее возрастными особенностями, социальным опытом, общим развитием.

Девиантное (отклоняющееся) поведение подростка может проявляться в нескольких плоскостях таких, как:

–     особенности отдельных психических процессов (повышенная подвижность нервных процессов или их заторможенность; устойчивость или слабость; повышенная активность или пассивность ребенка; сосредоточенность или рассеянность, болтливость или замкнутость; импульсивность и непредсказуемость, повышенная возбудимость и эффективность и др.);

–     социально обусловленные качества  личности и черты характера (неорганизованность, несобранность, лень, невнимательность, недисциплинированность, лживость, драчливость, капризность, упрямство,

грубость, озлобленность, агрессивность, жестокость);

–     низкая общая культура, негативное отношение к нравственным нормам и правилам, к окружающим людям;

–     вредные привычки (курение, употребление алкоголя, токсических и

наркотических средств, увлечение  азартными играми).[2]

Все эти качества и свойства личности таких детей, сложности в отношениях с

5

окружающими и поведении ведут к трудоемкости их обучения и воспитания.

Как верно заметил П.П. Блонский, «с объективной точки зрения, трудный ученик – такой, по отношению к которому работа педагога оказывается малопроизводительной. С субъективной точки зрения, трудный ученик – такой, с которым педагогу трудно, тягостно заниматься, который требует от учителя много работы».[3]

 Психолог и педагог  В.Н. Мясищев , определяя характерные, наиболее  типичные черты трудных подростков с отклоняющимся поведением, перечисляет их более десятка: отвращение к школе, враждебное отношение к учителю, отсутствие всякого интереса к школьной работе, влечение к неорганизованному досугу, интерес к ярким впечатлениям улицы, склонность к азарту, зрелищам и удовлетворение их любыми средствами, неумение и нежелание подчиняться школьному режиму и общим правилам с демонстративным нарушением их, дезорганизацией общей работы, грубыми, дерзкими и циничными выходками.

 Исследователи проблемы девиантного поведения несовершеннолетних попытались сгруппировать схожие проявления отклоняющегося поведения, найти для них интегрирующую основу

 Классификация – В.Н. Липника

1) по характеру взаимоотношений  подростков с коллективом; 

2) по отклонению в нравственном  развитии личности,

3.по отношению к интересам  общества;

4) по отклонениям в понимании  общественных интересов; 

5) по вхождению подростков в  систему общественно полезной  деятельности с учетом нравственного  развития;

6) по степени деформации психики; 

7) по отклонениям в системе  ведущих мотивов; 

8) по патологии в психике и  медико-педагогическим отклонениям.

Классификация по А.Ф.Никитину

1) по особенностям взаимоотношений  и общения с ними воспитателя,  педагога (трудные, трудновоспитуемые,  неуправляемые, дезорганизаторы);

2) по образу жизни детей, семьи,  по социально-бытовым условиям (безнадзорные, беспризорники, социально запущенные);

3) по специфике ошибок и недостатков  в процессе воспитания (педагогически  запущенные);  
4) по уровню развития нравственных качеств (дети с отклонениями в нравственном развитии);  
5) по несоответствию их действий закону, правовым нормам (несовершеннолетние право-нарушители.[5]

 

 

 

 

 

6

2. Типология отклонений.

Девиантное поведение разделяется на пять типов:

  1. Делинкветное
  2. Аддиктивное
  3. Патохарактерологическое
  4. Психопатологическое
  5. На базе гиперспособностей

1) Делинкветное поведение- отклоняющееся поведение в крайних своих проявлениях, представляющее условно-наказуемое деяние. Отличия делинкветного поведения от криминального поведения коренятся в тяжести правонарушений, это поведение может проявляться в озорстве и желании поразвлечься. Подросток «за компанию» и из любопытства может бросать с балкона тяжелые предметы в прохожих, получая удовлетворение от точности попадания в «жертву». Основой делинкветного поведения является психический инфантилизм.[6]

2) Аддиктивный тип- это стремление к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или с постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций. Жизнь видится им неинтересной и однообразной. Их активность, переносимость трудностей повседневной жизни снижена; есть скрытый комплекс неполноценности, зависимость, тревожность; стремление говорить неправду; обвинять других. 

Информация о работе Сущность, типология, причины и диагностика отклонений в поведении учащихся