Скауты

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 18:57, реферат

Краткое описание

На грани двух последних столетий повысилось внимание общества к детям; обрела популярность идея создания гармонически развитой личности (человек высокой нравственности, трудолюбивый, физически совершенный, гражданин и патриот). Не упускалось также из виду, что воспитанная таким образом молодежь сможет со временем преодолеть классовый антагонизм. В здоровом, полноценном подрастающем поколении были заинтересованы и государственные структуры - ведь это будущая рабочая сила, армейский резерв.

Файлы: 1 файл

скауты.docx

— 47.71 Кб (Скачать)

  Возникло множество  общественных организаций, таких, как  общество телесного воспитания «Богатырь», общество физического и нравственного  воспитания «Маяк», Общество содействия физическому развитию учащейся молодежи. Общество «Сокол» стало организационной  формой движения энтузиастов «Сокольской гимнастики», разработанной во второй половине XIX в. чехом М. Тыршем на основе «немецкой гимнастической системы», переработанной в античном духе. В России движение распространилось с 1902г., а к 1914г. в стране было уже около 60 «сокольских» обществ и кружков. Примечательно, что в отличие от немногочисленных гимнастических групп конца XIX в., но в «новых» объединениях физическое воспитание все более и более соприкасалось и шло рядом с воспитанием духовным и

  Всего к 1910г. в  России было около 80 обществ по физическому  и нравственному воспитанию.

  Скаутское движение, возникнув в начале ХХ века, использовало и объединило в себе по крупице  опыт существовавших до этого детских  и молодежных организаций, таких, как  «Соколы», YMCA, некоторых гимнастических обществ и спортивных клубов. А  основателем скаутинга был генерал  Баден-Пауэлл -- легендарная личность, национальный герой Британии.

  Роберт Баден-Пауэлл родился 22 февраля 1857 года в Лондоне  в семье профессора-богослова. Родители мальчика, видя, что он растет живым, любознательным, активным, не стали  настаивать на непременном соблюдении семейной традиции и не стремились, во что бы то ни стало засадить его  с раннего детства за книги, как  часто поступают в таких семьях. По воспоминаниям самого Б-П, его  «ранние годы были полны уроками  жизни на открытом воздухе: поисками редких цветов, растений, бабочек, знакомства с деревьями, с жизнью птиц, с повадками  животных». Вместе со своими друзьями, он плавал на лодке, путешествовал на лошади, учился готовить пищу на костре, охотится, наблюдать. Став взрослым, Баден-Пауэлл развивал и совершенствовал эти  умения всю свою жизнь. Закончив в 1876 году престижную школу и выдержав в этом же году экзамен на офицерский чин. Роберт стал суб-лейтенантом и отправляется в Индию, где служил до 1884 года. Именно в эти годы, занимаясь обучением и воспитанием солдат-разведчиков, он создал основы скаутинга как системы. Она вместила в себя специальные упражнения, беседы на определенные темы, тренировки. Все, что Баден-Пауэлл понял, придумал, проверил как педагог на собственном опыте работы с солдатами, он изложил в книгах «Выслеживание и разведка» (Reconnaissance and Scouting) 1881 года и «Памятка разведчика» (Aids to scouting) 1899 года. Уже в этих, первых своих трудах будущий генерал не только дал советы, как обучать практическим навыкам, но и разработал основы теории, пользуясь которой, наставники могли развивать в ребенке качества характера, необходимые разведчику.

  «Aids to scouting» в первом издании была узкоспециализированным пособием-инструкцией для обучения боевых разведчиков. Но впоследствии она была, переработана применительно к английскому юношеству и легла в основу программной книги скаутинга: «Scouting for boys».

  В 1884 году после  службы в Индии, капитан-адъютант Баден-Пауэлл направился в Южную Африку в составе  экспедиционного корпуса, затем  три года служил на Мальте, где изучил историю острова и ордена иоаннитов, что также нашло свое отражение в системе скаутинга.

  1894 год Баден-Пауэлл  провел в Англии, ожидая отставки  или нового назначения, а в  ноябре 1895 года отбыл в Южную  Африку, где принял активное участие  в разведывательных действиях,  а затем в англо-бурской войне  1899-1902 годов, ставшей одним из  предвестников глобальных войн XX века.

  В ходе войны  гарнизон города Мефкинга, которым командовали лорд Эдуард Сесиль и полковник Баден-Пауэлл. в течение девяти месяцев, окруженный со всех сторон бурами, удерживал оборону и выстоял. История военного дела знает не так уж много примеров подобного мужества и воинского мастерства: 1000 англичан противостояли 12000 буров и воюющим на их стороне зулусским племенам. «Как раз в это тревожное время, -- вспоминал позже Баден-Пауэлл, -- лорд Сесиль собрал городских мальчиков и образовал из них отряд, дал им форму и обучил строю, и, могу вас уверить, получилась молодецкая и очень полезная бригада».

  Мальчики несли  службу связи, наблюдения и охраны отдельных  объектов, что позволило оттянуть десятки солдат непосредственно  на линии боевых действий. При этом мальчики проявили максимум организованности и дисциплинированности, четко и  правильно выполняя команды своего командира, -- такого же мальчика.

  Баден-Пауэлл много раз в своих книгах и  публичных выступлениях приводил примеры  необычайной смелости этих мальчиков, выполнявших сложные, а зачастую и смертельно опасные задания. После  снятия осады Мефкинга многие из них были награждены боевыми наградами.

  В 1900 году, вскоре после снятия осады Мефкинга, Баден-Пауэлл получил звание генерал-майора и несколько позже - титул лорда.

  1903-1907 годы  можно считать поворотными в  жизни и карьере Баден-Пауэлла.  Именно в эти годы он начал активную общественную деятельность, и его мысли о необходимости создания новой системы воспитания подрастающего молодого поколения или, по крайней мере, внесения изменений в существующую перешли в твердое убеждение в то, что сделать это совершенно необходимо и откладывать больше нельзя. Дело в том, что, проанализировав итоги англо-бурской войны, Баден-Пауэлл пришел к выводу: хотя в военном и политическом отношении они и выиграли и создали на юге Африки свои колонии, но главным образом за счет значительного перевеса в вооружении и технической оснащенности. Моральный дух противника был выше, а, кроме того, буры проявили себя более закаленными физически, ловкими, умелыми солдатами, что в ряде сражений давало им солидное преимущество, несмотря на нехватку оружия. Продолжая свои выводы, Баден-Пауэлл называет и причины низкого морального духа английских солдат: во-первых, общество в целом не придает большого значения воспитанию у молодежи качеств, необходимых защитнику Отечества, а во-вторых, сама молодежь была чрезмерно увлечена спортом как зрелищем, забывая о том, что она -- мощное средство саморазвития и самосовершенствования.

  Генерал не ограничился  констатацией этих проблем, а перешел  от слов к делу: в 1907 году организовал  лагерь для 22 мальчиков на острове  Браунси, где на практике применил окончательно сформировавшуюся к тому времени свою систему-концепцию скаутинга. Успех превзошел все ожидания. Детей захватила такая жизнь. Интересная деталь: все расходы на лагеря составили 55 фунтов 2 шиллинга и 8 пенсов -- сумма достаточно скромная по тем временам, что впоследствии стало характерным для всех скаутских лагерей.

  В этом же году выходит «Scouting for boys» Баден-Пауэлла. Эта книга, вышедшая в виде шести брошюр массовым тиражом, стала настольной для каждого скаута. Доходчиво, просто, на увлекательных примерах она учила ребят, как жить в лесу, жизни, как вести себя по-рыцарски, в ней юные читатели нашли и описание захватывающих приключений. Вскоре последовали дополнительные тиражи. Сейчас эта книга переведена на более чем 35 языков мира, а одно из первых иностранных изданий вышло в России.

  После неудачной  войны с Японией в 1905 году, проигранной, главным образом, из-за революционных  беспорядков в России, многие русские  пришли к выводу о том, что для  поднятия патриотического духа в  стране необходимо обратить особое внимание на воспитание подрастающего поколения. Так в 1908г. появилось в России движение «потешных». Оно было названо  в честь мальчиков «потешных», из которых Петр I впоследствии создал свои лучшие, гвардейские полки. «Потешные» носили военную форму и маршировали  с деревянными ружьями. Какое-то время ребята занимались этим с удовольствием, однако скоро интерес пропал.

  Императору  Николаю II прислали из Англии книгу  Баден-Пауэлла «Scouting for boys». Он прочитал ее и распорядился издать. Русский вариант «Scouting for boys» -- это напечатанная в 1908 году Академией Генштаба книга «Юный разведчик». Текст Баден-Пауэлла при переводе был адаптирован, исходя из условий России, так что в каком-то смысле это весьма вольный перевод, но дело тут вовсе не в соблюдении или несоблюдении авторских прав, а в том, что книга сработала, дала толчок новому движению в среде юношества.

  Уже в 1909 году штабс-капитан лейб-гвардии 1-го стрелкового  батальона Олег Иванович Пантюхов организовал в Павловске (а затем и в Царском Селе) первый отряд юных разведчиков в России, который стал в дальнейшем частью Царскосельской дружины. 30 апреля 1909г был зажжен первый скаутский костер в Царском селе и этот день считается днем рождения скаутинга в России.

  В 1910 году Баден-Пауэлл приезжал в Россию, где его принял сам Николай II. Между ними состоялась беседа о перспективах скаутинга  в нашем Отечестве.

  Вскоре после  начала войны было основано общество помощи юным разведчикам - «Русский скаут». Это общество взялось за подготовку первого скаутского съезда, который  состоялся в январе 1916г. На съезде присутствовали руководители из Петрограда, Царского Села, Москвы и Киева. Через  год уже в 143 городах России было около 50 000 разведчиков и разведчиц. Они дежурили на станциях, встречая поезда с ранеными, работали в госпиталях, собирали подарки для солдат, помогали летом семьям крестьян, у которых  взрослые мужчины были на фронте.

  Во время  гражданской войны скауты (к этому  времени слово «скаут» стало  употребляться чаще, чем разведчик), в основном, сочувствовали Белому движению, многие из них уходили  добровольцами на фронт и помогали в тылу.

  1917 год, расколовший  Россию на красных и белых,  прошел глубокой трещиной и  по скаутингу. Большинство скаутов  предпочли сторону белых, но  были и красные скауты. Вчерашние  братья по патрулю становились  порой смертельными врагами. 

  Новая власть сразу настороженно восприняла существующие скаутские отряды, а затем, руками комсомола и правоохранительных органов, начала целенаправленное уничтожение  скаутинга в России. Часть скаутмастеров была вынуждена заняться организацией отрядов «нового типа», так стали появляться первые группы, впоследствии названные «ЮК-скими» и «пионерскими» но к тому времени из этих групп было по существу выброшено скаутское содержание и заменено тезисами пролетарского воспитания.

  Большинство скаутских руководителей, оставшихся в живых, были вынуждены покинуть Родину. Лишь в эмиграции была создана  организация российских скаутов, во главе которой стал О.И. Пантюхов.

  Некоторое время  скауты в России были на нелегальном  положении. Тайно выпускались рукописные альманахи и журналы. Но постепенно оставшиеся в России скаутские руководители, сохранившие верность настоящему скаутингу, распускали свои отряды, дабы не подвергать детей опасности быть репрессированными.

  Старший Русский  Скаут -- Олег Иванович Пантюхов получал с оказией письма из России, они доходили с большим трудом, а затем и вообще перестали поступать,

  В 1926 году последние  отряды, сохранявшие верность скаутингу, перестали существовать. Тогда казалось, что на этом в истории скаутинга  в России была навсегда поставлена точка. Но прошли годы, и в 1990 году в  Павловском парке был снова зажжен скаутский костер, проведен первый лагерь в России. Во многих городах  вновь начали создаваться скаутские  отряды и дружины. В 2002г. Всероссийская  Национальная Скаутская Организация  вновь была принята во Всемирную  Организацию Скаутского Движения.

  1.2. Влияние  скаутского движения на социализацию  личности.

  Социальное  становление человека происходит в  течение всей жизни и в разных социальных группах. Семья, детский  сад, школьный класс, студенческая группа, трудовой коллектив, компания сверстников - все это социальные группы, составляющие ближайшее окружение индивида и  выступающие в качестве носителей  различных норм и ценностей. Такие  группы, задающие систему внешней  регуляции поведения индивида, называются институтами социализации.

  В самом широком  смысле понятие социализации трактуется как процесс и результат социального  развития человека. И. С. Кон полагал, что социализация представляет собой  совокупность всех социальных и психологических  процессов, посредством которых  индивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему  функционировать в качестве полноправного  члена общества. Сущность процесса социализации заключается в том, что человек постепенно усваивает  социальный опыт и использует его  для адаптации к социуму. Такое  усвоение происходит стихийно и целенаправленно. Целенаправленность определяется усилиями семьи, школы, различных общественных организаций. Стихийность - многообразными аспектами жизни, свидетелем которых  является человек.

  Социализация  относится к тем явлениям, посредством  которых человек учится жить и  эффективно взаимодействовать с  другими людьми. Она непосредственно  связана с социальным контролем, поскольку включает в себя усвоение знаний, норм, ценностей общества, обладающего  всеми видами санкций формального  и неформального характера.

  Институты социализации реализуют свои функции по отношению  к обществу, другим социальным институтам, различным социальным слоям и  по отношению к конкретной личности. В целом институты, механизмы, субъекты социализации представляют собой особую структуру социальной системы общества, где служебная роль одного из элементов  системы по отношению к другим определяет зависимость, при которой  изменения в одной части являются производными от изменений в другой части. Сам же процесса социализации индивидов является главным механизмом, обеспечивающим нормальное функционирование социальной системы.

  Скаутское движение является добровольным, неполитическим воспитательным движением для молодых, открытым для всех независимо от их происхождения, расовой принадлежности или вероисповедания, в соответствии с целью, принципами и методом, разработанными основателем Движения и приведенным  ниже.

Информация о работе Скауты