Средневековая педагогика

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 14:09, реферат

Краткое описание

Цель: изучение педагогического наследия в средние века
Задачи:
1. Дать характеристику различным видам школ;
2. Показать положительные и отрицательные стороны средневекового обучения;
3. Оценить и передать состоятельность и перспективу средневековых школ.
Реферат состоит из введения, 3 глав, выводов и литературы.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...3
Глава I.
Европейские церковные школы в Средние века…………………………..4
ГЛАВА II.
Схоластическое учение и дифференциация обучения…………………….6
ГЛАВА III.
Материнские университеты…………………………………………………9
Выводы……………………………………………………………………….15
Литература……………………

Файлы: 1 файл

средневековая педагогика.docx

— 41.63 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение……………………………………………………………………...3 

Глава I.

Европейские церковные школы в Средние  века…………………………..4 

ГЛАВА II.

Схоластическое  учение и дифференциация обучения…………………….6 

ГЛАВА III.

Материнские университеты…………………………………………………9 

Выводы……………………………………………………………………….15 

Литература…………………………………………………………………...16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

   В средние века (V – XVII) облик западноевропейского общества, его культуры, педагогики и образования существенно изменился по сравнению с античной эпохой. Это объяснялось и утверждением нового типа социально-экономических отношений, и новыми формами государственности, и трансформацией культуры на основе проникновения религиозной идеологии христианства.

     Философско-педагогическая мысль раннего средневековья  основной своей целью ставила  спасение души. Главным источником воспитания считалось, прежде всего, Божественное начало. Носителями христианской педагогики и морали являлись служители католической церкви.

  В педагогике раннего средневековья господствовал элемент авторитарности и усредненности верующей личности. Многие идеологи христианства открыто демонстрировали враждебность к идеалам античного воспитания, требуя устранить из программы образования греко-римскую литературу. Они считали, что образцом воспитания могло быть лишь монашество, которое получило заметное распространение в раннесредневековую эпоху.

  К VII веку в средневековой Европе школы античного типа полностью исчезли. Школьное дело в молодых варварских государствах V - VII вв. оказалось в плачевном состоянии. Повсеместно царили неграмотность и невежество. Неграмотными были многие короли и верхушка общества – знать и чиновники. Между тем необходимость в грамотных подданных и священнослужителях постоянно увеличивалась. Существующее положение пыталась исправить католическая церковь. 

Актуальность работы. Несмотря на ярко выраженное догматическое обучение и воспитание, школы Средневековья дали  начало интеллектуальной  жизни и развитию мировой культуры, науки и просвещения, что применимо и злободневно в школе XXI века.

Цель: изучение  педагогического наследия в средние века

Задачи:

     1. Дать характеристику различным видам школ;

     2. Показать     положительные и отрицательные стороны средневекового обучения;

     3. Оценить и передать  состоятельность и перспективу средневековых школ.

     Реферат состоит из введения, 3 глав,  выводов  и  литературы. 
 
 
 
 

ГЛАВА I. ЕВРОПЕЙСКИЕ ЦЕРКОВНЫЕ ШКОЛЫ В СРЕДНИЕ ВЕКА 

     В средневековой Европе сложились  три основных типа церковных школ: монастырские школы, епископальные (кафедральные) и приходские школы. Основная цель всех типов школ состояла в подготовке духовенства. Они были доступны, прежде всего, высшим сословиям средневекового общества.

     Монастырские  школы организовывались при монастырях, в них учились мальчики 7-10 лет, которых родители обрекали на будущее монашество. Затем монастырские школы разделились на внутренние (для будущих монахов) и внешние (для приходящих мирян). В качестве учителей выступали образованные монахи.  Монастырские школы были хорошо снабжены рукописными книгами. В них преподавались грамматика, риторика, диалектика, позже арифметика, геометрия, геометрия, астрономия и теория музыки.

     Епископальные (кафедральные) школы открывались в церковных центрах, местопребывания главы епархии. Содержание обучения в них было по тем временам довольно высоким. Помимо чтения, письма, счета и закона Божия,  изучались грамматика, риторика и диалектика (трехпутье), а в отдельных сверх этого – арифметика, геометрия, астрономия и теория музыки (четырехпутье). Наиболее известными были школы в Сен-Жермене, Туре (Франция), Люттихе (Бельгия), Галле, Рейхене, Фульде (Германия) и ряд других городах.

     Приходские  школы были самыми распространенными. Школы размещались в доме священника или в церковной сторожке. Их посещали  небольшие группы мальчиков, где за небольшую плату священник либо причетник обучал детей закону Божию на латинском языке, письму и церковному пению. Этот тип школ был бессистемным и наименее организованным.

     Обучение  в церковных школах повышенного  уровня преподавалось по программе  семи свободных искусств. Одним из первых формулу такой программы  для средневековой Европы предложил  Северин Боэций (480-524). Он объединил  арифметику, геометрию, астрономию и  музыку (науки, основанные на математических закономерностях) в учебный цикл «квадриум» (четвертый путь). Этот цикл вместе с «тривиумом» (третьим путем) – грамматикой, риторикой, диалектикой  – составил семь свободных искусств, впоследствии положенных в основу всего  средневекового образования.

     Семь  свободных искусств вместе взятые с  богословием, как «венцом» всего  обучения, составили содержание средневекового образования.

Методы  обучения основывались на зазубривании и развитии механической памяти. Самым  распространенным методом обучения был катехизический (вопросно-ответный), с помощью которого учитель вводил абстрактные знания, подлежащие обязательному  запоминанию, не объясняя предмет или  явление. Например: «Что такое луна? – Глаз ночи, раздаватель росы, пророк бурь,… Что такое осень? – Годичная житница» и т.д.

     Грамматика  являлась главным учебным предметом. Она сводилась к разучиванию  грамматических форм латинского языка  и к заучиванию отдельных грамматических форм и оборотов религиозно-мистического значения.

     Изучение  латыни начиналось с элементарных правил и освоения простейших фраз. На овладение  техникой чтения уходило два или  три года. Техника письма была также  очень сложной.[2]

     После освоения грамматики переходили к изучению литературы. Выбор литературы был  крайне консервативен. Сначала читали короткие литературные стихотворения, а затем приступали к правилам стихосложения. Классическая греческая  литература изучалась в латинских  переводах, поскольку греческий  язык исчез из школьной программы.

     Диалектика  и риторика изучались одновременно. Первая учила правильно мыслить, строить аргументы и доказательства. Вторая – правильно строить фразы, искусству красноречия, которое  ценилось у священнослужителей и  аристократии. При изучении философии  и диалектики опирались на произведения Аристотеля и святого Августина.

     Астрономия  являлась прикладной наукой, связанной  с вычислениями многочисленных церковных  праздников. Музыке обучали с помощью  нот, обозначенных с помощью букв алфавита. Линейная нотная грамота  появилась в 1030 г.

     Программа арифметики означала овладение четырьмя арифметическими действиями. Обучение арифметическим действиям было слишком  сложным занятием, вычисления занимали целые страницы. Поэтому существовало почетное звание «доктор абака» (т. е. «доктор умножения и деления»). Всем учебным предметам придавался религиозно-мистический характер.

     В школе царила суровая слепая дисциплина. Учитель не щадил своих учеников за ошибки; жестокие телесные наказания  были очень распространены и одобрялись церковью, которая учила, что «природа человека греховна, а телесные наказания  способствуют очищению и спасению души».

     Основная  часть населения не получала даже минимального образования в школах. Дети воспитывались своими родителями в семье и в повседневном труде. 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА II. СХОЛАСТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ 

     К началу XI века особую роль стала играть трехчленная система разделения труда (духовенство, светские феодалы, крестьяне и горожане). В XII – XIII вв. в западноевропейской педагогической мысли происходят заметные сдвиги, отражающие общую динамику Западной цивилизации. На фоне религиозного и педагогического фанатизма раннего средневековья выделяются мыслители, которых можно считать провозвестниками эпохи Возрождения. К таким фигурам можно отнести Фому Аквинского, Гюго Сен-Викторского, Пьера Абеляра, Винсента де Бове и других.

     В XIII веке сословная структура оказалась еще более дифференцированной. Каждое сословие наделялось определенными добродетелями. Добродетелями крестьянства считались трудолюбие, аристократии – доблесть, духовенства – благочестие и пр. Так, общество составило перечень социально-культурных типов, которые должна была воспроизводить определенная система образования. Однако ученый мир раннего Средневековья не вычеркнул полностью античные традиции. Они были использованы религиозными и педагогическими деятелями XII – XIII вв. при обосновании иной системы обучения и воспитания.

     В XII – XIII веках в Западной Европе появляется необходимость подкрепить религию  философией, не верить слепо, «но понять то, во что верят». Эту задачу выполняет  схоластика, которая пытается примирить  веру и разум, религию и науку.

   Схоластика (в переводе с греч. – scholasticos – школьный) средневековая школьная философия, представители которой – схоласты – стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение. Для этого они использовали идеи античных философов Платона и особенно Аристотеля, взгляды которого схоластика приспосабливала к своим целям.

  По-иному было организовано воспитание светских феодалов – «господ земли и крестьян». Главным для средневекового рыцаря была выработка военно-физических умений, крепостнической морали и благочестия.

Содержание  рыцарского воспитания составляли «семь  рыцарских добродетелей»: верховая езда, плавание, владение копьем, мечом  и щитом, фехтование, охота, игра в  шахматы, умение слагать и петь стихи.

     Яркой особенностью средневековой культуры является ее письменный характер. Вместо характерного для античности просвещенного  досуга ("схоле") появляется ученый труд ("прагматейя") , вместо устной культуры - письменная. Это дает возможность  транслировать знания в другие эпохи. Чтение и письмо были не обязательными для рыцаря, многие из них в период раннего средневековья были неграмотны.[3]

     До  семи лет старший сын феодала  воспитывался в семье. С 7 до 14 лет  он направлялся в замок к вышестоящему феодалу (сюзерену) и выполнял обязанности  пажа на женской половине при супруге  сюзерена.

     С 14 до 21 года юноша становился оруженосцем  сюзерена и переходил на мужскую  половину замка. Он сопровождал сюзерена на охоте, участвовал в рыцарских  турнирах и других важных мероприятиях. Пажи и оруженосцы должны были освоить  основные воинские профессиональные умения, знание этикета и религиозные  догмы.

     В 21 год, как правило, происходило посвящение в рыцари. Юношу благословляли  освященным мечом.

     Школьность  средневековой культуры принимает  самые различные формы. Таковы рыцарство  и монашество. Фигура учителя, поклонение ему порождают идею примера, образца, возникают разного рода предписания, каноны, рецепты. Слово учителя не обсуждается, а точно воспроизводится, этим словом клянутся.

     Младшие сыновья  феодала оставались дома, упражнялись в «рыцарских добродетелях»  и обучались у капеллана замка  религии, реже – чтению и письму. Некоторые из них отправлялись в  монастыри либо ко двору епископа.

     Образование девушек знатного происхождения  стояло несколько выше, чем юношей. Многие из них направлялись в женские  монастыри, где проходили особый курс обучения. Некоторые знали прозу  и поэтические произведения латинских  авторов.

     На  протяжении средних веков рыцарское  сословие постепенно приходило в  упадок. Распалась и традиция рыцарского воспитания, но не исчезла бесследно. Так, «кодекс чести», идеи эстетического  и физического развития юных рыцарей  питали идеалы гуманистической педагогики Возрождения.

Информация о работе Средневековая педагогика