Создание проблемных ситуаций на уроках по дисциплине «Техническая механика»

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 17:27, курсовая работа

Краткое описание

Одной из задач процесса гуманизации и гуманитаризации образования и воспитания в современных условиях является осуществление личностного подхода к обучаемому, раскрытие творческого потенциала личности. Поэтому необходимость внедрения в процесс обучения новых, современных технологий является чрезвычайно актуальной на сегодняшний день. Идея проблемного обучения ненова. Наиболее активно она обсуждалась в 70 - 80-е годы, когда многими ведущими педагогами и психологами был зафиксирован факт снижения эффективности традиционных форм обучения и воспитания. В этот период сложились различные подходы к тому, каким должен быть процесс обучения, способствующий достижению наивысших результатов, что необходимо для того, чтобы избавиться от формализма и догматизма в обучении и воспитании.

Оглавление

I Теория проблемного обучения…………………………………………. 5
1.1 Исторический экскурс………………………………………………. 5
1.2 Проблемное обучение – путь реализации развивающего обучения. Сущность проблемного обучения……………………...7
1.3. Типы проблемного обучения……………………………………….. 8
1.4 Способы организации проблемного обучения……………………. 10
1.5 Этапы осуществления проблемного обучения…………………… 12
1.6 Способы создания проблемной ситуации……………………… 13
II Разработка проблемного урока по дисциплине «Техническая механика»…………………………………………15
Заключение……………………………………………………………….. 29
Список использованной литературы………………………………….. 30

Файлы: 1 файл

MPO_kursovoy_1.doc

— 177.00 Кб (Скачать)

 

2.2  Выбрана дисциплина – техническая механика в группе слесарей-инструментальщиков ПТУ с двухгодичным сроком обучения.

2.3 Выбрана тема : «Силы, действующие на тело».

2.4  Проблемная ситуация : Правильно разместить лист для пробивки отверстия.

2.5 На двух уроках, предшествующих описываемому, учащиеся изучали правила сложения и разложения параллельных сил. При этом во время проблемного усвоения знаний они овладевали следующими понятиями и закономерностями: составляющие силы, равнодействующая сила, зависимость величины равнодействующей силы от величин составляющих сил, определение положения линии действия равнодействующей силы в зависимости от величины составляющих сил. Усвоение этих понятий и закономерностей осуществлялось в процессе оперирования с упрощенными графическими схемами (такие схемы соответствовали тому уровню знаний, который учащиеся ранее достигли в школе).

Целью урока является выработка у учащихся умений применять  общие (теоретические) положения изученного раздела механики в конкретных практических ситуациях. Предварительный анализ учебного материала выявил необходимость и возможность преподносить его с учетом создания двух типов учебных проблем. Первая из них основывалась на многообразии выбора из систем имеющихся у учащихся знаний той единственно необходимой системы, использование которой только и может обеспечить правильное решение задачи. Организация второй учебной проблемы была обусловлена наличием противоречия между старыми и новыми практическими условиями использования уже имевшихся у учащихся знаний.

 

 

 

 

Типы учебных проблем

Психолого – педагогическая цель

Методические средства

Этапы урока

Содержание работы преподавателя

Содержание (фактическое) работы учащихся

 

Показать неразрывность  знаний, сообщаемых учащимся на уроках по различным предметам

Беседа, опирающаяся на сумму знаний, имеющихся у учащихся

Подведение к постановке задачи на применение знаний

  • Как известно в статике рассматриваются всевозможные случаи действия на тело различных систем сил. Каждая из них, в частности, характеризуется направлением сил. С какими системами сил вы уже знакомы?
  • Какие действия с силами вы умеете производить?
  • Сейчас, используя эти знания и умения, решим задачу, которая встречается при проектировании и изготовлении штампов.
  • Для пробивки отверстий в листовом материале служат устройства, называемые пробивными штампами. Вот упрощенная схема такого штампа.

Рисунок 1

- Где нужно поместить  лист, в котором пробивается отверстие?

  • С системами сходящихся и системами параллельных сил.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Складывать и раскладывать  силы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • На матрице.

Уч – ся С. Выходит  к доске и на рисунке 1 изображает лист. Так получается рис. 2.

Рисунок 2

 

Показать неразрывность  знаний, сообщаемых учащимся на уроках по различным предметам

Беседа, опирающаяся на сумму знаний, имеющихся у учащихся

Подведение к постановке задачи на применение знаний

  • А к какой детали штампа надо приложить силу, необходимую для пробивки отверстия?
  • Как это показать на схеме?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Как будет выглядеть схема другого штампа для пробивки в таком же материале меньшего отверстия?

  • К хвостовику.

 

 

 

 

Уч – ся К. Выходит  к доске и на рисунке 2 изображает вектор силы Р.

Получается рис. 3.

Рисунок 3

 

- Штамп будет такой  же, но диаметры рабочих частей  пуансона и матрицы будут меньше.

Противоречие между многообразием  систем сложившихся знаний и необходимостью выбрать лишь одну из них, использование  которой только и может обеспечить

правильное решение  задачи.

Показать, что производственно  – технические задачи носят комплексный межпредметный характер.

Изложение условия задачи.

Постановка практической задачи.

  • Изобразим рядом с первым схему второго штампа (к рис.3 достраивается новое изображение, получается рис.4) и предположим, что для пробивки меньшего отверстия усилие 1тс, а для большего – 2тс.

Рисунок 4

  • Эти два штампа надо заменить одним для одновременной пробивки сразу обоих отверстий, причем расстояние между ними должно быть 90мм (изображается рис.5)

Рисунок 5

  • Нужно изобразить схему нового штампа, определить силу, которую надо приложить к его хвостовику, и выяснить место расположения хвостовика.
  • Условие задачи всем понятно?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общий ответ: - Понятно.

Учащиеся приступают к решению задачи.

Противоречие между  сложившимися способами использования знаний и необходимостью применить и видоизменить эти способы в новых практических условиях.

Научить применению теоретических  положений механики (статики) при  решении практических задач. (Научить  определять центр давления штампа)

Упражнение в применении теоретических положений механики в конкретной практической ситуации.

Самостоятельная расчетно – графическая работа учащихся по разрешению проблемы.

Преподаватель наблюдает  за самостоятельной работой учащихся и фиксирует типичныее ошибки для последующего фронтального их разбора.

Учащиеся на своих  рабочих местах индивидуально решают задачу. Через 15 минут полностью  и правильно решили задачу 11 учащихся (из 25). Остальные изобразив схему  нового штампа и подсчитав силу, необходимую для пробивки, не смогли справиться с определением места расположения хвостовика.

Противоречие между многообразием  систем сложившихся знаний и необходимостью выбрать лишь одну из них, использование  которой только и может обеспечить

правильное решение  задачи.

Научить применению теоретических положений механики  при решении конкретных практических задач.

Вопросно – ответная форма решения задачи.

Анализ ошибок, допущенных учащимися при индивидуальном решении  задачи.

Преподаватель  вызвал к доске уч – ся В., который  не полностью решил задачу, и задал ему несколько вопросов:

  • Как будет выглядеть схема штампа?

 

 

 

 

 

 

 

  • К какой детали штампа надо приложить силу?
  • Чему равна величина этого усилия?

 

 

 

 

Уч –ся З. правильно  изображает схему

Рисунок 6

  • К хвостовику.

 

 

- 3тс

 

 

 

Противоречие между многообразием систем сложившихся знаний и необходимостью выбрать лишь одну из них, использование которой только и может обеспечить

правильное решение задачи.

Научить применению теоретических  положений механики  при решении  конкретных практических задач.

Вопросно – ответная форма решения задачи.

Анализ ошибок, допущенных учащимися при индивидуальном решении  задачи.

  • Как вы это узнали?
  • Почему надо было именно складывать 1тс и 2тс?

Преподаватель вызывает к доске уч –ся М. (полностью  решившего задачу).

  • Почему нужно было складывать 1тс и 2тс?

 

 

 

  • Итак, схема штампа изображена, величина усилия, прикладываемого к хвостовику, найдена. Что осталось определить?
  • Как показать на схеме штампа этот неизвестный размер?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Надо ли определять оба эти размера?
  • Почему?

 

 

  • Как же будет окончательно выглядеть расчетная схема для определения нужного размера?

 

 

 

 

  • Значит, о чем эта задача с точки зрения механики?
  • К какому пуансону (к линии действия какой составляющей силы) должен быть ближе расположен хвостовик (линия действия равнодействующей силы)?
  • А как подсчитать величину х?
  • Сложил 1тс и 2тс.

Уч – ся Г. на этот вопрос ответить не смог.

 

 

 

 

  • 1тс 2тс – это параллельные силы, а нужно было найти их равнодействующую. Она равна сумме составляющих.

Коллективный ответ:

  • Где расположен хвостовик.

 

 

 

 

Уч – ся В. (не решивший задачу) не смог показать на схеме этот размер.

Уч – ся Н. Рисует схему

 

Рисунок 7

 

 

И показывает на ней два  размера

Рисунок 8

Уч – ся З.: - Достаточно определить любой из них.

  • Так как известно, что в сумме они составляют 90мм.

Уч – ся К. поправляет и дополняет рис.8, так получается рис.9

Рисунок 9

 

  • О сложении параллельных сил.

 

  • Ближе к большему пуансону (к большей силе).

 

 

 

 

Уч –ся на доске пишет пропорцию:

и решает ее

Противоречие между  сложившимися способами использования  знаний и необходимостью применить  и видоизменить эти способы в  новых практических условиях.

Научить применению теоретических  положений механики  при решении  конкретных практических задач.

Вопросно – ответная форма решения задачи.

Анализ ошибок, допущенных учащимися при  решении задачи.

  • А что произойдет, если расположить хвостовик на равном расстоянии от обоих пуансонов?
  • А почему произойдет перекос?
  • С каким усилием в этом случае каждый пуансон будет давить на материал?
  • А чему они будут равны?
  • И что же произойдет, когда пуансоны коснутся листа?

 

- Таким образом задача  решена. (Учащимся объявляются оценки)

- Произойдет перекос  штампа.

 

 

 

Никто не может ответить.

  • Усилия будут равные.

 

 

  • 1,5тс

 

- Левый пуансон не  сумеет пробить отверстие, значит  произойдет перекос и поломка  штампа.


 

 

 

 

 

2.7 Практическую основу урока составляло решение проблемной задачи. Причем проблемным было не только само содержание задачи, что видно из записи хода урока, но и подведение к постановке задачи. Формулировка условия задачи не была канонической: «Дано... Требуется определить...», учащиеся на этом этапе урока были проблемно подведены к «возникновению» условия задачи.

Дидактическую основу урока  составлял переход от оперирования заданными упрощенными графическими схемами (как это имело место на предшествующих уроках)   к самостоятельному составлению такой схемы на основе разрешения цепи проблем: как выглядит принципиальная схема штампа — такая система сил действует в этом случае — как трансформировать принципиальную схему в расчетную.

 Планируя  и подготавливая проблемный урок, преподаватель, естественно, не мог точно знать, сколько учащихся сумеют правильно решить задачу. Однако он предвидел возможные «подводные камни», которые остановят отдельных учащихся, и поэтому заранее готовил себя к продолжению решения задачи в вопросно-ответной форме. Такая форма позволяла сделать объектом изучения ошибки учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Исходя из данной курсовой работы, мы считаем, что проблемность следует понимать широко как некий системообразующий принцип обучения, проявляющийся во всех формах учебного процесса, во всех методах обучения: на лекциях, семинарских занятиях, в различных формах самостоятельной работы студентов (знакомство с трудами философов, культурологов, политологов, составление тезисов, докладов по отдельным проблемам курса, аннотирование и рецензирование специальной литературы; подготовка средств наглядности: диаграмм, таблиц, схем, графиков, проведение социологических исследований и пр.).

Созданию интереса к  учебному материалу во многом способствует использование возможностей интернет-технологий.

Большие возможности  в реализации принципа проблемности содержит гуманитарная практика.

Приведенные формы организации учебного процесса,  не решают всех задач проблемного обучения, однако являются важным и необходимым условием его реализации, поскольку воспитывают творческую личность, активное заинтересованное отношение к жизни и учебе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Макиенко М.И. Педагогический процесс в училищах профтехобразования. Минск: Высш.шк., 1983 – 344с.

2. Гольдин И.И. Проблемное обучение в ПТУ. М: 1979.

Скакун В.А. Преподавание общетехнических и специальных  предметов в СПТУ. М.: Высш.шк., 1986. – 240с.

3. Блонский П.П. Память и мышление. – М.: ОГИЗ – Соцэгиз, 1935.  
4. Брунер Дж. Психология познания: За пределами непосредственной информации. – М.: Прогресс, 1977. – С. 412.  
6. Выготский Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования. –М.–Л., 1934.  
7. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. – М.–Л., 1935.  
8. Ганиченко Л.Г., Мочалов Ю.Е. Использование элементов проблемного обучения при проведении уроков-лекций // Химия в школе. – 1990. – № 5. – С. 28–30.  
9. Гаркунов В.П. Проблемность в обучении химии // Химия в школе. – 1971. – № 4. – С. 25–30.  
10. Геращенко И.Г. Из опыта проблемного обучения занятий по химии // Химия в школе. – 1988. – № 5. – С. 44–45.  
11. Занков Л.В. Развитие учащихся в процессе обучения. – М.: АПН РСФСР, 1963.  
12. Зуева М.В. Развитие учащихся при обучении химии. – М.: Просвещение, 1978. – С.190.  
13. Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления. – М., 1971.  
14. Лернер И.Я. Вопросы проблемного обучения на всесоюзных педагогических чтениях // Советская педагогика. – 1968. – № 7.  
15. Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. – М.: Педагогика, 1975.  
16. Муртазин Г.М. Активизация мышления учащихся в процессе преподавания биологии // Биология в школе. – 1971. – № 4. – С. 24–32.  
17. Оконь В. Основы проблемного обучения. М.: Просвещение, 1968.  
18. Сурин Ю.В., Балезина С.С. Проблемный подход при изучении комплексных соединений на факультативных занятиях // Химия в школе. – 1983. – № 3. – С. 38–41.  
19. Чернобельская Г.М. Основы методики обучения химии. – М.: Просвещение, 1987.  
20. Цветков Л.А. Общая методика обучения химии. – М.: Просвещение, 1982.  
18. Эльконин Д.Б., Давыдов В.В. Возрастные возможности усвоения знаний. – М.: Просвещение, 1966.

21. Научно –исследовательская работа. Вестник ТИСБИ. Выпуск №3 за 2006г. Новые технологии как путь реализации проблемного обучения. Л.А.Бессонова. профессор.

 




Информация о работе Создание проблемных ситуаций на уроках по дисциплине «Техническая механика»