Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 14:09, реферат
Цель: изучение педагогического наследия в средние века
Задачи:
1. Дать характеристику различным видам школ;
2. Показать положительные и отрицательные стороны средневекового обучения;
3. Оценить и передать состоятельность и перспективу средневековых школ.
Реферат состоит из введения, 3 глав, выводов и литературы.
Введение……………………………………………………………………...3
Глава I.
Европейские церковные школы в Средние века…………………………..4
ГЛАВА II.
Схоластическое учение и дифференциация обучения…………………….6
ГЛАВА III.
Материнские университеты…………………………………………………9
Выводы……………………………………………………………………….15
Литература……………………
Самым престижным считался Парижский университет (1200), который вырос из богословской школы-приюта, где жили шестнадцать студентов (по четыре француза, немца, англичанина и итальянца). Приют основал духовник короля Роберт Сорбон.
С
тех пор Парижский университет
и называется Сорбонной. Курс обучения
в нем длился десять лет. По окончании
студент должен был с шести
утра до шести вечера без перерыва
вести диспут с двадцатью профессорами,
которые сменялись каждые полчаса.
Выдержавший такое испытание
студент получал степень
Подобным образом возникали и другие первые европейские университеты: в Неаполе (1224), Оксфорде (1206), Кембридже (1231), Лиссабоне (1290). Сеть университетов довольно быстро росла. Если в XIII веке в Европе насчитывалось 19 университетов, то в следующем столетии к ним добавились еще 25 (в Анжере, Орлеане, Пизе, Кельне, Праге, Вене, Кракове и других городах).
Рост университетского образования отвечал веяниям времени. Появление университетов предполагало оживление общественной жизни и торговли.
Церковь
стремилась удержать и укрепить свое
влияние в развитии университетского
образования. Ватикан являлся официальным
покровителем многих университетов. Открытие
и права университета подтверждались
привилегиями – особыми документами,
подписанными римскими папами или царствующими
особами. Одним из престижнейших
был факультет богословия. Преподавателями
были в основном священнослужители.
Церковь держала в
Тем не менее, университеты раннего средневековья по своей программе, организации и методам обучения выглядели светской альтернативой церковному образованию.
Привилегии закрепляли университетскую автономию на собственный суд, управление, право дарования ученых степеней, освобождали студентов от военной службы.
Важной чертой средневековых университетов являлся его наднациональный и демократичный характер, который выражался в том, что на одной студенческой скамье могли оказаться люди всех возрастов и социального положения.
Создание университета не требовало больших финансовых затрат. Первые университеты были весьма мобильны. Они располагались в простых и скромных помещениях. Вместо скамей слушатели могли сидеть даже на соломе. Порядок записи в университет был достаточно вольным и условным. Обучение было платным, но не весьма дорогим. Часто студенты выбирали профессоров и ректора из своей среды. Ректор обладал временными полномочиями (обычно на год). Фактически власть в университете принадлежала нациям (национальным объединениям «землячествам» студентов и преподавателей) и факультетам (учебным корпорациям студентов и профессоров).[3]
К концу XV в. положение существенно меняется. Главные должностные лица университета стали назначаться властями, а нации постепенно стали утрачивать свое влияние.
Как правило, большинство средневековых университетов имели 4 факультета: артистический (факультет искусств), богословский, медицинский и юридический.
Содержание обучения артистического факультета определялось программой семи свободных искусств и длилось в течение 5 – 7 лет. Он являлся подготовительным общеобразовательным университетом. После его окончания студенты получали ученую степень «магистр искусств» и могли продолжать обучение на одном из факультетов. По окончании еще 5 – 7 лет обучения и успешной защиты, слушатели получали ученую степень «доктора наук».
Основными методами обучения были лекции и диспуты. От студента требовалось посещать лекции: обязательные дневные и повторительные вечерние. Наряду с лекциями еженедельно происходили диспуты. Участники диспутов зачастую вели себя весьма свободно, прерывали оратора свистом и криками.
Однако
первые средневековые университеты
явились закономерной и объективной
альтернативой схоластике, которая
превращалась в «науку пустых слов».
Университеты противопоставили схоластике
деятельную интеллектуальную жизнь
и дали мощный толчок развитию мировой
культуры, науки и просвещению (Р.
Бэкон, А. Данте, Я. Гус, Н. Коперник, Ф. Бэкон,
Ф. Петрарка и др.).[2]
ВЫВОДЫ
Средневековая церковная школа стала преемником античных традиций на протяжении V–XV вв. Вначале она выступала единственным, а затем преобладающим учебно-воспитательным учреждением Европы и являлась важным инструментом религиозного воспитания.
В XII – XIII вв. в западноевропейской педагогической мысли происходят значительные изменения, отражающие общее развитие Западной цивилизации. На фоне религиозного воспитания раннего средневековья выделяются мыслители, которых можно считать вестниками эпохи Возрождения.
Несмотря на некоторый демократизм, в школах царила суровая дисциплина, бытовали телесные наказания, которые одобрялись церковью. Основная часть населения не получала даже минимального образования в школах. Дети воспитывались своими родителями в семье и в повседневном труде. Городские школы отличались от церковных школ своей практичной и естественнонаучной направленностью и были более прогрессивны.
В XIV – XV вв. появляются светские учебные заведения - коллегии, которые выступали в качестве связующего звена между начальным и высшим образованием. Они становятся местом учебных занятий, существуя при университетах.
Позже коллегии превратились в землячества университетов и колледжи –учебные заведения общего образования. Университеты раннего средневековья по своей программе, организации и методам обучения выглядели светской альтернативой церковному образованию.
Важной
чертой средневековых университетов являлся
его национальный и демократичный характер,
который выражался в том, что рядом могли
оказаться люди всех возрастов и социального
положения
ЛИТЕРАТУРА
1.Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы [текст]/С.С. Аверинцев.- М.:1977- 162 с.
2. Карпов С.П. История средних веков [текст]/Карпов С.П.-,М.: 1997-354 с.
3. Матулис, Т.Послушник и школяр, наставник и магистр. Средневековая педагогика в лицах и текстах [текст]/ В. Безгоров,Т. Матулис,П. Уваров, изд. РОУ.-М.:2003- 414 с
4.Рабинович
В. Л. Средневековый рецепт как форма познания
природы[текст]/Рабинович В.Л -М.,1983-286 с.