Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 19:57, реферат
У Достоевского есть замечательная мысль о том, что если в человеке живо хоть одно доброе воспоминание, то он им держится. Согласна со словами В. Распутина: «всякое воспоминание – как остановка, чтобы осмотреться, отдохнуть и выбрать, куда идти дальше». Поэтому очень важны воспоминания детства и юности. А детство и юность, как правило, это школа, университет, колледж или любое другое учебное заведение, где главной фигурой является учитель и воспитатель. От его личностных качеств, зависит какие «профильные» задатки будут заложены в детские души. В первую очередь личность педагога определяется состоянием образования.
Введение.…………………………………………………………… 3стр.
1.Человек и личность.…………………………………….. 5стр.
1.1. Понятие личности.……………………………………………. . 5стр.
1.2. Личность учителя и воспитателя.………………….. ………… 6стр.
2. Профессиональное становление и развитие учителя и воспитателя……………………………………………………… 8стр.
2.1. Мотивы выбора педагогической профессии и мотивация педагогической деятельности.……………………………………………. 8стр.
2.2. Развитие личности учителя и воспитателя в системе педагогического образования. …………………………………………… 9стр.
2.3. Профессиональное самовоспитание учителя
и воспитателя………………………………………………………. 11стр.
3. Профессиональная деятельность и личность педагога………………………………………………………….. 14стр.
3.1. Сущность педагогической деятельности.……………………. 14стр.
3.2. Основные виды педагогической деятельности.………………15стр.
3.3. Структура педагогической деятельности.…………………… 17стр.
3.4. Учитель и воспитатель как субъект педагогической деятельности.………………………………………………………………18стр.
3.5. Профессионально обусловленные требования к личности
учителя и воспитателя.…………………….……………………….20стр.
4. Профессионально – педагогическая культура
преподавателя…………………………………………………22стр.
4.1. Сущность профессионально – педагогической культуры.……………………………………………………………..22стр.
4.2. Технология педагогической деятельности как компонент профессионально – педагогической культуры.……………………25стр.
5. Педагог: профессия и личность…………………………..26стр.
5.1. Педагогическая профессия и её роль в современном обществе.…………………………………………………………………….26стр.
5.2. Профессиональные качества педагога.……………………….29стр.
5.3. Педагогическое мастерство.…………………………………...30стр.
5.4. Творчество в педагогической деятельности.…………………32стр.
2. Практическая часть. Тестирование преподавателей ТГПУ им. Л. Н. Толстого.………………………………………………… .. .35стр.
Заключение.…………………………………………………47стр.
Список литературы.…………………………………………48стр.
Глоссарий.
Особое место в ряду умений и навыков педагогической техники занимает развитие речи педагога как одного из важнейших воспитательных средств - правильная дикция, «поставленный голос», ритмичное дыхание и разумное присоединение к речи мимики и жестикуляции.
Кроме названных к
умениям и навыкам
5.4. Творчество в педагогической деятельности.
Педагогическое творчество. В настоящее время утверждение о том, что педагогическая деятельность является по своей природе творческой, стало общепринятым. Творчество — это деятельность, порождающая нечто новое на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов. Результатом творчества является введение в педагогический процесс инноваций.
Выделяют несколько уровней инноваций:
1) открытие, утверждающее
идеи, способные преобразовывать
педагогическую
2) изобретения, разработка и внедрение новых элементов педагогических технологий;
3) педагогическое
Следовательно, творческая педагогическая деятельность складывается
из следующих этапов: возникновение замысла,
его проработка и преобразование в идею
- гипотезу, поиск способа воплощения замысла
и идеи. Опыт творчества приобретается
педагогом при условии систематических
упражнений в решении специально подобранных
задач, отражающих педагогическую действительность,
и организации как учебной, так и реальной
профессионально-
В сфере личности педагогическое творчество проявляется как самореализация педагога на основе осознания себя творческой индивидуальностью, как определение индивидуальных путей своего профессионального роста и построение программы самосовершенствования.
Признаки творческой личности. Творческий потенциал любого человека, в том числе и педагога, характеризуется рядом особенностей личности, которые называют признаками творческой личности. Существуют различные перечни таких признаков. Одни авторы выделяют способность личности замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок; умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу; способность отказаться от ориентации; умение увидеть знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте; готовность отказаться от теоретических суждений, деления на черное и белое, отойти от привычного жизненного равновесия и устойчивости ради неопределенности и поиска.
Другие относят к признакам творческой личности легкость ассоциирования (способность к быстрому и свободному переключению мыслей, способность вызвать в сознании образы и создавать из них новые комбинации); способность к оценочным суждениям и критичность мышления (умение выбрать одну из многих альтернатив до ее проверки, способность к переносу решений); готовность памяти (овладение достаточно большим объемом систематизированных знаний, упорядоченность и динамичность знаний) и способность к обобщению и отбрасыванию несущественного.
Третьи авторы считают личность творческой, если в ее характеристике присутствует креативность, т. е. способность превращать совершаемую деятельность в творческий процесс. Также сущ. условия необходимые для осуществления творческ. деятельности [см. Приложение 12].
Профессиональное саморазвитие педагога. Утверждение К. Д.Ушинского о том, что педагог живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования. А. Дистервег писал, имея в виду учителя: «Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием» (Дистервег А.)
Способность «творить себя» в соответствии с социально-нравственными идеалами, в которых профессиональная компетентность, богатая духовная жизнь и ответственность стали бы естественными условиями человеческой жизни, острейшей потребностью дня.
Профессиональное саморазвитие, как и любая другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов и источников активности. Обычно движущей силой и источником самовоспитания педагога называют потребность в самосовершенствовании.
Различают внешние и внутренние источники активности саморазвития [см. Приложение 13].
Оценка эффективности и стадии саморазвития. Саморазвитие имеет как бы двойной педагогический результат. С одной стороны - это те изменения, которые происходят в личностном развитии и профессиональном росте, а с другой - овладение самой способностью заниматься саморазвитием. Судить о том, овладел ли будущий педагог этой способностью, можно по тому, научился ли он осуществлять следующие действия (Елканов С.Б.)
- целеполагание: ставить перед собой профессионально значимые цели и задачи саморазвития;
- планирование: выбирать средства и способы, действия и приемы саморазвития;
- самоконтроль: осуществлять
сопоставление хода и
- коррекция: вносить
необходимые поправки в
Овладение такими действиями требует времени и определенных умений. Поэтому исследователи выделяют стадии профессионального саморазвития [см. Приложение 14].
Заключение.
В данной работе была предпринята попытка раскрыть термин «личность» сопоставимо с педагогической деятельностью. Рассмотреть мотивы выбора педагогической профессии и мотивации педагогической деятельности;
Сущность педагогической деятельности, её основные виды и структуру; сущность профессионально – педагогической культуры, а также роль педагогической профессии в обществе.
На мой взгляд, профессия педагога
очень важна и значима. И
как писал великий чешский
ученый Я. А. Коменский: «быть
учителем чрезвычайно почетно,
ибо учителя поставлены на
высоко почетном месте и им
вручена превосходная
И как солнце освещает своими
лучами землю, так и учитель
должен освещать собой своих
учеников, вот к чему должен
стремиться настоящий учитель…
Список литературы.
1. Исаев, И. Ф. Профессионально – пед. культура преподавателя: учебное пособие для студентов высшего уч. заведения./ И. Ф. Исаев. – М.: Академия, 2002. – 345 с.
2. Грохольская О. Г., Анисимов В. В. Введение в педагогическую деятельность. Методическое пособие. – М.: 2001. –79 с.
3.Кочергина Г. Личность Учителя. / Г. Кочергина // Учитель. – 2005.- №3. – 87 с.
4.Педагогика: уч. пособие для студентов пед. уч. заведений. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. – М.: Школьная пресса, 2002. –523 с.
5. Педагогика: уч. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 608с.
6. Смирнова С. А., Педагогика. Пед. теории, системы, технологии / под ред. С. А. Смирнова. – М. : Академия, 2001 г. – 465с.
7. Педагогический
8. Рогов Е.И. Личность учителя теория и практика; Ростов - на – Дону: Феникс, 1996г. – 389 с.
9.Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – 2 т.
10. Сарсенбаева Б. И. Психология подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности./ Б. И. Сарсенбаева.// Педагогика. – 2004. - №5. – 73 с..
11. Сухомлинский В. А. Избр. произв.: в 5т. - Киев, 2001. - Т.5.-102 с..
12. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. - Киев, 1999. – 389 с.
13. Ушинский К. Д. Собрание сочинений : в 11т. – М., 2000. – Т. 2. – 259 с.
14. Ушинский К. Д. пед. сочинения: в 6 т. – М., 2003 – Т. 3. – 398 с.
15. Энциклопедия проф.
Образования: в 3т. / гл. ред. Батышева.
– М.: Российская академия
Приложение 1.
Варианты тестов
Вариант 1
1. Что такое гуманизм?
а) означает человечность: любовь к людям, высокий уровень психологической терпимости (толерантности), мягкость в человеческих отношениях, уважение к личности и ее достоинству.
б) понятие гуманизм оформляется как система ценностных ориентаций, в центре которых лежит признание человека в качестве высшей ценности.
в) это совокупность идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в частности.
г) все ответы верны
2 . Разностороннее воздействие на разум, чувства и волю человека с целью формирования у него желаемых качеств
А) воспитание
Б) убеждение
В) образование
3 . Кто является основоположником принципов дидактики?
А) Я.А. Коменский
Б) А.С Макаренко
В) Дж. Локк
4. Под воспитанием подразумевается:
а) приспособление человека к нормам и
ценностям общества;
б) целенаправленный процесс создания
благоприятных условий для образования,
развития и саморазвития личности ребенка;
в) сознательно регулируемый процесс присвоения
человеком социального опыта, системы
культурных ценностей и социальных ролей
общества;
г) все ответы верны;
д) нет правильных ответов.
5. Воспитание как педагогический процесс
характеризуется следующей закономерностью:
а)регламентированность;
б)целенаправленность;
в)закрытость;
г)все ответы верны;
д)нет правильных ответов
6 Воспитательный процесс имеет следующие
этапы:
а)планирование;
б)последействие;
в)применение;
г)все ответы верны;
д) нет правильных ответов.
7. К основным видам воспитательной деятельности
относится:
а) реабилитационная деятельность;
б) организаторская деятельность;
в) учебная деятельность;
г) все ответы верны;
д) нет правильных ответов.
8 . Структура компонентов системы воспитания
предполагает:
а) расположение компонентов системы воспитания,
обеспечивающее единство и целостность
изучаемого общественного явления;
б) закономерности системы воспитания;
в) причинно-следственные взаимосвязи
компонентов;
г) все ответы верны;
д) нет правильных ответов.
9. Под педагогической диагностикой понимается:
а) особый вид познания сущности явления;
б) вид педагогической деятельности, позволяющий
выявлять особенности развития педагогического
процесса, прогнозировать ближайшее будущее
и определять пути развития или коррекции;
в) распознание единичного случая с клиентом
в сравнении с общими симптомами болезни;
г) все ответы верны;
д) нет правильного ответа.
10. Всестороннее развитие личности является:
а) организационно-педагогической задачей
школы;
б) тактической задачей;
в) глобальной целью;
г) все ответы верны;
д) нет правильного ответа.
11. Прогнозирование предполагает следующие
методы:
а) изучение данных;
б) распознание сущности;
в) анализ данных;
г) все ответы верны;
д) нет правильного ответа.
12. К методам изучения коллектива относятся:
а) метод математической статистики;
б) социометрия;
в) убеждение;
г) все ответы верны;
д) нет правильного ответа
13. Содержание воспитания включает в себя:
а) совокупность знаний, умений и навыков
учебно-познавательной деятельности;
б) совокупность теоретических положений
и идей научно-педагогической деятельности;
в) совокупность целей, ценностей, отношений,
ведущих видов деятельности, направленная
на образование и развитие личности ребенка;
г) все ответы верны;
д) нет правильного ответа.
14. Совокупность знаний, умений и навыков,
способов деятельности, мышления и общения,
стереотипов поведения, ценностных ориентаций
и социальных установок общества обозначается:
а) опытом учебно-познавательной деятельности;
б) социальным опытом;
в) индивидуально-личностным опытом;
г) все ответы верны;
д) нет правильного ответа.
15. Мезофакторы социализации подростков
включают в себя:
а) семью;
б) молодежную субкультуру;
в) государство;
г) все ответы верны;
д) нет правильных ответов.
16. К условиям формирования содержания
воспитания относятся:
а) воспитательная деятельность;
б) воспитывающая среда;
в) гуманное общение;
г) все ответы верны;
д) нет правильного ответа.
17. Триединство умственного, физического
и эстетического воспитания является
содержанием воспитания:
а) католической школы;
б) афинской школы;
в) спартанской школы;
г) все ответы верны;
д) нет правильного ответа
18. Под методом воспитания понимается:
а) основное правило взаимодействия
субъектов воспитания;
б) способ взаимодействия субъектов воспитания,
направленный на достижение воспитательной
цели;
в) совокупность способов и приемов взаимодействия
субъектов воспитания;
г) все ответы верны;
д) нет правильного ответа.
Информация о работе Специфические особенности личности учителя и воспитателя