Систематическое тестирование как средство управления и контроля самостоятельной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 00:38, доклад

Краткое описание

Началом использования тестов с педагогическими целями принято считать 1864 г., когда английский педагог Дж. Фишер стал применять их для проверки знаний учащихся. А в 1884 г. в США вышла первая книга с тестовыми материалами по математике, истории, грамматике, навигации и ответами к ним.

Файлы: 1 файл

пип.doc

— 80.00 Кб (Скачать)

Таким образом, правильно составленный тест представляет собой систему, репрезентативно  отражающую содержание учебной дисциплины в соответствии с требованиями образовательного стандарта, учебной программы и учебного плана, и позволяет выявить объем и структуру знаний студента по учебной дисциплине, а также определить уровень профессиональной компетентности студента (выпускника).

Виды  заданий в тестовой форме

Одним из признаков теста  является единство формы  заданий

и их содержания. Оптимальная  формулировка задания (по B.C.

Аванесову — композиция) имеет  большое значение для эффек-

I ивности тестов, так  как она должна  правильно отражать  изуча- 

емый предмет, не вводить в заблуждение испытуемых излишней или недостаточной информацией, не содержать подсказки, иметь четкую словесную формулировку. Согласно рекомендациям B.C. Аванесова [2, с.145-\51] предпочтительнее использовать в качестве формулировки логическое высказывание, а не вопрос, избегать таких формулировок, которые имеют только два варианта ответов (да или нет, верно или неверно и т.п.).

Все многообразие заданий  в тестовой форме  можно классифицировать, вслед за B.C. Аванесовым, в четыре группы:

  1. задания с выбором одного или нескольких правильных ответов: испытуемым предлагается высказывание-вопрос и варианты ответов на него. Это так называемые задания закрытого типа, т.к. испытуемый ограничен некоторым числом уже предложенных ему вариантов ответов и не может дописать свой ответ или комментарий. В таких заданиях, наряду с правильным ответом, есть несколько неправильных, но правдоподобных — дистракторов (с англ. to distract — отвлекать). Ответы, вообще не связанные с содержанием задания, легко распознаются испытуемыми как ошибочные и оказываются неэффективными, поэтому их следует исключить из вариантов ответов. Не следует использовать в качестве ответов формулировки типа «правильного ответа нет», «все ответы правильные» или «все ответы неправильные», т.к. они делают бессмысленной работу с отдельными вариантами ответов. Для снижения вероятности угадывания один правильный ответ предлагается выбрать из 6 вариантов или количество правильных ответов следует увеличить до 6 при выборе из 14 вариантов. Одним из перспективных вариантов этой формы тестовых заданий является выбор самого правильного ответа из предложенных (в этом случае требуется дополнительная инструкция для испытуемых: «Укажите самый правильный, на ваш взгляд, ответ»), например:

Переходные  глаголыэто те, которые

а) не имеют постфикса -ся,

б) сочетаются с существительным в винительном падеже,

в) обозначают действие, переходящее на предмет,

г) имеют или могут иметь при себе прямое дополнение;

 

  1. задания открытой формы (закончить высказывание, заполнить пропуски и т.д.) проверяют знание терминологии, фактов, законов или целостного учебного текста (его фрагмента). Данные задания не содержат готового ответа; каждому испытуемому во время тестирования ответ приходится вписывать самому, в отведенном для этого месте. После дополнения задания определенным ответом (словом, словосочетанием, числом) получается истинное или ложное высказывание, например:

Профессиональная  педагогическая деятельностьэто система ^^ , направленных на достижение

Такие задания  могут использоваться для отбора дистракто- ров в задания первого  вида: типичные ошибки становятся вариантами для заданий с выбором одного или нескольких правильных ответов;

  1. задания на установление соответствия, основная цель которых — текущий и тематический контроль знаний, поэтому их целесообразнее применять для самоконтроля. Они реже используются при входном и выходном контроле (например, в модуле) и почти совсем не используются на аттестации, на итоговом, экзаменационном контроле из-за громоздкости. По внешней форме задания данной формы представляют собой два столбца, где элементам одного множества необходимо поставить в соответствие элементы другого множества. Особое место требуется для поля ответов, например:

Установите  соответствие понятий:

  • педагогическое мастерство Б) педагогическая техника
  • педагогический такт
  1. врожденное чувство меры, чуткости к внутреннему миру и потребностям ребенка
  1. высшая степень владения педагогом профессиональными знаниями, умениями и навыками, талант в данной области
  2. совокупность внешних проявлений профессиональных педагогических умений и навыков

Ответ: А)

Б) , В) 

  1. задания на установление правильной последовательности формируют логическое мышление, алгоритмические знания, умения и навыки студентов. Этот вид заданий используется в тех случаях, когда требуется установить правильную последовательность вычислений, действий, шагов, операций, терминов в определениях. В этом случае испытуемый ставит цифры в маркированном списке ответов или записывает правильную последовательность вариантов в специально отведенном поле ответов, например:

Установите правильную последовательность этапов педагогического эксперимента:

  • аналитический,
  • методический,
  • теоретический,
  • собственно экспериментальный.

Выбор одной  из описанных форм тестовых заданий обусловлен характером контролируемых знаний и целями тестирования. Так, фактологические знания чаще проверяются с помощью первой формы (выбор одного или нескольких правильных ответов), процессуально-технологически е или причинно-следственные связи могут проверяться только с помощью заданий четвертого вида.

Тестирование  как технология контроля знаний, умений и  навыков студентов

В учебном процессе вуза тесты могут использоваться в целях:

  • проведения мониторинга и аттестации учебного заведения.
  • определения рейтинга студентов,
  • контроля самостоятельной работы студентов,
  • проведения профотбора (на этапе специализациина III или IV курсах),
  • аттестации выпускников вузов.

Алгоритм  применения технологии тестирования в учебном процессе следующий:

  1. определение целей, для которых будет использоваться тест.
  2. подбор заданий, содержательно отражающих цели тестирования (на данном этапе целесообразно проведение консультирования специалистов с целью экспертирования предложенных материалов),
 
 

.?) апробация теста на репрезентативной выборке испытуемых,

  1. математическая обработка полученных результатов с целью коррекции теста.
  2. разработка шкалы измерений с использованием методов математической статистики и рекомендаций по интерпретации результатов.

Для повышения  эффективности применения данной технологии следует соблюдать некоторые правила проведения тестирования.

  • Выполнение теста или заданий в тестовой форме должно быть рассчитано на 40-60 мин., причем число заданий должно быть оптимальным. Тесты основываются на реализации принципа минимакса: в тест включается минимально количество вопросов (не более 50), необходимое для получения точных результатов.
  • Тест должен иметь параллельные варианты (по B.C. Аванесову — не менее 15), в создании которых используются фасетные задания (в формулировке задания присутствуют переменные — понятия, цифровые значения и т.п., — которые выбираются компьютером или преподавателем для каждого варианта). Только в этом случае можно говорить о равнозначности вариантов теста и использовать в группе испытуемых более, чем один вариант теста (в противном случае используется единый тест для всех испытуемых).
  • Требования к оформлению заданий в тестовой форме:

а) логическая форма  высказывания (целесообразнее использовать в формулировке задания не вопрос, а логическое высказывание, в котором нет незнакомых или малопонятных слов и самая важная информация стоит на первом месте); б) технологичность (возможность для математической обработки результатов); в) краткость (формулировка задания должна быть короткой, без придаточных предложений, уточнений, вставных конструкций, а ответ — однословным);

г) наличие определенного места для ответов;

д) одинаковость правил оценки ответов;

ч:- 
 

е) одинаковость инструкции для всех испытуемых;

ж) адекватность инструкции форме и содержанию задания (для заданий с выбором ответов — укажите правильные варианты, для заданий открытой формы — допишите понятие, для заданий на установление последовательности

  1. укажите порядок следования).
  • Тест может оцениваться как отношение числа выполненных заданий к общему количеству заданий в тесте. Полученный коэффициент выполнения К находится в интервале О < К < 1. Согласно рекомендациям B.C. Аванесова, минимально допустимый коэффициент выполнения теста К при такой проверке должен быть 0,7. Более низкое цифровое значение указывает на недостаточный уровень знаний студента и требует повторной проработки учебного материала.
  • Задания в тестовой форме могут прилагаться к каждой теме (модулю, разделу), а итоговый тест должен быть только один. Таким образом, проведение экзамена в тестовой форме логически вытекает из форм текущего и промежуточного контроля.
  • Задания в тестовой форме для самоконтроля должны быть составной частью УМК по всем учебным дисциплинам, что облегчает проведение КСР и позволяет использовать дистанционную форму обучения.

Информация о работе Систематическое тестирование как средство управления и контроля самостоятельной работы