Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 01:15, дипломная работа
Задачи:
Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
Выявить и определить базовые понятия исследования.
Выявить сущность и содержание социально-педагогической адаптации детей-сирот.
Осуществить диагностику социально-педагогической адаптации детей-сирот к условиям учреждения интернатного типа.
Разработать и внедрить в практику интернатного учреждения рекомендации, обеспечивающие социально-педагогическую адаптацию воспитанников интернатного учреждения.
Введение
Глава I Теоретические подходы к проблеме социально-педагогической адаптации детей-сирот к учреждению интернатного типа
Междисциплинарный анализ понятия «адаптация»
Социально-психологические особенности детей-сирот, их проблемы
Особенности работы с детьми-сиротами в учреждении интернатного типа
Глава II Опытно-педагогическая работа по социально-педагогической адаптации детей-сирот к учреждению интернатного типа
2.1 Диагностики проблем и затруднений детей-сирот в процессе адаптации к учреждению интернатного типа
2.Анализ опыта социально-педагогической адаптации детей-сирот к учреждению интернатного типа
2.3 Рекомендации по организации сопровождения адаптации детей-сирот в условиях интернатного учреждения
Заключение
Список используемой литературы
Рассмотрим психолого-педагогическую характеристику детей-сирот.
В условиях интернатного учреждения у ребенка происходит формирование иных механизмов, позволяющих ему приспособиться к новым условиям жизни. Это различного рода защитные образования: классификационное мышление, ориентация на внешний контроль, не умение самому справляться с ситуацией, перекладывание ответственности на других, быстрое реагирование на угрозу.
Проблемы психологического характера чаще определяются недостатком родительской ласки и любви. По мнению А. М. Прихожан, симптоматика психического расстройства может охватывать весь спектр возможных нарушений: от легких странностей до очень грубых поражений развития интеллекта и личности.
Уровень интеллекта детей, растущих без родителей, зависит от типа интернатного учреждения, контингента детей. Исследователи этой проблемы существенным фактором считают возраст, в котором ребенок поступил в интернатное учреждение и длительность пребывания в нем. Чем раньше ребенок попадает в сиротское учреждение и чем больше времени он находится в нем, тем пагубнее это сказывается на развитии его интеллекта. Отклонения в развитии интеллекта у воспитанников интернатных учреждений носят специфический характер, и отличается от задержки психического развития или отклонений интеллекта у детей с проблемами в поведении.
Дети школьного возраста имеют отклонения в развитии интеллектуальной сфере, часто не посещают школу, с трудом усваивают учебный материал, у них наблюдается задержка в развитии мышления, неразвитость саморегуляции, умения управлять собой. Все эти особенности детей - сирот приводят к отставанию в овладении учебными навыками и умением и низкому качеству учения. Многие из них приходят в первый класс, значительно перерастая одноклассников.
Проблемы педагогического харак
В свою очередь, педагогическая
характеристика ребенка определяется
такими показателями как:
- фактическим уровнем полученной образовательной
подготовки;
- степенью сформированности нравственных
качеств;
- наличием гигиенических навыков и навыков
самообслуживания;
- лингвистическими качествами (умением
сформулировать свои мысли в устной и
письменной форме, словарным запасом,
уровнем грамотности и т.п.)
У детей-сирот, в этой сфере
обычно отмечаются значительные отклонения.
Уровень общеобразовательной подготовки,
как правило, низок, исключения могут составлять
лишь те области, к которым ребенок испытывает
особый интерес. Как уже отмечалось, это
связано с нерегулярным посещением школы;
невысоким интеллектуальным уровнем большинства
родителей; отсутствием мотивации к успешной
учебе и др. В результате дети-сироты, в
большинстве случаев по уровню интеллектуального
развития отстают от своих сверстников
из обычных семей.
Очень часто у детей из социально
неблагополучных семей наблюдается и
отсутствие нормальных понятий о личной
гигиене и элементарных навыках самообслуживания.
Это связано не только с алкоголизмом
родителей, но и с искажением представлений
о нормальном образе жизни человека в
целом. Кроме того, соблюдение правил личной
гигиены требует определенных усилий
и привычки. Апатия же, волевая и физическая,
которая нередко отмечается у таких детей,
препятствует их системной заботе о собственном
здоровье и внешнем виде.
У детей-сирот, неразвиты
лингвистические качества. Это связано
с перечисленными выше факторами. Лексика
их родителей, как правило, бедна, но
включает в себя много жаргонных
и нецензурных слов и выражений,
которые достаточно быстро усваиваются
детьми, особенно в раннем возрасте.
Подобное наблюдается и в процессе
общения со сверстниками из неформальной
группы, когда использование особого
«подросткового» жаргона
Проблемы социального характера вытекают из социального
статуса ребенка – он «ничей» ребенок.
Для поступающих в интернатные учреждения
детей характерна нарушенная социализация
(неумение вести себя за столом и неспособность
адаптироваться к незнакомой среде и новым
обстоятельствам).
Обобщая результаты
исследований Н.Н. Толстых, Г.В. Семьи, А.М.
Прихожан и др. можно сделать вывод о том,
что психолого-педагогические особенности
у детей - сирот, формируются под влиянием
целого комплекса факторов, обуславливающих
различные психолого-педагогические особенности
у детей, оставшихся без родительского
попечения, связана с воздействием их
ближайшего несемейного социального окружения:
сверстников, и др., а также общим воздействием
социальной среды, которое зависит: от
типа поселения, уровня материальной обеспеченности
его населения, наличия центров внешкольного
общественного воспитания, степени подготовки
педагогов и прочего. [ ]
Влияние ближайших групп сверстников, которые в свою очередь можно разделить на формальные и неформальные. К формальным группам относятся коллективы школьного класса и различных кружков и иных внешкольных центров социального воспитания, если ребенок их посещает. Как правило, в целом воздействие формальных групп сверстников оказывает позитивное влияние на формирование личности. Впрочем, и здесь, в случае неуспеваемости, негативного образа жизни родителей и т.п. ребенок может чувствовать себя изгоем и не принимать общих для остальных сверстников позитивных социальных установок. Воздействие неформальной группы сверстников («уличной компании») для детей лишенных родительской опеки в большинстве случаев может стать негативным, т.к. и сама группа состоит из таких же детей. В ней может происходить обмен «отрицательным» социальным опытом, приобретаются негативные привычки, искаженные представления об отношениях между людьми, дети приобщаются к особой «субкультуре», присущей подобным группам. Нередко мнение такого неформального коллектива сверстников становится для ребенка доминирующим в процессе формирования его аксиологичексих приоритетов и поведенческих стереотипов.
Примеры ближайшего внешнего
внесемейного окружения ребенка
их социально-неблагополучной
Все перечисленные факторы
оказывают влияние на образование
определенных психолого-педагогических
особенностей детей-сирот.
Исследования и опыт практической деятельности
детских психологов, работающий с детьми-сиротами
показывают, что к психологическим особенностям таких
детей и подростков можно отнести:
1. Пониженную
активность или, напротив, гиперактивность. Эти качества могут развиваться
в связи с особой атмосферой в социально
неблагополучной семье, когда ребенок
или «запуган» дома или, напротив, утратил
связь с родителями и формируется в условиях
«улицы», где такая активность необходима
для успешного «выживания». Нередко гиперактивность
сопровождается склонностью ко лжи и разного
рода фантазированию. Подобное качество
заметным образом влияет и на его поведение
в социуме и в обоих случаях может приводить
к замкнутости и разного рода вызывающим,
неадекватным поступкам, вплоть до криминальных.
В любом случае это свидетельствует о
его низкой адаптации к нормальной социальной
жизни.
2. Пониженные коммуникативные способности. Они тесно связаны с предыдущей характеристикой и, как правило, выражаются в замкнутости, особенно в отношении взрослых и сверстников из обычных семей. Иногда наблюдается и обратное явление: развязность, стремление «шокировать» собеседника, привлечь внимание и показать свою неординарность и непохожесть на других. Подобные манеры общения также указывают на низкий уровень социализации.
3. Низкая эмоциональная устойчивость. Она, как правило, свидетельствует о перенесенных психологических травмах и выражается в повышенной обидчивости, резкой, иногда истеричной реакции на самые безобидные внешние «раздражители» Низкая эмоциональная устойчивость, как и предыдущие характеристики, заметным образом осложняет общение ребенка с внешним миром.
4. Неадекватное отношение к внешнему миру и самому себе, смещение важнейших общепринятых ценностных приоритетов. В этом случае у ребенка формируется искаженное представление о внешнем мире и о своем месте и статусе в этом мире и в ближайшем социальном окружении. Как правило, внешний мир воспринимается как совершенно равнодушный или, даже, враждебный ребенку, что способствует выработке соответствующих поведенческих стереотипов. В этом случае происходит формирование недоверчивости к окружающим, иногда резко негативного и, даже презрительного отношения к ним, за исключением членов «своей» неформальной группы сверстников. Самооценка в подобной ситуации может быть различной. Она резко занижена, когда ребенок чувствует себя изгоем и ощущает собственную «неполноценность» по отношению к большинству сверстников. Может наблюдаться и прямо противоположная ситуация, когда самооценка неоправданно завышена. В этом случае ребенок и, особенно, подросток ощущает свое «превосходство» над окружающими, поскольку он уже приобрел негативный социальный опыт и лучше других, обычных людей «знает жизнь».
5. Низкая работоспособность, в том числе и в отношении учебы.
Это качество тесно связано с эмоциональной
неустойчивостью и пережитыми психическими
травмами. Кроме того, уже в силу чисто
социальных причин, многие дети из неблагополучных
семей нерегулярно посещают школу и не
приобретают навыков к занятиям и желания
учиться вообще. Равным образом отсутствие
систематического трудового воспитания,
часто наблюдаемое в социально неблагополучных
семьях, не только препятствует приобретению
элементарных навыков работы по дому,
но и резко обесценивает труд как потребность
человека в целом.
Психологические особенности
могут проявляться в комплексе или отдельно
друг от друга, могут быть выражены в различной
степени, сочетаться с другими психологическими
особенностями ребенка. Все это обусловлено
целым комплексом социальных условий
развития личности ребенка и индивидуальными
особенностями его психики.
Для детей – сирот
выросших в условиях интерната, характерно:
неумение самостоятельно контролировать
и планировать свои действия, преобладание
защитных средств поведения в конфликтных
ситуациях, тревожность и неуверенность
в себе, узость и бедность содержания мотивов,
очень низкий уровень знаний, бедность
словарного запаса, слабые показатели
воображения и мышления, низкие показатели
здоровья.
Таким образом, теоретический
анализ литераторы
Таким образом, выявленные психолого – педагогические особенности детей – сирот требуют иного подхода к содержанию деятельности и работы с данными детьми в учреждении интернатного типа.
1.3Особенности работы с детьми – сиротами в учреждении интернатного типа
На современном этапе развития общества особенности работы и содержание деятельности учреждений для детей – сирот является актуальной социально – педагогической проблемой. По – новому посмотреть на проблемы учреждения интернатного типа позволяет социальная педагогика. Понятие «социальный» (общий, общественный), объединяет все то, что связано с совместной жизнью детей, с различными формами их общения и взаимодействия. Социальная педагогика особо выделяет в процессе работы с детьми – сиротами аспекты и явления, которые связаны с включением ребенка в совместную жизнь в обществе.
Приобщение ребенка к общественным нормам и правилам поведения происходит через социальные институты. Как семья, образование, культура и религия.
Если ребенок воспитывается и развивается вне семьи, то ввести его в мир взрослого общества, научить жить по общим законам необходимо в условиях учреждения интернатного типа.
По мнению М. А. Галагузовой, Л. Я. Олиференко и др., особенности работы с детьми – сиротами в учреждении интернатного типа направлены на социальную защиту, социализацию ребенка и решение индивидуальных проблем конкретного ребенка, являются социально – педагогической деятельностью. Педагогический компонент в социально – педагогической деятельности интернатного учреждения включает личностно -ориентированный подход, охватывающий его проблемы на протяжении различных этапах и форм адаптации, поведение, помощь в кризисных ситуациях и их преодоление. Потребность и необходимость социально – педагогической деятельности в учреждении интерната постоянна в силу наличия у воспитанников широкого спектра социальных, медицинских, психологических, педагогических проблем и. как правило. Приобретенного негативного социального опыта. Социально – педагогическая работа характеризуется особым значением диагностической работы, комплексным подходом к проблемам ребенка, оказанием ему педагогической поддержки. Сотрудничеством между ребенком и взрослым, взаимодействием с социальным окружением. При разработке новых организационных форм, содержания социально – педагогической работы учитывался процесс формирования новых социальных установок.
Цель работы с детьми-сиротами в учреждении интернатного типа – социальная защита воспитанников. Оказание помощи и поддержки в процессе их адаптации.
В качестве субъектов этой деятельности выступает коллектив воспитателей, социальный педагог, логопед, психолог, администрация интерната.
Основными задачами социально – педагогической деятельности с детьми - сиротами являются: обеспечение социальной защиты и охраны здоровья детей – сирот, оказание им помощи в получении образования, формирование у воспитанников положительно ориентированных жизненных планов, социально – бытовых умений и навыков, способности противостоять асоциальному окружению и следовать принятым в обществе законам, создание благоприятных условий проживания и развития детей.
Исходя из цели и задач особенностей работы с детьми – сиротами нами определены следующие направления деятельности: социальное, педагогическое, социально – психологическое, медико – социальное, коррекционно – развивающее и патронирующее.
Список используемой литературы
Информация о работе Социально-педагогическая адаптация детей-сирот к учреждению интернатного типа