Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 11:37, контрольная работа
Актуальность данной темы не вызывает сомнения так как девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм,
приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников
правоохранительных органов. Актуальна эта проблема и на сегодняшний день.
Ι Введение…………………………………………………….……………………3
ΙΙ Вопросы основной части
1.Психолого-педагогическая сущность отклонений поведения подростков…4
2.Типология отклонений поведения учащихся…………………………………7
3.Причины и условия девиантного поведения учащихся……………………..8
ΙΙΙ Диагностика………………………………………………………………….12
ΙV Заключение …………………………………………………………………..15
Список использованной литературы…………………………………………...16
Министерство Образования и Науки Республики Казахстан
Костанайский государственный педагогический институт
Факультета заочного отделения
Кафедра биологии и географии
Выполнила: Домничева Л.К. специальность география 2г, № зачетной книжки 815312
Реферат
По педагогике
Тема: «Сущность, типология, причины и диагностика отклонений в поведении учащихся»
Проверила: учитель Ткаченко Анжелика Афанасьевна
Содержание:
Ι Введение…………………………………………………….…
ΙΙ Вопросы основной части
1.Психолого-педагогическая сущность отклонений поведения подростков…4
2.Типология отклонений поведения учащихся…………………………………7
3.Причины и условия девиантного поведения учащихся……………………..8
ΙΙΙ Диагностика…………………………………………………
ΙV Заключение …………………………………………………………………..15
Список использованной литературы…………………………………………...
Введение
«В любом социальном обществе всегда существуют социальные нормы, принятые в данном обществе, то есть правила, по которым это общество живет. Отклонение или несоблюдение этих норм является социальным отклонением или девиацией.
Девиантное поведение всегда было, есть и будет присутствовать в человеческом обществе. И как бы мы не хотели от этого избавиться, всегда будут существовать люди, называемые девиантами, то есть те, которые не могут или не хотят жить по правилам и нормам, принятым в том обществе, в котором они живут…» [1]
Поведение некоторых детей и подростков обращает на себя внимание нарушением норм, несоответствием получаемым советам и рекомендациям, отличается от поведения тех, кто укладывается в нормативные требования семьи, школы и общества. Это поведение, характеризующееся отклонением от принятых нравственных, а в некоторых случаях и правовых норм называют девиантным.
Чаще всего это поведение - реакции детей и подростков на трудные обстоятельства жизни. Оно находится на грани нормы и болезни и потому должно оцениваться не только педагогом, но и врачом. Возможность появления отклонений в поведении связана также с особенностями физического развития, условиями воспитания и социального окружения. [2]
Подростковый возраст наиболее чувствительный к возникновению отклоняющегося поведения. Желание поскорее повзрослеть, перенять привычки старших, их способы поведения и время препровождения, боязнь быть «не таким» в кругу сверстников, выглядеть в их глазах «белой вороной» или смешным - это стремление часто приводит подростка к нарушениям правил поведения, социальных норм . и к отрицанию духовных ценностей и стандартов жизни старшего поколения....[3]
Проблема отклонения в поведении – одна из центральных психолого-педагогических проблем. Ведь если бы не было трудностей в воспитании подрастающего поколения, то потребность общества в возрастной и педагогической психологии, педагогике и частных методиках просто отпала бы. В данном исследовании определена сущность, выделены аспекты,определены типы девиантного поведения и причины попадания детей в группу риска .
Актуальность данной темы не вызывает сомнения так как девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм,
приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников
правоохранительных органов. Актуальна эта проблема и на сегодняшний день.
3
Вопросы основной части
1. Психолого-педагогическая сущность отклоняющегося поведения подростков
… есть голубь в офисе,
наполненном ястребами, или,
(П.Бергер)
Преднамеренное отрицание
Девиация -моральное отличие отказ или, , неспособность индивида или группы придерживаться тех моральных норм, которые превалируют в данном обществе.
Девиантное поведение (от лат. devato – отклонение) – отдельные поступки или система поступков, противоречащих общепринятым в обществе правовым или нравственным нормам.
Поступок – единство внешних проявлений отношения к тем предметам и явлениям, которые окружают человека, его внутреннее психическое состояние, обусловленное как внешними, так и внутренними психологическими и социальными факторами.
В психологии поступок рассматривается как сознательное действие, как акт нравственного самоопределения человека, в котором он утверждает себя как личность в своем отношении к другому человеку, к самому себе..
Поступок в отклоняющемся поведении – действие или бездействие человека, выражающееся в словах или отношениях к чему-либо, в виде жеста, взгляда, тона речи, смыслового подтекста; в виде деяния, направленного на преодоление каких-то препятствий или ограничений и т.д.
Поведение человека – это:
1) сложный комплекс видов его социальных деятельностей,; 2) общение; 3) практическое взаимодействие с людьми в различных социальных структурах.
Причем на любом уровне и при любой сложности поведения личности существует взаимозависимость между: а) информацией о людях и межличностными отношениями; б) коммуникацией и саморегуляцией поступков человека в процессе общения; в) преобразованиями внутреннего мира самой личности.
Поведение охватывает все поступки человека полностью как особый вид взаимодействия с окружающей средой и может быть:
.
1. |
Нарушением общепринятых этических норм не соответствовать возрасту при нормальном психическом развитии (подросток любит играть с игрушками детсадовской поры) |
2. |
Нарушением общепринятых норм но не являтся правонарушениями (жадность, эгоизм, замкнутость недоверчивость, жестокость), которые, если их не преодолеть, приведут к правонарушениям; |
3. |
Правонарушением, т.е. поведение, нарушающее правовые нормы, статьи административного или уголовного законодательства |
4. |
Патологией.[4] |
Классификация отклоняющегося поведения по социальной направленности
1.Социально-пассивного типа |
уход от активной общественной жизни уклонение от своих нежелание решать как личные, так и социальные проблемы; |
2.Корыстной |
поступки и правонарушения -стремление получить имущественную выгоду, материальную поддержку |
3.Агрессивной ориентации |
действия, направленные против личности. |
Цель,мотивы отклоняющего поведения зависят от психобиологических особенностей личности, ее возрастными особенностями, социальным опытом, общим развитием.
Девиантное (отклоняющееся) поведение подростка может проявляться в нескольких плоскостях таких, как:
– особенности отдельных психических процессов (повышенная подвижность нервных процессов или их заторможенность; устойчивость или слабость; повышенная активность или пассивность ребенка; сосредоточенность или рассеянность, болтливость или замкнутость; импульсивность и непредсказуемость, повышенная возбудимость и эффективность и др.);
– социально обусловленные качества личности и черты характера (неорганизованность, несобранность, лень, невнимательность, недисциплинированность, лживость, драчливость, капризность, упрямство,
грубость, озлобленность, агрессивность, жестокость);
– низкая общая культура, негативное отношение к нравственным нормам и правилам, к окружающим людям;
– вредные привычки (курение, употребление алкоголя, токсических и
наркотических средств, увлечение азартными играми).[2]
Все эти качества и свойства личности таких детей, сложности в отношениях с
5
окружающими и поведении ведут к трудоемкости их обучения и воспитания.
Как верно заметил П.П. Блонский, «с объективной точки зрения, трудный ученик – такой, по отношению к которому работа педагога оказывается малопроизводительной. С субъективной точки зрения, трудный ученик – такой, с которым педагогу трудно, тягостно заниматься, который требует от учителя много работы».[3]
Психолог и педагог В.Н. Мясищев , определяя характерные, наиболее типичные черты трудных подростков с отклоняющимся поведением, перечисляет их более десятка: отвращение к школе, враждебное отношение к учителю, отсутствие всякого интереса к школьной работе, влечение к неорганизованному досугу, интерес к ярким впечатлениям улицы, склонность к азарту, зрелищам и удовлетворение их любыми средствами, неумение и нежелание подчиняться школьному режиму и общим правилам с демонстративным нарушением их, дезорганизацией общей работы, грубыми, дерзкими и циничными выходками.
Исследователи проблемы девиантного поведения несовершеннолетних попытались сгруппировать схожие проявления отклоняющегося поведения, найти для них интегрирующую основу
Классификация – В.Н. Липника
1) по характеру взаимоотношений подростков с коллективом;
2) по отклонению в нравственном развитии личности,
3.по отношению к интересам общества;
4) по отклонениям в понимании общественных интересов;
5) по вхождению подростков в
систему общественно полезной
деятельности с учетом
6) по степени деформации психики;
7) по отклонениям в системе ведущих мотивов;
8) по патологии в психике и
медико-педагогическим
Классификация по А.Ф.Никитину
1) по особенностям
2) по образу жизни детей, семьи,
по социально-бытовым условиям (безнадзорные,
беспризорники, социально
3) по специфике ошибок и
4) по уровню развития нравственных качеств
(дети с отклонениями в нравственном развитии);
5) по несоответствию их действий закону,
правовым нормам (несовершеннолетние
право-нарушители.[5]
6
2. Типология отклонений.
Девиантное поведение разделяется на пять типов:
1) Делинкветное поведение- отклоняющееся поведение в крайних своих проявлениях, представляющее условно-наказуемое деяние. Отличия делинкветного поведения от криминального поведения коренятся в тяжести правонарушений, это поведение может проявляться в озорстве и желании поразвлечься. Подросток «за компанию» и из любопытства может бросать с балкона тяжелые предметы в прохожих, получая удовлетворение от точности попадания в «жертву». Основой делинкветного поведения является психический инфантилизм.[6]
2) Аддиктивный тип- это стремление к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или с постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций. Жизнь видится им неинтересной и однообразной. Их активность, переносимость трудностей повседневной жизни снижена; есть скрытый комплекс неполноценности, зависимость, тревожность; стремление говорить неправду; обвинять других.
Информация о работе Сущность, типология, причины и диагностика отклонений в поведении учащихся