Шпаргалка по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 06:22, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Педагогике".

Файлы: 1 файл

эпич и лирич пр-я.docx

— 47.77 Кб (Скачать)

Методика чтения и анализа эпических произведений младшими школьниками

Прежде чем рассматривать  особенности методики чтения стихов в начальных классах школы, возникает  необходимость кратко остановиться на том, что такое стих. В литературоведении  различают две системы художественного  строения речи — прозаическую и  стихотворную. Л. И. Тимофеевым стих определяется как «особый тип речи, своеобразная выразительная система, существенно  отличающаяся и от обиходной речи, и от художественной прозы».

Для стихотворной речи присущи  несколько признаков в их совокупности. Особую значимость для организации стихотворной речи имеет ритм. Размеренность, ритмичность стиха создается определенным повторением ударных и безударных слогов в строке.

Различные системы стихосложения  отличаются друг от друга определенным стихотворным размером.

В начальных классах школы  учащиеся практически знакомятся с  рифмой и ритмом. В процессе наблюдения над стихом учащиеся отмечают, что  концы строк произносятся примерно одинаково (иначе говоря, рифмуются).

Л. И. Тимофеев особо подчеркивает такую особенность стихотворной речи, как ее повышенную эмоциональность. Учитывая эту особенность стихотворной речи, целесообразно обратить внимание младших школьников на то, что в  стихе поэт часто выражает свои чувства, свои переживания, вызванные картинами  природы, общественными явлениями, встречей с близкими, дорогими людьми. Одна и та же картина природы, у  разных поэтов может вызвать разное чувство, и стих получает разную эмоциональную  окраску: радость, грусть, тревогу и т. д.

Стихотворные произведения (подобно прозаическим) делятся на эпические, лирические и драматические.

В книгах для чтения «Родная  речь» представлены эпические и лирические стихотворения.

Деление художественной литературы на роды и виды

Эпос – род художественной литературы, цель которого – воспроизведение событий внешних по отношению к автору, объективного хода жизни, где автор «является как бы простым повествователем того, что совершается само собой.

Лирика – изображение переживаний человека, его душевного состояния, его чувств.

Драма – «подражание действию действием, а не рассказам». 

Технология анализа  эпических произведений

Эпос – авторский рассказ  о событиях.

Действующие лица участвуют в определенных  событиях.

Виды эпической  литературы: художественный рассказ, эпическое произведение в стихах, сказка, басня.

При анализе эпических  произведений  внимание сосредоточиваются  на действующих лицах, главных героях произведения, дается их характеристика.

Прослеживается сюжетная линия: С чего все началось? Как  развивались события? Какой момент повествования является самым важным? Чем все закончилось?

Учет специфики  произведения при первичном восприятии

Народная сказка – следует детям рассказывать.

Литературная сказка – должна быть прочитана по книге.

Эпическое стихотворение – читает заранее подготовленный ученик или учитель. 

Рассказ – использовать приём комбинированного чтения.

Басня – всегда читает учитель, лучше наизусть.

Особенности работы по видовой принадлежности

Малые фольклорные  жанры 

Чистоговорки – тренировка произнесения одного звука в окружении других.

Скороговорка – произнесения сочетаний звуков, близких или, далеких по способу и месту образования.

Считалки – ведущим компонентом является ритм.

Побасенка – композиционно построена на диалоге.

Загадки – построена на сравнении или метафоре. Важно научить приложить отгадку к загадке. (На подготовительном этапе).

Пословицы – обобщение жизненного опыта.

  • Уяснить прямой смысл пословицы.
  • Уяснить переносное значение, ее подтекст, иносказательный смысл.
  • Соотнести пословицу с определенными жизненными обстоятельствами из собственного опыта или описанными в художественном произведении.

Сказка – произведение в прозе, реже в стихах, в котором речь идет о вымышленных событиях, иногда фантастического характера.

Задача учителя при  анализе – помочь детям заметить формальные признаки жанра.

Кумулятивная сказка – нагромождение событий или героев, связь звеньев в цепочке событий, способ нанизывания одного события за другим, выстраивания цепочки, роль стилистических формул в последовательности действий.

Волшебная сказка – специфика структуры пространства, наличие двух миров и границы между ними, обязательный переход главным героем этой границы, перерождение героя в конце сказки.

Бытовая сказка – резкая смена точки зрения, относительно которой ведется повествование.

При чтении кумулятивной сказки – схематично обозначить цепочку героев и связи событий, приведших к развязке сказки.

При чтении волшебной сказки – дать детям задание начертить схему путешествия героя в иной мир и обратно.

При чтении бытовой сказки удобно использовать пересказ с изменением лица рассказчика.

Не обсуждать с детьми аллегорический смысл сказки. Аллегорический смысл сказок приоткроется ребенку  в том случае, если он уяснит функцию  формальных элементов и сумеет соотнести  их с целостным восприятием текста, а не будет интерпретировать сказки, исходя из своих житейских установок.

Басня – произведение в стихах, реже в прозе с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержанием. 

Для проникновения в иносказательный  смысл произведения вспомнить повадки  животных, которые стали героями  басни.

Иносказательный смысл басни  обязательно раскрывается и обсуждается  с детьми.

Когда раскрыть аллегорию ДО или ПОСЛЕ?

  • Не опытный чтец, отсутствие умения обобщать. Уяснить конкретное содержание, эмоционально пережить его и затем осмыслить мораль.
  • Начинать анализ басни с ее морали, потом обсуждать позицию автора и только затем разбирать конкретное содержание, давать характеристику персонажам, наблюдать изобразительно-выразительные средства языка.
  • Степенью сформированности навыка чтения, уровнем обученности детей, их читательской зрелостью.

Методика изучения эпических произведений в их родовой  специфике

 

Особенности рода

Методика изучения, технологические  приёмы.

Сюжет – последо

вательность событий.

Путь анализа вслед  за автором, по сюжету. Составление  сюжетного плана, рисование сюжетной цепочки.

Эпизод – звено в цепи сюжета.

Отбор эпизодов в соответствии с педагоги- ческой концепцией текста. Выяснение логической связи эпизодов, значение финальных эпизодов.

Герой – движущая сила событий.

Составление ключевой структурной  схемы, система образов произведения.  Выяснение мотивов, причин, последствий  поступков героев, их оценка. Анализ взаимоотношений героев.

Идея – главная мысль автора.

Работа над названием, дописывание сюжета. Определение  способов выражения авторского сознания (лексических, сюжетных и др.).


 

Осмысление финала произведения. Как автор завершает сюжет, проявляются его главные позиции в оценке героев и их поступков.

В. А. Сухомлинский.  Старый пес.

Был у человека верный друг - Пёс.

Много лет сторожил он хозяйство  Человека. Шли годы. Пёс постарел, стал плохо видеть. Однажды в ясный  летний день он не узнал своего хозяина. Когда хозяин возвратился с поля, он выбежал из своей будки, залаял как на чужого. Хозяин удивился и  спросил: - Значит, ты уже не узнаешь  меня?

Пёс виновато вилял хвостом. Он ткнулся в ногу и нежно заскулил. Ему хотелось сказать: прости меня, и сам не знаю, как это получилось, что не узнал тебя! Через несколько дней Человек принёс откуда-то маленького Щенка.  Он построил рядом с будкой старого Пса ещё одну маленькую и сказал  Щенку:

- Живи здесь.

Старый Пес спросил  у Человека:

- Зачем тебе ещё один  пёс?

У автора финал человечнее и мудрее.

Чтобы тебе не было скучно,—  сказал Человек и ласково потрепал старого Пса по спине. Потом Человек  повернулся, тихо вздохнул и ушёл,              

Пёс не мог вздыхать, он жалобно  заскулил, из одного его глаза на землю скатилась слеза. А на траве  кувыркался, играл Щенок.

Финальные сцены требуют  особенно вдумчивого прочтения и  серьёзного обсуждения.

Автор сознательно нарушает ход событий.

                                                           «Заячьи лапы» К. Паустовского.

  • Осмысление причины такого построения произведения, разобраться в его композиции.

После анализа сюжета, чтения рассказа, составления плана выясняется почему автор так выстроил рассказ.

Вопросы учителя: Как выстроен рассказ? В какой последователь- ности события происходят? Почему только в конце выясняется, что заяц с обгорелыми лапами – дедов спаситель?  Зачем автор так выстроил рассказ?

В процессе беседы понимают авторский прием. Перестановка событий  – прежде всего способ держать  читателя в напряжении. Убедить читателя в вине охотника перед зверями, которых  он убивал.

Главный герой даже не заяц, а его обожженные лапы – происходит осмысление названия произведения. В  названии вынесена идея произведения.

Для эпических стихотворений  характерно наличие сюжета, т. е. системы  событий в их развитии. В центре эпических стихотворений — образы-персонажи, раскрывая которые автор показывает определенную сторону жизни в  тот или иной период. Все это  роднит эпическое стихотворение с рассказом, повестью. Данное обстоятельство обусловливает общность методических положений, определяющих анализ эпического стихотворения и прозаического рассказа. Однако нельзя забывать, что анализируется стихотворное произведение, т. е. произведение, которому присуща особая художественная форма, отличающая его от прозы.

Примером эпических стихотворений, помещенных в книгах «Родная речь», являются такие, как «Разговор с  сыном» С. В. Михалкова, «Рассказ о неизвестном  герое», «Война с Днепром» С. Я. Маршака, «На заставе» А. Л. Барто, «Рассказ танкиста» А. Т. Твардовского, «Дедушка Мазай и зайцы» Н. А. Некрасова.

Анализ эпического стихотворения  направлен на выяснение сюжета (развития действия), раскрытие особенностей действующих лиц, идеи произведения, его художественного своеобразия. Данное произведение допускает деление  на относительно законченные части, составление плана, пересказ. Безусловно, выбор методики зависит от конкретного  содержания произведения, от его идейно-тематической основы.

Например, при чтении отрывков из поэмы С. Михалкова «Разговор с сыном» в центре внимания будет анализ познавательной стороны конкретного материала, осознание которого расширит и углубит представления учащихся о борьбе народа нашей страны за справедливую власть и свободу. Автор сам определяет тематику своего произведения (см.: Родная речь. Книга для чтения в третьем классе. М., 1978, с. 52, от слов Мой сын! Послушай мой рассказ до слов. Чтоб хорошо жилось тебе!).

Учитель вправе уже после  первого чтения предложить учащимся самим определить тему произведения и подтвердить это словами текста.

Дальнейший анализ направлен  на выделение подтем, т. е. тех вопросов, на которых останавливается поэт, рассказывая о жизни до революции:

1) Обучение детей при  царизме.

2) Сытая жизнь помещиков  и полуголодное существование  крестьян.

3) Угнетение рабочих в  городах.

4) За что боролись революционеры.

В соответствии с указанными вопросами помещенный в книге  отрывок делится на части. (Учитель  может предложить учащимся самостоятельно поделить отрывок на части, определить главную мысль каждой части и  озаглавить.) Осознанию конкретного  содержания способствует также выборочное чтение по иллюстрациям книги, постановка учащимися вопросов друг другу.

Произведение написано в  форме разговора отца-автора с  сыном-слушателем (или читателем). Что  достигается этим? Простота и доступность. Автор обращается как бы ко всем третьеклассникам и к каждому  в отдельности.

Четкость высказывания достигается  также использованием противопоставлений (или противоположений. Раскрытие сущности каждого из противопоставлений, включенных в отрывок, подводит учащихся, с одной стороны, к пониманию политической направленности произведения, а с другой — к пониманию особенностей его художественной формы.

Приведенные противопоставления, как и ряд других, позволили  автору немногими словами сказать  о многом: кто работал, а кто  пользовался плодами труда; почему помещик в деревне, а фабрикант  в городе жили в богатстве и  роскоши...

В простой разговорной  форме написан и «Рассказ о  неизвестном герое» С. Я. Маршака. Прост  сюжет рассказа, проста его лексика, удивительно легок стих.

Задача учителя — сохранить  для учащихся целостность восприятия произведения, в котором так тонко  сочетаются содержание и стихотворная форма. Поэтому и начать работу над  стихотворением можно с вопроса  к учащимся: «Что привлекает в стихотворении? Чем оно кажется интересным?»

Некоторых учащихся привлек  тот факт, что автор оставил  своего героя неизвестным. Почему? Другие говорят о том, что интересно, как автор описывает продвижение  парня по карнизу с девочкой. Короткие предложения, паузы; как будто слышишь  его шаги. Очень тревожно и страшно. И т. п.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"