Специальная психология и педагогика

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 18:01, контрольная работа

Краткое описание

По определению Л.С. Выготского, аномальное развитие – не дефектное, а своеобразное развитие, не ограничивающееся отрицательными признаками, а имеющее целый ряд положительных, возникающих в силу приспособления ребенка с дефектом к миру. Данное понятие входит в круг понятий, объединяемых термином «дизонтогенез», которым обозначают различные формы нарушений онтогенеза.

Оглавление

1. Понятие "аномальное развитие" , его причины и закономерности.
2. Факторы и формы аномального развития.
3. Методы специальной психологии.
4. Нарушение слуха: виды и особенности психического развития детей с нарушением слуха.
5. Ранняя диагностика нарушений слуха. Компенсация дефекта.
6. Специализированное и интегрированное обучение детей с нарушениями слуха.

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ.docx

— 50.88 Кб (Скачать)

 

3. Тестирование является удобным  методом психологического изучения  аномальных детей. Применяя тестирование  в процессе обследования, можно  получить точную количественную  или качественную ха­рактеристику  интеллектуального, речевого и физического  развития аномального ребенка. Этот  вид психологического исследования  предполагает четкую процедуру  сбора и обработки первичных  данных, а так­же своеобразие  их последующей интерпретации. Кроме  того, тестирование дает возможность  давать диф­ференцированные и  сопоставимые оценки уровня сформированности  различных сторон личности ано­мального  ребенка, развития его мышления, речи и др. В специальной психологии  распространены следую­щие варианты  тестов: тест-опросник, тест-задание  и проективный тест.

 

4. Эксперимент как метод психического  исследования аномальных детей  используется не так часто, как  наблюдение, беседа и тестирование. Особенность этого метода заключается  в том, что в нем целена­правленно  и продуманно создается искусственная  ситуация, в которой так или  иначе проявляется ис­следуемое  свойство личности или мышления  аномального ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Нарушение слуха: виды и особенности  психического развития детей  с нарушением слуха.

         Среди аномальных детей значительную категорию составляют дети с различными выраженными отклонениями слуха. 

 

        Потеря слуха лишает ребенка важного источника информации и ограничивает тем самым процесс его интеллектуального развития. Однако эти недостатки в значительной мере могут быть компенсированы применением специальных методов и технических средств в обучении. Выделяют следующие группы детей с недостатками слуха:

        1. Неслышащие – дети с полным отсутствием слуха, который не может использоваться для накопления речевого запаса. Эта группа разделяется на подгруппы: неслышащие без речи (дети, родившиеся глухими или потерявшие слух в возрасте до 2–3 лет, до формирования речи) и неслышащие, потерявшие слух, когда речь практически была сформирована – у таких детей необходимо предохранять речь от распада, закреплять речевые навыки.

        2. Слабослышащие – дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие.

        Нарушение слуха непосредственно влияет на речевое развитие ребенка и оказывает опосредованное влияние на формирование памяти, мышления. Что же касается особенностей личности и поведения неслышащего и слабослышащего ребенка, то они не являются биологически обусловленными и при создании соответствующих условий поддаются коррекции в наибольшей степени.

        Значительную часть знаний об окружающем мире нормально развивающийся ребенок получает через слуховые ощущения и восприятия. Неслышащий ребенок лишен такой возможности, или они у него крайне ограничены. Это затрудняет процесс познания и оказывает отрицательное влияние на формирование других ощущений и восприятий. В связи с нарушением слуха особую роль приобретает зрение, на базе которого развивается речь глухого ребенка. Очень важными в процессе познания окружающего мира становятся двигательные, осязательные, тактильно-вибрационные ощущения.

       По исследованиям Т.В. Розановой, память неслышащих и слабослышащих детей отличается рядом особенностей. Значительно интенсивнее, чем у нормально слышащих детей, меняются представления (происходит потеря отчетливости, яркости воспроизведения объекта, уменьшение размеров, перемещение в пространстве отдельных деталей объекта, уподобление предмета другому, хорошо известному). Запоминание находится в тесной зависимости от способа предъявления материала, поэтому у детей затруднено запоминание, сохранение и воспроизведение речевого материала – слов, предложений и текстов. Специалисты отмечают, что особенности словесной памяти детей с нарушениями слуха находятся в прямой зависимости от замедленного темпа их речевого развития.

        Специфические особенности воображения детей с недостатками или отсутствием слуха обусловлены замедленным формированием их речи и абстрактного мышления. Воссоздающее воображение играет особую роль в познавательной деятельности глухих и слабослышащих детей. Его развитие затрудняется ограниченными возможностями ребенка к усвоению социального опыта, бедностью запаса представлений об окружающем мире, неумением перестраивать имеющиеся представления в соответствии со словесным описанием. Исследование творческого воображения глухих и слабослышащих детей также показывает наличие ряда особенностей, связанных с недостаточным объемом информации об окружающем мире. Подчеркивая необходимость развития воображения глухих и слабослышащих детей, специалисты отмечают его важное влияние на процесс формирования личности в целом.

         Особенности мышления детей с нарушениями слуха связаны с замедленным овладением словесной речью. Наиболее ярко это проявляется в развитии словесно-логического мышления. При этом наглядно-действенное и образное мышление глухих и слабослышащих учащихся также имеет своеобразные черты. Нарушение слуха оказывает влияние на формирование всех мыслительных операций, приводит к затруднениям в использовании теоретических знаний на практике. Исследования показали, что глухому школьнику нужно несколько больше времени для осмысления полученных знаний, чем его слышащему сверстнику.

        Умственное развитие нормально развивающегося ребенка опирается на речь. У ребенка с нарушением слуха наблюдается расстройство всех основных функций речи (коммуникативной, обобщающей, сигнификативной, контрольной, регулирующей) и составных частей языка (словарный запас, грамматический строй, фонетический состав). Поэтому дети, страдающие глубокими нарушениями слуха, в общем уровне развития отстают от своих сверстников. На почве нарушений устной речи ребенка возникает расстройство письменной речи, которое проявляется в форме различных дисграфий и аграмматизмов. При полной потере слуха речь ребенка формируется только в условиях специального обучения и с помощью вспомогательных форм – мимико-жестовой речи, дактильной, чтения с губ.

В соответствии с общими закономерностями психического развития личность глухого и слабослышащего ребенка формируется в процессе общения со сверстниками и взрослыми в ходе усвоения социального опыта. Нарушение или полная потеря слуха приводят к трудностям в общении с окружающими, замедляет процесс усвоения информации, обедняет опыт детей и не может не отразиться на формировании их личности. Слышащие дети значительную часть социального опыта усваивают спонтанно, дети с нарушениями слуха в этом плане ограничены в своих возможностях. Трудности общения и своеобразия взаимоотношений с обычными детьми могут привести к формированию некоторых негативных черт личности, таких как агрессивность, замкнутость.

 
 

5.  Ранняя диагностика  нарушений слуха. Компенсация дефекта.

Первую оценку состояния слуха ребенка дает педиатр или оториноларинголог на основании опроса родителей.

Так, в возрасте от новорожденности до 4 месяцев у родителей выясняют, пробуждает ли спящего ребенка неожиданный громкий звук, вздрагивает ли и плачет ли он при таких звуках. Положительный ответ предполагает наличие нормального слуха.

О 4 — 7-месячных детях выясняют, делают ли они попытки поворачиваться к источнику звука и каков характер их голоса.

В 7—9 месяцев родители могут охарактеризовать способность ребенка определить источник звука.

В возрасте 9—12 месяцев вопросы, обращенные к родителям, касаются особенностей локализации звуков вне поля зрения ребенка, характера его речевых звуков. И наконец, в возрасте 1—2 лет выясняется способность ребенка слышать, не видя говорящего, а также каковы его ответные звуки, словарный запас.

Для выявления поведенческих реакций при скрининговом исследовании слуха у детей до 1 года применяют различные звучащие игрушки, звукореактометры, воспроизводящие прерывистые звуки одной частоты, а также узкополосный и широко­полосный шум различной интенсивности. При этом фиксируют различные реакции ребенка: безусловный ориентировочный рефлекс (рефлекс Моро), когда ребенок раскидывает руки и совершает ими обнимающие движения и др.; замирание тела или «застывание» ребенка; движение конечностей, разведение рук и ног в стороны; поворот головы к источнику звука или от него; гримасы лица; сосательные движения; легкая дрожь всего тела ребенка при пробуждении; широкое открывание глаз; изменение ритма дыхания, пульса, и т.д. Внимание уделяют трем видам ответов: рефлекторным реакциям, слуху (поведение в ответ на звуковой сигнал) и слушанию (прислушивание, обращение малыша в сторону источника звука).

У новорожденных исследование проводят в стадии легкого сна (за 1 час до кормления или 1 час после кормления). Для этого используют шум интенсивностью 90 дБ УЗД(интенсивность, обозначенная на звукореактотесте, достигается при расположении прибора на расстоянии 10 см от уха) в режиме автоматического прерывания сигнала. Частота предъ­явления сигнала — 3 Гц.

Это исследование проводится врачом. Ребенка необходимо уложить на твердый матрас таким образом, чтобы голова ле­жала свободно и прямо, а руки и ноги оставались свободными. Следует помнить, что новорожденному ребенку трудно по­ворачивать голову с одной стороны на другую, так как ему мешает затылочный бугор. Поэтому после каждого поворота головы на звук необходимо уложить голову ребенка вновь на затылок. Исходя из того что большинство детей чаще реаги­руют на звук правым ухом («правши»), тест следует проводить, начиная со стимуляции правого уха, а затем — левого. У детей раннего возраста может отмечаться исчезновение ответа на часто повторяющиеся стимулы, поэтому целесообразно ограничивать количество предъявлений стимула до 2— 3 и увеличивать время межстимульного интервала.

Реакция считается положительной, если новорожденный три раза отвечает на звук одной из указанных реакций. Эта методика позволяет получить качественный ответ на вопрос: «Слышит ребенок или не слышит?»

У детей в возрасте старше 7 месяцев двигательная реакция характеризуется относительной быстротой.

Описанная методика исследования слуха с помощью поведенческого скрининга может быть использована и для детей старше 9—10 месяцев, но им предъявляют как шумовые сигналы, так и тональные посылки частотой 500, 2000 и 4000 Гц и интенсивностью 90, 65, 40 дБ УЗД в непрерывном режиме. В этом возрасте дети реагируют на звуковые стимулы быстрым поворотом головы в сторону источника звука.

В случае односторонней потери слуха ребенок реагирует только в сторону здорового уха независимо от расположения источника звука.

При подозрении на снижение слуха у ребенка его направляют в сурдологопедический центр (кабинет) на аудиологическое обследование объективными методами. К таким методам относятся:

Акустическая импедансометрия, представляющая собой регистрацию акустического сопротивления (или акус­тической проводимости) звукопроводящего аппарата слуховой системы. При акустической импедансометрии прово­дится запись тимпанограммы и акустического рефлекса. Это позволяет определить наличие тугоухости и ее характер.

Метод регистрации вызванной отоакустической эмиссии (ВОАЭ) используют при проведении скриннинговых обследований новорожденных и детей первых лет жизни. ВОАЭ представляет собой чрезвычайно слабые звуковые колебания, генерируемые внутренним ухом в ответ на звуковую стимуляцию, которые могут быть зарегистрированы в наружном слуховом проходе при помощи высокочувствительного микрофона.

Компьютерная аудиометрия по СВП основана на регистрации вызванных биопотенциалов слуховой системы, воз­никающих в результате акустической стимуляции органа слуха. С помощью компьютерной аудиометрии по слуховым вызванным потенциалам определяют объективный порог слуха.

Скрининговое исследование слуха новорожденных с факторами риска по тугоухости и глухоте, основанное на регистрации ВОАЭ и КСВП, — идеальная модель аудиологического скрининга в настоящее время. Для ее реализации необходимо не только оснащение соответствующей аппаратурой, но и объединение усилий персонала родильных домов, неонатологов, педиатров и сурдологов (врачей, занимающихся обследованием и коррекцией слуха) с целью максимального охвата новорожденных аудиологическим скринингом.

Надлежащий уровень диагностики детской тугоухости не может быть достигнут без тесного сотрудничества неонатологов, участковых педиатров, сурдологов. При наличии хотя бы одного из перечисленных факторов врач-неонатолог отмечает в индивидуальной карте новорож­денного: «Угрожаемый по тугоухости», указывая фактор. При выписке из стационара с родителями проводится беседа, ориентирующая их на возможно более раннее обследование ребенка.

После выписки такие дети берутся на диспансерное наблюдение в поликлинике по месту жительства врачом-педиатром, который знакомит родителей с анкетой-вопросником, отражающей нормальные реакции на звуки у детей различного воз­раста.

Наличие факторов риска по тугоухости и глухоте, отсутствие у ребенка реакции на звук, задержка речевого и интеллектуального развития являются основанием для направления ребенка для аудиологического обследования (ис­следования слуха). Раннее выявление нарушений слуха и своевременное проведение соответствующего лечения и/или слухопротезирования, а также систематическая сурдопедагогическая работа уменьшают влияние тугоухости и глухоты на речевое и интеллектуальное развитие ребенка.

 

 

 

 

 

 

6. Специализированное и интегрированное обучение детей с нарушениями слуха.

Для глухих детей создаются специальные общеобразовательные школы - интернаты. Такие заведения решают задачи воспитания, общеобразовательной и трудовой подготовки глухих школьников, коррекции и компенсации недостатков в их развитии. В состав школы входит 12 классов, помимо этого, подготовительный класс для детей 6 лет. Глухие дети получают образование в объеме восьмилетней массовой школы за 12 лет. Обычно в одном классе может находиться не более 12 человек. Особое внимание в коррекционной  и учебно-воспитательной работе уделяется формированию и развитию вербальной речи и словесно – логического мышления, расширению активной речевой практики, развитию остаточного слуха. Основой дидактической системы обучения глухих  и слабослышащих детей является предметно-практическая деятельность, которая выступает в качестве базы для общего и речевого развития, формирования познавательной активности, самостоятельности и сознательности в приобретении знаний, умений и навыков. Главное требование к процессу образования – это организация развивающей слухоречевой среды, предусматривающей слухозрительное и слуховое  восприятие устной речи с помощью звукоусиливающей аппаратуры.

Специализированные школы и школы-интернаты осуществляют воспитание, образовательную и трудовую подготовку, преодоление последствий снижения слуха и речевого недоразвития детей. Применяются методы, максимально стимулирующие детей к активной речевой деятельности, развитию слухового восприятия и формированию навыков чтения с губ, с лица. Школы-интернаты принимают детей с 7 лет. Трудовое обучение детей с нарушениями слуха начинается с 12-летнего возраста и занимает основное место в образовательной программе. С детьми проводится лечебно-реабилитационная, консультационная работа. Все действия направлены на максимальное сохранение остаточного слуха.

 Основной  причиной отставания в умственном  развитии ребенка с недостатками  слуха является нарушение развития  речи. Проблема заключается в  следующем: ребенок не слышит  своего голоса и речи окружающих  и, следовательно, не может ей  подражать. Характер речевых дефектов  непосредственно зависит от выраженности  снижения слуха и времени возникновения  слуховой аномалии. На эти аспекты  и работают принципы дифференцированного  обучения.

 Социокультурная адаптация  детей с нарушениями слуха  достаточно часто осложняется  эмоциональными и поведенческими  расстройствами. В большинстве случаев  такие дети замкнуты, предпочитают  общение с себе подобными, болезненно  реагируют на случаи обнаружения  их дефекта. Речь глухого или  слабослышащего ребенка характеризуется  количественной недостаточностью  и качественным своеобразием. Часто  отмечаются нарушения звукобуквенного  состава слов. Потому что некоторые  звуки ребенок может не уловить, другие воспринимает неправильно, отчетливо слышит только ударные  части слова, недостаточно ясно  дифференцирует на слух приставки, окончания слов, все эти обстоятельства  обусловливают необходимость предельно  раннего начала учебно-воспитательной  работы.

В последние десятилетия были проведены теоретические и экспериментальные исследования по ранней коррекции нарушений слуха, согласно которым раннее целенаправленное педагогическое воздействие на детей с нарушенным слухом приводит к принципиально иным результатам по сравнению с традиционными. Благодаря этим исследованиям были разработаны программы и методы ранней комплексной коррекции. Ранней называется коррекция детей в возрасте до 3 лет. Разработанные программы ранней коррекции недостатков слуха у детей способствуют достижению следующих результатов: часть детей  уже к 3-5 годам максимально сближаются по уровню общего и речевого развития с нормально слышащими детьми, что позволяет организовать их интегрированное обучение в среде слышащих без постоянной специализированной помощи; некоторые дети получают возможность обучаться в массовой школе при постоянной помощи сурдопедагога; большинство детей впоследствии могут обучаться в школах для слабослышащих детей.

Дети с нарушениями слуха могут быть включены в систему интегрированного обучения.

 Особенности обучения глухих детей

У глухих детей особенно отстает развитие словесно - логического мышления, то есть связи между предметами, признаками, действиями и их словесными обозначениями длительное время не формируются. Наиболее сложна для глухих детей логическая переработка текста, построение умозаключений на основе сведений, предъявляемых в речевой форме.

Информация о работе Специальная психология и педагогика