Сущность и функции профессионально педагогического образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 22:12, реферат

Краткое описание

В настоящее время педагоги, психологи, философы разрабатывают новые подходы к развитию общего и профессионального образования.
Профессионально-педагогическому образованию долгое время не уделялось должного внимания. Продолжительное время в России мастера производственного обучения подготавливались в индустриально-педагогических техникумах, а преподаватели - на индустриально-педагогических факультетах вузов. Приоритетное развитие промышленной сферы в социалистический период обусловило подготовку в основном специалистов с рабочими профессиями, что в свою очередь определяло и структуру педагогических кадров профессиональной школы.

Оглавление

Введение 3
Понятие и сущность профессионального образования 4
Функции профессионально-педагогического образования. 8
Заключение 12
Список используемых источников 13

Файлы: 1 файл

Сущность и функции профессионально педагогического образования.doc

— 68.00 Кб (Скачать)
  1. Сущность  и функции профессионально-педагогического  образования.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оглавление 
 

Введение

 

     В настоящее время педагоги, психологи, философы разрабатывают новые подходы к развитию общего и профессионального образования.

     Профессионально-педагогическому образованию долгое время не уделялось должного внимания. Продолжительное время в России мастера производственного обучения подготавливались в индустриально-педагогических техникумах, а преподаватели - на индустриально-педагогических факультетах вузов. Приоритетное развитие промышленной сферы в социалистический период обусловило подготовку в основном специалистов с рабочими профессиями, что в свою очередь определяло и структуру педагогических кадров профессиональной школы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Понятие и сущность профессионального образования

 

     Профессиональное  образование - это процесс и результат профессионального развития личности посредством научного организационного профессионального обучения и воспитания на основе профессиональных образовательных программ.

     Современное профессионально-педагогическое образование  является результатом развития с 1920 годов высшего инженерно-педагогического  образования и возникшего с 1943 года среднего индустриально-педагогического образования, которое готовило кадры для профтехобразования. Динамика развития профессионально-педагогического образования отражает социально-экономическое развитие страны на различных этапах.

     Система профессионально-педагогического образования, в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», является частью системы образования России. Являясь системой, оно включает все составляющие системы:

     а) преемственные государственные  образовательные и профессиональные образовательные программы;

     б) сеть образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов, видов;

     в) государственные органы управления системой, государственно-общественные и общественные организации.

     Изменение социально-экономических условий  в обществе нарушило систему профессионального  образования, в которой уже имелись сложные социальные, экономические и политические связи. Переориентация на рыночные отношения нарушила эти связи и противоречия, обусловила формирование:

  • между объективно необходимой потребностью в постоянно растущем уровне образования и профессиональной компетентности членов общества и ограниченными возможностями образовательных институтов;
  • между потребностью общества в подготовке конкурентоспособных специалистов и низким профессиональным потенциалом педагогов;
  • между необходимыми для развития профессионализма преподавателей и мастеров производственного обучения финансовыми и материальными средствами и реальной социально-экономической ситуацией, снижающей эффективность образования;
  • между возросшей ролью прогрессивных педагогических технологий в интенсификации профессиональной подготовки специалистов и отсутствием специального педагогического образования у подавляющей части педагогов;
  • между целесообразностью личностно-развивающего учебного процесса в системе дополнительного профессионального образования, требующего достаточно продолжительного времени, и краткосрочностью курсов обучения;
  • между потребностью в кадрах, имеющих высокую профессиональную компетентность, и не разработанностью механизма управления профессиональным развитием специалистов;
  • между необходимостью в интеграции и существующей разобщенностью различных звеньев системы подготовки и повышения квалификации профессионально-педагогических работников.

     Для реализации задач подготовки профессионально-педагогических кадров в системе образования России создалась система профессионально-педагогического образования.

     Профессиональные  образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровня, подготовку специалистов соответствующей квалификации. К ним относятся программы начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования. Реализация этих программ осуществляется в профессиональных образовательных учреждениях.

     Формами получения профессионального образования являются обучение в профессиональных образовательных учреждениях с отрывом или без отрыва от производства, самообразование, экстернат.

     Начальное профессиональное образование  имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе общего основного и среднего образования. Оно может быть получено в профессиональных училищах и иных училищах данного уровня.

     Среднее профессиональное образование  имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. Оно может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (техникумах, училищах, колледжах) или на первой ступени вузов.

     Высшее  профессиональное образование  имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего общего, среднего профессионального образования. Его можно получать в учреждениях высшего профессионального образования (университетах, академиях, институтах). Лица, имеющие начальное и среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным, ускоренным программам.

     Послевузовское  профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования. Оно может быть получено в аспирантуре, докторантуре, адъюнктуре, создаваемых при вузах и научных учреждениях.

     Дополнительные  образовательные программы и  услуги реализуются в целях всестороннего  удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. В рамках каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации работников в связи с постоянным повышением образовательных стандартов.

     К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:

  • в общеобразовательных и профессиональных образовательных учреждениях за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;
  • в образовательных учреждениях дополнительного образования (учреждения повышения квалификации, курсы, центры профориентации, музыкальные и художественные школы, школы искусств, дома детского творчества,
  • станции юных техников, юных натуралистов и иных, имеющих соответствующую лицензию);
  • посредством индивидуальной педагогической деятельности.

     Целью профессионально-педагогического образования  является формирование личности, способной к эффективной реализации себя в сфере начального профессионального образования и среднего профессионального образования, к осуществлению всех компонентов интегрированного образовательного процесса, к выполнению профессионально-образовательных функций по подготовке квалифицированных рабочих и специалистов. 
 

Функции профессионально-педагогического  образования.

 

     Гуманизация как ведущая тенденция развития общества определяет высшей ценностью  человека. Функция педагогической системы профессионального развития профессионально-педагогических работников - придать гуманистический характер направленности личности, предупредить ее функциональную неграмотность и некомпетентность. В этой связи возрастает доля гуманитарных знаний, усиливается культурологическая и художественно-эстетическая подготовка специалистов.

     Гуманизация образования неразрывно связана  с экологизацией. Большинство действий человека становится нравственно значимым в связи с имеющимися небывалыми источниками энергии, которыми распоряжается человек. Отсюда проистекает необходимость экологизации профессионального образования, обучения метода целостного обращения с природными ресурсами.

     Среди тенденций развития современного профессионального  образования называют демократизацию. Демократизация касается содержания учебного процесса, его реализации и управления всей системой образования, которая все больше ориентирована на обеспечение неотъемлемых прав человека, приобщение его к общечеловеческим ценностям.

     Перспективы развития экономики и социальной сферы требуют от специалистов новых профессиональных и личностных качеств, что обусловливает необходимость перехода системы профессионального образования на реализацию модели опережающего образования, в основе которого лежит идея развития личности. Опережающее образование, в отличие от традиционного, ориентируется на подготовку специалистов не столько к конкретной профессиональной деятельности, сколько на формирование готовности к освоению новых знаний, приобретению многофункциональных умений и обеспечивает профессиональную мобильность

     В соответствии с изменением требований к профессиональному образованию определяются следующие основные принципы его развития:

  • фундаментальность, что предполагает научную обоснованность и высокое качество предметной, психолого-педагогической, социогуманитарной и общекультурной подготовки;
  • непрерывность, что предполагает преемственность среднего профессионального образования с другими образовательными уровнями с учетом сложившихся традиций формирования структуры и содержания образования;
  • универсальность - полнота набора дисциплин, обеспечивающих базовую подготовку в единстве профессиональной и общекультурной составляющих;
  • вариативность образования предполагает гибкое реагирование профессионального образования на изменения внешней среды и, как следствие, изменение профессиональных образовательных программ, видов и организационно-правовых форм учебных заведений;
  • интегративностьпредполагает междисциплинарную связь, ориентированную на формирование целостной картины мира, создаваемой комплексом базовых дисциплин на основе взаимодополнительности содержания и единства цели и требований;
  • регионализация профессионального образования предполагает последовательную ориентацию деятельности учебных заведений на комплексное социально-экономическое развитие региона, местные рынки труда и запросы населения;
  • практическая направленность профессионального образования;
  • автономность профессиональных учебных заведений предполагает развитие их академической и хозяйственной самостоятельности, совершенствование механизма самоуправления;
  • эффективность социального взаимодействия отражает необходимость согласования действий всех субъектов образовательной политики в целях развития профессионального образования;
  • гуманизация профессионального образования;
  • профессиональное самоопределение, выражающееся в выборе профессии, конструировании своего профессионального образования, проектировании карьеры.

     Выделенные  противоречия определяют приоритетные задачи  профессионально-педагогического образования:

  • приведение профессионально-педагогических образовательных программ в соответствие с запросами личности, с потребностями рынка труда, перспективами развития экономики, научно-технологической и социальной сферы;
  • изменение структуры содержания подготовки и его качественное обновление с учетом перехода на опережающее образование, обеспечивающее развитие личностно-профессионального потенциала специалистов и их мобильности;
  • совершенствование воспитательного процесса, создание условий для профессионального развития личности и реализации ее творческой активности;
  • развитие системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров для профессионального образования, включающей в себя, прежде всего, подготовку педагогических и управленческих кадров для системы профессионального образования;
  • развитие преемственности среднего профессионально-педагогического образования с другими уровнями;
  • расширение информатизации образования;
  • обеспечение использования потенциала средних специальных учебных заведений для развития производственной и инновационной деятельности, что позволит не только повысить качество подготовки специалистов, но и обеспечит дополнительные источники финансирования для развития учебных заведений.

Информация о работе Сущность и функции профессионально педагогического образования