Таким образом,
правильно составленный тест представляет
собой систему, репрезентативно
отражающую содержание учебной дисциплины
в соответствии с требованиями образовательного
стандарта, учебной программы и учебного
плана, и позволяет выявить объем и структуру
знаний студента по учебной дисциплине,
а также определить уровень профессиональной
компетентности студента (выпускника).
Виды
заданий в тестовой
форме
Одним
из признаков теста
является единство формы
заданий
и
их содержания. Оптимальная
формулировка задания (по
B.C.
Аванесову
— композиция) имеет
большое значение
для эффек-
I
ивности тестов, так
как она должна
правильно отражать
изуча-
емый предмет,
не вводить в заблуждение испытуемых
излишней или недостаточной информацией,
не содержать подсказки, иметь четкую
словесную формулировку. Согласно рекомендациям
B.C. Аванесова [2, с.145-\51] предпочтительнее
использовать в качестве формулировки
логическое высказывание, а не вопрос,
избегать таких формулировок, которые
имеют только два варианта ответов (да
или нет, верно или неверно и т.п.).
Все
многообразие заданий
в тестовой форме
можно классифицировать,
вслед за B.C. Аванесовым,
в четыре группы:
- задания
с выбором одного или
нескольких правильных
ответов: испытуемым предлагается высказывание-вопрос
и варианты ответов на него. Это так называемые
задания закрытого типа, т.к. испытуемый
ограничен некоторым числом уже предложенных
ему вариантов ответов и не может дописать
свой ответ или комментарий. В таких заданиях,
наряду с правильным ответом, есть несколько
неправильных, но правдоподобных — дистракторов
(с англ. to distract — отвлекать). Ответы,
вообще не связанные с содержанием задания,
легко распознаются испытуемыми как ошибочные
и оказываются неэффективными, поэтому
их следует исключить из вариантов ответов.
Не следует использовать в качестве ответов
формулировки типа «правильного ответа
нет», «все ответы правильные» или «все
ответы неправильные», т.к. они делают
бессмысленной работу с отдельными вариантами
ответов. Для снижения вероятности угадывания
один правильный ответ предлагается выбрать
из 6 вариантов или количество правильных
ответов следует увеличить до 6 при выборе
из 14 вариантов. Одним из перспективных
вариантов этой формы тестовых заданий
является выбор самого правильного ответа
из предложенных (в этом случае требуется
дополнительная инструкция для испытуемых:
«Укажите самый правильный, на ваш взгляд,
ответ»), например:
Переходные
глаголы — это те,
которые
а) не имеют постфикса
-ся,
б) сочетаются с
существительным в винительном падеже,
в) обозначают действие,
переходящее на предмет,
г) имеют или могут
иметь при себе прямое дополнение;
-о
- задания
открытой формы (закончить высказывание,
заполнить пропуски и т.д.) проверяют знание
терминологии, фактов, законов или целостного
учебного текста (его фрагмента). Данные
задания не содержат готового ответа;
каждому испытуемому во время тестирования
ответ приходится вписывать самому, в
отведенном для этого месте. После дополнения
задания определенным ответом (словом,
словосочетанием, числом) получается истинное
или ложное высказывание, например:
Профессиональная
педагогическая деятельность — это
система ^^ , направленных на достижение
Такие задания
могут использоваться для отбора
дистракто- ров в задания первого
вида: типичные ошибки становятся вариантами
для заданий с выбором одного или нескольких
правильных ответов;
- задания
на установление соответствия, основная
цель которых — текущий и тематический
контроль знаний, поэтому их целесообразнее
применять для самоконтроля. Они реже
используются при входном и выходном контроле
(например, в модуле) и почти совсем не
используются на аттестации, на итоговом,
экзаменационном контроле из-за громоздкости.
По внешней форме задания данной формы
представляют собой два столбца, где элементам
одного множества необходимо поставить
в соответствие элементы другого множества.
Особое место требуется для поля ответов,
например:
Установите
соответствие понятий:
- педагогическое
мастерство Б) педагогическая техника
- педагогический
такт
- врожденное
чувство меры, чуткости к внутреннему
миру и потребностям ребенка
- высшая степень
владения педагогом профессиональными
знаниями, умениями и навыками, талант
в данной области
- совокупность
внешних проявлений профессиональных
педагогических умений и навыков
Ответ: А)
Б) , В)
- задания
на установление правильной
последовательности формируют логическое
мышление, алгоритмические знания, умения
и навыки студентов. Этот вид заданий используется
в тех случаях, когда требуется установить
правильную последовательность вычислений,
действий, шагов, операций, терминов в
определениях. В этом случае испытуемый
ставит цифры в маркированном списке ответов
или записывает правильную последовательность
вариантов в специально отведенном поле
ответов, например:
Установите правильную
последовательность этапов педагогического
эксперимента:
- аналитический,
- методический,
- теоретический,
- собственно
экспериментальный.
Выбор одной
из описанных форм тестовых заданий обусловлен
характером контролируемых знаний и целями
тестирования. Так, фактологические знания
чаще проверяются с помощью первой
формы (выбор одного или нескольких правильных
ответов), процессуально-технологически
е или причинно-следственные связи
могут проверяться только с помощью заданий
четвертого вида.
Тестирование
как технология контроля
знаний, умений и
навыков студентов
В учебном процессе
вуза тесты могут использоваться
в целях:
- проведения
мониторинга и аттестации учебного
заведения.
- определения
рейтинга студентов,
- контроля
самостоятельной работы студентов,
- проведения
профотбора (на этапе
специализации — на III
или IV курсах),
- аттестации
выпускников вузов.
Алгоритм
применения технологии
тестирования в учебном
процессе следующий:
- определение
целей, для которых
будет использоваться
тест.
- подбор
заданий, содержательно отражающих
цели тестирования
(на данном этапе целесообразно
проведение консультирования
специалистов с целью
экспертирования предложенных материалов),
.?) апробация теста
на репрезентативной выборке испытуемых,
- математическая
обработка полученных результатов с целью
коррекции теста.
- разработка
шкалы измерений с использованием методов
математической статистики и рекомендаций
по интерпретации результатов.
Для повышения
эффективности применения данной технологии
следует соблюдать некоторые правила
проведения тестирования.
- Выполнение
теста или заданий в тестовой форме должно
быть рассчитано на 40-60 мин., причем число
заданий должно быть оптимальным. Тесты
основываются на реализации принципа
минимакса: в тест включается минимально
количество вопросов (не более 50), необходимое
для получения точных результатов.
- Тест должен
иметь параллельные варианты (по B.C. Аванесову
— не менее 15), в создании которых используются
фасетные задания (в формулировке задания
присутствуют переменные — понятия, цифровые
значения и т.п., — которые выбираются
компьютером или преподавателем для каждого
варианта). Только в этом случае можно
говорить о равнозначности вариантов
теста и использовать в группе испытуемых
более, чем один вариант теста (в противном
случае используется единый тест для всех
испытуемых).
- Требования
к оформлению заданий в тестовой форме:
а) логическая форма
высказывания (целесообразнее использовать
в формулировке задания не вопрос, а логическое
высказывание, в котором нет незнакомых
или малопонятных слов и самая важная
информация стоит на первом месте); б) технологичность
(возможность для математической обработки
результатов); в) краткость (формулировка
задания должна быть короткой, без придаточных
предложений, уточнений, вставных конструкций,
а ответ — однословным);
г) наличие определенного
места для ответов;
д) одинаковость
правил оценки ответов;
ч:-
е) одинаковость
инструкции для всех испытуемых;
ж) адекватность
инструкции форме и содержанию задания
(для заданий с выбором ответов — укажите
правильные варианты, для заданий открытой
формы — допишите понятие, для заданий
на установление последовательности
- укажите
порядок следования).
- Тест может
оцениваться как отношение числа выполненных
заданий к общему количеству заданий в
тесте. Полученный коэффициент выполнения
К находится в интервале О < К < 1.
Согласно рекомендациям B.C. Аванесова,
минимально допустимый коэффициент выполнения
теста К при такой проверке должен
быть 0,7. Более низкое цифровое значение
указывает на недостаточный уровень знаний
студента и требует повторной проработки
учебного материала.
- Задания в
тестовой форме могут прилагаться к
каждой теме (модулю, разделу), а итоговый
тест должен быть
только один. Таким образом, проведение
экзамена в тестовой форме логически
вытекает из форм текущего
и промежуточного контроля.
- Задания в
тестовой форме для самоконтроля должны
быть составной частью УМК по всем
учебным дисциплинам, что облегчает
проведение КСР и позволяет использовать
дистанционную форму обучения.