Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 06:22, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Педагогике".
— Какое настроение вызывает у вас это стихотворение? (Или: Какое чувство выразил поэт, описывая весну? Докажите.)
— Какой вы представили себе черемуху, слушая стихотворение С. Есенина? (Какой вы представили себе весну, слушая стихотворение И. Бунина?) На втором этапе работы над стихотворением, для того чтобы учащиеся четко и правильно представили картины, нарисованные поэтом, учитель предлагает внимательно еще раз прочитать текст и назвать, сколько отдельных картин они «видят», о чем они. Учащиеся читают строчки, рисующие одну какую-либо картину, и говорят, что они представили, т. е. учащиеся воссоздают свою словесную картину, созданную своим воображением на основе слов автора.
Например, в стихотворении С. Маршака «Снег теперь уже не тот...» каждые две строчки воспринимаются как вполне определенный фрагмент картины, как маленькая картинка (Родная речь, I класс, с. 118).
Если учащиеся внимательно вчитаются в текст, то хорошо представят себе детали каждой картинки, а соединив их,— и всю картину в целом, на которой будет изображена полоса поля, по- крытого весенним потемневшим снегом, озеро, расколотое трещинами, на берегу деревянный дом, на крыше которого сидят воробьи, около дома вербы с серебристыми сережками, почерневшие дорожки... и над всем этим высокое небо с бегущими по нему облаками. Вся картина полна света и радости.
Некоторые стихотворения предоставляют очень большой простор для воображения. Так, читая стихотворение И. Бунина «Бушует полая вода...», третьеклассники по-разному воссоздают конкретные картины. Отвечая на вопрос учителя: «Какую картину вы представили, прочитав первое четверостишие?» *, часть детей говорила о том, что они увидели речку, вышедшую, из берегов, высокие вербы и на них сотни грачей. Другие представили себе светлую березовую рощу, на переднем плане — пруд, в него вливается множество ручьев, на высоких березах грачи...
Аналогично разные варианты картин учащиеся нарисовали по второму и третьему четверостишию. Каждый из вариантов обсуждался, при этом учитывалось, насколько картина, нарисованная учеником, соответствовала авторской (какая пора весны, какое время суток и т. п.). Все это побуждало детей еще и еще раз перечитывать текст, уточнять для себя смысл слов и точность их употребления в строке. Учитель своими вопросами направлял наблюдение над текстом:
— Как понимаете смысл предложения И солнце ласковее греет в затишье гумен и дворов? Приходилось ли вам наблюдать подобное?..
Особого внимания учителей и учащихся заслуживают те строки стихотворения, в которых автор пишет о себе, о своем настроении, о своем отношении к увиденному в природе (см.: Родная речь. Книга для чтения в третьем классе, стр. 273, со слов Весна, весна! И все ей радо до слов Глаза тихонько закрывает).
— В каких словах автор передает свое состояние весной?
— Когда человек о себе может, так скарны? Как в забытьи каком стоишь? (Когда на него что-то оказывает очень сильное действие, и он на время все другое забывает.)
— С каким настроением вы будете читать стихотворение? (Радостным.) Какой выберете темп чтения? (Спокойный.) Почему?
Полнота пейзажного образа создается тем, что, наряду со зрительными компонентами, в этот образ органически входят слуховые и обонятельные. Поэт не только видит природу, но и слышит ее, вдыхает запахи леса, сада, цветущей липы, черемухи... Все это запечатлено в едином поэтическом образе. Задача учителя состоит в том, чтобы помочь ученику воспринять во взаимодействии все компоненты образа. Поэтому так важно не превратить анализ в логический; ему всегда должна быть присуща сильная эмоциональная сторона.
Например, прочитано стихотворение А. Балонского «В лесу», и учитель предлагает детям поделиться своими первыми впечатлениями («Что особенно привлекло в стихотворении?» «Что особенно взволновало?»).
— Перенеситесь мысленно в осенний лес, я буду еще раз читать стихотворение, а вы постарайтесь представить «то, что видел автор, услышать то, что он слышал.
Учитель направляет внимание детей на отдельные строчки текста, без которых нельзя нарисовать точной картины.
— Какие вы представили деревья? Прочитайте строчки, указывающие на это. (Учащиеся говорят и о лиственных деревьях, и о ели.,.)
— Каким вы представили себе лес: мрачным, грустным или светлым, радостным? Как автор передал свое отношение? Какие он использовал приемы, чтобы описать природу осенью ? (Например, алые листья клена сравниваются с огнем... Осень предстает как живая: «По полям гуляет осень...»)
— Чем дополняется зрительная картина, нарисованная автором? Что слышно и чем пахнет именно в осеннем лесу?
В процессе анализа стихотворения необходимо обратить внимание учащихся на употребление образных сочетаний слов шорох золотой, луч веселый, упругий боровик и др. Важно, чтобы учащиеся правильно использовали их в контексте, понимали лексическую и стилистическую сочетаемость с Другими словами предложения.
Целенаправленная работа
над изобразительными средствами языка
является одним из важнейших условий
раскрытия эмоционально-
В процессе анализа стихотворения
учитель создает для учащихся
возможность осознать употребление
в тексте вполне определенного слова
(не любого, а именно этого, или наиболее
точно передающего чувство, отношение,
или наиболее точно описывающего
предмет и т. д.). Например, Н. А. Некрасов
в строчках! На ручей, рябой и пестрый,
за листком летит листок...—
Иногда замена возможна, но, сравнивая слово, употребленное автором, и синоним, учащиеся убеждаются, насколько удачнее авторское словосочетание.
Вопрос о том, насколько доступно учащимся I—II классов осознание метафоричности поэтического языка, во многом еще не исследован, ясно одно: при правильно организованном лексико-стилистическом анализе текста (прозаического и стихотворного) учащиеся хорошо понимают, почему автор наделяет явление природы чертами живых существ, например, почему в стихотворении «Весна» Ф. И. Тютчев зиму изображает в виде злой ведьмы, а весну — в образе прекрасного дитя, как, с помощью каких слов, автор изображает борьбу зимы и весны и уверенность в победе весны.
Образец анализа лирического произведения
Стих-е Есенина
Задремали звезды золоые,
Задрожало зеркало затона.
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы,
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
Попытаемся выявить функцию спец. Выраз. Средств в создании эмоционально-образной картины произв-я.
Поэтический мир есенинской поэзии насыщен метафорами, сравнениями, олицетворениями. В этом стих-ии нет, ни одной строки без спец. Выраз. Средств. Природные образы изображаются с помощью:
Все это создает насыщенное экспрессивно- ассоциативное поле, помогающее читателю вообразить и эстетически оценить данную картину жизни. Мир красочной, праздничной, блистающей (румяной , золотой, серебряной) природы изображается автором как мир живой, просыпающейся, наполннный ласковой дремой, улыбающимся уютом и свежестью.
Взгляд лирического героя переходит от звездного, тающего в дымке зари небосклона к явлениям земным – озеру, березкам, а затем к предметам, казалось бы, нарочито будничным, обыденным (плетню, крапиве). Но везде – от звездного беспредельного неба до шалуньи-крапивы – мир наполнен трепетной гармонией и красотой. Метафоры, олицетворения, эпитеты помогают автору раскрасить и вдохнуть живую душу в этот празднично-перламутровый и одновременно уютный мир природы, в котором все ценно, все вызывает любовь и теплую нежность.
Во многом именно выразительные средства поэтического языка воссоздают в читательском воображении ассоциативные ряды природное-человеческое, в контексте которых березки волшебным образом оборачиваются красными девицами, а заросшая крапива шаловливой кокеткой.
Особую роль в этом стих-ии играет и звукопись, в частности аллитерации (звуковые повторы согласных звуков ш и с, которые помогают создать звуковой образ легкого утреннего ветерка. Именно его еле слышимое трепетание заставляет березок растрепаться, а шаловливую крапиву качаться.
Необходимо обратить внимание и на такой элемент поэтического синтаксиса, как постоянно повторяющиеся инверсии (нарушение порядка слов в предложении): каждая строка первых двух строф начинается с глагола (Задремали, задрожали, брезжит, румянит и.т.д) Благодаря глагольным инверсиям в сознании читателя рождается ощущение непрекращающегося движения, пробуждения жизни)
Однако эстетический смысл этих ассоциаций шире смысла тех живых картинок, которые рождаются в воображении читателя. С помощью этих конкретных образов автор воплощает основное лирическое переживание: поэтическое воспевание истинной красоты и возвышенности одухотворенного мира природы, сливающегося в гармонии с пробуждающейся и открытой этому миру душой лирического героя.
Назовем ряд ключевых вопросов,
которые помогут уч-ся воспринять
и осмыслить функции
Как движется взгляд поэта: что он видит в природе в начале и в конце ст-я?
1 строфа – небо, золотые
засыпающие звезды (гаснущие, слабо
мерцающие на фоне светлеющего
неба); затем взгляд поэта опускается
на землю, он видит речную
заводь с недвижной водой, в
которой отражается блеск
2 строфа – взгляд поэта
обращен на березки, стоящие
неподалеку, которые еле колышут
своими ветками под легким
утренним ветерком; затем взгляд
падает под ноги, где в свете
утренней зари горит роса
3 строфа – около ног,
у плетня, поэт видит крапиву,
которая из-за росы покрылась
перламутровым блеском и
Вывод: поэт охватывает взглядом весь мир – от поднебесья до заросшей крапивы, которая путается под ногами; он изображает картину просыпающейся природы. Можно предположить по ряду примет (брезжит свет, зеленые сережки, заросшая крапива), что автор описывает раннее июньское утро, около пяти часов.
Как поэт изображает эти явления природы? С помощью каких слов одушевляет явления природы?
Есенин изображает мир живой, одухотворенный, просыпающийся. С помощью слов улыбнулись сонные березки, растрепали шелковые косы, шепчет шаловливо поэту удалось создать образ живой природы: березки похожи на улыбающихся и растрепанных со сна девушек, даже обычная крапива изображается поэтом кокетливой красавицей-шалуньей. Все это достигается с помощью эпитетов и олицетворений.
Как поэту удалось изобразить
звуки легкого утреннего
Подчеркивание аллитераций в словах шелестят, сережки, шепчет, шаловливо. Подчеркнутые буквы передают звуки ш и с, создающие звуковой образ легкого, еле слышного ветерка.
Какие краски вы выберете для иллюстрации к этому стих-ю?
Для ответа на этот вопрос уч-ся должны внимательно перечитать ст-е и найти сл. цветовые эпитеты: золотые, румянит, зеленые, серебряные, перламутром. Вывод: в иллюстрации ндо использовать яркие, разноцветные, праздничные, блестящие краски.
Какую музыку вы подобрали к этому ст-ю Есенина?
Вначале должна звучать тихая, сонная мелодия, переходящая в дальнейшем в более громкую и радостную. Однако музыка должна передать не бурную радость, а нежную, тихую. В конце пусть зазвучит мелодия, передающая восторженную влюбленность поэта в мир.
В заключение обобщим, каковы основные задачи работы с лирическими ст-ми в начальной школе.