Систематическое тестирование как средство управления и контроля самостоятельной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 00:38, доклад

Краткое описание

Началом использования тестов с педагогическими целями принято считать 1864 г., когда английский педагог Дж. Фишер стал применять их для проверки знаний учащихся. А в 1884 г. в США вышла первая книга с тестовыми материалами по математике, истории, грамматике, навигации и ответами к ним.

Файлы: 1 файл

пип.doc

— 80.00 Кб (Скачать)

2.5. Систематическое  тестирование как  средство управления  и контроля самостоятельной  работы1

Из  истории тестов

Разного рода испытания, экзамены применялись в педагогической практике для выявления уровня знаний и умений обучающихся при поступлении на службу еще со времен античности (на- 

' При написании  угого раздела использовались  материалы из кн.: Большая советская  энциклопедия. В 30 т. Т. 25. М.: Сов.  энциклопедия, 1970-1978; Н.В Басова. Педагогика  и практическая психология. Росгоь  н/Д.. «Феникс», 2000: а также серия статей B.C. Аванесова «Тесты: история и теория» // Управление школой 1999 №№ 12, 14, 16. 18, 20, 22.

72 

пример, известны специальные экзамены для служащих, и. ;древнем Китае, публичные экзамены в Древнем Риме и т.п.). Тесты (с англ. ■ испытание, проба) как средство тестирования, как метод контроля знаний, умений и навыков обучающихся, а также как способ определения склонностей и способностей человека появились в образовательной практике в конце XIX века.

Само понятие  «тест» утвердилось в психологической науке благодаря американскому психологу Дж. Кеттелу, который предложил в 1890 г. систему из 50 тестов для определения психофизиологических характеристик человека. Впоследствие в психолого-педагоги- ческой практике тестирование бурно развивалось как метод изучения психических особенностей индивида; значительный вклад в разработку данного направления тестирования внесли также психологи Ф. Гальтон (идеи статистической обработки результатов тестирования), А. Бине (материалы для исследования психических процессов, оценки умственных способностей детей), В. Штерн (ввел коэффициент интеллектуальности) и др. Примерно с начала XX века в образовательную науку и практику вошло понятие «педагогический тест».

Началом использования  тестов с педагогическими целями принято считать 1864 г., когда английский педагог Дж. Фишер стал применять их для проверки знаний учащихся. А в 1884 г. в США вышла первая книга с тестовыми материалами по математике, истории, грамматике, навигации и ответами к ним.

Быстро распространившись в образовательной практике США и Европы, тесты как форма контроля знаний имели не только много сторонников, но и противников. Пик общественного движения, направленного против тестирования, в США пришелся на конец XIX века, после чего вновь стали появляться предпосылки для развития данного метода контроля знаний. В начале XX века тесты быстро завоевали популярность среди преподавателей вузов и школ в Англии и США, а позже в России и СССР. Однако в СССР уже в 1936 году тестирование было запрещено и вплоть до конца 80-х годов XX века в педагогической практике оно использовалось ограниченно.

Активная разработка тестов и широкое проведение тестирования в современных условиях обосновывается целым рядом психолого-1 [едагогических факторов; 

1 1 t'c гы даю г возможность повысить качество образовательного процесса, потому что обладают рядом преимуществ перед другими методами контроля знаний. Например. снижают временные и человеческие затраты на проверку знаний, помогают выявить индивидуальный темп обучения, а также пробелы в текущей и итоговой подготовке обучающихся.

  1. Тесты являются составным компонентом многих инновационных образовательных технологий (технологии полного усвоения знаний, программированного типа обучения, модульной и адаптивной систем и др.), и сами выступают средством технологизации учебного процесса.
  2. Тесты рассматриваются как важное средство управления и контроля самостоятельной работы обучающихся, являются методом определения текущего и итогового рейтинга студентов — эффективного способа повышения учебной мотивации.
  3. Тест является эффективным средством мониторинга образовательного процесса учебного заведения любого типа.

Педагогический  тест: понятие и  структура

В психолого-педагогической науке существует множество определений  понятия «тест».

Тестом считают  кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание с целью выявления определенных интеллектуальных способностей.

Тест — это  стандартизированные задания, результат  выполнения которых позволяет измерить психофизиологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого [Большая советская энциклопедия: Т. 25. С. 513-514].

Педагогический  тест определялся  и как система  заданий специфической  формы и возрастающей трудности, которая  позволяет качественно и эффективно измерить уровень и оценить структуру подготовленности учащихся [2, с. 19].'

Анализ  различных определений  данного понятия  позволяет выделить следующие признаки теста-. 

  1. это система заданий, отражающих содержание учеГжой дисциплины в соответствии с образовательным стандартом (учебной или рабочей программой),
  • задания в тесте имеют специфическую форму (как правило, вопрос или логическое высказывание с вариантами ответов или без них),
  • задания в тесте располагаются от более простых к более сложным, т.е. по возрастающей трудности,
  • одновременно тест предлагается для выполнения нескольким испытуемым (группе или нескольким группам),
  1. время выполнения заданий ограничено,
  1. «рамочные» условия (место и сроки выполнения) являются одинаковыми для всех участников тестирования, содержание заданий должно быть одинаковым для всех испытуемых или идентичным (варианты одного теста сопоставимы по трудности и объему контролируемых знаний).

Тесты могут  использоваться для тематического (модульного) и итогового (экзаменационного) контроля. В зависимости от предметной ориентации они могут быть монопредметными, или гомогенными (проверяется уровень знаний по одной учебной дисциплине за определенный период обучения) и интегрированными — полипредметными, гетерогенными (выявляется уровень знаний обучающихся по ряду смежных дисциплин и т.п.).

В научной литературе различают также стандартизированные и нестандартизированные тесты. Различие между ними состоит в том, что первые прошли апробацию в репрезентативной группе испытуемых, результаты тестирования подверглись статистической обработке, на основании которой произведена коррекция содержания, форм и структуры теста. Это означает, что, во-первых, из теста исключаются слишком легкие задания, которые не выполняют дифференцирующую функцию; во-вторых, каждому заданию присваивается индекс сложности, выявленный в результате математической обработки, что позволяет расположить задания в тесте от более простых к более трудным. В нестандартизированных тестах объем проверяемых знаний, количество отдельных заданий. 

\ ровень и\  сложноч' ги определяю гея составителем  лмпнричес- чи. на основе предполагаемого  числа и характера умственных  ч': ?ерзцнй. необходимых для успешного  выполнения задании чЧ\\ чающимся.

Гесгы используются для контроля следующих видов пмиий:

  1. фактологических (знание названий, имен, дат, определений, фактов и др. сведений),
  2. классификационных (они связаны с выделением разного рода групп понятий, категорий или явлений),
  • пропессхально-технологических (знание алгоритмов, технологических цепочек, последовательности действий, сущности процесса и т.п.).

Каждый из видов знаний проверяется тестовым заданием

соответствующей формы.

Правильно составленный тест содержит разноуровневые задания. Задания первого уровня направлены на узнавание (опознавание, различение или классификацию) изучаемых объектов, например:

Фунщиями  процесса обучения являются:

  1. образовательная, воспитательная, развивающая,
  2. стимулирующая, прогностическая, диагностическая.
  3. контрольная, систематизирующая, корректирующая.

Или такой пример:

Установите  соответствие

  1. государственный документ, в котором содержатся требования к минимальному уровню знаний, умений и навыков учащихся, сформированному за весь период обучения в начальной, средней и высшей школе;
  2. сертификат учебного заведения, определяющий продолжительность учебного года, перечень предметов по годам обучения, время, отводимое на изучение данной дисциплины и форму отчетности по ней;
  3. описание учебного материала определенного предмета по разделам: пояснительная записка (цель, требования к компетентности педагога и ученика), тематическое описание с указанием впемени, отводимого на изучение каждой темы (раздела), список необходимого оборудования и учебной литературы (основной и дополнительной);
  4. вид учебой литературы, в котором системно изложен учебный материал в соответствии с программой.

! А)учебная программа

!

j Б) учебный план )

В) образовательный стандарт

I

I

Г) учебник 

Задания «то/ю.'о уроиня снятии с иоснроичиепеиием знаний

в шпоной (стандартной) ситуации. Примером такой* задания м<> жег выступать следующее:

Методы  обучении кнчесш^нцировчны  на сшт'ные, на елядные. практические:

а) по дилак тической цели,

б) по источнику информации,

п) но характеру  познавательной деятельности школьников.

Задания третьего уровня связаны с пониманием сущносш изученных явлений.

Пример: Воспитательная функция обучения шкнючи- ется:

  1. в расширении, углублении знаний учащихся, формировании умений и навыков,
  2. в развитии мышления, творческого потенциала личное ги,
  3. в формировании качеств личности, интересов, потребностей, змоционально-волевой сферы, ценностного отношения к знаниям, учебному предмету, к окружающей действительности в целом.

Наконец, задания  четвертого уровня позволяют применить знания в типовой ситуации.

Урок  с полным циклом учебно-познавательной деятельности (комбинированный) строится следующим образом (укажите последовательность компонентов):

  • актуализация опорных знаний
  • выявление первоначального восприятия материала
  • домашнее задание
  • закрепление
  • подведение итогов урока
  • объяснение нового материала
  • объявление темы и цели урока
  • организационный момент
  • проверка домашнего задания

Одной из отрицательных  сторон тестов является невозможность использования при тестировании заданий пятого уровня, направленных на творческое применение знаний и умений в новой, нестандартной ситуации. Это ограничение связано с особенное- 

гчми машинного  контроля и формой тестовых заданий, которые сужают возможности для  творчества.

Принцип структурирования материала внутри теста может быть цепным (правильный ответ на каждое последующее задание зависит от правильного ответа на предыдущее) или тематическим (совокупность заданий любой формы, созданных для контроля знаний по одной изученной теме).

При отборе содержания теста следует основываться на следующих критериях, сформулированных B.C. Аванесовым [2, с.7-20]:

  1. соответствие содержания теста целям тестирования,
  2. значимость проверяемых знаний в общей системе знаний,
  3. научная достоверность проверяемых знаний, их соответствие уровню развития современной науки,
  4. репрезентативность содержания учебной дисциплины в содержании теста, т.е. содержание теста должно отражать структуру учебной дисциплины. Это означает, что количество вопросов по отдельным разделам соотносится со временем, отводимым на изучение данного раздела, и со степенью сложности изученного материала;
  5. системность содержания — задания представляют собой не случайный набор, они находятся в логической и содержательной взаимосвязи и взаимозависимости,
  6. вариативность содержания — наличие параллельных (соотносимых по степени сложности) вариантов одного теста.

Информация о работе Систематическое тестирование как средство управления и контроля самостоятельной работы