Социально-педагогическая адаптация детей-сирот к учреждению интернатного типа

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 01:15, дипломная работа

Краткое описание

Задачи:
Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
Выявить и определить базовые понятия исследования.
Выявить сущность и содержание социально-педагогической адаптации детей-сирот.
Осуществить диагностику социально-педагогической адаптации детей-сирот к условиям учреждения интернатного типа.
Разработать и внедрить в практику интернатного учреждения рекомендации, обеспечивающие социально-педагогическую адаптацию воспитанников интернатного учреждения.

Оглавление

Введение
Глава I Теоретические подходы к проблеме социально-педагогической адаптации детей-сирот к учреждению интернатного типа
Междисциплинарный анализ понятия «адаптация»
Социально-психологические особенности детей-сирот, их проблемы
Особенности работы с детьми-сиротами в учреждении интернатного типа
Глава II Опытно-педагогическая работа по социально-педагогической адаптации детей-сирот к учреждению интернатного типа
2.1 Диагностики проблем и затруднений детей-сирот в процессе адаптации к учреждению интернатного типа
2.Анализ опыта социально-педагогической адаптации детей-сирот к учреждению интернатного типа
2.3 Рекомендации по организации сопровождения адаптации детей-сирот в условиях интернатного учреждения
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 54.38 Кб (Скачать)

3. Модель  социально-педагогического  сопровождения детей-сирот  в условиях интернатного  учреждения, состоящая  из трех компонентов: организационный, содержательный, технологический.

 

 

 

 

 

 

Глава I Теоретические подходы к проблеме социально – педагогической адаптации детей – сирот к учреждению интернатного типа

    1. Междисциплинарный анализ понятия «адаптация»

Понятие «социальная адаптация» трактуется учеными неоднозначно. Изначально понятие «адаптация», как считает  И.С Зайцев, использовалось биологической  наукой и понималось как фундаментальное  свойство организма, отражающее уровень  его организации и изменчивости как биологической системы. Но в  дальнейшем понятие «адаптация»  находит свое применение в более  широких сферах: в психологии, педагогике, социологии и других науках гуманитарного  профиля. В этих науках данное понятие  включает в себя взаимодействие личности с окружающей средой (социальным окружением, ближайшим и отдаленным). Если же адаптация рассматривается в  биологической парадигме как  «функциональная и морфологическая  перестройка живого организма для  сохранения его целостности в  процессе приспособления к живой  природе», то социальный аспект детерминирует  адаптацию как «социально-обусловленный  уровень отражения, связанный с  сознанием человека и направленный на приспособление индивида к условиям существования коллектива и общества». И.С. Зайцев считает, что суть адаптации  заключается в способности организма  после получения информации из внешнего мира отвечать адекватной реакцией на основе созданных адаптивных программ реагирования со средой. Это предполагает формирование адаптивных организмов на основе памяти индивида о предшествующем опыте. Этим можно объяснить возможность  адекватных социальных реакций человека при влиянии в новый коллектив, при попадании в новые социальные условия.

Термин «адаптация» происходит от лат. аdaptatio - приспособление, прилаживание. Под ним понимают приспособление организма его функций, органов и клеток к условиям среды. Адаптация направлена на сохранение сбалансированной деятельности систем, органов и психической организации индивида при изменившихся условиях жизни [   ].

Также выделяют понятие «социальная  адаптация». Л.В. Мардахаев определяет социальную адаптацию как активное приспособление человека к условиям социальной среды, благодаря которому создаются наиболее благоприятные  условия для самопроявления и  естественного усвоения, принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе.

Социальная адаптация, как  полагает И.С. Зайцев, в коллективе предполагает включение индивида в сложную  систему общественной деятельности и общественных отношений, что требует  от него определенной ориентации, перестройки  его поведения и структуры  деятельности. Но это включение должно каким-то образом быть целенаправленным и относительно контролируемым. Роль такого контроля выполняет образовательный  и воспитательный процесс. Самым  главным условием при этом является полное совпадение требований, которые  предъявляются в вышеперечисленных  институтах социализации с требованиями в реальной жизни. В этом заключается  педагогический аспект. Что же касается психологического, то социальная адаптация  понимается здесь как выработка  индивидом образа жизни при утверждении  в новой среде, в новом виде деятельности. Процесс адаптации  заключается в усвоении или неприятии  норм, ценностей, традиций среды, предъявлений серьезных требований к культуре личности, сформированности ее мировоззрения, жизненной позиции. Благоприятная  социальная адаптация в коллективе сверстников усиливает чувство  удовлетворенности и в других сферах жизни [  ].

В этом аспекте социальная адаптация рассматривается как  вхождение человека в систему  внутригрупповых отношений и  приспособление к этим отношениям, выработку образцов мышления и поведения, которые отражают систему ценностей  и норм данного коллектива [   ].

Л.В. Мардахаев рассматривает  адаптацию как процесс, проявление и результат.

Адаптация как  процесс представляет собой естественное развитие адаптационных возможностей человека в различных условиях среды его жизнедеятельности или в определенных условиях. Она позволяет человеку обеспечить свою самореализацию. Этими условиями могут быть семья, школа.

Адаптация как  проявление характеризует типичное поведение, отношение и результативность деятельности человека в условиях среды, как отражение его приспособления к ней. По проявлениям человека можно судить о степени его адаптированности к определенным условиям среды в данный период времени.

Адаптация как  результат является свидетельством о том, в какой степени ребенок к среде жизнедеятельности, данным условиям и насколько его поведения, отношения и результативность деятельности соответствуют возрасту, социальным нормам и правилам, принятым в социуме, в котором он живет [  ].

Социальная адаптация  относится к разряду междисциплинарных  научных понятий. Большой вклад в изучение проблем адаптации личности сделан в отечественной (М.Р.Битянова, Я.Л.Коломинский, А.А.Налчаджян, А.В.Петровский, А.А.Реан и др.) и зарубежной психологии (А.Маслоу, З.Фрейд). 
     В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах (Ш.А.Амонашвили, Г.Ф.Кумарина, А.В.Мудрик, И.П.Подласый, Е.А.Ямбург и др.). 
Если психологическая наука преимущественно изучает адаптивные свойства личности, характер адаптивных процессов и механизмы приспособления личности к социальной среде, то педагогику интересуют вопросы управления и педагогической поддержки социальной адаптации подрастающего поколения, поиск средств, форм, методов профилактики и коррекции неблагоприятных вариантов адаптации, роль различных институтов социализации в адаптации детей.       

При рассмотрении теоретических проблем, относящихся  к психологии и педагогике развития личности, адаптация рассматривается  как фаза личностного становления индивида, вступающего в относительно стабильную социальную общность (Э.В.Ильенков, А.В.Петровский, Д.И.Фельдштейн). Развитие личности здесь представляется как процесс ее вхождения в новую социальную среду, адаптация и, в конце концов, интеграция с ней. [ ] Выделяя этапы развития личности, А.В.Петровский первую фазу считает фазой адаптации, где предполагается усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Субъект, входя в новую социальную общность, еще не может проявить себя как личность раньше, чем освоит действующие нормы. Если индивиду не удается преодолеть трудности адаптации, у него складываются качества, приводящие к серьезной личностной деформации. Адаптация является предпосылкой индивидуализации и социализации личности. 
      Появившись на свет, ребенок вступает в особые отношения с окружающей его средой, причем среда играет не только роль внешней обстановки не просто влияющих на ребенка условий жизни, а служит основным источником его развития, выполняя роль своеобразного пускового механизма, усиливающего или тормозящего внутренние процессы. Это тем более важно, что в развитии ребенка, как отмечал Л.С.Выготский, то, что должно получиться в конце развития, уже дано в среде с самого начала.

Термин «адаптация»  применяется в медицине, естествознании, психологии, социологии, педагогике и  охватывает широкий круг явлений. 
Согласно определению, данному в Большой советской энциклопедии, адаптация (adaptation) понимается как процесс приспособления строения и функций организмов (особей, популяций, видов) к условиям среды. [ ] 
        В Российской педагогической энциклопедии социальная адаптация определяется как приспособление человека к условиям новой социальной среды; один из социально-психологических механизмов социализации личности. 
     Адаптация социально-психологическая (Е.С.Кузьмин, В.Е.Семёнова) - это взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к оптимальному соотношению целей и ценностей личности и группы. В ходе социально-психологической адаптации реализуются потребности, интересы и стремления личности, раскрывается и развивается её индивидуальность, личность входит в новое социальное окружение, становится полноправным членом коллектива, самоутверждается. [  ].

В настоящее время  существует несколько видов адаптации:

Прогрессивная, регрессивная – по направленности изменений индивида.

Добровольная, вынужденная – по характеру осуществления.

Производственная, учебная, социально – педагогическая, социальная.

Внешняя, внутренняя – по направленности.

Предметно – деятельностная, личностная – по структурным компонентам адаптивной среды.

Первичная, вторичная – по характеру инноваций.

Преадаптация, дезадаптация, реадаптация – по психологическому содержанию.

 Под факторами адаптации понимают влияющие на нее условия. Наиболее распространенной  классификацией является деление факторов на внутренние условия социальной среды) и внешние (индивидуальные возможности человека).

   Анализ понятия «социальная адаптация» представляется сложным по двум обстоятельствам. Во-первых, социальная адаптация есть взаимодействие двух взаимноадаптирующихся структурно-сложных систем - личности и социальной среды. Социальная среда и личность, являющаяся субъектом и объектом общественных отношений находятся в сложном взаимодействии: личность в такой же мере адаптирует к себе социальную среду, в какой степени социальная среда адаптирует к себе личность. Во-вторых, анализ понятия социальная адаптация осложняется тем, что термин «адаптация» наделен социальным содержанием с сохранением некоторых биологических характеристик. Имея в виду биосоциальную природу человека, механизмы адаптации необходимо рассматривать на разных уровнях его биологической (адаптация в системе организм – окружающая среда) и социальной (адаптация в системе личность – социальная среда) организации: адаптацию к постоянно действующим факторам среды обеспечивают генетические программы, сформированные в процессе длительной биологической эволюции.

Традиционно процесс  адаптации рассматривается через  понятия «адаптивная ситуация», «адаптивная потребность» и «способы адаптации». Адаптивная ситуация возникает  в результате изменений, происходящих в социальной среде и препятствующих достижению целей человека. В связи  с этим у него возникает адаптивная потребность, выражающаяся в стремлении достичь желаемого.

Адаптационный процесс  в общем виде можно представить  следующим образом:

Нарушение адаптации  вследствие изменения условий.

Мобилизация возможностей в целях восстановления адаптации.

Конечная адаптация  к новым условиям (положительная  или отрицательная).

Человеку в течение  жизни приходится неоднократно сталкиваться с изменениями социальной среды. Его прошлый опыт становится недостаточным  или ненужным для новых условий, и он оказывается перед необходимостью адаптироваться к этим условиям –  изменить либо себя, либо ситуацию, либо и то и другое.

Приспособление организма  к новым условиям социального  существования, новому режиму сопровождается изменением поведенческих реакций  ребенка, расстройством сна, аппетита. 
    Рассмотрим следующие проблемы, которые затрудняют социальную адаптацию детей-сирот в условиях учреждения интернатного типа, обусловленные спецификой среды:

1) Особая проблема — феномен “мы” в условиях школы-интерната. Здесь у детей возникает своеобразная идентификация друг с другом.

2) Отсутствие свободного помещения, в котором ребенок мог бы отдохнуть от других детей. Отсутствие условий для внутреннего сосредоточения стандартизирует определенный социальный тип личности. Нереализуемая потребность в определенном жизненном пространстве, особенно в изоляции, приводит к тому, что дети из интернатных учреждений в больших городах осваивают чердаки и подвалы.

3) Вопреки предположению  о большей самостоятельности  воспитанников интернатов по  сравнению с их гиперопекаемыми  “домашними” сверстниками, у них  были обнаружены серьезные дефекты  произвольной саморегуляции поведения,  выражающиеся в неумении самостоятельно планировать и контролировать свои действия.

4) В интернатном учреждении  существует безусловная принадлежность  к какой-либо группе, отсутствие выбора.

5) У детей, живущих на  полном государственном обеспечении,  появляется иждивенческая позиция (“нам должны”, “дайте”), отсутствуют бережливость и ответственность.

6) Эти дети психологически отчуждены от людей, и это открывает им “право” к правонарушению.

7) Проблема общения. Ребенок, растущий в условиях учреждений интернатного типа, помимо прочих дефектов, не умеет общаться [7;43].

Из всего выше изложенного  нами мы можем сделать выводы, что  источником адаптации является сам человек, особенности его личности – ценностная ориентация, цели, возможности достижения их в социальной среде. Эффективность социально – педагогической адаптации в значительной степени зависит от того, насколько адекватно человек воспринимает себя и свои социальные связи. Недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушению адаптации. Данная проблема является актуальной для детей – сирот.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Психолого –  педагогические особенности детей  - сирот 

В исследованиях отечественных  и западных психологов дается сравнительная  характеристика детей - сирот. Общее физическое, психическое развитие детей, воспитывающихся без попечения родителей, отличается от развития сверстников, растущих в семьях. У них отмечаются замедленный темп психического развития, ряд негативных особенностей: низкий уровень интеллектуального развития, бедные эмоциональная сфера и воображение, позднее формирование навыков саморегуляции и правильного поведения. 
Поведение этих детей характеризуется раздражительностью, вспышками гнева, агрессии, преувеличенным реагированием на события и взаимоотношения, обидчивостью, провоцированием конфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними. 

Информация о работе Социально-педагогическая адаптация детей-сирот к учреждению интернатного типа