Специфические особенности личности учителя и воспитателя

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 19:57, реферат

Краткое описание

У Достоевского есть замечательная мысль о том, что если в человеке живо хоть одно доброе воспоминание, то он им держится. Согласна со словами В. Распутина: «всякое воспоминание – как остановка, чтобы осмотреться, отдохнуть и выбрать, куда идти дальше». Поэтому очень важны воспоминания детства и юности. А детство и юность, как правило, это школа, университет, колледж или любое другое учебное заведение, где главной фигурой является учитель и воспитатель. От его личностных качеств, зависит какие «профильные» задатки будут заложены в детские души. В первую очередь личность педагога определяется состоянием образования.

Оглавление

Введение.…………………………………………………………… 3стр.
1.Человек и личность.…………………………………….. 5стр.
1.1. Понятие личности.……………………………………………. . 5стр.
1.2. Личность учителя и воспитателя.………………….. ………… 6стр.
2. Профессиональное становление и развитие учителя и воспитателя……………………………………………………… 8стр.
2.1. Мотивы выбора педагогической профессии и мотивация педагогической деятельности.……………………………………………. 8стр.
2.2. Развитие личности учителя и воспитателя в системе педагогического образования. …………………………………………… 9стр.
2.3. Профессиональное самовоспитание учителя
и воспитателя………………………………………………………. 11стр.
3. Профессиональная деятельность и личность педагога………………………………………………………….. 14стр.
3.1. Сущность педагогической деятельности.……………………. 14стр.
3.2. Основные виды педагогической деятельности.………………15стр.
3.3. Структура педагогической деятельности.…………………… 17стр.
3.4. Учитель и воспитатель как субъект педагогической деятельности.………………………………………………………………18стр.
3.5. Профессионально обусловленные требования к личности
учителя и воспитателя.…………………….……………………….20стр.
4. Профессионально – педагогическая культура
преподавателя…………………………………………………22стр.
4.1. Сущность профессионально – педагогической культуры.……………………………………………………………..22стр.
4.2. Технология педагогической деятельности как компонент профессионально – педагогической культуры.……………………25стр.
5. Педагог: профессия и личность…………………………..26стр.
5.1. Педагогическая профессия и её роль в современном обществе.…………………………………………………………………….26стр.
5.2. Профессиональные качества педагога.……………………….29стр.
5.3. Педагогическое мастерство.…………………………………...30стр.
5.4. Творчество в педагогической деятельности.…………………32стр.
2. Практическая часть. Тестирование преподавателей ТГПУ им. Л. Н. Толстого.………………………………………………… .. .35стр.

Заключение.…………………………………………………47стр.
Список литературы.…………………………………………48стр.
Глоссарий.

Файлы: 1 файл

специфические особенности личности учителя и воспитателя.doc

— 812.00 Кб (Скачать)

19. Ведущим методом нравственного воспитания является: 
а) порицание;  
б) упражнение; 
в) убеждение; 
г) все ответы верны; 
д) нет правильного ответа

20. К нетрадиционным формам воспитательной работы можно отнести: 
а) беседу;  
б) диспут; 
в) интеллект-аукцион; 
г) все ответы верны; 
д) нет правильного ответа

 

 

 

 

 

 

 

Вариант 2

1. Образованием называется:  
а) организация познавательной деятельности детей;  
б) процесс передачи общественного опыта младшему поколению старшим поколением; 
в) целенаправленный, сознательно регулируемый процесс присвоения человеком социального опыта, системы культурных ценностей и социальных ролей общества; 
г) все ответы верны;  
д) нет правильных ответов.

2. Воспитание  как общественное явление предполагает:

а) взаимодействие общества и человека, направленное на освоение и воспроизводство социального  опыта и системы ценностей; 
б) особый вид социальной деятельности воспитателя, направленный на развитие и саморазвитие личности ребенка; 
в) взаимодействие учителя и ученика, направленное на активизацию познавательной деятельности;  
г) все ответы верны;  
д) нет правильных ответов.

3. Воспитание  как педагогический процесс представляет собой:  
а) смену эпох в культурном развитии общества; 
б) совокупность сознательно управляемых и последовательно развертывающихся во времени педагогических взаимодействий воспитателей и воспитуемых, направленную на развитие и саморазвитие личности ребенка 
в) совокупность взаимодействий семьи и общества, направленную на формирование социальной активности детей; 
г) все ответы верны;  
д) нет правильных ответов.

4. Воспитание  как педагогическая система представляет собой совокупность: 
а) компонентов, обеспечивающую единство и целостность изучаемого социально-педагогического явления; 
б) понятий и категорий педагогической науки; 
в) идей, отражающих педагогическую концепцию воспитания; 
г) все ответы верны;  
д) нет правильных ответов.

5. Системообразующим  компонентом воспитания является:  
а) методы и формы воспитания;  
б) содержание воспитания; 
в) цель воспитания; 
г) все ответы верны;  
д) нет правильных ответов.

6. Под педагогической  диагностикой подразумевается: 
а) особый вид познания сущности изучаемого явления; 
б) вид педагогической деятельности, позволяющий выявлять особенности развития педагогического процесса, прогнозировать ближайшее будущее и определять пути развития или коррекции; 
в) распознание единичного случая с клиентом в сравнении с общими симптомами болезни; 
г) все ответы верны; 
д) нет правильного ответа.

7. Планирование воспитания формулируется как: 
а) детальная разработка тактических задач воспитания;  
б) проектирование ведущих направлений воспитания; 
в) моделирование целей и задач воспитания; 
г) все ответы верны; 
д) нет правильного ответа.

8. К функциям  педагогической диагностики относятся:  
а) прогностическая функция; 
б) информативная функция; 
в) воспитательно-побуждающая функция; 
г) все ответы верны; 
д) нет правильного ответа.

9. Функцией  цели в воспитании является: 
а) развивающая; 
б) ориентирующая; 
в) обучающая; 
г) все ответы верны; 
д) нет правильного ответа.

10. Основными  требованиями педагогической диагностики  являются: 
а) анонимность; 
б) гласность; 
в) всеобщность; 
г) все ответы верны; 
д) нет правильного ответа.

11. Под содержанием  воспитания понимается: 
а) совокупность знаний, умений и навыков учебно-познавательной деятельности;  
б) совокупность теоретических положений и идей научно-педагогической деятельности; 
в) совокупность целей, ценностей, отношений, ведущих видов деятельности, направленная на развитие личности ребенка; 
г) все ответы верны; 
д) нет правильного ответа.

12. Источником  формирования содержания воспитания  является: 
а) информационная среда общества;  
б) социальный опыт; 
в) социальная среда; 
г) все ответы верны; 
д) нет правильного ответа.

13. Макрофакторы социализации подростков включают в себя: 
а) семью; 
б) молодежную субкультуру; 
в) государство;  
г) все ответы верны;  
д) нет правильных ответов.

14. Условия  воспитания включают в себя:  
а) ученический коллектив как положительная социальная среда;  
б) языковую среду региона;  
в) природно-климатические условия региона;  
г) все ответы верны;  
д) нет правильных ответов.

15. Основными  направлениями содержания афинской  школы являются: 
а) нравственное;  
б) эстетическое; 
в) физическое; 
г) все ответы верны; 
д) нет правильного ответа.

16. Совокупность  путей, способов, приемов и средств  воспитания, направленных на достижение  определенной воспитательной цели  называется: 
а) методикой воспитания;  
б) методом; 
в) формой; 
г) все ответы верны; 
д) нет правильного ответа.

17. К организационным  приемам воспитания можно отнести: 
а) элементы наглядного оформления;  
б) жеребьевку как прием распределения; 
в) элементы музыкального оформления; 
г) все ответы верны; 
д) нет правильного ответа.

18. Педагогической  концепцией называется: 
а) основной замысел (ведущие идеи) автора в области педагогики;  
б) система методов и форм воспитания; 
в) совокупность приемов и операций воспитательной работы; 
г) все ответы верны; 
д) нет правильного ответа.

19. Педагогическая технология предполагает:  
а) совокупность идей в рамках изучаемой науки;  
б) операциональное обеспечение педагогической идеи или концепции; 
в) совокупность теоретических подходов к воспитанию; 
г) все ответы верны; 
д) нет правильного ответа.

20. Личностно  ориентированный подход исходит из ведущего положения о том, что: 
а) ребенок есть объект воспитательного воздействия;  
б) ребенок есть субъект воспитательного взаимодействия; 
в) ребенок есть единоличный преобразователь себя и своего внутреннего мира; 
г) все ответы верны; 
д) нет правильного ответа.

 

Приложение 2.

Рабочая тетрадь:

  1. Что такое образование?

…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………

  1. Что такое воспитание?

…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………

  1. Классификация видов воспитания.

…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………

  1. Что определяет стратегия воспитания?

…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………

  1. Сформулируйте основные закономерности воспитания.

…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………

  1. Что в своей совокупности определяют принципы воспитания?

…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………

  1. Что понимается под методами воспитания?

…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………

  1. Какую классификацию методов воспитания предложил              В.А. Караковский?

…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………

  1. Какие три типа педагогов выявили американские психологи?

…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………

  1. Перечислите социокультурные функции образования

…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………

  1. Охарактеризуйте кратко образование как систему

…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………

  1. Перечислите типы образовательных учреждений России

…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………

 

  1. Дайте определение самовоспитания

…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………

  1. Что означает слово "контакт" в педагогическом смысле? 

…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………

  1. Какой эффект ожидается от поощрения?

…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………

  1. К чему может привести частое поощрение?

…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………

  1. Что  А.С. Макаренко называл «выталкиванием из общих рядов»?

…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………

  1. Эффективность методов убеждения зависит от соблюдения целого ряда педагогических требований. Назовите эти требования.

…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………

  1. Внешнее выражение процесса воспитания.

…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………

  1. Критерии воспитания

…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………


 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3.

Педагогические ситуации:

1. Проверяя сочинение отъявленного двоечника, учительница не верит своим глазам: оно написано грамотно, интересно по содержанию. Налицо подлог – двоечник так написать не мог. Как поступить? 

2. Идет субботник, дети убирают территорию вокруг школы. Вдруг один мальчик спрашивает: «Надежда Петровна, а сколько заплатит нам школа за работу?» Учительница удивлена: о какой плате может идти речь? Мальчик настаивает: «Но ведь любой труд должен оплачиваться!» К юному «коммерсанту» быстро присоединяются единомышленники. Как разрядить обстановку? 

3. Восьмиклассник отказывается заниматься на уроках литературы, не учит материал, пропускает уроки, мотивируя это тем, что он избрал себе в будущем техническую специальность, и литература ему не нужна. Что ответить?

4. В седьмом классе после анонимного профориентационного анкетирования выяснилось, что треть подростков мечтает стать криминальными авторитетами. Ваши действия.

5. Учительница объясняет новый материал. Вдруг один из учеников громко говорит: «Людмила Ивановна, я от ваших объяснений просто тащусь!» Что ответить?

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4. Схемы и таблицы

Схема 1- Классификация видов воспитания

Схема 2 - Методы воздействия в воспитании

Схема 3 - Характеристика метода убеждения в воспитании.

Схема 4 - Характеристика метода примера в воспитании.

Схема 5 - Характеристика метода принуждения в воспитании.

 

 

 

 

Приложение 6. Тренинги

Зеркало

Количество игроков: любое

Играющие разбиваются  на пары и становятся или садятся  друг против друга. Первый в паре –  “человек”, второй – “зеркало”. “Человек” начинает медленно и плавно двигать руками, а “зеркало” старается как можно точнее повторить его движения, “слиться” с ним. “Зеркало” может почувствовать ритм дыхания “человека” и синхронизировать с ним свое дыхание. Через несколько минут ведущий предлагает “зеркалу” и “человеку” поменяться ролями.

В конце упражнения можно попросить ребят рассказать о своих ощущениях в разных ролях. Какая роль была легче –  “зеркала” или “человека”? Почему? Что нужно для того, чтобы быть хорошим “зеркалом”?

 

Подарок

Количество игроков: от 6—8 до 15—20

Инструкция: “Представьте, что у нас есть общий друг (далее  мы уточним, что это за друг), который  пригласил нас всех на свой день рождения. Отказаться и не пойти  никак нельзя. В течение 30 секунд каждый должен придумать, какой он сделает подарок своему другу. При этом важно выполнить три условия:

1 — подарок  должен содержать намек на его профессию (далее мы уточним, что это за профессия);

2—подарок должен  быть "с изюминкой", т.е. быть  веселым, необычным (предполагается, что л друг — это человек с юмором, который может даже обидеться, если ему подарят что-то обычное, т.е. как бы "откупятся" от него);

3 — подарок  должен быть доступным Вам  по цене. Вместе с группой ведущий  определяет, что это за воображаемый друг. Определяется, мужчина это или женщина, примерный возраст и обязательно,— какая у него (у нее) профессия”.

Дается время (примерно 30 секунд), чтобы каждый придумал другу подарок.

После этого  каждый по очереди кратко называет свой подарок. При этом ведущий (или любой участник) могут задавать иногда уточняющие вопросы. К примеру, какое отношение данный подарок имеет к профессии друга (одно из условий игры), сколько подарок будет стоить и т.п. Такие вопросы играют дополнительную активизирующую роль, поскольку заставляют участников более ответственно и обоснованно предлагать свои варианты подарков. Обосновывая свои варианты подарков, игрок вынужден соотносить их с особенностями рассматриваемой профессии и, таким образом, фактически раскрывать наиболее интересные элементы данного профессионального труда.

В конце игры определяется, чьи подарки оказались  наиболее интересными.

Спичка

 
Количество игроков: любое

Проводить рекомендуется  вечером, когда уже стемнело. Гасится  свет, участники рассаживаются в кружок рядом друг с другом, в центр круга ставится блюдце. Кто-нибудь зажигает спичку и передает соседу, тот - своему соседу и т.д. В общем, по кругу. У кого спичка погасла, тому любой желающий задает абсолютно любой вопрос. Ответ на него обязателен, кроме тех случаев, когда вопрос совсем уж компрометирующий.

Как показывает практика, после пары “разогревающих”  вопросов народ втягивается, и вопросы  идут совсем уж интересные.

А блюдце нужно  для того, чтобы сгоревшие спички туда складывать.

 

Один день из жизни

Количество игроков: от б—8 до 15—20

Упражнение проводится в кругу. Время — от 15 до 25. минут. Основные этапы игры следующие:

Информация о работе Специфические особенности личности учителя и воспитателя