Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 01:15, дипломная работа
Задачи:
Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
Выявить и определить базовые понятия исследования.
Выявить сущность и содержание социально-педагогической адаптации детей-сирот.
Осуществить диагностику социально-педагогической адаптации детей-сирот к условиям учреждения интернатного типа.
Разработать и внедрить в практику интернатного учреждения рекомендации, обеспечивающие социально-педагогическую адаптацию воспитанников интернатного учреждения.
Введение
Глава I Теоретические подходы к проблеме социально-педагогической адаптации детей-сирот к учреждению интернатного типа
Междисциплинарный анализ понятия «адаптация»
Социально-психологические особенности детей-сирот, их проблемы
Особенности работы с детьми-сиротами в учреждении интернатного типа
Глава II Опытно-педагогическая работа по социально-педагогической адаптации детей-сирот к учреждению интернатного типа
2.1 Диагностики проблем и затруднений детей-сирот в процессе адаптации к учреждению интернатного типа
2.Анализ опыта социально-педагогической адаптации детей-сирот к учреждению интернатного типа
2.3 Рекомендации по организации сопровождения адаптации детей-сирот в условиях интернатного учреждения
Заключение
Список используемой литературы
3. Модель социально-педагогического сопровождения детей-сирот в условиях интернатного учреждения, состоящая из трех компонентов: организационный, содержательный, технологический.
Глава I Теоретические подходы к проблеме социально – педагогической адаптации детей – сирот к учреждению интернатного типа
Понятие «социальная адаптация»
трактуется учеными неоднозначно. Изначально
понятие «адаптация», как считает
И.С Зайцев, использовалось биологической
наукой и понималось как фундаментальное
свойство организма, отражающее уровень
его организации и изменчивости
как биологической системы. Но в
дальнейшем понятие «адаптация»
находит свое применение в более
широких сферах: в психологии, педагогике,
социологии и других науках гуманитарного
профиля. В этих науках данное понятие
включает в себя взаимодействие личности
с окружающей средой (социальным окружением,
ближайшим и отдаленным). Если же
адаптация рассматривается в
биологической парадигме как
«функциональная и
Термин «адаптация» происходит от лат. аdaptatio - приспособление, прилаживание. Под ним понимают приспособление организма его функций, органов и клеток к условиям среды. Адаптация направлена на сохранение сбалансированной деятельности систем, органов и психической организации индивида при изменившихся условиях жизни [ ].
Также выделяют понятие «социальная адаптация». Л.В. Мардахаев определяет социальную адаптацию как активное приспособление человека к условиям социальной среды, благодаря которому создаются наиболее благоприятные условия для самопроявления и естественного усвоения, принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе.
Социальная адаптация, как
полагает И.С. Зайцев, в коллективе предполагает
включение индивида в сложную
систему общественной деятельности
и общественных отношений, что требует
от него определенной ориентации, перестройки
его поведения и структуры
деятельности. Но это включение должно
каким-то образом быть целенаправленным
и относительно контролируемым. Роль
такого контроля выполняет образовательный
и воспитательный процесс. Самым
главным условием при этом является
полное совпадение требований, которые
предъявляются в
В этом аспекте социальная адаптация рассматривается как вхождение человека в систему внутригрупповых отношений и приспособление к этим отношениям, выработку образцов мышления и поведения, которые отражают систему ценностей и норм данного коллектива [ ].
Л.В. Мардахаев рассматривает адаптацию как процесс, проявление и результат.
Адаптация как процесс представляет собой естественное развитие адаптационных возможностей человека в различных условиях среды его жизнедеятельности или в определенных условиях. Она позволяет человеку обеспечить свою самореализацию. Этими условиями могут быть семья, школа.
Адаптация как проявление характеризует типичное поведение, отношение и результативность деятельности человека в условиях среды, как отражение его приспособления к ней. По проявлениям человека можно судить о степени его адаптированности к определенным условиям среды в данный период времени.
Адаптация как результат является свидетельством о том, в какой степени ребенок к среде жизнедеятельности, данным условиям и насколько его поведения, отношения и результативность деятельности соответствуют возрасту, социальным нормам и правилам, принятым в социуме, в котором он живет [ ].
Социальная адаптация
относится к разряду
В последние годы все более
активно вопросы социальной адаптации
рассматриваются в педагогических работах
(Ш.А.Амонашвили, Г.Ф.Кумарина, А.В.Мудрик,
И.П.Подласый, Е.А.Ямбург и др.).
Если психологическая наука преимущественно
изучает адаптивные свойства личности,
характер адаптивных процессов и механизмы
приспособления личности к социальной
среде, то педагогику интересуют вопросы
управления и педагогической поддержки
социальной адаптации подрастающего поколения,
поиск средств, форм, методов профилактики
и коррекции неблагоприятных вариантов
адаптации, роль различных институтов
социализации в адаптации детей.
При рассмотрении
теоретических проблем, относящихся
к психологии и педагогике развития
личности, адаптация рассматривается
как фаза личностного становления индивида,
вступающего в относительно стабильную
социальную общность (Э.В.Ильенков, А.В.Петровский,
Д.И.Фельдштейн). Развитие личности здесь
представляется как процесс ее вхождения
в новую социальную среду, адаптация и,
в конце концов, интеграция с ней. [ ] Выделяя
этапы развития личности, А.В.Петровский
первую фазу считает фазой адаптации,
где предполагается усвоение действующих
в общности норм и овладение соответствующими
формами и средствами деятельности. Субъект,
входя в новую социальную общность, еще
не может проявить себя как личность раньше,
чем освоит действующие нормы. Если индивиду
не удается преодолеть трудности адаптации,
у него складываются качества, приводящие
к серьезной личностной деформации. Адаптация
является предпосылкой индивидуализации
и социализации личности.
Появившись на свет, ребенок
вступает в особые отношения с окружающей
его средой, причем среда играет не только
роль внешней обстановки не просто влияющих
на ребенка условий жизни, а служит основным
источником его развития, выполняя роль
своеобразного пускового механизма, усиливающего
или тормозящего внутренние процессы.
Это тем более важно, что в развитии ребенка,
как отмечал Л.С.Выготский, то, что должно
получиться в конце развития, уже дано
в среде с самого начала.
Термин «адаптация»
применяется в медицине, естествознании,
психологии, социологии, педагогике и
охватывает широкий круг явлений.
Согласно определению, данному в Большой
советской энциклопедии, адаптация (adaptation)
понимается как процесс приспособления
строения и функций организмов (особей,
популяций, видов) к условиям среды. [ ]
В Российской педагогической
энциклопедии социальная адаптация определяется
как приспособление человека к условиям
новой социальной среды; один из социально-психологических
механизмов социализации личности.
Адаптация социально-психологическая
(Е.С.Кузьмин, В.Е.Семёнова) - это взаимодействие
личности и социальной среды, которое
приводит к оптимальному соотношению
целей и ценностей личности и группы. В
ходе социально-психологической адаптации
реализуются потребности, интересы и стремления
личности, раскрывается и развивается
её индивидуальность, личность входит
в новое социальное окружение, становится
полноправным членом коллектива, самоутверждается.
[ ].
В настоящее время существует несколько видов адаптации:
Прогрессивная, регрессивная – по направленности изменений индивида.
Добровольная, вынужденная – по характеру осуществления.
Производственная, учебная, социально – педагогическая, социальная.
Внешняя, внутренняя – по направленности.
Предметно – деятельностная, личностная – по структурным компонентам адаптивной среды.
Первичная, вторичная – по характеру инноваций.
Преадаптация, дезадаптация, реадаптация – по психологическому содержанию.
Под факторами адаптации понимают влияющие на нее условия. Наиболее распространенной классификацией является деление факторов на внутренние условия социальной среды) и внешние (индивидуальные возможности человека).
Анализ понятия «социальная адаптация» представляется сложным по двум обстоятельствам. Во-первых, социальная адаптация есть взаимодействие двух взаимноадаптирующихся структурно-сложных систем - личности и социальной среды. Социальная среда и личность, являющаяся субъектом и объектом общественных отношений находятся в сложном взаимодействии: личность в такой же мере адаптирует к себе социальную среду, в какой степени социальная среда адаптирует к себе личность. Во-вторых, анализ понятия социальная адаптация осложняется тем, что термин «адаптация» наделен социальным содержанием с сохранением некоторых биологических характеристик. Имея в виду биосоциальную природу человека, механизмы адаптации необходимо рассматривать на разных уровнях его биологической (адаптация в системе организм – окружающая среда) и социальной (адаптация в системе личность – социальная среда) организации: адаптацию к постоянно действующим факторам среды обеспечивают генетические программы, сформированные в процессе длительной биологической эволюции.
Традиционно процесс
адаптации рассматривается
Адаптационный процесс в общем виде можно представить следующим образом:
Нарушение адаптации вследствие изменения условий.
Мобилизация возможностей в целях восстановления адаптации.
Конечная адаптация к новым условиям (положительная или отрицательная).
Человеку в течение
жизни приходится неоднократно сталкиваться
с изменениями социальной среды.
Его прошлый опыт становится недостаточным
или ненужным для новых условий,
и он оказывается перед
Приспособление организма
к новым условиям социального
существования, новому режиму сопровождается
изменением поведенческих реакций
ребенка, расстройством сна, аппетита.
Рассмотрим следующие проблемы,
которые затрудняют социальную адаптацию
детей-сирот в условиях учреждения интернатного
типа, обусловленные спецификой среды:
1) Особая проблема — феномен “мы” в условиях школы-интерната. Здесь у детей возникает своеобразная идентификация друг с другом.
2) Отсутствие свободного помещения, в котором ребенок мог бы отдохнуть от других детей. Отсутствие условий для внутреннего сосредоточения стандартизирует определенный социальный тип личности. Нереализуемая потребность в определенном жизненном пространстве, особенно в изоляции, приводит к тому, что дети из интернатных учреждений в больших городах осваивают чердаки и подвалы.
3) Вопреки предположению
о большей самостоятельности
воспитанников интернатов по
сравнению с их
4) В интернатном учреждении
существует безусловная
5) У детей, живущих на
полном государственном
6) Эти дети психологически отчуждены от людей, и это открывает им “право” к правонарушению.
7) Проблема общения. Ребенок, растущий в условиях учреждений интернатного типа, помимо прочих дефектов, не умеет общаться [7;43].
Из всего выше изложенного нами мы можем сделать выводы, что источником адаптации является сам человек, особенности его личности – ценностная ориентация, цели, возможности достижения их в социальной среде. Эффективность социально – педагогической адаптации в значительной степени зависит от того, насколько адекватно человек воспринимает себя и свои социальные связи. Недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушению адаптации. Данная проблема является актуальной для детей – сирот.
1.2 Психолого –
педагогические особенности
В исследованиях отечественных
и западных психологов дается сравнительная
характеристика детей - сирот. Общее физическое,
психическое развитие детей, воспитывающихся
без попечения родителей, отличается от
развития сверстников, растущих в семьях.
У них отмечаются замедленный темп психического
развития, ряд негативных особенностей:
низкий уровень интеллектуального развития,
бедные эмоциональная сфера и воображение,
позднее формирование навыков саморегуляции
и правильного поведения.
Поведение этих детей характеризуется
раздражительностью, вспышками гнева,
агрессии, преувеличенным реагированием
на события и взаимоотношения, обидчивостью,
провоцированием конфликтов со сверстниками,
неумением общаться с ними.
Информация о работе Социально-педагогическая адаптация детей-сирот к учреждению интернатного типа