Шпаргалка по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 06:22, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Педагогике".

Файлы: 1 файл

эпич и лирич пр-я.docx

— 47.77 Кб (Скачать)

Стихотворение написано перед  Великой Отечественной войной, оно  хорошо передает настроение молодежи тех лет: каждый готов к труду  и обороне, каждый готов совершить  героический поступок!

Третьеклассникам доступно сразу анализировать все стихотворение  без предварительного деления на части.

Каким вы себе представляете  героя стихотворения? Прочитайте весь рассказ и подготовьте материал. (Проводится беседа выборочное "чтение.)

— Какой момент в стихотворении вы считаете самым тревожным?

— Как автор передал  напряженность обстановки на пожаре? (Подбором слов, особым построением  предложений, «сжатостью, быстротой» стиха.)

— Какова основная мысль  стихотворения? В каких словах автор  ее выразил? (К славному подвигу каждый готов.) Как эту мысль выразил художник на рисунках книги?

После того как учащимися  понята главная мысль, становится понятным использование автором приема повторения одних и тех же строф в начале и в конце стихотворения. Автор  оставляет героя неизвестным, подчеркивая  этим не только его скромность (спас девочку и... вскочил на подножку трамвая), но и то, что парней таких  было много. Многие поступили бы так  же, как и этот неизвестный герой,—  вот вывод, к которому приходит читатель-ученик.

В начальных классах школы  не ставится задачей изучение фигур  поэтической речи, инверсии, но практически  учитель постоянно обращает внимание учащихся на использование автором  определенных художественных приемов  в целях более ясного и образного выражения мыслей.

В эпических стихотворениях часто используется диалог, что позволяет  автору живо описать событие, как  бы «включить» самого читателя в круг описываемых событий.

Стихотворение А. Твардовского «Рассказ танкиста» представляет собой  мастерски написанный рассказ в  стихах о случае, который произошел  в 1941 г. в советском городе, в котором  шел жестокий бой с фашистами. Рассказ дан от лица танкиста, и  это усиливает его правдоподобность: говорит сам участник боя. В стихотворении  два действующих лица. Какими их представляют учащиеся? — вот один из возможных вопросов для коллективного  обсуждения. Что сближает мальчика и танкиста, несмотря на то что мальчику всего десять — двенадцать лет?

Мужество парнишки, его  огромное желание принять участие  в борьбе с врагом наравне со взрослыми особенно становятся понятными из описания боя: Шел бой за улицу. Огонь врага был страшен. Мы прорывались к площади вперед. А он гвоздит — не выглянуть из башен, и черт его поймет, откуда бьет.

Употребляя глагол гвоздит, автор очень рельефно дает возможность представить, каким был огонь. Однако значение глагола еще больше усиливается, уточняется следующими за ним словосочетаниями: не выглянуть из башен, и черт его поймет, откуда бьет. Прием усиления, уточнения довольно часто используется в поэтической речи, и на него стоит обратить внимание учащихся.

В стихотворении есть диалог. Это способствует четкому восприятию картины, пониманию взаимоотношений  действующих лиц. Однако учитель  должен помнить, что выразительное  чтение стихотворения, имеющего диалог, без предварительной подготовки затруднено. Поэтому прежде чем читать следующие части стихотворения  вслух, целесообразно предложить чтение про себя с каким-либо заданием. (Например: «Прочитайте и подготовьтесь рассказать, как мальчик помогал танкисту. О чем парнишка просил танкиста? Что танкист ответил ему? Какое чувство нужно передать голосом? Что сказал танкист мальчику при прощании?»)

— Сравните начало и конец  стихотворения. Какую роль здесь  выполняет повторение? (Танкист сожалеет о том, что не узнал имя мальчика.) Это тревожит его: он не может себе простить...

Стихотворение «Рассказ танкиста»  учащиеся с удовольствием заучивают  наизусть, читают в лицах, рисуют иллюстрации к тексту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методика чтения и анализа лирических произведений младшими школьниками

 

Прежде чем рассматривать  особенности методики чтения стихов в начальных классах школы, возникает  необходимость кратко остановиться на том, что такое стих. В литературоведении  различают две системы художественного  строения речи — прозаическую и  стихотворную. Л. И. Тимофеевым стих определяется как «особый тип речи, своеобразная выразительная система, существенно  отличающаяся и от обиходной речи, и от художественной прозы».

Для стихотворной речи присущи  несколько признаков в их совокупности. 0собую значимость для организации  стихотворной речи имеет ритм. Ритмическая  организация как музыкальных, так  и стихотворных произведений характеризуется  повторяющимися элементами, что определяет присущую этим произведениям стройность в движении. Размеренность, ритмичность  стиха создается определенным повторением  ударных и безударных слогов в  строке.

Различные системы стихосложения  отличаются друг от друга определенным стихотворным размером.

В начальных классах школы  учащиеся практически знакомятся с  рифмой и ритмом. В процессе наблюдения над стихом учащиеся отмечают, что  концы строк произносятся примерно одинаково (иначе говоря, рифмуются).

Л. И. Тимофеев особо подчеркивает такую особенность стихотворной речи, как ее повышенную эмоциональность. Учитывая эту особенность стихотворной речи, целесообразно обратить внимание младших школьников на то, что в  стихе поэт часто выражает свои чувства, свои переживания, вызванные картинами  природы, общественными явлениями, встречей с близкими, дорогими людьми. Одна и та же картина природы, у  разных поэтов может вызвать разное чувство, и стих получает разную эмоциональную  окраску: радость, грусть, тревогу и  т. д.

Стихотворные произведения (подобно прозаическим) делятся на эпические, лирические и драматические.

В книгах для чтения «Родная  речь» представлены эпические и  лирические стихотворения.

 

Лирика – (от греч. lyrikos – произносимый под звуки лиры) – один из трёх родов художественной  литературы.  
В отличие от эпоса и драмы, в которых изображаются  определенные характеры, действующие в различных обстоятельствах, лирика отражает  отдельные состояния характера в определенные моменты жизни, собственное «я» автора. 
Речевая форма лирики – внутренний монолог, преимущественно стихотворный.

Лирика – (от греч. lyrikos – произносимый под звуки лиры) – один из трёх родов художественной  литературы.  
В отличие от эпоса и драмы, в которых изображаются  определенные характеры, действующие в различных обстоятельствах, лирика отражает  отдельные состояния характера в определенные моменты жизни, собственное «я» автора. 
Речевая форма лирики – внутренний монолог, преимущественно стихотворный.

В лирическом тексте может  не быть сюжета в эпическом смысле этого слова, а если и изображается какое-либо событие, то лишь для того, чтобы показать отношение автора, к изображаемому, чувства, возникающие у него при восприятии события. Развитие, движение этого чувства, его переливы, видоизменение, - это и есть лирический сюжет.

Изучение лирики - очень сложный и тонкий процесс, здесь как нигде должна быть свобода для импровизации, творчества, личностной интерпретации текстов. Восприятие лирического текста субъективно и зависит от множества факторов, в том числе и от настроения, поэтому так важна особая «этико-эстетическая атмосфера» урока.

Главные задачи изучения лирики как особого литературного рода:

  • адекватное читательское воссоздание картин, нарисованных автором текста;
  • организация эмоционального читательского восприятия текста и сопереживания лирическому герою;
  • формирование представлений о способах создания и развития образа-переживания в лирике;
  • выразительное чтение как способ проверки личного восприятия.

Методические приёмы:                              

  • медленное, филологическое чтение с остановками перед «непонятными» словами;
  • выразительное чтение (учителем и учениками);
  • рисунок как способ проявить зрительный образ, формирующийся в сознании читателя;
  • системно-образная схема, как основа анализа текста;
  • система вопросов и ответов.

Лирические стихотворения  входят в круг чтения ребенка, начиная  с самого раннего детства.

В лирических стихотворениях (в отличие от эпических) предметом  изображения становятся переживания, чувства человека. Это не означает, что в эпическом произведении они отсутствуют, а в лирическом — не изображаются жизненные картины. Нет, и в эпическом, и в лирическом произведениях возможно изображение того и другого. Своеобразие лирического произведения в том, что переживания, внутренний мир героя — это то центральное, ведущее, что составляет лейтмотив изображаемого. Переживания человека могут быть обусловлены картинами природы, общественными явлениями, политическими событиями, философскими размышлениями о сущности жизни, значении мира и т. п. С учетом тематики жизненного материала, вызвавшего те или иные переживания, в литературоведении лирика классифицируется на пейзажную, политическую, патриотическую, философскую, лирику любви и дружбы и другие виды. В книгах для чтения в начальных классах представлена главным образом пейзажная лирика и социально-политическая.

В методической литературе, и в частности в специальных  исследованиях Е. Л. Глинской, А. А. Абдуллиной и др. посвященных чтению младшими школьниками пейзажной лирики, отмечаются условия, существенно влияющие на полноценность  восприятия учащимися данного вида произведений и творческое воспроизведение  их эмоционально-образного содержания. К числу таких условий относятся:

1. Наличие у учащихся  жизненных представлений, адекватных  авторским или приближающихся  к ним.

Отсутствие аналогичных  жизненных впечатлений может  приводить к вербально-логическому восприятию пейзажной лирики и формальному воспроизведению образов, а также тормозит развитие у учащихся желания читать произведения о природе.

2. Развитие у учащихся  внимания к переживаниям героев  произведений, настроению и чувствам. Целенаправленная работа над обогащением лексики детей словами, обозначающими чувства и оттенки чувств, состояние и настроение (радость, страх, печаль, грусть, гордость; спокойно, взволнованно, торжественно).

3. Формирование у учащихся  творческого воссоздающего воображения.

При подготовке к чтению стихов о природе (в каждом классе тематически  представлены стихи о всех временах года)2 учитель прежде всего определяет место и время проведения экскурсии, тщательно подбирает репродукции картин художников, музыкальные произведения, созвучные стихам, а также фильмы, просмотр которых обогатит жизненные впечатления школьников. Особенно внимательно нужно отнестись к подбору биографического материала о писателе. Поскольку лирическое произведение проникнуто тем или иным настроением, то учитель может кратко рассказать о поэте, но так, чтобы была понятна его грусть или радость, тревога. (Как уже отмечалось выше, в начальных классах биографические сведения о каждом писателе не сообщаются.)

Очень эффективным является прослушивание соответствующих  музыкальных произведений: у детей  создается настрой, адекватный авторскому, что способствует правильному эстетическому  восприятию стихотворения, благотворно  сказывается на выразительности  чтения. Например, перед чтением  стихотворения А. С. Пушкина «Зимняя  дорога» учитель рассказывает о  ссылке поэта в Михайловское, о  тяжести разлуки с близкими; также сообщает о том, как передвигались на лошадях в то, уже далекое от нас время, когда не было железных дорог, и предлагает учащимся прослушать романс Гурилева «Однозвучно гремит колокольчик». Грусть поэта становится понятной школьникам, хотя ничего подобного и не было в их жизненном опыте.

Много радости и истинного  эстетического наслаждения доставляет детям прослушивание пьес П. И. Чайковского  из его альбома «Времена года»  в параллели с чтением стихов Ф. И. Тютчева, А. Н. Плещеева, А. С. Пушкина, И. А. Бунина, С. Я. Маршака.

В методической литературе (Е. Л. Глинская и др.) справедливо отмечается, что. использование произведений живописи перед чтением стихотворений о природе не всегда целесообразно. Просмотр картины непосредственно перед чтением стихотворения может затруднить его восприятие, поскольку словесный образ воспринимается менее ярко, чем зрительный, учащиеся окажутся под впечатлением картины, у нее в плену. Безусловно, . при решении вопроса о целесообразности использования картины на уроке непосредственно перед чтением много будет зависеть от того, насколько картина и стихотворение соответствуют друг другу. Чем ближе картина и стихотворение, тем больше оснований для просмотра картины до чтения стихотворения.

Необходимо особо подчеркнуть  важность тщательной подготовки учителя  к выразительному чтению стихотворения. Стихотворение обычно читается учителем наизусть и пробуждает у детей  живые ассоциации с картинами, которые описывает поэт.

Процесс изучения пейзажного лирического стихотворения в  целом имеет ту же модель, что  и любое художественное произведение: от первичного синтеза (первичного целостного восприятия) к анализу и через  него к синтезу более высокого качества (более сложному обобщению). Однако, в отличие от рассказа или  эпического стихотворения, при чтении пейзажной лирики предметом анализа  является живописный образ, а не развитие сюжета и мотивы поведения действующих  лиц. Итак, своеобразие анализа стихотворений  о природе состоит в том, чтобы  оно было направлено на создание у  учащихся благоприятных условий  для глубокоэстетического восприятия живописного образа, нарисованного поэтом с помощью художественных средств языка. Живописный образ сложен, как и любой образ. Поэтому на уроке после первичного восприятия стихотворения учащиеся вычленяют составные части образа — его взаимосвязанные компоненты. Яркость первичного целостного восприятия создается вопросами следующего характера:

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"