Шпаргалка по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 06:22, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Педагогике".

Файлы: 1 файл

эпич и лирич пр-я.docx

— 47.77 Кб (Скачать)

— Какое настроение вызывает у вас это стихотворение? (Или: Какое чувство выразил поэт, описывая весну? Докажите.)

— Какой вы представили  себе черемуху, слушая стихотворение  С. Есенина? (Какой вы представили  себе весну, слушая стихотворение И. Бунина?) На втором этапе работы над  стихотворением, для того чтобы учащиеся четко и правильно представили  картины, нарисованные поэтом, учитель  предлагает внимательно еще раз  прочитать текст и назвать, сколько  отдельных картин они «видят», о  чем они. Учащиеся читают строчки, рисующие одну какую-либо картину, и говорят, что они представили, т. е. учащиеся воссоздают свою словесную картину, созданную своим воображением на основе слов автора.

Например, в стихотворении  С. Маршака «Снег теперь уже не тот...» каждые две строчки воспринимаются как вполне определенный фрагмент картины, как маленькая картинка (Родная речь, I класс, с. 118).

Если учащиеся внимательно  вчитаются в текст, то хорошо представят себе детали каждой картинки, а соединив их,— и всю картину в целом, на которой будет изображена полоса поля, по- крытого весенним потемневшим снегом, озеро, расколотое трещинами, на берегу деревянный дом, на крыше которого сидят воробьи, около дома вербы с серебристыми сережками, почерневшие дорожки... и над всем этим высокое небо с бегущими по нему облаками. Вся картина полна света и радости.

Некоторые стихотворения  предоставляют очень большой  простор для воображения. Так, читая  стихотворение И. Бунина «Бушует  полая вода...», третьеклассники по-разному  воссоздают конкретные картины. Отвечая  на вопрос учителя: «Какую картину вы представили, прочитав первое четверостишие?» *, часть детей говорила о том, что они увидели речку, вышедшую, из берегов, высокие вербы и на них сотни грачей. Другие представили себе светлую березовую рощу, на переднем плане — пруд, в него вливается множество ручьев, на высоких березах грачи...

Аналогично разные варианты картин учащиеся нарисовали по второму  и третьему четверостишию. Каждый из вариантов обсуждался, при этом учитывалось, насколько картина, нарисованная учеником, соответствовала авторской (какая  пора весны, какое время суток  и т. п.). Все это побуждало детей  еще и еще раз перечитывать текст, уточнять для себя смысл слов и точность их употребления в строке. Учитель своими вопросами направлял  наблюдение над текстом:

— Как понимаете смысл  предложения И солнце ласковее греет в затишье гумен и дворов? Приходилось ли вам наблюдать подобное?..

Особого внимания учителей и  учащихся заслуживают те строки стихотворения, в которых автор пишет о  себе, о своем настроении, о своем  отношении к увиденному в природе (см.: Родная речь. Книга для чтения в третьем классе, стр. 273, со слов Весна, весна! И все ей радо до слов Глаза тихонько закрывает).

— В каких словах автор  передает свое состояние весной?

— Когда человек о себе может, так скарны? Как в забытьи каком стоишь? (Когда на него что-то оказывает очень сильное действие, и он на время все другое забывает.)

— С каким настроением  вы будете читать стихотворение? (Радостным.) Какой выберете темп чтения? (Спокойный.) Почему?

Полнота пейзажного образа создается  тем, что, наряду со зрительными компонентами, в этот образ органически входят слуховые и обонятельные. Поэт не только видит природу, но и слышит ее, вдыхает запахи леса, сада, цветущей липы, черемухи... Все это запечатлено в едином поэтическом образе. Задача учителя состоит в том, чтобы помочь ученику воспринять во взаимодействии все компоненты образа. Поэтому так важно не превратить анализ в логический; ему всегда должна быть присуща сильная эмоциональная сторона.

Например, прочитано стихотворение  А. Балонского «В лесу», и учитель предлагает детям поделиться своими первыми впечатлениями («Что особенно привлекло в стихотворении?» «Что особенно взволновало?»).

— Перенеситесь мысленно в  осенний лес, я буду еще раз  читать стихотворение, а вы постарайтесь представить «то, что видел автор, услышать то, что он слышал.

Учитель направляет внимание детей на отдельные строчки текста, без которых нельзя нарисовать точной картины.

— Какие вы представили  деревья? Прочитайте строчки, указывающие  на это. (Учащиеся говорят и о лиственных деревьях, и о ели.,.)

— Каким вы представили  себе лес: мрачным, грустным или светлым, радостным? Как автор передал  свое отношение? Какие он использовал  приемы, чтобы описать природу  осенью ? (Например, алые листья клена сравниваются с огнем... Осень предстает как живая: «По полям гуляет осень...»)

— Чем дополняется зрительная картина, нарисованная автором? Что  слышно и чем пахнет именно в осеннем лесу?

В процессе анализа стихотворения  необходимо обратить внимание учащихся на употребление образных сочетаний  слов шорох золотой, луч веселый, упругий боровик и др. Важно, чтобы  учащиеся правильно использовали их в контексте, понимали лексическую  и стилистическую сочетаемость с  Другими словами предложения.

Целенаправленная работа над изобразительными средствами языка  является одним из важнейших условий  раскрытия эмоционально-образного  содержания лирического стихотворения. Практически младшие школьники  знакомятся с использованием авторами основных изобразительных средств  поэтической речи: эпитетов, сравнений, метафор (в частности, олицетворений)

В процессе анализа стихотворения  учитель создает для учащихся возможность осознать употребление в тексте вполне определенного слова (не любого, а именно этого, или наиболее точно передающего чувство, отношение, или наиболее точно описывающего предмет и т. д.). Например, Н. А. Некрасов в строчках! На ручей, рябой и пестрый, за листком летит листок...— употребил  всего шесть знаменательных слов, но он нарисовал поэтический образ  осеннего пейзажа: так и чувствуешь ветер (хотя о ветре автор и  не пишет), и видишь ручей, устланный  разными по цвету листьями; листья плывут по воде, листья в воздухе... Если предложить учащимся подобрать другие равноценные определения к слову  ручей, то это сделать просто невозможно.

Иногда замена возможна, но, сравнивая слово, употребленное  автором, и синоним, учащиеся убеждаются, насколько удачнее авторское словосочетание.

Вопрос о том, насколько  доступно учащимся I—II классов осознание  метафоричности поэтического языка, во многом еще не исследован, ясно одно: при правильно организованном лексико-стилистическом анализе текста (прозаического и  стихотворного) учащиеся хорошо понимают, почему автор наделяет явление природы  чертами живых существ, например, почему в стихотворении «Весна»  Ф. И. Тютчев зиму изображает в виде злой ведьмы, а весну — в образе прекрасного дитя, как, с помощью каких слов, автор изображает борьбу зимы и весны и уверенность в победе весны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образец анализа  лирического произведения

Стих-е Есенина

Задремали звезды золоые,

Задрожало зеркало затона.

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы,

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

«С добрым утром!»

Попытаемся выявить функцию  спец. Выраз. Средств в создании эмоционально-образной картины произв-я.

Поэтический мир есенинской поэзии насыщен метафорами, сравнениями, олицетворениями. В этом стих-ии нет, ни одной строки без спец. Выраз. Средств. Природные образы изображаются с помощью:

  • эпитетов (звезды золотые, сонные березки, шелковые косы, серебряные росы)
  • олицетворений (задремали звезды, улыбнулись… березки, растрепали,,, косы, крапива обрядилась, шепчет шаловливо)
  • метафор (зеркало затона, горят… росы, сетку небосклона)

Все это создает насыщенное экспрессивно- ассоциативное поле, помогающее читателю вообразить и эстетически оценить данную картину жизни. Мир красочной, праздничной, блистающей (румяной , золотой, серебряной) природы изображается автором как мир живой, просыпающейся, наполннный ласковой дремой, улыбающимся уютом и свежестью.

Взгляд лирического героя  переходит от звездного,  тающего в дымке зари небосклона к явлениям земным – озеру, березкам, а затем к предметам, казалось бы, нарочито будничным, обыденным (плетню, крапиве). Но везде – от звездного беспредельного неба до шалуньи-крапивы – мир наполнен трепетной гармонией и красотой. Метафоры, олицетворения, эпитеты помогают автору раскрасить и вдохнуть живую душу в этот празднично-перламутровый и одновременно уютный мир природы, в котором все ценно, все вызывает любовь и теплую нежность.

Во многом именно выразительные  средства поэтического языка воссоздают в читательском воображении ассоциативные  ряды природное-человеческое, в контексте которых березки волшебным образом оборачиваются красными девицами, а заросшая крапива шаловливой кокеткой.

Особую роль в этом стих-ии играет и звукопись, в частности аллитерации (звуковые повторы согласных звуков ш и с, которые помогают создать звуковой образ легкого утреннего ветерка. Именно его еле слышимое трепетание заставляет березок растрепаться, а шаловливую крапиву качаться.

Необходимо обратить внимание и на такой элемент поэтического синтаксиса, как постоянно повторяющиеся  инверсии (нарушение порядка слов в предложении): каждая строка первых двух строф начинается с глагола (Задремали, задрожали, брезжит, румянит  и.т.д) Благодаря глагольным инверсиям в сознании читателя рождается ощущение непрекращающегося движения, пробуждения жизни)

Однако эстетический смысл  этих ассоциаций шире смысла тех живых  картинок, которые рождаются в  воображении читателя. С помощью этих конкретных образов автор воплощает основное лирическое переживание: поэтическое воспевание истинной красоты и возвышенности одухотворенного мира природы, сливающегося в гармонии с пробуждающейся и открытой этому миру душой лирического героя.

Назовем ряд ключевых вопросов, которые помогут уч-ся воспринять и осмыслить функции изобразительно-выразительных  средств поэтического языка.

Как движется взгляд поэта: что  он видит в природе в начале и в конце ст-я?

1 строфа – небо, золотые  засыпающие звезды (гаснущие, слабо  мерцающие на фоне светлеющего  неба); затем взгляд поэта опускается  на землю, он видит речную  заводь с недвижной водой, в  которой отражается блеск звезд;  утренняя заря, освещаюшая мир румяным светом.

2 строфа – взгляд поэта  обращен на березки, стоящие  неподалеку, которые еле колышут  своими ветками под легким  утренним ветерком; затем взгляд  падает под ноги, где в свете  утренней зари горит роса серебряным  цвеом.

3 строфа – около ног,  у плетня, поэт видит крапиву,  которая из-за росы покрылась  перламутровым блеском и качается  под утренним ветерком.

Вывод: поэт охватывает взглядом весь мир – от поднебесья до заросшей крапивы, которая путается под ногами; он изображает картину просыпающейся  природы. Можно предположить по ряду примет (брезжит свет, зеленые сережки, заросшая крапива), что автор описывает  раннее июньское утро, около пяти часов.

Как поэт изображает эти явления  природы? С помощью каких слов одушевляет явления природы?

Есенин изображает мир  живой, одухотворенный, просыпающийся. С помощью слов улыбнулись сонные березки, растрепали шелковые косы, шепчет шаловливо поэту удалось создать образ живой природы:  березки похожи на улыбающихся и растрепанных со сна девушек, даже обычная крапива изображается поэтом кокетливой красавицей-шалуньей. Все это достигается с помощью эпитетов и олицетворений.

Как поэту удалось изобразить звуки легкого утреннего ветерка?

Подчеркивание аллитераций  в словах шелестят, сережки, шепчет, шаловливо. Подчеркнутые буквы передают звуки ш и с, создающие звуковой образ легкого, еле слышного ветерка.

Какие краски вы выберете для  иллюстрации к этому стих-ю?

Для ответа на этот вопрос уч-ся должны внимательно перечитать ст-е и найти сл. цветовые эпитеты: золотые, румянит, зеленые, серебряные, перламутром. Вывод: в иллюстрации ндо использовать яркие, разноцветные, праздничные, блестящие краски.

Какую музыку вы подобрали  к этому ст-ю Есенина?

Вначале должна звучать тихая, сонная мелодия, переходящая в дальнейшем в более громкую и радостную. Однако музыка должна передать не бурную радость, а нежную, тихую. В конце пусть зазвучит мелодия, передающая восторженную влюбленность поэта в мир.

В заключение обобщим, каковы основные задачи работы с лирическими ст-ми в начальной школе.

  1. Расширять литературный кругозор шк-ов за счет образцовых произв-й русской классической поэзии 19 века.
  2. Формировать первичные представления о специфики лирических произв-й, учить понимать основное настроение стих-я и его изменения.
  3. Формировать умение понимать изобразительно-выразительные средства языка (Олицетворение, эпитет, сравнение, звукопись, контраст) и их роль в худож-м произв-ии.
  4. Развивать образное мышление и творческое воображение уч-ся
  5. Совершенствовать выразительность чтения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"