Специфические особенности личности учителя и воспитателя

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 19:57, реферат

Краткое описание

У Достоевского есть замечательная мысль о том, что если в человеке живо хоть одно доброе воспоминание, то он им держится. Согласна со словами В. Распутина: «всякое воспоминание – как остановка, чтобы осмотреться, отдохнуть и выбрать, куда идти дальше». Поэтому очень важны воспоминания детства и юности. А детство и юность, как правило, это школа, университет, колледж или любое другое учебное заведение, где главной фигурой является учитель и воспитатель. От его личностных качеств, зависит какие «профильные» задатки будут заложены в детские души. В первую очередь личность педагога определяется состоянием образования.

Оглавление

Введение.…………………………………………………………… 3стр.
1.Человек и личность.…………………………………….. 5стр.
1.1. Понятие личности.……………………………………………. . 5стр.
1.2. Личность учителя и воспитателя.………………….. ………… 6стр.
2. Профессиональное становление и развитие учителя и воспитателя……………………………………………………… 8стр.
2.1. Мотивы выбора педагогической профессии и мотивация педагогической деятельности.……………………………………………. 8стр.
2.2. Развитие личности учителя и воспитателя в системе педагогического образования. …………………………………………… 9стр.
2.3. Профессиональное самовоспитание учителя
и воспитателя………………………………………………………. 11стр.
3. Профессиональная деятельность и личность педагога………………………………………………………….. 14стр.
3.1. Сущность педагогической деятельности.……………………. 14стр.
3.2. Основные виды педагогической деятельности.………………15стр.
3.3. Структура педагогической деятельности.…………………… 17стр.
3.4. Учитель и воспитатель как субъект педагогической деятельности.………………………………………………………………18стр.
3.5. Профессионально обусловленные требования к личности
учителя и воспитателя.…………………….……………………….20стр.
4. Профессионально – педагогическая культура
преподавателя…………………………………………………22стр.
4.1. Сущность профессионально – педагогической культуры.……………………………………………………………..22стр.
4.2. Технология педагогической деятельности как компонент профессионально – педагогической культуры.……………………25стр.
5. Педагог: профессия и личность…………………………..26стр.
5.1. Педагогическая профессия и её роль в современном обществе.…………………………………………………………………….26стр.
5.2. Профессиональные качества педагога.……………………….29стр.
5.3. Педагогическое мастерство.…………………………………...30стр.
5.4. Творчество в педагогической деятельности.…………………32стр.
2. Практическая часть. Тестирование преподавателей ТГПУ им. Л. Н. Толстого.………………………………………………… .. .35стр.

Заключение.…………………………………………………47стр.
Список литературы.…………………………………………48стр.
Глоссарий.

Файлы: 1 файл

специфические особенности личности учителя и воспитателя.doc

— 812.00 Кб (Скачать)

          Особое место в ряду умений и навыков педагогической техники занимает развитие речи педагога как одного из важнейших воспитательных средств - правильная дикция, «поставленный голос», ритмичное дыхание и разумное присоединение к речи мимики и жестикуляции.

Кроме названных к  умениям и навыкам педагогической техники необходимо отнести следующие: умения управлять своим телом, снимать  мышечное напряжение в процессе выполнения педагогических действий; регулировать свои психические состояния; вызывать «по заказу» чувства удивления, радости, гнева и т.п.; мобилизовывать творческое самочувствие перед предстоящим общением и др.

5.4. Творчество в педагогической деятельности.

Педагогическое творчество. В настоящее время утверждение о том, что педагогическая деятельность является по своей природе творческой, стало общепринятым. Творчество — это деятельность, порождающая нечто новое на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов. Результатом творчества является введение в педагогический процесс инноваций.

Выделяют несколько  уровней инноваций:

1) открытие, утверждающее  идеи, способные преобразовывать  педагогическую действительность;

2) изобретения, разработка  и внедрение новых элементов педагогических технологий;

3) педагогическое рационализаторство - усовершенствования, связанные с  модернизацией и адаптацией к  конкретным условиям уже используемых  методов и средств воспитания  и обучения.

Следовательно, творческая педагогическая деятельность складывается из следующих этапов: возникновение замысла, его проработка и преобразование в идею - гипотезу, поиск способа воплощения замысла и идеи. Опыт творчества приобретается педагогом при условии систематических упражнений в решении специально подобранных задач, отражающих педагогическую действительность, и организации как учебной, так и реальной профессионально-ориентированной деятельности будущих педагогов.

В сфере личности педагогическое творчество проявляется как самореализация педагога на основе осознания себя творческой индивидуальностью, как определение индивидуальных путей своего профессионального роста и построение программы самосовершенствования.

Признаки творческой личности. Творческий потенциал любого человека, в том числе и педагога, характеризуется рядом особенностей личности, которые называют признаками творческой личности. Существуют различные перечни таких признаков. Одни авторы выделяют способность личности замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок; умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу; способность отказаться от ориентации; умение увидеть знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте; готовность отказаться от теоретических суждений, деления на черное и белое, отойти от привычного жизненного равновесия и устойчивости ради неопределенности и поиска.

Другие относят к  признакам творческой личности легкость ассоциирования (способность к быстрому и свободному переключению мыслей, способность вызвать в сознании образы и создавать из них новые комбинации); способность к оценочным суждениям и критичность мышления (умение выбрать одну из многих альтернатив до ее проверки, способность к переносу решений); готовность памяти (овладение достаточно большим объемом систематизированных знаний, упорядоченность и динамичность знаний) и способность к обобщению и отбрасыванию несущественного.

Третьи авторы считают  личность творческой, если в ее характеристике присутствует креативность, т. е. способность превращать совершаемую деятельность в творческий процесс. Также сущ. условия необходимые для осуществления творческ. деятельности [см. Приложение 12].

Профессиональное  саморазвитие педагога. Утверждение К.        Д.Ушинского о том, что педагог живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования. А. Дистервег писал, имея в виду учителя: «Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием» (Дистервег А.)

Способность «творить себя»  в соответствии с социально-нравственными  идеалами, в которых профессиональная компетентность, богатая духовная жизнь и ответственность стали бы естественными условиями человеческой жизни, острейшей потребностью дня.

Профессиональное саморазвитие, как и любая другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов и источников активности. Обычно движущей силой и источником самовоспитания педагога называют потребность в самосовершенствовании.

Различают внешние и  внутренние источники активности саморазвития [см. Приложение 13].

Оценка эффективности и стадии саморазвития. Саморазвитие имеет как бы двойной педагогический результат. С одной стороны - это те изменения, которые происходят в личностном развитии и профессиональном росте, а с другой - овладение самой способностью заниматься саморазвитием. Судить о том, овладел ли будущий педагог этой способностью, можно по тому, научился ли он осуществлять следующие действия (Елканов С.Б.)

- целеполагание: ставить перед собой профессионально значимые цели и задачи саморазвития;

- планирование: выбирать  средства и способы, действия и приемы саморазвития;

- самоконтроль: осуществлять  сопоставление хода и результатов  саморазвития с тем, что намечалось;

- коррекция: вносить  необходимые поправки в результаты  работы над собой.

Овладение такими действиями требует времени и определенных умений. Поэтому исследователи выделяют стадии профессионального саморазвития [см. Приложение 14].

 

Заключение.

          В данной работе была предпринята попытка раскрыть термин «личность» сопоставимо с педагогической деятельностью. Рассмотреть мотивы выбора педагогической профессии и мотивации  педагогической деятельности;

Сущность педагогической деятельности,  её основные виды и  структуру; сущность профессионально  – педагогической культуры, а также  роль педагогической профессии в  обществе.

           На мой взгляд, профессия педагога  очень важна и значима. И  как писал великий чешский  ученый Я. А. Коменский: «быть  учителем чрезвычайно почетно,  ибо учителя поставлены на  высоко почетном месте и им  вручена превосходная должность,  выше которой ничего не может быть под солнцем».

          И как солнце освещает своими  лучами землю, так и учитель  должен освещать собой своих  учеников, вот к чему должен  стремиться настоящий учитель…     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

1. Исаев, И. Ф. Профессионально – пед. культура преподавателя: учебное пособие для студентов высшего уч. заведения./ И. Ф. Исаев. – М.: Академия, 2002. – 345 с.

2. Грохольская О. Г., Анисимов В. В.  Введение в педагогическую деятельность. Методическое пособие. – М.: 2001. –79 с.

3.Кочергина Г. Личность Учителя. / Г. Кочергина // Учитель. – 2005.- №3. – 87 с.

4.Педагогика: уч. пособие  для студентов пед. уч. заведений. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев,  А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. – М.: Школьная пресса, 2002. –523 с.

5. Педагогика: уч. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 608с.

  6. Смирнова С. А., Педагогика. Пед. теории, системы, технологии / под ред. С. А. Смирнова. – М. :  Академия, 2001 г. – 465с.

7. Педагогический энциклопедический  словарь/ гл. ред. Б. М. Бим  – Бад. – М.: Большая Российская  энциклопедия, 2003. – 528 с.

8. Рогов  Е.И.  Личность  учителя теория и практика; Ростов -  на – Дону: Феникс, 1996г. –  389 с.

9.Российская педагогическая  энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – 2 т.

10. Сарсенбаева Б. И.  Психология подготовки будущих  учителей к профессиональной  деятельности./ Б. И. Сарсенбаева.// Педагогика. – 2004. - №5. – 73 с..

11. Сухомлинский В. А. Избр. произв.: в 5т. - Киев, 2001. - Т.5.-102 с..

12. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. - Киев, 1999. – 389 с.

13. Ушинский К. Д.  Собрание сочинений : в 11т. –  М., 2000. – Т. 2. – 259 с.

14. Ушинский К. Д. пед. сочинения: в 6 т. – М., 2003 – Т. 3. – 398 с.

15. Энциклопедия проф. Образования: в 3т. / гл. ред. Батышева. – М.: Российская академия образования, 2000. – 432 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Варианты тестов

Вариант 1

1. Что такое гуманизм?

а) означает человечность: любовь к людям, высокий уровень психологической терпимости (толерантности), мягкость в человеческих отношениях, уважение к личности и ее достоинству.

б) понятие гуманизм оформляется как система ценностных ориентаций, в центре которых лежит признание человека в качестве высшей ценности.

в) это совокупность идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в частности.

г) все ответы верны

2 . Разностороннее воздействие на разум, чувства и волю человека с целью формирования у него желаемых качеств

А) воспитание

Б) убеждение

В) образование

3 . Кто является основоположником принципов дидактики?

А) Я.А. Коменский

Б) А.С Макаренко

В) Дж. Локк

4. Под воспитанием подразумевается:   
а) приспособление человека к нормам и ценностям общества; 
б) целенаправленный процесс создания благоприятных условий для образования, развития и саморазвития личности ребенка;  
в) сознательно регулируемый процесс присвоения человеком социального опыта, системы культурных ценностей и социальных ролей общества; 
г) все ответы верны;  
д) нет правильных ответов.

5. Воспитание как педагогический процесс характеризуется следующей закономерностью: 
а)регламентированность; 
б)целенаправленность; 
в)закрытость; 
г)все ответы верны;  
д)нет правильных ответов

 
6 Воспитательный процесс имеет следующие этапы: 
а)планирование;  
б)последействие;  
в)применение;  
г)все ответы верны;  
д) нет правильных ответов.

7. К основным видам воспитательной деятельности относится: 
а) реабилитационная деятельность; 
б) организаторская деятельность;  
в) учебная деятельность; 
г) все ответы верны;  
д) нет правильных ответов.

8 . Структура компонентов системы воспитания предполагает: 
а) расположение компонентов системы воспитания, обеспечивающее единство и целостность изучаемого общественного явления;  
б) закономерности системы воспитания;  
в) причинно-следственные взаимосвязи компонентов;  
г) все ответы верны;  
д) нет правильных ответов.

9. Под педагогической диагностикой понимается: 
а) особый вид познания сущности явления; 
б) вид педагогической деятельности, позволяющий выявлять особенности развития педагогического процесса, прогнозировать ближайшее будущее и определять пути развития или коррекции; 
в) распознание единичного случая с клиентом в сравнении с общими симптомами болезни; 
г) все ответы верны; 
д) нет правильного ответа.

10. Всестороннее развитие личности является: 
а) организационно-педагогической задачей школы; 
б) тактической задачей; 
в) глобальной целью; 
г) все ответы верны; 
д) нет правильного ответа.

11. Прогнозирование предполагает следующие методы:  
а) изучение данных; 
б) распознание сущности; 
в) анализ данных; 
г) все ответы верны; 
д) нет правильного ответа.

12. К методам изучения коллектива относятся: 
а) метод математической статистики; 
б) социометрия; 
в) убеждение; 
г) все ответы верны; 
д) нет правильного ответа

13. Содержание воспитания включает в себя: 
а) совокупность знаний, умений и навыков учебно-познавательной деятельности;  
б) совокупность теоретических положений и идей научно-педагогической деятельности; 
в) совокупность целей, ценностей, отношений, ведущих видов деятельности, направленная на образование и развитие личности ребенка; 
г) все ответы верны; 
д) нет правильного ответа.

14. Совокупность знаний, умений и навыков, способов деятельности, мышления и общения, стереотипов поведения, ценностных ориентаций и социальных установок общества обозначается: 
а) опытом учебно-познавательной деятельности; 
б) социальным опытом; 
в) индивидуально-личностным опытом; 
г) все ответы верны; 
д) нет правильного ответа.

15. Мезофакторы социализации подростков включают в себя: 
а) семью; 
б) молодежную субкультуру; 
в) государство;  
г) все ответы верны;  
д) нет правильных ответов.

16. К условиям формирования содержания воспитания относятся: 
а) воспитательная деятельность;  
б) воспитывающая среда; 
в) гуманное общение; 
г) все ответы верны; 
д) нет правильного ответа.

 

 

 

17. Триединство умственного, физического и эстетического воспитания является содержанием воспитания: 
а) католической школы;  
б) афинской школы; 
в) спартанской школы; 
г) все ответы верны; 
д) нет правильного ответа

18. Под методом воспитания понимается:

а) основное правило взаимодействия субъектов воспитания;  
б) способ взаимодействия субъектов воспитания, направленный на достижение воспитательной цели; 
в) совокупность способов и приемов взаимодействия субъектов воспитания; 
г) все ответы верны; 
д) нет правильного ответа.

Информация о работе Специфические особенности личности учителя и воспитателя