Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 01:15, дипломная работа
Задачи:
Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
Выявить и определить базовые понятия исследования.
Выявить сущность и содержание социально-педагогической адаптации детей-сирот.
Осуществить диагностику социально-педагогической адаптации детей-сирот к условиям учреждения интернатного типа.
Разработать и внедрить в практику интернатного учреждения рекомендации, обеспечивающие социально-педагогическую адаптацию воспитанников интернатного учреждения.
Введение
Глава I Теоретические подходы к проблеме социально-педагогической адаптации детей-сирот к учреждению интернатного типа
Междисциплинарный анализ понятия «адаптация»
Социально-психологические особенности детей-сирот, их проблемы
Особенности работы с детьми-сиротами в учреждении интернатного типа
Глава II Опытно-педагогическая работа по социально-педагогической адаптации детей-сирот к учреждению интернатного типа
2.1 Диагностики проблем и затруднений детей-сирот в процессе адаптации к учреждению интернатного типа
2.Анализ опыта социально-педагогической адаптации детей-сирот к учреждению интернатного типа
2.3 Рекомендации по организации сопровождения адаптации детей-сирот в условиях интернатного учреждения
Заключение
Список используемой литературы
Социально-педагогическая адаптация детей-сирот к условиям учреждения интернатного типа
Содержание
Введение
Глава I Теоретические подходы к проблеме социально-педагогической адаптации детей-сирот к учреждению интернатного типа
Глава II Опытно-педагогическая работа по социально-педагогической адаптации детей-сирот к учреждению интернатного типа
2.1 Диагностики проблем и затруднений детей-сирот в процессе адаптации к учреждению интернатного типа
2.Анализ опыта социально-педагогической адаптации детей-сирот к учреждению интернатного типа
2.3 Рекомендации по организации
сопровождения адаптации детей-
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Введение
Одним из тяжелейших проявлений кризиса современного российского общества стало увеличение числа детей-сирот. Потеря семьи - тяжелейшая трагедия в жизни ребенка, которая оставляет глубокий след в его судьбе. Новым массовым явлением стал рост сиротства. Падение уровня жизни и нравственных устоев, увеличение числа неблагополучных семей привело к тому, что детей зачастую оформляют в учреждения интернатного типа.
Вместе с тем многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что помещение ребенка в учреждение интернатного типа не обеспечивает удовлетворения его основных потребностей, что в свою очередь приводит к нарушению развития ребенка. Результатом проживания ребенка в условиях интернатного учреждения является его неготовность к самостоятельной жизни, к принятию непривычных для них норм и правил поведения в данном учреждении.
Именно дети-сироты составляют
сегодня основной контингент государственных
учреждений. Воспитание в государственных
сиротских учреждениях, смена учреждений
и опекунов ребенка, позднее усыновление
- факторы, травмирующие психику ребенка,
делающие затруднительной реализацию
его потенциальных возможностей, кардинально
меняющие его судьбу, надолго разрушающие
его взаимоотношения с окружающим миром
и влияющие на процесс социализации. Вместе
с тем, сегодня стало очевидно, что только
личность, социально адаптированная к
экономической, политической и культурно-демографической
ситуации, способна развиваться интеллектуально,
духовно, физически и нравственно.
Сиротство как фактор разрушает
эмоциональные связи ребенка
с окружающей его социальной средой,
миром взрослых и сверстников, развивающихся
в более благоприятных
Поэтому комплекс существующих, сегодня в учреждениях для детей-сирот проблем, способствующих стойкому проявлению у детей данной категории социальной неустойчивости и тревожности, вызывает необходимость изменения и обновления образовательно-воспитательного процесса в целом и обеспечения его оптимальной социально-педагогической адаптации в частности.
Современная практика показывает,
что традиционные подходы к организации
жизни, воспитанию и обучению детей-сирот
в существующих государственных
учреждениях не удовлетворяют изменившееся
общество. Система социально-
Адаптация - приспособление, прилаживание. Под ним понимают приспособление организма его функций, органов и клеток к условиям среды. Адаптация направлена на сохранение сбалансированной деятельности систем, органов и психической организации индивида при изменившихся условиях жизни.
По другой теории, адаптация представляет включение индивида или группы в социальную среду, приспособление их к соответствующим правилам, системе норм и ценностей, практике и культуре организации. (Л. В. Мардахаев). Еще одна точка зрения: адаптация – это согласование требований и ожиданий социальной среды по отношению к человеку с его установками и социальным поведением; согласование самооценок и притязаний человека с его возможностями и с реальностями социальной среды. Таким образом, адаптация - это процесс и результат становления индивида социальным существом. (А. В. Мудрик)
Социально – педагогические исследования в области адаптации детей (И. С. Кон, А. И. Ковалева и др.) и социокультурной адаптации ее к динамично изменяющимся условиям жизнедеятельности позволяют рассматривать и моделировать процесс адаптации детей-сирот в условиях учреждения интернатного типа.
Дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
Школа-интернат – государственное учреждение, которое обеспечивает содержание, обучение, развитие и воспитание детей-сирот школьного возраста, а также детей из семей, имеющих проблемы в развитии или обучении.
Как показывает анализ действующих учебных планов и программ учреждений для детей-сирот, вопросы социально - педагогической адаптации детей не рассматриваются как основной конечный результат всей учебно-воспитательной работы. Интернаты все еще ориентированы на формирование знаний и умений по каждому предмету учебного плана без учета их значения для социальной адаптации. Отсутствие целостных программ подготовки к самостоятельной жизни снижает эффективность данной работы.
Анализ социологической, психологической, педагогической и специальной литературы по проблеме социально – педагогической адаптации детей – сирот к учреждениям интернатного типа, а также изучение реального состояния проблемы в практике подтверждает существование противоречий:
- востребованность социально-педагогической адаптации детей-сирот в условиях учреждений интернатного типа и недостаточная разработанность ее содержания и технологии осуществления;
- между потребностью социума
в социализации подрастающего
поколения в учреждениях
Эти обстоятельства обусловили выбор темы нашего исследования «Социально – педагогическая адаптация детей-сирот к условиям учреждения интернатного типа».
Проблема исследования: каковы социально-педагогические условия адаптации детей-сирот в условиях интернатного учреждения.
Объект исследования - процесс адаптации детей-сирот в условиях школы-интерната.
Предмет исследования - социально-педагогическая адаптация детей-сирот в условиях учреждений интернатного типа.
Цель исследования - разработать рекомендации по организации сопровождения адаптации детей-сирот в условиях интернатного учреждения.
Гипотеза исследования - социально-педагогическая адаптация детей-сирот к условиям интернатного учреждения будет эффективной, если:
- социально-педагогическая адаптация наиболее полно отражает данные мониторинга об индивидуальных особенностях ребенка, ресурсной обеспеченности воспитательной деятельности учреждения, а также взаимодействия со специалистами (психолог, педагог, социальный работник, воспитатели) - их готовности к оказанию эффективной помощи в подготовке воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности, их адаптированность к условиям работы с детьми;
- содержание социально-педагогической адаптации включает формирование у ребенка умений по самоорганизации своей жизнедеятельности, профессиональному самоопределению, самоорганизации свободного времени;
- осуществляться воспитательная работа совместно со специалистами других учреждений региона (учреждения социальной защиты населения, образования, здравоохранения, культуры и спорта, правоохранительных органов, общественных организаций и др.).
Задачи:
Методологическую основу работы составляют: труды отечественных и зарубежных ученых в области гуманистической педагогики, социальной педагогики, психологии, относящиеся к проблеме исследования; гуманистический, личностно–деятельностный, системный, культурологический, аксиологический подходы, влияющие на адаптацию детей – сирот.
Методы исследования: теоретический анализ социально – педагогических и социально-психологических источников, синтез, педагогическое включенное наблюдение, сравнение, обобщение, беседа, обследование (диагностика проблем и затруднений в процессе адаптации к учреждению интернатного типа), количественный и качественный анализ эмпирических данных.
База исследования: ГКОУ РО школа-интернат v вида г. Зернограда.
Этапы исследования.
Первый этап (апрель–август 2012 г) осуществлялся анализ философской, социологической, педагогической, учебно – методической литературы. Определились методологические основы исследования, методики диагностики.
Второй этап (сентябрь 2012 – декабрь 2012) проводилось диагностическое исследование, разрабатывались и внедрялись рекомендации по адаптации детей – сирот, обобщались и интерпретировались результаты опытно – педагогической работы.
Третий этап (январь – апрель 2013) осуществлялось оформление результатов опытно – педагогической работы.
Положения, выносимые на защиту:
Информация о работе Социально-педагогическая адаптация детей-сирот к учреждению интернатного типа