Можно убедиться, что, как и везде,
где для творчества есть естественные
ограничения, здесь получился интересный
жанр.
Кроме
того, есть отдельное художественное
направление по созданию нарисованных
рожиц, выражающих разные эмоции.
Что
же касается использования смайликов
в искусстве, то их использование
чрезвычайно широко. В истории
смайликов мы уже видели, как прижились
и прославились самые первые логотипы
- «улыбочки». То ли в силу популярности,
то ли по причине позитивности, а
то ли из-за возможности выражать эмоции
смайлики используются почти во всех
видах современного визуального
искусства: в рекламе, дизайне, PR, модельном
бизнесе, кино и даже в литературе.
- Использование смайлика в письменной коммуникации. Смайлик как единица невербальной знаковой системы.
Так же, как и невербальные системы
знаков, смайлик выполняет вспомогательную
функцию для речи. Аналогично отдельным
невербальным средствам, он может выражать
значение, как дополняя вербальный
контекст, так и самостоятельно.
Эта совершенно новая по форме
функция графического знака очень
важна в письменном общении. Она
делает его менее двусмысленным,
упрощает и ускоряет его, позволяя переложить
часть смысловой нагрузки с грамматической
формы на отдельную семантическую
единицу. Так, например, написав кому-то
неприятное сообщение, можно очень
просто смягчить его, поставив в конце
смайлик. Как в устной речи интонация
порой лучше, чем контекст, расшифровывает
подразумеваемое значение (не даром
от нее зависит 38% точности восприятия),
так и с помощью смайликов
можно радикально менять смысл написанного
сообщения. Сравните три ответа на вопрос
«Пойдешь со мной завтра в кино?»
-
Нет.
-
Нет >:/
-
Нет :(
Налицо
совершенно разные смыслы. На первый ответ
можно обидеться, на второй нужно обидеться, потому что он значит «Оставь
меня в покое», тогда как третий подразумевает
«Нет, к сожалению».
Или
вот, например, какими могут быть ответы
на вопрос «Поможешь мне?»
-
Ладно.
-
Ладно :)
-
Ладно :-/
-
Ладно ;)
Первый
ответ – это просто сухая констатация.
Второй означает «С радостью помогу».
Третий означает «Придется», а четвертый
словами не передать, но это явственно
означает двусмысленность и заигрывание.
Если
отождествлять смайлик преимущественно
к какой-то из невербальных систем,
то это явно не проксемическая система
и не визуальный контакт. Из оптико-кинетической
системы смайлик почти не располагает
средствами передачи жестов (только иногда
в состав смайлика входит изображение
рук). Что касается пара- и экстралингвистических
систем, графически изобразить их напрямую
пока, вроде бы, не получается. И тем не
менее, смайлик заменяет в письменной
речи и мимические, и интонационные средства.
В устной речи интонация сопутствует и
соответствует мимической комбинации,
и воспринимаются они в совокупности.
Точно так же знак смайлика, обозначающий
на самом деле только мимику, позволяет
сравнительно точно понять интонацию,
с которой следует читать написанное сообщение.
В этой связи можно было бы сказать, что
все невербальные системы связаны и воспринимаются
в совокупности. Да, это так. Однако при
этом не каждый аспект этой совокупности,
взятый отдельно, позволяет с точностью
определить любой другой аспект. Так, по
смайлику мы не поймем ни подразумеваемой
жестикуляции, ни громкости голоса, ни
темпа речи. Поэтому я полагаю, что смайлик
следует считать мимикой и интонацией
письменной коммуникации.
В
сравнении с естественной невербальной
системой, смайлик интересен тем,
что употребляется осознанно. В
этой связи можно упомянуть исследователя
в области эмоций Силвана Томкинса.
Он высказывал мысль о том, что
большинство людей редко выражают
чистые эмоции. Мы привыкли трансформировать,
подавлять и менять проявления чувств
в соответствии с нашей культурой.
Томкинс считает, что в эмоциональной
экспрессии больше всего подавляется
вокализация и дыхание, и что
мускулы лица мы используем не для
выражения, а, наоборот, для контроля
и подавления эмоций. «Вместо того, чтобы кричать
от радости, мы улыбаемся, не разжимая
губ», - пишет он. Этот контроль над эмоциями
нам нужен. Сейчас он обусловлен культурой
и общественными нормами, хотя корни этого
контроля уходят в глубокую древность.
Он вполне согласуется с теорией естественного
отбора. Древнему человеку приходилось
контролировать свои эмоции: не кричать
от страха, чтобы не выдать себя, не вести
себя грубо с самкой, чтобы сделать ее
присутствие рядом с собой постоянным
и таким образом увеличить потомство и
т.д. Как связан с этим смайлик? Смайлик
– это крайне редуцированная форма проявления
эмоции. Порой, ставя смайлик, выражающий
радость – при том даже, что мы действительно
ее чувствуем, – мы даже не улыбнемся.
Это совсем не та реакция, какая была бы
у нас, если бы мы выражали ее в разговоре.
Неизвестно, как оценивать это – как положительное
или отрицательное влияние использования
смайликов на эмоциональную жизнь, а может
быть, влияния и нет, однако смайлик как
экспрессивное средство продолжает тенденцию
уменьшения чистоты и увеличения социальной
опосредованности проявления эмоций.
Последний
вопрос, на который следует ответить
– где доказательства того, что
смайлики – это широко распространенная
система знаков? Откуда мы знаем, что
это реально используемый, всем понятный
язык, а не кем-то придуманный набор
символов?
Заключение.
Смайлик как явление, интегрирующее
системы коммуникативного аспекта
общения.
Подведем
итоги. Надеюсь, что все вышесказанное
по меньшей мере продемонстрировало,
что смайлик – необычное и
интересное явление. Сама я считаю его
уникальным и важным не для одной
сферы жизни. Он интересен и лингвистике,
и психологии эмоций, и типографии,
и искусству. А самое главное,
интересен он не постфактум, как
отжившее явление, а как явление,
только начинающее свое существование.
Каков
вклад смайлика в социальную психологию?
Коммуникативную сторону общения
традиционно делят на вербальную,
невербальную и вещественно-знаковую
коммуникацию, которые живут по разным
законам и не пересекаются, а лишь
взаимодействуют. Потребность письменной
коммуникации в наличии некоего
способа передачи невербальной информации
привела к появлению феномена,
который нельзя целиком отнести
ни к вербальному, ни к невербальному,
ни к вещественно-знаковому аспекту
коммуникации. Смайлик каким-то образом
вобрал в себя черты всех этих трех
ранее не пересекавшихся сторон, став
вещественным знаком и одновременно
невербальным каналом, будучи частью сугубо
вербального взаимодействия. Поэтому,
быть может, смайлик является первым
шагом на пути к интеграции сторон
и видов общения (вне зависимости
от того, нужна нам эта интеграция или
нет). Смайлик естественно и незаметно
распространился среди тех, кому он был
необходим, и живет уже больше двадцати
лет, даже не собираясь отмирать. Многие
не представляют себе письменного общения
без смайликов, и это неудивительно. Простой
в обращении, но при этом нагруженный смыслом
и способный передавать то, что с трудом
передается словами, смайлик используется
даже там, где без него можно обойтись.
И пускай пока к нему относятся не как
к беспрецедентному социальному явлению,
а всего лишь как к «символу радости».
На самом деле это тоже любопытно. Ведь
еще ни один знак, ни одно слово не было
так интернационально и не обладало такой
действенностью рекламного характера.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Смирницкий А.И. К вопросу о слове (проблема «отдельности слова») // Вопросы теории и истории языка. М.: Изд-во АН СССР, 1952. – С. 182-203.
- Шепунова Е. Социолингвистический феномен смайликакак интегратор систем коммуникативного аспекта общения// М. 2006