Скауты

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 18:57, реферат

Краткое описание

На грани двух последних столетий повысилось внимание общества к детям; обрела популярность идея создания гармонически развитой личности (человек высокой нравственности, трудолюбивый, физически совершенный, гражданин и патриот). Не упускалось также из виду, что воспитанная таким образом молодежь сможет со временем преодолеть классовый антагонизм. В здоровом, полноценном подрастающем поколении были заинтересованы и государственные структуры - ведь это будущая рабочая сила, армейский резерв.

Файлы: 1 файл

скауты.docx

— 47.71 Кб (Скачать)

  На грани  двух последних столетий повысилось внимание общества к детям; обрела популярность идея создания гармонически развитой личности (человек высокой нравственности, трудолюбивый, физически совершенный, гражданин и патриот). Не упускалось также из виду, что воспитанная  таким образом молодежь сможет со временем преодолеть классовый антагонизм. В здоровом, полноценном подрастающем поколении были заинтересованы и  государственные структуры - ведь это  будущая рабочая сила, армейский  резерв.

  В теории и  практике воспитания и образования  произошли серьезные сдвиги. Сокращение продолжительности рабочего дня  для детей и подростков привело  к увеличению их свободного времени  и проблеме его конструктивной занятости. Обучение стало делом государственной  важности. Во многих странах появились  законы об обязательном образовании. Государство  взяло на себя отчасти и бремя  воспитания. Совсем иначе стала решаться проблема детской преступности. В 1899г. американцы создали особый «Детский суд». Широко применялось отсроченное  и условное наказание для несовершеннолетних правонарушителей. Английский «Закон о детях» (1908) прямо предписывал  замену тюрьмы работными (до 12-летнего  возраста) или исправительными (для 12 - 16-етних) школами. Созданное еще  в середине XIX столетия «Общество  доктора Бонода для защиты осиротелых и покинутых детей к концу века объединяло 25 тысяч колоний (почти 70,5 тысячи человек). В Германии повысился интерес к «Детским очагам» - убежищам беглецов из дома.

  В начале XX в. особо популярны были идеи педагогического реформаторства. Получили второе рождение идеи Ф.Рабле, В. да Фельтре, Ж.-Ж.Руссо, Д.Локка, Л.Толстого, Г.Спенсера. Все большей известностью стали пользоваться предложения Марии Монтессори о «свободном воспитании», П.Наторпао «социальном воспитании», Г.Кершенштейнера о практической направленности воспитания. Обсуждались концепции о школах «нового» и «свободного» воспитания, об обучении «посредством делания», о социалистических преобразованиях в обучении и воспитании.

  До начала XX в. в мире было сравнительно мало детских и молодежных объединений. Большей частью они представляли собой клубы с детскими секциями, религиозные и спортивные кружки, в редких случаях (как, например, ИМКА, ИВКА или «Армия спасения) имевшие разветвленную сеть. Однако это не всегда отвечало интересам детей и подростков, что приводило к самоорганизации, позволяющей реализовывать потребность к объединению по интересам.

  Если в среде  работающих подростков предпочтения отдавались демонстрации неподчинения формальному  руководству, то в среде учащихся прослеживалась стихийная тяга к  природе, странствиям, проповедовался отказ от курения, алкоголя, сквернословия. Пример всему миру здесь подавали немцы с их известными детскими движениями «Перелетные птицы» и «Юные странники». Накануне выходных дней маленькие группки  по 10 - 12 человек с посохами, рюкзаками, гитарами отправлялись с городских  вокзалов в ближайшие окрестности. Ребята изучали свой родной край не по карте, а воочию, собирали фольклор и распространяли его в городе. В каникулы устраивались длительные походы на сотни километров. Конечно, в этом выражался и своеобразный протест против однообразной школьной и семейной жизни. В 1913 - 1914 гг. в движение немецких «перелетных птиц» и  «юных странников» входили уже  десятки тысяч детей и подростков.

  Движение «перелетных  птиц», впрочем, так и не было оформлено  в национальном масштабе, а вот  религиозные объединения в Германии просто-таки поражали своей организационной  пестротой. Основной водораздел среди  них проходил по конфессиональному  признаку. Католиков было больше численно, но протестанты имели большее  разнообразие организаций. Появились  также группы рабочей молодежи, строившиеся  по подобию взрослых. Они сочетали в своей деятельности защиту экономических прав, спорт, просветительство

  Политические  организации пытались распространить свое влияние на молодежь посредством  создания «припартийных» спортивных групп. Подчинить молодежное и детское движение своим интересам стремилось и государство, для чего в 1911г. многочисленные группы были объединены в «Союз молодой Германии». Он насчитывал почти миллион человек. «Союз», основу которого составляли простые ребята, обычные спортсмены, был порядком «разбавлен» крайними националистами. В1901г. возник «Союз потешных», объединивший молодежь для проведения экскурсионной, походной деятельности, занятий стрельбой и пением.

  В Америке  получили распространение группы «лесных  индейцев» Сетон-Томпсона, «сыновья Дэниэла Буна» и «мальчики-пионеры» Дэна Берда.

  Движение Сетон-Томпсона опиралось на два краеугольных камня - деятельность на природе и индейские  традиции. Сетон-Томпсон видел в  «краснокожих» воплощение всех человеческих ценностей, идеальное, мистическое  отношение к природе. Детям 8-15 лет  предлагался оригинальный идеал - краснокожий  смельчак. В организации избирался  Вождь и его заместители, совет, казначей, летописец, костровой. Все  дети имели индейские имена. Сам  же Сетон-Томпсон был Колдуном и  «Черным Волком». «Племя» делилось на стаи» по 15-50 человек. Новички  при вступлении давали клятву и обещали  соблюдать десять законов. Кисточка из черных лошадиных волос, называемая «скальпом», была как бы членским значком  организации. Взрослые помогали детям  лишь в случае крайней необходимости. «Лесное дело» включало в себя изучение природы, охоту, лагерные стоянки, нахождение дорог, направления, примет. Дети играли в «медвежью охоту», вязали узлы, учились разжигать костры, оказывать медицинскую помощь. В  почете был спорт - сильное тело означает сильную душу. Примечательно, что  Сетон-Томпсон не допускал командных  состязаний. Дети стремились только к  личным достижениям. За первый год после  ознакомления общественности с этой идеей в США возникло уже почти 50 детских «племен», а через восемь лет движение насчитывало около 100 000 человек. Руководитель сделал попытку  создать национальную конфедерацию (почти 200 тысяч членов).

  С конца XIX в. вошел в историю феномен милитаризма. По всей Европе роль армии, обязательность и значимость воинской повинности и военной подготовки, место военных ценностей в гражданском обществе стали предметом публичных споров. Хотя проблема армейской реформы не была самой важной для общества, она все-таки обсуждалась уже с 1880-х гг. К концу столетия военные ценности и качества широко распространились. Общество приветствовало добровольцев, их «маневры» становились для публики настоящим развлечением. При университетах и школах многих стран Европы была развернута система военного обучения, кадетских корпусов. Религиозные организации создали системы молодежных бригад с уклоном на военную дисциплину и воинские умения. Все большее внимание приковывали идеи социал-дарвинизма, но вместе с тем в обществе витали опасения (а также искренние восторги) по поводу жестко дисциплинированного национального «духа нации» Германии, как, впрочем, и Японии, воспитывающей «новых самураев». В разных странах в разном виде пропагандировался лозунг: «Народ, к оружию!» Во Франции были образованы «Школьные батальоны», в Германии - «Центральный комитет устройства детских и народных игр», «Союз юных защитников Отечества», «Союз немецкого юношества», в Англии действовали «Легион фронтовиков», «Лига национальной службы», «Ассоциация мальчишеских умений», «Общество преданных британских стражей», движение «Долга и дисциплины», «Лига мальчишеской империи» под руководством книгоиздателя Х. Спайсера.

  Естественно мнение, что демократическое общество, гражданские, национальные и личные ценности должны быть защищаемы. Но для этого необходимо, прежде всего, воспитать активных граждан. Хотя тезис о защите гражданами своей нации был знаком Европе еще со времен Великой французской революции, для многих стран даже в конце XIX в. эта идея была новой. Считалось, что воспитание гражданских и патриотических ценностей было обязанностью государственной образовательной системы, а моральных - уделом семьи и церкви. Рост различных детско-подростковых «бригад» в Великобритании стал наиболее значимым воздействием церкви на молодежь. Хотя армейские названия, муштра, строгая дисциплина и стрельба из пневматических винтовок были широко распространены и в других организациях, но все-таки они не одобрялись церковью. Бели руководство многих церквей смотрело сквозь пальцы на некоторый милитаризм в рядах «бригад», то оно не было столь снисходительно по отношению к «лигам строевой подготовки», «лигам нравственного воспитания», чьи религиозные и духовные цели были менее выражены. Руководителям этих групп нелегко было достигнуть соответствия между военными методами и духовными целями.

  Своим появлением «бригады» обязаны Уильяму Александру Смиту, который родился в 1854г. в  семье офицера и был воспитан в традициях шотландского протестантизма. «Бригада» быстро завоевала популярность среди детей, так как, несмотря на очевидные процерковные цели и задачи, она предлагала привлекательную деятельность. Ребятам нравилось играть в солдат - еженедельные парады, форма (полувоенные головные уборы, ремни, вещмешки). Программа дополнялась воскресными уроками по изучению Библии, летними лагерями, где можно было пострелять из винтовки. Разве могли они получить что-либо подобное в их обыденной жизни? Главным средством пропаганды движения стали духовые оркестры «бригад». Военной была и структура: три компании объединялись в батальоны под командованием капитана и его помощника - лейтенанта. Дисциплина в «бригадах» была жесткой - не допускались даже минутные опоздания, пропуски без уважительных причин. Впрочем, военизированные элементы использовались Смитом лишь как приманка для жаждущих героизма мальчиков и юношей, как подсобное средство их воспитания.

  В 1908г. членство в целом по Великобритании, распространившись  также на Канаду, Австралию, Новую  Зеландию, Южную Африку, Вест-Индию, Цейлон, достигло 64000 человек. Отчасти  благодаря популярности в начальный период своего существования произошел еще один всплеск интереса к «бригадам» накануне первой мировой войны.

  К началу XX в. в Англии в мощную общенациональную сеть развились кадетские корпуса. Они щедро финансировались государством и должны были решать задачу физической и эмоциональной подготовки детей, подростков и юношей 12-18 лет к службе в армии. Соответственно, государство было заинтересовано в том, чтобы вовлечь в эту систему большее количество ребят.

  Заручившись поддержкой работников и родителей  членов организации, Смит избежал вовлечения своей «Бригады» в систему  военного обучения («кадетский проект»), что положительно сказалось на ее авторитете после окончания войны  в атмосфере всеобщего разочарования  и антивоенных настроений. А вот  «Церковные бригады мальчиков» в 1911г. превратились во вспомогательные армейские  подразделения и окончательно потеряли симпатии общества.

  Символично, но «Бригады мальчиков» и «Церковные бригады  мальчиков», внесшие наибольший вклад  в возникновение нового массового  движения - скаутинга, стали вскоре его жертвами. Еще до появления  скаутов опыт и предложения основателя скаутского движения Баден-Пауэлла  использовались в работе «бригад». В газетах печатались его схемы  по обучению наблюдению на открытом воздухе, лагерному делу. За освоенные специальности  вручался трилистник лилии, который  позднее стал символом скаутского движения. «Церковная бригада мальчиков» даже создала свой скаутский патруль, члены которого работали по схеме  книги Баден-Пауэлла «Скаутинг  для мальчиков», но подчинялись церковному руководству, имели другой девиз - «Будь  начеку и молись!» В июне 1909г. руководство  «Бригады мальчиков решило, что для  нее скаутинг станет только дополнением  к имевшимся программам, а не философской  основой: скаутинг не заменит основанную на строевой подготовке систему работы «Бригады». К тому же скауты в отличие  от нее не имели церковной ограниченности, что тоже сыграло им на пользу.

  О скаутинге  можно сказать, что он возник не на пустом месте. Почва для него была подготовлена.

  Аналогичная ситуация наблюдалась и в России. Социально-экономическое положение (условия жизни и труда, изолированность  сословий), традиции воспитания (патриархальность), школьный официоз (правила для учащихся), контроль со стороны Русской православной церкви не позволяли детям и подросткам выйти за пределы устоявшейся  системы.

  В 90-х гг. в  России (Санкт-Петербург, Москва, Одесса, Орел, Рязань, Харьков, Ялта) появились  разнообразные общества, занимавшиеся проблемами детства. Эти объединения были непрочны, часто и быстро возникали, но так же часто и быстро распадались. Среди наиболее известных - «Комитет содействия молодым людям в достижении нравственного и физического развития» в Санкт-Петербурге (1900), «Майский союз» в Иркутске (1901), детские летние колонии в Санкт-Петербурге («Общество охранения народного здравия») и Москве («Общество школьных вакационных колоний»).

  Идею «майских союзов», организованных для защиты птиц, предложил финский сказочник  Ц. Топелиус. Поскольку «Союз» возник в мае, то и получил название «майского». Правила «Союза», помимо прочего, предписывали не мучить, не убивать, не ловить и не держать птиц в клетке. Хотя первоначально предполагалось, что «Майский союз» будет заниматься только охраной птиц, с течением времени его деятельность распространилась также на охрану зеленых насаждений. С 1901г. был учрежден значок общества - ласточка. Самый большой размах «майские союзы» получили в период с 1910-го по 1915г.

  По инициативе С.Т. Шацкого в 1905г. были созданы первые клубы для детей рабочих в некоторых предместьях Москвы. В 1906г. С.Т. Шацкий, А.У. Зелейко, Л.К. Шлегер учредили просветительское общество «Сеттлемент». Однако в конце 1907г. оно было запрещено полицией, усмотревшей в деятельности общества попытку пропаганды идей социализма. В 1909г. возникло новое московское общество - «Детский труд и отдых», но его постигла та же печальная участь. В 1911г. С.Т. Шацкий и В.Н. Шацкая организовали в Калужской губернии летнюю трудовую колонию «Бодрая жизнь», в которой детям прививались навыки коллективного труда и творчества.

  По всей стране возникали, созданные на средства благотворителей, игровые площадки, детские сады, народные детские дома, клубы, библиотеки, литературно-эстетические клубы.

  Принципиальный  поворот совершался и в области  физического воспитания и спорта. Причины тому были самые серьезные. Ведь в 1908г. из каждых 100 призывников  лишь 40 - 45 человек оказывались пригодными для армейской службы. В 1910 - 1911 гг. в русской армии стали проводиться  обязательные занятия гимнастикой  и спортом, в школьные программы  также включили преподавание гимнастики; в 1916г. правительственным распоряжением  во всех выпускных классах гимназий была введена допризывная подготовка.

Информация о работе Скауты