Социально-педагогическая адаптация детей-сирот к учреждению интернатного типа

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 01:15, дипломная работа

Краткое описание

Задачи:
Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
Выявить и определить базовые понятия исследования.
Выявить сущность и содержание социально-педагогической адаптации детей-сирот.
Осуществить диагностику социально-педагогической адаптации детей-сирот к условиям учреждения интернатного типа.
Разработать и внедрить в практику интернатного учреждения рекомендации, обеспечивающие социально-педагогическую адаптацию воспитанников интернатного учреждения.

Оглавление

Введение
Глава I Теоретические подходы к проблеме социально-педагогической адаптации детей-сирот к учреждению интернатного типа
Междисциплинарный анализ понятия «адаптация»
Социально-психологические особенности детей-сирот, их проблемы
Особенности работы с детьми-сиротами в учреждении интернатного типа
Глава II Опытно-педагогическая работа по социально-педагогической адаптации детей-сирот к учреждению интернатного типа
2.1 Диагностики проблем и затруднений детей-сирот в процессе адаптации к учреждению интернатного типа
2.Анализ опыта социально-педагогической адаптации детей-сирот к учреждению интернатного типа
2.3 Рекомендации по организации сопровождения адаптации детей-сирот в условиях интернатного учреждения
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 54.38 Кб (Скачать)

Социально-педагогическая адаптация детей-сирот к условиям учреждения интернатного типа

Содержание

Введение

Глава I Теоретические подходы к проблеме социально-педагогической адаптации детей-сирот к учреждению интернатного типа

    1. Междисциплинарный анализ понятия «адаптация»
    2. Социально-психологические особенности детей-сирот, их проблемы
    3. Особенности работы с детьми-сиротами в учреждении интернатного типа

Глава II  Опытно-педагогическая работа по социально-педагогической адаптации детей-сирот к учреждению интернатного типа

2.1 Диагностики проблем и затруднений детей-сирот в процессе адаптации к учреждению интернатного типа

2.Анализ опыта социально-педагогической адаптации детей-сирот к учреждению интернатного типа

2.3 Рекомендации по организации  сопровождения адаптации детей-сирот в условиях интернатного учреждения

Заключение

Список используемой литературы

Приложения

 

 

 

 

 

 

                                                        

Введение

 

Одним из тяжелейших проявлений кризиса современного российского общества стало увеличение числа детей-сирот. Потеря семьи - тяжелейшая трагедия в жизни ребенка, которая оставляет глубокий след в его судьбе. Новым массовым явлением стал рост сиротства. Падение уровня жизни и нравственных устоев, увеличение числа неблагополучных семей привело к тому, что детей зачастую оформляют в учреждения интернатного типа.

Вместе с тем многочисленные исследования психологов и педагогов  показывают, что помещение ребенка  в учреждение интернатного типа не обеспечивает удовлетворения его основных потребностей, что в свою очередь  приводит к нарушению развития ребенка. Результатом проживания ребенка  в условиях интернатного учреждения является его неготовность к самостоятельной  жизни, к принятию непривычных для них норм и правил поведения в данном учреждении.

Именно дети-сироты составляют сегодня основной контингент государственных учреждений. Воспитание в государственных сиротских учреждениях, смена учреждений и опекунов ребенка, позднее усыновление - факторы, травмирующие психику ребенка, делающие затруднительной реализацию его потенциальных возможностей, кардинально меняющие его судьбу, надолго разрушающие его взаимоотношения с окружающим миром и влияющие на процесс социализации. Вместе с тем, сегодня стало очевидно, что только личность, социально адаптированная к экономической, политической и культурно-демографической ситуации, способна развиваться интеллектуально, духовно, физически и нравственно.

Сиротство как фактор разрушает  эмоциональные связи ребенка  с окружающей его социальной средой, миром взрослых и сверстников, развивающихся  в более благоприятных условиях, и вызывает глубокие вторичные нарушения  физического, психического и социального  характера.

Поэтому комплекс существующих, сегодня в учреждениях для детей-сирот проблем, способствующих стойкому проявлению у детей данной категории социальной неустойчивости и тревожности, вызывает необходимость изменения и обновления образовательно-воспитательного процесса в целом и обеспечения его оптимальной социально-педагогической адаптации в частности.

Современная практика показывает, что традиционные подходы к организации  жизни, воспитанию и обучению детей-сирот  в существующих государственных  учреждениях не удовлетворяют изменившееся общество. Система социально-педагогической адаптации детей-сирот требует качественных изменений, совершенствования форм, методов и технологий работы. Значение при этом приобретает научно обоснованная и проверенная практикой социальная адаптация детей-сирот, как к условиям социальных институтов, так и к условиям окружающего социума.

Адаптация - приспособление, прилаживание. Под ним понимают приспособление организма его функций, органов и клеток к условиям среды. Адаптация направлена на сохранение сбалансированной деятельности систем, органов и психической организации индивида при изменившихся условиях жизни.

 По другой теории, адаптация представляет включение индивида или группы в социальную среду, приспособление их к соответствующим правилам, системе норм и ценностей, практике и культуре организации. (Л. В. Мардахаев). Еще одна точка зрения: адаптация – это согласование требований и ожиданий социальной среды по отношению к человеку с его установками и социальным поведением; согласование самооценок и притязаний человека с его возможностями и с реальностями социальной среды. Таким образом, адаптация - это процесс и результат становления индивида социальным существом. (А. В. Мудрик)

Социально – педагогические исследования в области адаптации детей (И. С. Кон, А. И. Ковалева и др.) и социокультурной адаптации ее к динамично изменяющимся условиям жизнедеятельности позволяют рассматривать и моделировать процесс адаптации детей-сирот в условиях учреждения интернатного типа.

Дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Школа-интернат – государственное  учреждение, которое обеспечивает содержание, обучение, развитие и воспитание детей-сирот  школьного возраста, а также детей  из семей, имеющих проблемы в развитии или обучении.

Как показывает анализ действующих  учебных планов и программ учреждений для детей-сирот, вопросы социально - педагогической адаптации детей не рассматриваются как основной конечный результат всей учебно-воспитательной работы. Интернаты все еще ориентированы на формирование знаний и умений по каждому предмету учебного плана без учета их значения для социальной адаптации. Отсутствие целостных программ подготовки к самостоятельной жизни снижает эффективность данной работы.

Анализ социологической, психологической, педагогической и  специальной литературы по проблеме социально – педагогической адаптации  детей – сирот к учреждениям  интернатного типа, а также изучение реального состояния проблемы в  практике подтверждает существование противоречий:

- востребованность социально-педагогической адаптации детей-сирот в условиях учреждений интернатного типа и недостаточная разработанность ее содержания и технологии осуществления;

- между потребностью социума  в социализации подрастающего  поколения в учреждениях закрытого  типа и инертностью педагогической  системы, не обеспечивающей социально-личностное становление детей-сирот.

 Эти обстоятельства обусловили выбор темы нашего исследования «Социально – педагогическая адаптация детей-сирот к условиям учреждения интернатного типа».

Проблема исследования: каковы социально-педагогические условия адаптации детей-сирот в условиях интернатного учреждения.

Объект исследования - процесс адаптации детей-сирот в условиях школы-интерната.

Предмет исследования - социально-педагогическая адаптация детей-сирот в условиях учреждений интернатного типа.

Цель исследования - разработать рекомендации по организации сопровождения адаптации детей-сирот в условиях интернатного учреждения.

Гипотеза исследования - социально-педагогическая адаптация детей-сирот к условиям интернатного учреждения будет эффективной, если:

- социально-педагогическая адаптация наиболее полно отражает данные мониторинга об индивидуальных особенностях ребенка, ресурсной обеспеченности воспитательной деятельности учреждения, а также взаимодействия со специалистами (психолог, педагог, социальный работник, воспитатели) - их готовности к оказанию эффективной помощи в подготовке воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности, их адаптированность к условиям работы с детьми;

- содержание социально-педагогической адаптации включает формирование у ребенка умений по самоорганизации своей жизнедеятельности, профессиональному самоопределению, самоорганизации свободного времени;

- осуществляться воспитательная работа совместно со специалистами других учреждений региона (учреждения социальной защиты населения, образования, здравоохранения, культуры и спорта, правоохранительных органов, общественных организаций и др.).

Задачи:

  1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
  2. Выявить и определить базовые понятия исследования.
  3. Выявить сущность и содержание социально-педагогической адаптации детей-сирот.
  4. Осуществить диагностику социально-педагогической адаптации детей-сирот к условиям учреждения интернатного типа.
  5. Разработать и внедрить в практику интернатного учреждения  рекомендации, обеспечивающие социально-педагогическую адаптацию воспитанников интернатного учреждения.

Методологическую  основу работы составляют: труды отечественных и зарубежных ученых в области гуманистической педагогики, социальной педагогики, психологии, относящиеся к проблеме исследования; гуманистический, личностно–деятельностный, системный, культурологический, аксиологический подходы, влияющие на адаптацию детей – сирот.

Методы исследования: теоретический анализ социально – педагогических и социально-психологических источников, синтез, педагогическое включенное наблюдение, сравнение, обобщение, беседа, обследование (диагностика  проблем и затруднений в процессе адаптации к учреждению интернатного типа), количественный и качественный анализ эмпирических данных.

База исследования: ГКОУ РО школа-интернат v вида г. Зернограда.

Этапы исследования.

Первый этап (апрель–август 2012 г) осуществлялся анализ философской, социологической, педагогической, учебно – методической литературы. Определились методологические основы исследования, методики диагностики.

Второй этап (сентябрь 2012 – декабрь 2012) проводилось диагностическое исследование, разрабатывались и внедрялись рекомендации по адаптации детей – сирот, обобщались и интерпретировались результаты опытно – педагогической работы.

Третий этап (январь – апрель 2013) осуществлялось оформление результатов опытно – педагогической работы.

Положения, выносимые  на защиту:

  1. Социально-педагогическая адаптация детей-сирот одно из важнейших направлений деятельности интернатного учреждения. Социально-педагогическая адаптация представляет собой целенаправленный процесс восстановления у ребенка межличностных и социальных связей на основе включения его в систему отношений культурно-досугового, воспитательно-образовательного характера, формирования у него положительного социального опыта.
  2. Условиями, обеспечивающими эффективность реализации социально-педагогической адаптации детей-сирот являются: система комплексного воспитания и особенности педагогического процесса в интернатном учреждении, его ресурсная обеспеченность, поддержка инновационной деятельности сотрудников, способствующей гибко реагировать на неординарность детской среды и активность воспитанников;   сотрудничество городского сообщества и интернатного учреждения в интересах детей, подготовленность социально-педагогических кадров к профессиональной деятельности с детьми.

Информация о работе Социально-педагогическая адаптация детей-сирот к учреждению интернатного типа