Средневековая педагогика

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 14:09, реферат

Краткое описание

Цель: изучение педагогического наследия в средние века
Задачи:
1. Дать характеристику различным видам школ;
2. Показать положительные и отрицательные стороны средневекового обучения;
3. Оценить и передать состоятельность и перспективу средневековых школ.
Реферат состоит из введения, 3 глав, выводов и литературы.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...3
Глава I.
Европейские церковные школы в Средние века…………………………..4
ГЛАВА II.
Схоластическое учение и дифференциация обучения…………………….6
ГЛАВА III.
Материнские университеты…………………………………………………9
Выводы……………………………………………………………………….15
Литература……………………

Файлы: 1 файл

средневековая педагогика.docx

— 41.63 Кб (Скачать)

     В XII – XV вв. система школьного образования  средневековой Европы несколько  видоизменяется. Связано это было, прежде всего, с созданием светских учебных заведений: городских школ и университетов. Рост городов, урбанизация, укрепление социальных позиций горожан  позволяли открывать учебные  заведения, которые отвечали насущным жизненным потребностям населения.

     Первые  городские школы возникают практически  во всех европейских городах: в Лондоне, Париже, Милане, Флоренции, Любеке, Гамбурге и т. д. и появляются несколькими  способами.

     Многие  городские школы были организованы по инициативе городских магистратов  и  преобразованы из прежних приходских школ. Эти школы обслуживали детей  высших сословий. Преподавали в них  светские учителя. Выпускники этих школ приобретали навыки чтения, письма, счета, немного грамматики. Этих знаний было достаточно, чтобы получить звание клирика, что позволяло в будущем  быть учителем или священнослужителем.

Также городские школы рождались из системы ученичества, цеховых и  гильдейских школ, школ счета для  детей торговцев и ремесленников.

     Цеховые школы возникали для детей  ремесленников и  на средства цехов  и давали общеобразовательную подготовку (чтение, письмо, счет, элементы геометрии  и естествознания). Обучение в этих школах велось на родном и латинском  языках.[1]

     Гильдейские школы реализовывали аналогичную  учебную образовательную программу  и создавались для детей состоятельных  купцов. Позже эти школы превратились в начальные городские школы  и содержались за счет средств  городских магистратов.

     Постепенно  возникают учебные заведения  и для девочек, но повсеместного  распространения они не получают, а основным источником женского образования  остаются монастыри. 

  Первые городские школы находились под жестким контролем церкви. В них католическая церковь справедливо видела опасных конкурентов. Служители церкви урезали и видоизменяли школьные программы, назначали и контролировали учителей. Постепенно городские школы освобождались от подобной опеки и отвоевывали право самостоятельно назначать преподавателей городских школ.

     Как правило, городскую школу открывал нанятый общиной педагог, которого называли ректором. Ректор самостоятельно подбирал себе помощников. Учителями  поначалу становились священники, а  позже – бывшие студенты университетов. Зарплату им выплачивали нерегулярно  и часто натурой. По истечении  контракта педагогов могли уволить, и они должны были подыскивать  себе другое место. В результате, со временем, в средневековых городах, возникла определенная социальная группа – бродячие учителя.

     Таким образом, городские школы отличались от церковных школ своей практичной и естественнонаучной направленностью  и были более прогрессивны.

     В XIV – XV вв. появляются светские учебные  заведения - коллегии, которые выступали  в качестве связующего звена между  начальным и высшим образованием.

     До  середины XV в. коллегии были приютами для  детей малоимущих слоев. В дальнейшем они становятся местом учебных занятий, существуя при университетах. Школяры  жили на подаяние. Размещались в  непристойных местах города с высоким  уровнем преступности. Позже коллегии превратились в землячества университетов  и колледжи – учебные заведения  общего образования. 
 
 
 
 

ГЛАВА III. МАТЕРИНСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ 

     В общей массе средневековых университетов  выделяются так называемые "материнские" . Это - университеты Болоньи, Парижа, Оксфорда и Саламанки. По мнению некоторых  исследователей, это были своего рода факелоносцы и остальные университеты лишь подражали им. Особенно подражали  Парижскому университету, который даже прозвали в средние века "Синаем учености". Таким образом, выражение "материнские университеты" имеет  два значения: это были первые по времени университеты, на новые учебные  заведения после провозглашения их университетами автоматически переходили завоеванные материнскими права  и привилегии.

     По  мнению отдельных исследователей "самым  ранним университетом средневековой  Европы" был Салернский. Он развивался на основе древнейшей Салернской медицинской  школы, первое упоминание о которой  относится к 197 г. до н. э. В период существования римской империи  небольшой городок Салерн в глубине  Пестанского залива в Кампании был  своеобразны курортом. В 9в. Он был  столицей лангобардского королевства, а с 11 века стал резиденцией норманнского герцога Робера Гюискара. Существовавшая здесь "Гиппократова община" (civitas Hippocratica) хранила и развивала лучшее из античного медицинского наследия. Именно здесь в 820 году был основан  госпиталь - первая гражданская больница в Западной Европе, финансировавшаяся  за счет средств города. Салернская медицинская школа в качестве одного из крупнейших центров образования  была известна вплоть до 1812 года. Однако университетом она все же не стала. Во-первых, потому, что кроме медицины такого же высокого уровня образования  по остальным дисциплинам не давала. Во-вторых, широкое распространение  с начала 13 века арабской медицины, новых идей, лекарств, созданных  на основе идеи химического воздействия  на организм, смесь знаний и заговоров  поразили воображение Европы. Идеи здорового образа жизни, физического  воздействия на организм Галена и  Гиппократа были оттеснены в университетах  на второй план. Салернская же школа  сохраняла слепую преданность античным медикам. Студенты начали разбегаться. Примером продукции салернских медиков  стал написанный в 13 веке известным  врачом, поэтом и еретиком Арнольдом  из Виллановы "Салернский кодекс здоровья", вышедший у нас уже несколькими изданиями.[3]

     По  указанным причинам первым европейским  университетом традиционно считается Болонский университет, возникший на основе Болонской юридической школы. Годом ее основания называют 1088 год. Основателем считается знаменитый правовед того времени Ирнерий, впервые ставший в широкой аудитории читать римское право. Это имело принципиальное значение для тогдашней Европы, где широко распространялся новый тип города - феодальный. Торговля и ремесла нуждались в правовом обосновании своего существования. Именно римское право является универсальным и уже в этом смысле подходило для интегрирующейся христианской Европы. В нем были развиты торговое и вещное право, четко сформулировано понятие частной собственности, т. е. оно являлось именно такой правовой системой, которая соответствовала складывавшемуся товарно-денежному хозяйству. В "возрождении" римского права и использовании его для оправдания и защиты своих политических притязаний была заинтересована и королевская власть, особенно в период своего усиления. Лекции Ирнерия оказались очень популярны и к нему стали стекаться ученики со всех концов Европы.

     Но  подлинный рост значения Болонской  школы начинается с середины 12 века. В 1158 году германский император Фридрих I Барбаросса захватил один их самых  богатых городов Ломбардии г. Милан и созвал на Ронкальском  поле ( на р. По, между Пьяченцей и  Пармой) сейм с целью навязать североитальянским  городам новый порядок управления. В благодарность за помощь со стороны  болонских профессоров в этом же году он издал закон, по которому брал под свое покровительство тех, кто "путешествует ради научных занятий, в особенности преподавателей божественного и священного права"; болонские школяры освобождались от круговой поруки в уплате налогов и от подчинения городским судам Болоньи. [4]

     Эти привилегии усилили приток слушателей. По свидетельствам современников к  началу 13 века в Болонье обучалось  до 10 тысяч человек со всей Европы. У знаменитого болонского профессора Ацо будто было так много слушателей, что приходилось читать лекции на площади. Здесь были представлены почти  все языки Европы. Школа стала  называться генеральной. Именно в Болонье  впервые стали появляться так  называемые нации (землячества).

     Иной  тип объединения представлен  Парижским университетом . Здесь  объединение начали не школяры, а  преподаватели. Но это были не простые  преподаватели, а студенты старших  факультетов, успевшие закончить подготовительный факультет. Они являлись одновременно магистрами семи свободных искусств и студентами. Естественно, что они  начали противопоставлять себя другим преподавателям, школярам - подготовишкам  и горожанам, требовать определения  своего статуса. Новый университет  развивался бурно, Объединение с  другими факультетами происходило  постепенно. Могущество университета выросло в ожесточенной борьбе с  духовными и светскими властями. Основание университета датируют 1200 годом, когда вышли указ французского короля и булла папы Иннокентия III , освобождавшие университет от подчинения светской власти. Автономия университета была закреплена буллами пап 1209, 1212, 1231 годов.

     В 13 веке возникает и Оксфордский  университет . Как и Парижский  университет, он возникает после  массы конфликтов с городскими и  церковными властями. После одной  из таких стычек в 1209 году студенты в знак протеста ушли в Кембридж и там возник новый университет. Эти два университета настолько тесно связаны друг с другом, что часто объединяются под общим названием "Оксбридж". Здесь в меньшей степени были представлены богословские проблемы, зато гораздо большее внимание уделялось естественным наукам. Особенностью Оксбриджа является и наличие так называемых колледжей ( от слова "коллегия"), где студенты не только учились, но и жили. Образование в общежитиях привело к появлению такого феномена децентрализованного университета.

     Гордостью Испании является университет в  Саламанке (1227г) . Об основании его  окончательно было заявлено в грамоте  короля Альфонса X в 1243 году. В XIII веке возникает  и масса других университетов:

1220г. - университет  в Монпелье( привилегии университета  получил, правда, лишь в конце  13 века).

1222г. - Падуанский ( в результате ухода школяров  из Болоньи).

1224г. - Неаполитанский, т. к. сицилийскому королю Фридриху II нужны были опытные администраторы.

1229г. -Орлеанский, Тулузский (местные власти соблазнили  школяров тем, что можно слушать  запрещенного Аристотеля и рассчитывать  на стабильные цены на вино  и продукты питания).

Много университетов появилось в 14-15 вв.:

1347г. - Пражский.

1364г. - Краковский.

1365г. - Венский. 

1386г. - Гейдельбергский. 

1409г. - Лейпцигский. 

К 1500 году в Европе существовало уже 80 университетов, численность которых была самая  разная. В парижском университете в середине 14 века обучалось около  трех тысяч человек, в пражском к  концу 14 века - 4 тысячи, в краковском - 904 человека. [2]

     В средние века не было отделения высшего  образования от среднего, поэтому  в университетах и существовали младший и старшие факультеты. После изучения латыни в начальной  школе школяр (scolarius) в 15-16, а иногда даже в 12-13 лет поступал в университет  на подготовительный факультет. Здесь  он изучал "семь свободных искусств" ( septem artes liberales), состоявшие из двух циклов- "тривиум" ( trivium - "перекресток  трех путей знаний": грамматика, риторика, диалектика) и "квадривиум" ( quadrivium - "перекресток четырех путей  знания": музыка, арифметика, геометрия, астрономия). Только после изучения "философии" предоставлялось право  поступать на старшие факультеты: юридический, медицинский, богословский.

     Посмотрим на примере подготовительного факультета, что представлял собою процесс  обучения.

     Учебные занятия в университете были рассчитаны на весь учебный год. Разделение на полугодия или семестры появляется лишь к концу средневековья в  германских университетах. Правда, учебный  год делился на две неравных части: большой ординарный учебный период ( magnus jrdinarius) с октября, а иногда с середины сентября и до Пасхи, а также "малый ординарный учебный период (ordinarius parvus) с Пасхи и до конца июня. Учебный план, однако, составлялся на весь учебный год.

Основных  форм преподавания было три.

     Полное, систематическое изложение учебного предмета, по программе, изложенной в  статутах, в определенные часы называлось lectio . Эти лекции делились на ординарные (обязательные) и экстраординарные ( дополнительные). Дело в том, что  в средние века школяры не слушали  курс какой-то определенной науки, скажем, курс философии или римского права  и т. п. Тогда говорили, что такой-то преподаватель читает или такой-то студент слушает такую-то книгу. Роджер Бэкон в 13 веке сформулировал  это так: "Если некто знает текст, он знает все, что относится к  науке, о которой толкует этот текст". Одни книги считались более  важными и обязательными (ординарными) для учащегося, другие - менее важными  и необязательными( экстраординарными). Различие лекций обусловило и разделение преподавателей на ординарных и экстраординарных. Для ординарных лекций, как правило, назначались утренние часы (с рассвета и до 9 часов утра), как более удобные и рассчитанные на более свежие силы слушателей, а экстраординарные читались в послеобеденные часы (с 6 до 10 часов вечера). Лекция продолжалась 1-2 часа. Перед началом лекции преподаватель делал краткое вступление, в котором определял характер работы над книгой и не гнушался саморекламой. Главная задача преподавателя заключалась в том, чтобы сличить различные варианты текстов и дать необходимые разъяснения. Статуты запрещали студентам требовать повторения или медленного чтения. Школяры должны были являться на лекции с книгами. Это делалось для того, чтобы заставить каждого слушателя непосредственно знакомиться с текстом. Книги же в то время были очень дороги, поэтому школяры брали тексты напрокат. Уже в 13 веке университеты начали накапливать рукописи, копировать их и создавать собственные образцовые тексты. Аудиторий в современном смысле слова долго не существовало. Каждый преподаватель читал определенному кругу своих учеников в любом нанятом помещении или у себя дома. Болонские профессора одни из первых стали устраивать школьные помещения, а с 14 века города стали создавать общественные здания для аудиторий. Так или иначе, школяры, как правило, группировались в одном месте. В Париже это была улица Соломы (Фуар), названная так потому, что студенты сидели на полу, на соломе, у ног учителя. Позднее появилось подобие парт - длинные столы, за которыми умещалось до 20 человек. Кафедра стала устраиваться на возвышении, под балдахином. [4]

Информация о работе Средневековая педагогика