Специальная психология и педагогика

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 18:01, контрольная работа

Краткое описание

По определению Л.С. Выготского, аномальное развитие – не дефектное, а своеобразное развитие, не ограничивающееся отрицательными признаками, а имеющее целый ряд положительных, возникающих в силу приспособления ребенка с дефектом к миру. Данное понятие входит в круг понятий, объединяемых термином «дизонтогенез», которым обозначают различные формы нарушений онтогенеза.

Оглавление

1. Понятие "аномальное развитие" , его причины и закономерности.
2. Факторы и формы аномального развития.
3. Методы специальной психологии.
4. Нарушение слуха: виды и особенности психического развития детей с нарушением слуха.
5. Ранняя диагностика нарушений слуха. Компенсация дефекта.
6. Специализированное и интегрированное обучение детей с нарушениями слуха.

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ.docx

— 50.88 Кб (Скачать)

          Специальная школа 1 вида, где обучаются  глухие дети, ведет образовательный  процесс в соответствии с уровнем  общеобразовательных программ трех  ступеней общего образования:

  1ступень – начальное общее образование (5-6 или 6-7 лет, в зависимости от того, обучался ли ребенок в подготовительном классе);

  2 ступень – основное общее образование(5-6 лет);

3 ступень – полное среднее  общее образование(2года, как правило, в структуре вечерней школы).

          Для детей, не получивших полной  дошкольной подготовки, организуется  подготовительный класс. В первый  класс принимаются дети с 7 лет. Вся учебная деятельность характеризуется  работой по формированию и  развитию словесной устной и  письменной речи, общения, умения  воспринимать и понимать речь  окружающих на слухозрительной  основе. Дети учатся использовать  остатки слуха для восприятия  речи на слух слухозрительно  с использованием звукоусиливающей  аппаратуры. С этой целью регулярно  проводятся групповые и индивидуальные  занятия по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны устной речи.

В школах, работающих на билингвистической основе, не только осуществляется равноправное обучение языку словесной и языку жестовой речи, но учебный процесс ведется на языке жестовой речи. В составе специальной школы 1 вида организуются классы для глухих детей со сложной структурой дефекта. Количество детей в классе не должно быть более 6 человек, в классах для детей со сложной структурой дефекта – до 5 человек.

        Основное внимание уделяется  развитию речи глухих детей, что  является наиболее важным фактором  в системе социальной адаптации  ребенка. Глухие дети овладевают  зыком в процессе специального  обучения. Русский язык в коррекционной  школе имеет коррекционную направленность. Кроме специальных уроков развитию  речи способствуют индивидуальные  занятия. В процессе становления  речи в условиях специального  обучения формируется словесно-логическое  мышление школьника. Речь оказывает  большое влияние на познание  ребенком окружающего мира, на  развитие эмоционально-волевой сферы  и формирование личности в  целом. Благодаря словесной речи, неслышащие дети могут развиваться  всесторонне, овладевать основами  наук, вступать в общение со  слышащими детьми, на основе чего  и происходит их социальная  адаптация.

        Работа по языку строится в  неразрывном единстве с другими  предметами школьного курса. Перед  коррекционной школой для глухих  детей ставится следующая задача: обеспечить учащимся овладение  языком в степени, необходимой  им для активной общественной  деятельности и труда в среде  слышащих людей. Также обучение  и воспитание в школе первого  вида ориентируется на возможность  продолжения образования глухими  детьми.

        В специальной  школе 2 вида обучаются  слабослышащие дети. Коррекционная  школа для слабослышащих детей  имеет два отделения:

1)для  детей с легким недоразвитием  речи, связанным с нарушением  слуха;

2)для  детей с глубоким недоразвитием  речи, причиной которого является  нарушение слуха.

Если в процессе обучения возникает необходимость перевода ребенка из одного отделения в другое, его переводят в первое отделение согласно рекомендации МППК и с согласия родителей. В первый класс в любое из отделений принимаются дети, достигшие 7 лет, если они посещали детский сад. Для детей, которые по какой-либо причине не имеют соответствующей дошкольной подготовки, во втором отделении организуется подготовительный класс. Наполняемость класса в первом отделении – до 10 человек, во втором – до 8 человек. В специальной школе 2вида образовательный процесс осуществляется в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:

1 ступень - начальное общее образование;

2 ступень – основное общее  образование;

3ступень – среднее общее  образование.

Развитие слухового и слухозрительного восприятия, формирование и коррекция произносительной стороны речи проводятся на специально организованных индивидуальных и групповых занятиях с использованием звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования и индивидуальных слуховых аппаратов. Развитие слухового восприятия и автоматизация навыков произношения продолжаются на занятиях фонетической ритмикой и в различных видах деятельности, связанных с музыкой.

        Для формирования словаря детей  с дефектами слуха, формирования  различных форм словесной речи, развития связной речи детей  в дошкольный период и в  младших классах школы желательно  использовать игровые моменты.  Дидактические игры создают необходимую  мотивацию овладения речевым  материалом. Данные и аналогичные  игры можно использовать на  занятиях по развитию речи

 

Литература:

1. Крайнин В.А., Крайнина З.М. Человек не слышит. [Текст] – М.: Знание, 1987. – 144 с.

2. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. [Текст] – М.: Просвещение, 1991. – 143 с.

3. Лебединский  В. В. Нарушения психического развития  в детском возрасте. [Текст] - М., 2003.

4. Рахманов В.М. Функциональные расстройства слуха и роль психотерапии в их устранении / психотерапия в дефектологии. [Текст] – М., 1992. – 128 с.

5. Римашевская  Н. В. Дизонтогенез [Текст]   // Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. / Под общей ред. С. Ю. Циркина. - СПб.: Изд-во «Питер», 1999.

6. Сухарева  Г. Е. Лекции по психиатрии детского  возраста. [Текст] - М., 1998.

7. http://www.autism.ru

8. http://www.km.ru

9. http://www.prodlenka.org/uchiteliu-defektologu

 

 

 


Информация о работе Специальная психология и педагогика