Социально-педагогическая адаптация детей-сирот к учреждению интернатного типа

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 01:15, дипломная работа

Краткое описание

Задачи:
Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
Выявить и определить базовые понятия исследования.
Выявить сущность и содержание социально-педагогической адаптации детей-сирот.
Осуществить диагностику социально-педагогической адаптации детей-сирот к условиям учреждения интернатного типа.
Разработать и внедрить в практику интернатного учреждения рекомендации, обеспечивающие социально-педагогическую адаптацию воспитанников интернатного учреждения.

Оглавление

Введение
Глава I Теоретические подходы к проблеме социально-педагогической адаптации детей-сирот к учреждению интернатного типа
Междисциплинарный анализ понятия «адаптация»
Социально-психологические особенности детей-сирот, их проблемы
Особенности работы с детьми-сиротами в учреждении интернатного типа
Глава II Опытно-педагогическая работа по социально-педагогической адаптации детей-сирот к учреждению интернатного типа
2.1 Диагностики проблем и затруднений детей-сирот в процессе адаптации к учреждению интернатного типа
2.Анализ опыта социально-педагогической адаптации детей-сирот к учреждению интернатного типа
2.3 Рекомендации по организации сопровождения адаптации детей-сирот в условиях интернатного учреждения
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 54.38 Кб (Скачать)

Рассмотрим психолого-педагогическую характеристику детей-сирот. 

В условиях интернатного учреждения у ребенка происходит формирование иных механизмов, позволяющих ему  приспособиться к новым условиям жизни. Это различного рода защитные образования: классификационное мышление, ориентация на внешний контроль, не умение самому справляться с ситуацией, перекладывание ответственности на других, быстрое реагирование на угрозу.

Проблемы психологического характера чаще определяются недостатком родительской ласки и любви. По мнению А. М. Прихожан, симптоматика психического расстройства может охватывать весь спектр возможных нарушений: от легких странностей до очень грубых поражений развития интеллекта и личности.

Уровень интеллекта детей, растущих без родителей, зависит от типа интернатного учреждения, контингента детей. Исследователи  этой проблемы существенным фактором считают возраст, в котором ребенок  поступил в интернатное учреждение и длительность пребывания в нем. Чем раньше ребенок попадает в  сиротское учреждение и чем больше времени он находится в нем, тем  пагубнее это сказывается на развитии его интеллекта. Отклонения в развитии интеллекта у воспитанников интернатных учреждений носят специфический характер, и отличается от задержки психического развития или отклонений интеллекта у детей с проблемами в поведении.

Дети школьного возраста имеют отклонения в развитии интеллектуальной сфере, часто не посещают школу, с  трудом усваивают учебный материал, у них наблюдается задержка в  развитии мышления, неразвитость саморегуляции, умения управлять собой. Все эти особенности детей - сирот приводят к отставанию в овладении учебными навыками и умением и низкому качеству учения. Многие из них приходят в первый класс, значительно перерастая одноклассников.

Проблемы педагогического характера наиболее часто связаны с социально – педагогической запущенностью детей, испытывающих неблагополучие. Основными причинами проблемного поведения детей является неспособность справиться с учебной нагрузкой, неуспеваемость в школе; конфликты с педагогами, со сверстниками ведут к прогулам и непосещаемости школьных занятий. У детей, как правило, бедный словарный запас, заниженное притязание в сфере образования.

В свою очередь, педагогическая характеристика ребенка определяется такими показателями как:  
- фактическим уровнем полученной образовательной подготовки; 
- степенью сформированности нравственных качеств; 
- наличием гигиенических навыков и навыков самообслуживания; 
- лингвистическими качествами (умением сформулировать свои мысли в устной и письменной форме, словарным запасом, уровнем грамотности и т.п.) 
     У детей-сирот, в этой сфере обычно отмечаются значительные отклонения. Уровень общеобразовательной подготовки, как правило, низок, исключения могут составлять лишь те области, к которым ребенок испытывает особый интерес. Как уже отмечалось, это связано с нерегулярным посещением школы; невысоким интеллектуальным уровнем большинства родителей; отсутствием мотивации к успешной учебе и др. В результате дети-сироты, в большинстве случаев по уровню интеллектуального развития отстают от своих сверстников из обычных семей.  
     Очень часто у детей из социально неблагополучных семей наблюдается и отсутствие нормальных понятий о личной гигиене и элементарных навыках самообслуживания. Это связано не только с алкоголизмом родителей, но и с искажением представлений о нормальном образе жизни человека в целом. Кроме того, соблюдение правил личной гигиены требует определенных усилий и привычки. Апатия же, волевая и физическая, которая нередко отмечается у таких детей, препятствует их системной заботе о собственном здоровье и внешнем виде.

У детей-сирот, неразвиты  лингвистические качества. Это связано  с перечисленными выше факторами. Лексика  их родителей, как правило, бедна, но включает в себя много жаргонных  и нецензурных слов и выражений, которые достаточно быстро усваиваются  детьми, особенно в раннем возрасте. Подобное наблюдается и в процессе общения со сверстниками из неформальной группы, когда использование особого  «подросткового» жаргона является средством самоидентификации. 
         Проблемы социального характера вытекают из социального статуса ребенка – он «ничей» ребенок. Для поступающих в интернатные учреждения детей характерна нарушенная социализация (неумение вести себя за столом и неспособность адаптироваться к незнакомой среде и новым обстоятельствам). 
         Обобщая результаты исследований Н.Н. Толстых, Г.В. Семьи, А.М. Прихожан и др. можно сделать вывод о том, что психолого-педагогические особенности у детей - сирот, формируются под влиянием целого комплекса факторов, обуславливающих различные психолого-педагогические особенности у детей, оставшихся без родительского попечения, связана с воздействием их ближайшего несемейного социального окружения: сверстников, и др., а также общим воздействием социальной среды, которое зависит: от типа поселения, уровня материальной обеспеченности его населения, наличия центров внешкольного общественного воспитания, степени подготовки педагогов и прочего. [   ]

Влияние ближайших групп  сверстников, которые в свою очередь  можно разделить на формальные и неформальные. К формальным группам относятся коллективы школьного класса и различных кружков и иных внешкольных центров социального воспитания, если ребенок их посещает. Как правило, в целом воздействие формальных групп сверстников оказывает позитивное влияние на формирование личности. Впрочем, и здесь, в случае неуспеваемости, негативного образа жизни родителей и т.п. ребенок может чувствовать себя изгоем и не принимать общих для остальных сверстников позитивных социальных установок. Воздействие неформальной группы сверстников («уличной компании») для детей лишенных родительской опеки в большинстве случаев может стать негативным, т.к. и сама группа состоит из таких же детей. В ней может происходить обмен «отрицательным» социальным опытом, приобретаются негативные привычки, искаженные представления об отношениях между людьми, дети приобщаются к особой «субкультуре», присущей подобным группам. Нередко мнение такого неформального коллектива сверстников становится для ребенка доминирующим в процессе формирования его аксиологичексих приоритетов и поведенческих стереотипов.

Примеры ближайшего внешнего внесемейного окружения ребенка  их социально-неблагополучной семьи  могут также оказывать достаточно негативное воздействие на становление  личности ребенка. По замечанию А.В.Мудрика  ближайшее внешнее внесемейное окружение ребенка «имеет большой объективный смысл, ибо это дает им ощущение принятости социумом» вместе с тем, зачастую это лица, близкие родителям по социальному положению, образу мыслей и поведению. У них дети могут заимствовать многие негативные особенности поведения: начиная от нецензурной и полужаргонной лексики и заканчивая поведенческими нормами по отношению к окружающим. Может наблюдаться также эффект, когда дети, особенно подростки, постоянно наблюдая и реально оценивая образ жизни родителей, видят в таких людях некий «псевдопозитивный» образец, к которому следует стремиться.

Все перечисленные факторы  оказывают влияние на образование  определенных психолого-педагогических особенностей детей-сирот.  
Исследования и опыт практической деятельности детских психологов, работающий с детьми-сиротами показывают, что к психологическим особенностям таких детей и подростков можно отнести: 
   1. Пониженную активность или, напротив, гиперактивность. Эти качества могут развиваться в связи с особой атмосферой в социально неблагополучной семье, когда ребенок или «запуган» дома или, напротив, утратил связь с родителями и формируется в условиях «улицы», где такая активность необходима для успешного «выживания». Нередко гиперактивность сопровождается склонностью ко лжи и разного рода фантазированию. Подобное качество заметным образом влияет и на его поведение в социуме и в обоих случаях может приводить к замкнутости и разного рода вызывающим, неадекватным поступкам, вплоть до криминальных. В любом случае это свидетельствует о его низкой адаптации к нормальной социальной жизни. 

2. Пониженные коммуникативные способности. Они тесно связаны с предыдущей характеристикой и, как правило, выражаются в замкнутости, особенно в отношении взрослых и сверстников из обычных семей. Иногда наблюдается и обратное явление: развязность, стремление «шокировать» собеседника, привлечь внимание и показать свою неординарность и непохожесть на других. Подобные манеры общения также указывают на низкий уровень социализации.

3. Низкая эмоциональная  устойчивость. Она, как правило, свидетельствует о перенесенных психологических травмах и выражается в повышенной обидчивости, резкой, иногда истеричной реакции на самые безобидные внешние «раздражители» Низкая эмоциональная устойчивость, как и предыдущие характеристики, заметным образом осложняет общение ребенка с внешним миром.

4. Неадекватное  отношение к внешнему миру  и самому себе, смещение важнейших общепринятых ценностных приоритетов. В этом случае у ребенка формируется искаженное представление о внешнем мире и о своем месте и статусе в этом мире и в ближайшем социальном окружении. Как правило, внешний мир воспринимается как совершенно равнодушный или, даже, враждебный ребенку, что способствует выработке соответствующих поведенческих стереотипов. В этом случае происходит формирование недоверчивости к окружающим, иногда резко негативного и, даже презрительного отношения к ним, за исключением членов «своей» неформальной группы сверстников. Самооценка в подобной ситуации может быть различной. Она резко занижена, когда ребенок чувствует себя изгоем и ощущает собственную «неполноценность» по отношению к большинству сверстников. Может наблюдаться и прямо противоположная ситуация, когда самооценка неоправданно завышена. В этом случае ребенок и, особенно, подросток ощущает свое «превосходство» над окружающими, поскольку он уже приобрел негативный социальный опыт и лучше других, обычных людей «знает жизнь».

5. Низкая работоспособность, в том числе и в отношении учебы. Это качество тесно связано с эмоциональной неустойчивостью и пережитыми психическими травмами. Кроме того, уже в силу чисто социальных причин, многие дети из неблагополучных семей нерегулярно посещают школу и не приобретают навыков к занятиям и желания учиться вообще. Равным образом отсутствие систематического трудового воспитания, часто наблюдаемое в социально неблагополучных семьях, не только препятствует приобретению элементарных навыков работы по дому, но и резко обесценивает труд как потребность человека в целом. 
      Психологические особенности могут проявляться в комплексе или отдельно друг от друга, могут быть выражены в различной степени, сочетаться с другими психологическими особенностями ребенка. Все это обусловлено целым комплексом социальных условий развития личности ребенка и индивидуальными особенностями его психики.  
       Для детей – сирот выросших в условиях интерната, характерно: неумение самостоятельно контролировать и планировать свои действия, преобладание защитных средств поведения в конфликтных ситуациях, тревожность и неуверенность в себе, узость и бедность содержания мотивов, очень низкий уровень знаний, бедность словарного запаса, слабые показатели воображения и мышления, низкие показатели здоровья.

 Таким образом, теоретический  анализ литераторы свидетельствует  о том, что развитие ребенка,  утратившего семью, идет по  особому пути, у него формируются  специфические черты характера,  поведения, про которые «часто  нельзя сказать, хуже они или  лучше, чем у обычного ребенка, - они просто другие».

Таким образом, выявленные психолого  – педагогические особенности детей – сирот требуют иного подхода к содержанию деятельности и работы с данными детьми в учреждении интернатного типа.

 

 

 

 

 

 

 

1.3Особенности  работы с детьми – сиротами  в учреждении интернатного типа

На современном этапе  развития общества особенности работы и содержание деятельности учреждений для детей – сирот является актуальной социально – педагогической проблемой. По – новому посмотреть на проблемы учреждения интернатного типа позволяет социальная педагогика. Понятие «социальный» (общий, общественный), объединяет все то, что связано с совместной жизнью детей, с различными формами их общения и взаимодействия. Социальная педагогика особо выделяет в процессе работы с детьми – сиротами аспекты и явления, которые связаны с включением ребенка в совместную жизнь в обществе.

Приобщение ребенка к  общественным нормам и правилам поведения  происходит через социальные институты. Как семья, образование, культура и  религия.

Если ребенок воспитывается  и развивается вне семьи, то ввести его в мир взрослого общества, научить жить по общим законам  необходимо в условиях учреждения интернатного типа.

По мнению М. А. Галагузовой, Л. Я. Олиференко и др., особенности  работы с детьми – сиротами в  учреждении интернатного типа направлены на социальную защиту, социализацию ребенка  и решение индивидуальных проблем  конкретного ребенка, являются социально  – педагогической деятельностью. Педагогический компонент в социально – педагогической деятельности интернатного учреждения включает личностно -ориентированный подход, охватывающий его проблемы на протяжении различных этапах и форм адаптации, поведение, помощь в кризисных ситуациях и их преодоление. Потребность и необходимость социально – педагогической деятельности в учреждении интерната постоянна в силу наличия у воспитанников широкого спектра социальных, медицинских, психологических, педагогических проблем и. как правило. Приобретенного негативного социального опыта. Социально – педагогическая работа характеризуется особым значением диагностической работы, комплексным подходом к проблемам ребенка, оказанием ему педагогической поддержки. Сотрудничеством между ребенком и взрослым, взаимодействием с социальным окружением. При разработке новых организационных форм, содержания социально – педагогической работы учитывался процесс формирования новых социальных установок.

Цель работы с детьми-сиротами в учреждении интернатного типа –  социальная защита воспитанников. Оказание помощи и поддержки в процессе их адаптации.

В качестве субъектов этой деятельности выступает коллектив  воспитателей, социальный педагог, логопед, психолог, администрация интерната.

Основными задачами социально  – педагогической деятельности с  детьми - сиротами являются: обеспечение  социальной защиты и охраны здоровья детей – сирот, оказание им помощи в получении образования, формирование у воспитанников положительно ориентированных  жизненных планов, социально –  бытовых умений и навыков, способности  противостоять асоциальному окружению  и следовать принятым в обществе законам, создание благоприятных условий  проживания и развития детей.

Исходя из цели и задач  особенностей работы с детьми –  сиротами нами определены  следующие  направления деятельности: социальное, педагогическое, социально – психологическое, медико – социальное, коррекционно – развивающее и патронирующее.

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Арямов И. А. Изучение ребенка в детском доме. – М.: 2001.- 290 с.
  2. Байбородова Л. В. Преодоление трудностей социализации детей – сирот. – Ярославль, 1999. – 250 с.
  3. Бобылева И. А. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений.- М.:

Информация о работе Социально-педагогическая адаптация детей-сирот к учреждению интернатного типа