Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 14:09, реферат
Цель: изучение педагогического наследия в средние века
Задачи:
1. Дать характеристику различным видам школ;
2. Показать положительные и отрицательные стороны средневекового обучения;
3. Оценить и передать состоятельность и перспективу средневековых школ.
Реферат состоит из введения, 3 глав, выводов и литературы.
Введение……………………………………………………………………...3
Глава I.
Европейские церковные школы в Средние века…………………………..4
ГЛАВА II.
Схоластическое учение и дифференциация обучения…………………….6
ГЛАВА III.
Материнские университеты…………………………………………………9
Выводы……………………………………………………………………….15
Литература……………………
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава I.
Европейские
церковные школы в Средние
века…………………………..4
ГЛАВА II.
Схоластическое
учение и дифференциация обучения…………………….6
ГЛАВА III.
Материнские
университеты………………………………………………
Выводы………………………………………………………………
Литература……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В средние века (V – XVII) облик западноевропейского общества, его культуры, педагогики и образования существенно изменился по сравнению с античной эпохой. Это объяснялось и утверждением нового типа социально-экономических отношений, и новыми формами государственности, и трансформацией культуры на основе проникновения религиозной идеологии христианства.
Философско-педагогическая мысль раннего средневековья основной своей целью ставила спасение души. Главным источником воспитания считалось, прежде всего, Божественное начало. Носителями христианской педагогики и морали являлись служители католической церкви.
В педагогике раннего средневековья господствовал элемент авторитарности и усредненности верующей личности. Многие идеологи христианства открыто демонстрировали враждебность к идеалам античного воспитания, требуя устранить из программы образования греко-римскую литературу. Они считали, что образцом воспитания могло быть лишь монашество, которое получило заметное распространение в раннесредневековую эпоху.
К VII
веку в средневековой Европе школы античного
типа полностью исчезли. Школьное дело
в молодых варварских государствах V -
VII вв. оказалось в плачевном состоянии.
Повсеместно царили неграмотность и невежество.
Неграмотными были многие короли и верхушка
общества – знать и чиновники. Между тем
необходимость в грамотных подданных
и священнослужителях постоянно увеличивалась.
Существующее положение пыталась исправить
католическая церковь.
Актуальность работы. Несмотря на ярко выраженное догматическое обучение и воспитание, школы Средневековья дали начало интеллектуальной жизни и развитию мировой культуры, науки и просвещения, что применимо и злободневно в школе XXI века.
Цель: изучение педагогического наследия в средние века
Задачи:
1. Дать характеристику различным видам школ;
2. Показать положительные и отрицательные стороны средневекового обучения;
3. Оценить и передать состоятельность и перспективу средневековых школ.
Реферат
состоит из введения, 3 глав, выводов
и литературы.
ГЛАВА
I. ЕВРОПЕЙСКИЕ ЦЕРКОВНЫЕ
ШКОЛЫ В СРЕДНИЕ ВЕКА
В средневековой Европе сложились три основных типа церковных школ: монастырские школы, епископальные (кафедральные) и приходские школы. Основная цель всех типов школ состояла в подготовке духовенства. Они были доступны, прежде всего, высшим сословиям средневекового общества.
Монастырские школы организовывались при монастырях, в них учились мальчики 7-10 лет, которых родители обрекали на будущее монашество. Затем монастырские школы разделились на внутренние (для будущих монахов) и внешние (для приходящих мирян). В качестве учителей выступали образованные монахи. Монастырские школы были хорошо снабжены рукописными книгами. В них преподавались грамматика, риторика, диалектика, позже арифметика, геометрия, геометрия, астрономия и теория музыки.
Епископальные (кафедральные) школы открывались в церковных центрах, местопребывания главы епархии. Содержание обучения в них было по тем временам довольно высоким. Помимо чтения, письма, счета и закона Божия, изучались грамматика, риторика и диалектика (трехпутье), а в отдельных сверх этого – арифметика, геометрия, астрономия и теория музыки (четырехпутье). Наиболее известными были школы в Сен-Жермене, Туре (Франция), Люттихе (Бельгия), Галле, Рейхене, Фульде (Германия) и ряд других городах.
Приходские школы были самыми распространенными. Школы размещались в доме священника или в церковной сторожке. Их посещали небольшие группы мальчиков, где за небольшую плату священник либо причетник обучал детей закону Божию на латинском языке, письму и церковному пению. Этот тип школ был бессистемным и наименее организованным.
Обучение в церковных школах повышенного уровня преподавалось по программе семи свободных искусств. Одним из первых формулу такой программы для средневековой Европы предложил Северин Боэций (480-524). Он объединил арифметику, геометрию, астрономию и музыку (науки, основанные на математических закономерностях) в учебный цикл «квадриум» (четвертый путь). Этот цикл вместе с «тривиумом» (третьим путем) – грамматикой, риторикой, диалектикой – составил семь свободных искусств, впоследствии положенных в основу всего средневекового образования.
Семь свободных искусств вместе взятые с богословием, как «венцом» всего обучения, составили содержание средневекового образования.
Методы обучения основывались на зазубривании и развитии механической памяти. Самым распространенным методом обучения был катехизический (вопросно-ответный), с помощью которого учитель вводил абстрактные знания, подлежащие обязательному запоминанию, не объясняя предмет или явление. Например: «Что такое луна? – Глаз ночи, раздаватель росы, пророк бурь,… Что такое осень? – Годичная житница» и т.д.
Грамматика являлась главным учебным предметом. Она сводилась к разучиванию грамматических форм латинского языка и к заучиванию отдельных грамматических форм и оборотов религиозно-мистического значения.
Изучение латыни начиналось с элементарных правил и освоения простейших фраз. На овладение техникой чтения уходило два или три года. Техника письма была также очень сложной.[2]
После освоения грамматики переходили к изучению литературы. Выбор литературы был крайне консервативен. Сначала читали короткие литературные стихотворения, а затем приступали к правилам стихосложения. Классическая греческая литература изучалась в латинских переводах, поскольку греческий язык исчез из школьной программы.
Диалектика
и риторика изучались одновременно.
Первая учила правильно мыслить,
строить аргументы и
Астрономия являлась прикладной наукой, связанной с вычислениями многочисленных церковных праздников. Музыке обучали с помощью нот, обозначенных с помощью букв алфавита. Линейная нотная грамота появилась в 1030 г.
Программа
арифметики означала овладение четырьмя
арифметическими действиями. Обучение
арифметическим действиям было слишком
сложным занятием, вычисления занимали
целые страницы. Поэтому существовало
почетное звание «доктор абака» (т.
е. «доктор умножения и деления»).
Всем учебным предметам придавался
религиозно-мистический
В школе царила суровая слепая дисциплина. Учитель не щадил своих учеников за ошибки; жестокие телесные наказания были очень распространены и одобрялись церковью, которая учила, что «природа человека греховна, а телесные наказания способствуют очищению и спасению души».
Основная
часть населения не получала даже
минимального образования в школах.
Дети воспитывались своими родителями
в семье и в повседневном труде.
ГЛАВА
II. СХОЛАСТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ
И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ
К началу XI века особую роль стала играть трехчленная система разделения труда (духовенство, светские феодалы, крестьяне и горожане). В XII – XIII вв. в западноевропейской педагогической мысли происходят заметные сдвиги, отражающие общую динамику Западной цивилизации. На фоне религиозного и педагогического фанатизма раннего средневековья выделяются мыслители, которых можно считать провозвестниками эпохи Возрождения. К таким фигурам можно отнести Фому Аквинского, Гюго Сен-Викторского, Пьера Абеляра, Винсента де Бове и других.
В XIII веке сословная структура оказалась еще более дифференцированной. Каждое сословие наделялось определенными добродетелями. Добродетелями крестьянства считались трудолюбие, аристократии – доблесть, духовенства – благочестие и пр. Так, общество составило перечень социально-культурных типов, которые должна была воспроизводить определенная система образования. Однако ученый мир раннего Средневековья не вычеркнул полностью античные традиции. Они были использованы религиозными и педагогическими деятелями XII – XIII вв. при обосновании иной системы обучения и воспитания.
В XII – XIII веках в Западной Европе появляется необходимость подкрепить религию философией, не верить слепо, «но понять то, во что верят». Эту задачу выполняет схоластика, которая пытается примирить веру и разум, религию и науку.
Схоластика (в переводе с греч. – scholasticos – школьный) средневековая школьная философия, представители которой – схоласты – стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение. Для этого они использовали идеи античных философов Платона и особенно Аристотеля, взгляды которого схоластика приспосабливала к своим целям.
По-иному было организовано воспитание светских феодалов – «господ земли и крестьян». Главным для средневекового рыцаря была выработка военно-физических умений, крепостнической морали и благочестия.
Содержание рыцарского воспитания составляли «семь рыцарских добродетелей»: верховая езда, плавание, владение копьем, мечом и щитом, фехтование, охота, игра в шахматы, умение слагать и петь стихи.
Яркой особенностью средневековой культуры является ее письменный характер. Вместо характерного для античности просвещенного досуга ("схоле") появляется ученый труд ("прагматейя") , вместо устной культуры - письменная. Это дает возможность транслировать знания в другие эпохи. Чтение и письмо были не обязательными для рыцаря, многие из них в период раннего средневековья были неграмотны.[3]
До
семи лет старший сын феодала
воспитывался в семье. С 7 до 14 лет
он направлялся в замок к
С 14 до 21 года юноша становился оруженосцем сюзерена и переходил на мужскую половину замка. Он сопровождал сюзерена на охоте, участвовал в рыцарских турнирах и других важных мероприятиях. Пажи и оруженосцы должны были освоить основные воинские профессиональные умения, знание этикета и религиозные догмы.
В 21 год, как правило, происходило посвящение в рыцари. Юношу благословляли освященным мечом.
Школьность средневековой культуры принимает самые различные формы. Таковы рыцарство и монашество. Фигура учителя, поклонение ему порождают идею примера, образца, возникают разного рода предписания, каноны, рецепты. Слово учителя не обсуждается, а точно воспроизводится, этим словом клянутся.
Младшие сыновья феодала оставались дома, упражнялись в «рыцарских добродетелях» и обучались у капеллана замка религии, реже – чтению и письму. Некоторые из них отправлялись в монастыри либо ко двору епископа.
Образование девушек знатного происхождения стояло несколько выше, чем юношей. Многие из них направлялись в женские монастыри, где проходили особый курс обучения. Некоторые знали прозу и поэтические произведения латинских авторов.
На протяжении средних веков рыцарское сословие постепенно приходило в упадок. Распалась и традиция рыцарского воспитания, но не исчезла бесследно. Так, «кодекс чести», идеи эстетического и физического развития юных рыцарей питали идеалы гуманистической педагогики Возрождения.