Смайлики как средство невербального общения в письменной речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 15:09, реферат

Краткое описание

Общаясь друг с другом, мы – как установили психологи – в первую очередь воспринимаем не то, что нам сказали – а то, как сказали. «Что» – это так называемые вербальные средства общения (слово), «как» – невербальные: голосовые интонации, мимика, жесты, поза и проч. Насколько они важны, можно убедиться на примере фразы – «Это не телефонный разговор» (мы не хотим обсуждать что-то предельно личное по телефону именно потому, что телефон не передаёт большинства невербальных средств). Правда, за много веков человечество научилось мириться с почти полным отсутствием невербальных средств в письменной речи.

Оглавление

Введение………………………………………………………………..3
Социолингвистический феномен смайлика………………………….5
История возникновения смайлика как знака………………………...6
Морфология смайлика………………………………………………...8
Семантика смайлика…………………………………………………..9
Анализ специфики смайлика как языкового знака…………………11
Язык смайликов как зарождающаяся языковая система……………13
Смайлик как единица невербальной знаковой системы…………....16
Заключение…………………………………………………………….18
Используемая литература…………………………………………….19

Файлы: 1 файл

Смайлики1.docx

— 256.34 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ:

 

    1. Введение………………………………………………………………..3
    2. Социолингвистический феномен смайлика………………………….5
    3. История возникновения смайлика как знака………………………...6
    4. Морфология смайлика………………………………………………...8
    5. Семантика смайлика…………………………………………………..9
    6. Анализ специфики смайлика как языкового знака…………………11
    7. Язык смайликов как зарождающаяся языковая система……………13
    8. Смайлик как единица невербальной знаковой системы…………....16
    9. Заключение…………………………………………………………….18
    10. Используемая литература…………………………………………….19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ВВЕДЕНИЕ

Общаясь друг с другом, мы – как  установили психологи – в первую очередь воспринимаем не то, что  нам сказали – а то, как сказали. «Что» – это так называемые вербальные средства общения (слово), «как»  – невербальные: голосовые интонации, мимика, жесты, поза и проч. Насколько  они важны, можно убедиться на примере фразы – «Это не телефонный разговор» (мы не хотим обсуждать  что-то предельно личное по телефону именно потому, что телефон не передаёт большинства невербальных средств). Правда, за много веков человечество научилось мириться с почти полным отсутствием невербальных средств в письменной речи (придумав для неё лишь вопросительный и восклицательный знаки, да ещё многоточие вместо точки)

Неоспоримым фактом является то, что  Интернет сегодня - это самый колоссальный источник информации, который знало  человечество. Но его возможности такие, как оперативность, быстрота и доступность связи между пользователями на дальних и близких расстояниях, позволяют использовать Интернет не только как инструмент для познания, но и как инструмент для общения.

Но общение в Интернете по многим признакам оказалось ближе к устному общению, чем к письменному – даже применительно к электронной почте: меньшее (в сравнении с бумажным письмом) время ожидания реакции собеседника, следовательно – меньшее время на обдумывание ответа, более краткий ответ и т.п. Ещё больше сходства с непосредственным общением оказалось в чатах и программах-мессенджерах (ICQ, Скайп и т.п.). Такое общение уже не могло обходиться без невербальных средств –эмотиконов (или – как их чаще называют – смайлики).

 
Можно выделить некоторые предположения об особенностях общения через Интернет:  
        1. Анонимность. Несмотря на то, что иногда возможно получить некоторые сведения анкетного характера и даже фотографию собеседника, они недостаточны для реального и адекватного восприятия личности. Кроме того, наблюдается укрывание или презентация ложных сведений. Вследствие подобной анонимности и безнаказанности в сети проявляется и другая особенность, связанная со снижением психологического и социального риска в процессе общения - аффективная раскрепощенность, ненормативность и некоторая безответственность участников общения. Человек в сети может проявлять и проявляет большую свободу высказываний и поступков (вплоть до оскорблений, нецензурных выражений, сексуальных домогательств), так как риск разоблачения и личной отрицательной оценки окружающими минимален. 
        2. Своеобразие протекания процессов межличностного восприятия в условиях отсутствия невербальной информации. Как правило, сильное влияние на представление о собеседнике имеют механизмы стереотипизации и идентификации, а также установка как ожидание желаемых качеств в партнере. 
        3. Добровольность и желательность контактов. Пользователь добровольно завязывает контакты или уходит от них, а также может прервать их в любой момент. 
        4. Затрудненность эмоционального компонента общения и, в то же время, стойкое стремление к эмоциональному наполнению текста, которое выражается в создании специальных значков для обозначения эмоций или в описании эмоций словами (в скобках после основного текста послания). 
       5. Cтремление к нетипичному, ненормативному поведению. Зачастую пользователи презентируют себя с иной стороны, чем в условиях реальной социальной нормы, проигрывают не реализуемые в деятельности вне сети роли, сценарии, ненормативного поведения.

Условия протекания коммуникативного акта в Интернете позволяют выделить новую форму  речи  – письменно-разговорную. И. В. Совпель назвал такую форму «особым машинным видом» естественного языка, «несводимым к его устной или  письменной  форме». Под письменной разговорной речью мы понимаем запись диалога двух и более участников коммуникативного акта, сделанную ими самими при помощи интернет-языка межличностного  общения . Отличительной чертой такой записи является отсутствие акцента на фиксации высказываний, т.к. в данном случае диалог ведется при помощи ввода текста с клавиатуры в диалоговое окно в реальном времени.

Такой подвид компьютерно-опосредованной коммуникации существенно отличается от всех остальных существующих на данный момент видов общения, осуществляемых с помощью технических средств. Общаясь через программы быстрого обмена сообщениями (IСQ, Miranda и т.д.), участники коммуникативного акта не видят и не слышат друг друга, а  часто являются носителями разных языков, что существенно осложняет процесс  взаимопонимания, так как пропадает  возможность ориентироваться на невербальные компоненты речи собеседника.

Со временем пользователи интернета создали несколько  систем общепринятых знаков, которые  вполне успешно заменяют невербальные компоненты речи. Среди этих систем можно выделить:

·    «ремарки» к репликам;

·     система знаков препинания, отличная от аналогичной системы естественного языка;

·     система графического оформления текста (использование курсива, учет регистра и т.д.);

·     система смайликов.

Последняя система получила наиболее широкое распространение  в интернет-среде, став универсальной  и межнациональной.

  1. Социолингвистический феномен смайлика. 

 

 Считается, что смайлик для Интернета – все равно, что для человечества колесо. Без него невозможно обойтись ни в одной форме виртуального общения. Он крайне прост в употреблении, информативен и при всей своей простоте дает широкий простор воображению и экспрессии. Неудивительно, что его переняли sms-коммуникация, реклама, дизайн, обычная почта и даже такие формы письменной коммуникации, как обмен записками на уроках. Об истории смайлика подробно чуть позже, сначала о том, что это такое.   

Феноменология смайлика. 

Смайлик, эмограмма  или эмотикон, - это графический символ, используемый для выражения эмоции. Удобство его в том, что он, во-первых, просто рисуется, что позволяет легко использовать его на письме, а во-вторых, что намного важнее именно для Интернета и sms, легко вставляется в печатный текст без использования каких-либо дополнительных средств. Почему? Потому что для них найдена гениально простая типографическая форма. 

Еще Владимир Набоков, жалуясь на некоторое  неудобство словесного языка в эмоциональном  плане, писал:«Мне часто приходит на ум, что надо придумать какой-нибудь типографический знак, обозначающий улыбку — какую-нибудь закорючку или упавшую навзничь скобку, которой я бы мог сопроводить ответ на ваш вопрос». Набоков, несомненно, был бы рад узнать, сколько таких типографических знаков было придумано и как они функциональны.

Сегодняшний смайлик составлен из знаков препинания, это его основная характеристика и главное преимущество. Самый первый классический смайлик – это улыбка, откуда и пошло его название. Он выглядит очень просто: 

:) 

Двоеточие и скобка. Иногда к ним добавляют  дефис: 

:-) 

С помощью двух или трех таких простых  знаков общепринято выражается радость, шутка, удовольствие и в целом  положительные эмоции. Это действительно  универсальный символ. Его значение сегодня известно буквально каждому.  

Смайлик – это абстрактная кодировка  мимического выражения эмоциональной  экспрессии. Обобщая, можно сказать, что появление и характер смайликов  обусловлены: 

а) отсутствием в письменной коммуникации канала для невербальной информации;  

б) отсутствием адекватных лингвистических  средств для кодирования эмоций;  

в) требуемой скоростью передачи информации;

г)) ограниченностью объема сообщений.

  3) История возникновения смайлика как знака. 

К явлению смайликов можно относиться как угодно. Можно не ценить их вклад  в развитие письменного общения, можно считать, что они снижают  интеллект, можно уважать их, но не пользоваться и так далее. Но как  бы то ни было, их появление - немаловажное событие в искусстве и важный шаг в развитии коммуникации. Поэтому  интересно узнать о том, как это  случилось. 

С момента возникновения первого  смайлика прошло уже больше сорока лет. Тогда смайлик еще не придумали  записывать с помощью знаков препинания. С тех пор их сменилось несколько  поколений.

 Если верить Интернет-журналу «Мембрана», происхождение смайлика связано  с серьезным событием – возникновением в начале 1960-х в США крупной  страховой компании State Mutual Life Assurance Cos. of America. Она была создана путем  слияния двух компаний. Процесс слияния  был довольно трудоемким, и руководство  компании чувствовало, что сотрудникам  не хватает развлечения. Было решено провести среди них нечто вроде  рекламной акции, пропагандирующей хорошее настроение. Нарисовать символ для этой акции в декабре 1963 года предложили художнику Харви Бэллу. За 10 минут и 45 долларов Харви Бэлл создал простую желтую улыбающуюся рожицу. Из нее сделали значок, прикрепили сзади булавку и раздали сотрудникам и клиентам компании. Так начали свой путь первые смайлики, пока нарисованные от руки, а не электронные. 

В 1970-х годах для этого незамысловатого  символа был придуман лозунг: «Have a happy day» - «Счастливого дня», и он засветился на футболках, рюкзаках, карандашах и  даже почтовых марках, в результате чего разошелся по всем Соединенным  Штатам и Европе. Логотип смайлика стал приносить доходы всем, кто  его использовал, кроме самого создателя. Харви Бэлл не хотел регистрировать авторское право на изображение. Он бескорыстно радовался тому, что  его творение «приносит людям радость». Но нашлись и менее бескорыстные предприниматели. Одним из них был француз Франклин Лоуфрани, который в 1971 году сумел доказать, что это он создал смайлик в Париже в 1968 году, и зарегистрировал этот логотип как свою торговую марку более чем в 80 странах. Его корпорация называлась Smiley Licensing. Таких самозванцев становилось все больше и больше, пока в конце концов Бэлл не запатентовал свой авторский смайлик с собственными инициалами. Теперь им владеет компания World Smile Corporation, которую возглавляет сын Харви Бэлла Чарльз. Прибыль компании было решено использовать исключительно в благотворительных целях. «Никогда еще в истории человечества и искусства не было ни одного творения, которое бы, распространившись столь широко, приносило столько счастья, радости и удовольствия. Не было ничего, сделанного так просто, но ставшего понятным всем», - говорил сам Бэлл. Смайлик продолжал существовать «off-line» в рисованном виде, и служил пока не единицей невербальной коммуникации в письменном общении, а напоминанием о «добре и свете». 

Второй  этап развития эмограмм начался в 1972 году, когда в образовательной  компьютерной сети Plato в университете Иллинойса появились маленькие  картинки с разными выражениями  лица, вводимые с помощью определенных кодовых слов. Через четыре года создание таких смайликов превратилось в отдельное искусство. Но ими  нельзя было пользоваться в рамках других сетей, да и запоминать кодовые  слова было не очень удобно. Все  шло к созданию более простой  и универсальной формы… 

В феврале 2002 года сотрудник компании Microsoft Майк Джонс задался целью  отыскать время и место появления, а также автора так называемого ASCII-смайлика, то есть электронного смайлика, составленного из двоеточия и  скобки, которым повально пользовался  весь Интернет. В результате выяснилось, что придумал обозначения :-) и :-( в начале 80-х годов сотрудник университета Carnegie Mellon University по имени Скотт Фалман. В свое время он занимался проблемами искусственного интеллекта и первыми компьютерными сетями, которые тогда, в 1982 году, как вспоминает сам Фалман, только-только начинали входить в обращение. Они имелись только в университетах и военных учреждениях. Созданная в университете «доска» – прототип нынешних форумов, где обсуждались самые разнообразные проблемы, - получала огромное количество писем и комментариев. Как и следовало ожидать, начав использовать письменную форму для живого общения, коммуниканты столкнулись с естественной проблемой, связанной с отсутствием невербального канала: многие шутки оставались непонятыми, и поскольку каждая непонятая шутка вызывала огромное количество ненужных комментариев, нужно было придумать, как обозначать их, чтобы всем было все понятно. Писать «Я пошутил» никто не хотел. Нужен был простой символ. Предлагались значки *, %, &, (#), но в них было что-то не то. Один из участников доски предложил довольно успешный и некоторое время лидировавший по частоте употребления набор символов — \__/, означавший усмешку. Но спустя некоторое время его вытеснило детище Фалмана, покорив пользователей сети своей элегантностью. Оно так и живет до сих пор, и не собирается отмирать. Тот промежуток времени (а это уже двадцать с лишним лет), что смайлики в ходу, лучше всего свидетельствует о том, что их использование – не дань моде, а вынужденное средство. 

 

  1. Морфология смайлика

 

 В активном использовании  сейчас насчитывается около тридцати разных смайликов, отвечающих разным оттенкам эмоциональной экспрессии. Вообще их существует  гораздо больше. Кроме того, смайликами принято называть любые графические произведения, созданные при помощи знаков препинания, и это даже уже стало самостоятельным искусством, но их мы рассматривать не будем, потому что нас интересует смайлик как способ кодировки эмоций. Что интересно в смайликах с точки зрения рассмотренного нами способа кодирования эмоциональной экспрессии Экмана? Интересна его морфология. Смайлик состоит из двух, трех или четырех знаков, соответствующих выделенным Экманом зонам лица, основными из которых являются глаза и рот как самые изменяемые носители экспрессивной информации, и к которым для передачи оттенков эмоциональных значений могут добавляться нос и брови. Кроме того, в смайликах используются дополнительные выразительные средства, такие как слезинки, волосы, слюна, зубы, язык и т.п. 

Информация о работе Смайлики как средство невербального общения в письменной речи