Шпаргалка по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 23:05, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Педагогика"

Файлы: 1 файл

Педагогика современной школы.docx

— 111.49 Кб (Скачать)

32.ДОКУМЕНТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ1) Учебные планы. В практике используется несколько типов учебных планов:1) базисный;2) типовой;3) учебный план школы.Базисный учебный план – это основной государственный нормативный документ, который является составной частью государственного стандарта этого уровня образования и представляет собой основу для разработки стандартных и рабочих учебных планов и исходным документом для финансирования школы. Он утверждается Министерством образования РБ (средняя школа).Имеются два типа школьных учебных планов:1) собственно учебный план, создаваемый на базе государственного базисного учебного плана и включающий особенности данной школы;2) рабочий учебный план, который утверждается педсоветом школы ежегодно.Учебный план средней школы включает в себя фундаментальное и технологическое образование.Базисный учебный план средней школы обусловлен такими нормативами, как продолжительность обучения, максимальная и стандартная недельные учебные нагрузки для учеников, общая оплачиваемая государством нагрузка учителя.2) Учебные программы. Содержание образования, представленное в учебных планах, отражается конкретно в учебных дисциплинах и предметах.Учебная программа – нормативный документ, который включает в себя содержание знаний и навыков по учебному предмету, последовательность изучения тем и распределение времени на каждую. Учебная программа осуществляет несколько функций:1) описательную (описание содержания образования);2) идейно-мировоззренческую функцию (формирование духовности у школьников);3) организационно-методическую (определенным образом организует деятельность учителя и учащихся).Учебные программы бывают:1) типовыми (утверждаются Министерством образования Российской Федерации);2) рабочими (утверждаются и разрабатываются педсоветом);3) авторскими (представляют собой оригинальное построение учебного предмета). 3) Учебники включают в себя изложение основ наук, а также формируют самостоятельную учебную деятельность учеников по изучению учебного материала. К учебнику предъявляются определенные требования:1) дидактические;2) психологические;3) эстетические;4) гигиенические.Материал в учебнике должен быть представлен в крайне обобщенном варианте, вместе с тем должен быть конкретным.В зависимости от личностных установок и стиля работы классный руководитель может составлять различные планы:программу воспитательной работы в классе;план работы на год, полугодие, четверть, месяц, неделю, день;план работы по важнейшему направлению на определенный период (месяц, год, несколько лет), например по нравственному воспитанию учащихся, профориентационной работе;план подготовки и проведения воспитательного мероприятия и родительского собрания;план работы с творческим объединением, родительским комитетом и т. п.;план самообразования по совершенствованию педагогического мастерства.Программа воспитательной работы в классе – самый сложный вид планирования, поскольку он предполагает серьезную аналитическую деятельность и психолого-педагогическую подготовленность педагога. От плана воспитательной работы программа отличается тем, что в ней обязательно должны отражаться параметры, обосновывающие: а) почему в работе с данным классом выбраны именно эти направления деятельности; б) какая логика лежит в основе намеченной работы и чем она обосновывается; в) как именно будут проходить подготовка и проведение различных видов и форм работы (с коллективом в целом, органами самоуправления, родителями, педагогами и общественностью).Программа воспитательной работы в классе (примерная структура)1. Объяснительная записка:а) особенности класса и воспитанников;б) особенности ближайшего социального окружения каждого ребенка и его взаимодействие со средой;в) принципы отбора содержания и организации воспитательного процесса;г) принципы построения программы.2. Воспитательные цели.3. Содержание и организация воспитательного процесса.A. Организация жизнедеятельности детского коллектива:а) задачи;б) содержание;в) способы реализации задач.Б. Организация деятельности органов детского самоуправления:а) задачи;б) содержание деятельности и способы реализации задач.B. Сотрудничество в достижении воспитательных результатов:а) задачи;б) содержание деятельности и формы сотрудничества.Основным документом в работе классного руководителя является план на учебный год (полугодие). Рекомендуются следующие разделы этого плана.1. Анализ педагогической работы за прошедший учебный год.2. Задачи работы классного руководителя на новый учебный год, постановка которых должна отвечать следующим требованиям:а) вытекать из анализа работы;б) отличаться от задач предыдущего года;в) быть конкретными и реальными для выполнения;г) пронизывать всю планируемую работу с учащимися, родителями, классным коллективом.3. Работа с коллективом учащихся.4. Взаимодействие с педагогическим коллективом.5. Работа с семьей и общественностью.Примерная схема плана (на год, полугодие, четверть)Общепринятых формы и структуры плана работы классного руководителя нет и быть не может, поскольку педагогу необходимо творчески подходить к его составлению, учитывая особенности классного коллектива, условия школы, а также личный опыт работы. Структура и форма плана классного руководителя могут быть разнообразными; главное, чтобы они были удобны для работы и оперативной корректировки.Целесообразно составление плана индивидуальной работы с каждым учащимся. Это возможно, если классный воспитатель освобожден от учебной работы, занимает полную ставку педагога и имеет время для целенаправленной работы с каждым ребенком.Классному руководителю нужно позаботиться о том, чтобы план был наглядно оформлен и доступен всем учащимся. Он может представлять собой план-сетку, где отражены основные дела и события класса, а также школьные мероприятия, в которых дети решили участвовать. Лучше, если учащиеся сами выберут или самостоятельно создадут свою форму плана.

 

45.Методы контроля и самоконтроля в процессе обученияМетоды устного контроля. Устный контроль осуществляется путем индивидуального и фронтального опроса. При индивидуальном опросе учитель ставит перед учеником несколько вопросов, отвечая на которые он показывает уровень усвоения учебного материала. При фронтальном опросе учитель подбирает серию логически связанных между собой вопросов и ставит их перед всем классом, вызывая для краткого ответа тех или иных учеников.Методы письменного контроля. В процессе обучения эти методы предполагают проведение письменных контрольных работ, сочинений, изложений, диктантов, письменных зачетов и пр Письменные контрольные работы, изложения, диктанты могут быть как кратковременными, проводимыми в течение 15—20 мин, так и занимающими весь урок.В таком случае учитель составляет перечень вопросов, предлагает для каждого из них на бланке возможные варианты ответов, одни из которых более полны и точны, другие менее полны и содержат некоторые неточности. Задача учеников состоит в том, чтобы выбрать из ряда ответов более точный и более полный.Письменные работы могут проводиться в виде графических задач, вычерчивания графиков определенных процессов и пр.Методы лабораторного контроля. Сравнительно новый вид контроля в нашей школе — лабораторный контроль за подготовленностью учеников. Контрольные лабораторные работы по физике и другим предметам возникли в практике работы учителей Ростовской области. Они проводятся с половиной состава класса, в то время как другая половина выполняет письменную работу.В число контрольных лабораторных работ включается проверка умений пользоваться штангенциркулем, микрометром, амперметром, вольтметром, термометром, психрометром и другими измерительными приборами, которые должны быть изучены к данному моменту.В них включается также и решение экспериментальных задач, требующих проведения опытов, которые можно реально осуществить во время контрольной работы.Методы машинного контроля. В практику обучения постепенно входят методы машинного контроля за качеством усвоения знаний, особенно по предметам естественно-математического цикла. Программы для контроля составляются, как правило, по методике контрольных программированных упражнений. Ответы набираются или цифрами, или в виде формул. Машина соблюдает высокую степень объективности контроля, но не может учесть психологические особенности ученика. Не позволяет она проверить и логичность, грамотность речи, своевременно оказать ученику помощь при затруднениях. Все это требует рационального сочетания машинного и безмашинногоконтроля за качеством подготовки учеников.Методы самоконтроля. Существенной особенностью современного этапа совершенствования контроля в школе является всемерное развитие у учащихся навыков самоконтроля за степенью усвоения учебного материала, умения самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы устранения обнаруживаемых пробелов.

 

39.Образовательная, воспитательная, развивающая функции урока.Образовательная цель предполагает формирование новых понятий и способов деятельности, системы научных знаний и т.д.1Сформировать на уроке новое понятие2Обеспечить усвоение учащимися.3Обучить новому способу действий4Устранить пробелы в знаниях5Обобщить и систематизировать знания о.6Отработать навыки.7Закрепить способы действий.8Сформировать у учащихся представления о.9Обучить выполнению задания по образцу10Научить делать выводы.11Показать взаимосвязь и взаимообусловленность явлений.12 Формировать умения анализировать факты и давать им обоснованную научную оценку.13Формирование умения активно и последовательно отстаивать свою точку зрения, умение найти убедительные аргументы при доказательстве.14Научить самостоятельно делать выводы, разбираться.Воспитательная цель1Формирование интереса к будущему страны2Формирование чувства гордости за Родину3Воспитание гуманного отношения к людям4Формирование ответственности5  Развитие требовательности к себе и другим6Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям7Воспитание мотивов трудаРазвивающая цель1Развитие аналитического мышления2Развитие познавательных умений3Развитие умений учебного труда

 

 

34.Методы организации учебно-познавательной деятельностиМетоды получения новых знаний включают в себя такие методы, как рассказ, объяснение, школьная лекция, беседа, работа с книгой, организация наблюдения, иллюстрация, демонстрация. Первые четыре метода называют вербальными (словесными) методами обучения.Рассказ - это метод повествовательного изложения содержания изучаемого материала учителем. Чаще всего он используется при изложении такого учебного материала, который носит описательный характер. К примеру, это может быть рассказ о каком-то человеке (писателе, композиторе и др.), месте или ситуации.Применяется на всех этапах школьного обучения. При переходе на следующий этап меняются задачи изложения и, как следствие, могут измениться стиль и объем рассказа.Объяснение. Под объяснением следует понимать словесное пояснение, анализ, доказательство и истолкование различных положений излагаемого материала. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала различных наук. Как метод обучения объяснение широко используется в работе с детьми разных возрастных групп.Школьная лекцияпредставляет собой продолжительное устное изложение учебного материала в сочетании с приемами активизации познавательной деятельности учащихся (выписывание основной мысли, конспектирование, составление схематической модели излагаемого материала).Этот прием используется, как правило, в старших классах и занимает весь или почти весь урок (20-30 мин). В начальной школе ввиду неготовности учащихся ктакого рода работе лекции не используются.Беседа является диалогическим методом обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов побуждает учащихся рассуждать и подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение уже изученного.Виды бесед:Если беседа предшествует изучению нового материала, ее называют вводной или вступительной. Цель : сформировать у учащихся состояние готовности к изучению новой темы.Для непосредственного сообщения новых знаний используются сообщающие беседы. Одной из форм сообщающей беседы является эвристическая беседа (от слова "эврика" - нахожу, открываю), в ходе которой учитель, опираясь на имеющиеся у учащихся знания и практический опыт, подводит их к самостоятельному осознанию, открытию и формулированию правил и выводов.индивидуальной (если вопросы адресованы одному ученику), групповой (вопросы обращены к группе учащихся) и фронтальной (вопросы обращены ко всем учащимся класса).Работа с книгой - один из важнейших методов обучения. В начальных классах работа с книгой осуществляется главным образом во время урока и под руководством учителя. Сначала работас книгой является лишь дополнением к объяснениям учителя. По мере освоения учащимися навыков работы с книгой (через год-два) значение этого метода растет и его доля в системе используемых учителем методов увеличивается.Работа с книгой может быть организована в двух формах: под непосредственным руководством учителя и в форме самостоятельной работы учащегося над учебником или учебной литературой. Сущность этого метода (и в той и в другой форме) заключается в овладении новыми знаниями, когда ученик изучает материал и осмысливает содержащиеся факты, примеры, закономерности и параллельно с этим приобретает умение работать с книгой.Наиболее часто применяются следующие приемы работы с книгой: чтение, подготовка пересказа, списывание текста, составление плана текста, подготовка тезисов (краткое изложение основных мыслей), конспектирование, составление опорного (символьного) конспекта текста.Организация наблюдения. Этот метод один из самых простых и интересных для дошкольников и школьников младших классов. Наиболее часто он применяется на прогулке детей или экскурсии. В начальной школе этот метод не может использоваться в чистом виде, так как при работе с младшими школьниками необходимо постоянно поддерживать их внимание, поэтому применяется только в сочетании с рассказом учителя или воспитателя. Метод заключается в том, что учащиеся наблюдают какое-либо явление или предмет и под управлением учителя выделяют его наиболее существенные черты.Иллюстрация. Это методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий и технических средств. Обычно наглядные пособия используются в совокупности со словесными и практическими методами обучения.Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске и пр.Демонстрация. Этот метод тоже представляет собой синтез словесных (рассказа, объяснения) и наглядных приемов, связанных с демонстрацией диафильмов, кинофильмов, приборов, опытов, технических установок и пр.Методы выработки учебных умений и накопления опыта учебной деятельности построены на выполнении реальных учебных действий и направлены на формирование практических умений и навыков:А) Упражнения. Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или письменного действия с целью углубления своих знаний и выработки соответствующих учебных умений и навыков. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса. ( устные, письменные, графические, практические упражнениям )Б) Лабораторные работы - это проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, инструментов и других технических приспособлений, т. е. это изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования. Целью проведения лабораторных работ является формирование умений и навыков обращения с приборами и другим техническим оборудованием.В) Практические работы. Этот метод обучения представляет собой осуществление учащимися предметной деятельности с целью накопления опыта использования уже имеющихся знаний и получения новых, относящихся к использованию предмета знаний. Методы закрепления и повторения изученного материала. Данная группа методов предназначена для сохранения в памяти учащегося полученных знаний и переносу их в долговременную память:1)  Беседа. Это один из словесных методов обучения, в ходе которого учитель с помощью прямых вопросов побуждает учащихся к активному воспроизведению освоенного ими материала с целью его более глубокого осмысления и долговременного запоминания. Беседа применяется чаще всего, когда изучаемый материал уже освоен учащимися и накоплен достаточный опыт его практического использования. 2) Повторение. Метод обучения, применяемый всеми учителями и по всем предметам. Повторение представляет собой основу всего процесса обучения и развития ребенка. Повторением обычно называют процесс словесного или письменного воспроизведения выполняемых ранее (или аналогичных им) учебных заданий.Методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опытаМожно выделить следующие наиболее часто применяемые методы организации взаимодействия учащихся: освоение элементарных норм ведения разговора, метод взаимной проверки, метод взаимных заданий, совместного нахождения лучшего решения, временная работа в группах, создание ситуаций совместных переживаний, организация работы учащихся - консультантов, дискуссия.

 

44. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности1 Методы эмоционального стимулирования. А)Создание ситуаций успеха в обучении представляет собой создание цепочки ситуаций, в которых учащийся добивается в учении хороших результатов, что ведет к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и легкости процесса обучения. Одним из приемов создания ситуации успеха может служить подбор для учеников не одного, а небольшого ряда заданий нарастающей сложности. Первое задание выбирается несложным для того, чтобы учащиеся, которые нуждаются в стимулировании, смогли решить его и почувствовать себя знающими и опытными. Далее следуют большие и сложные упражнения. Например, можно использовать специальные сдвоенные задания: первое доступно для ученика и готовит ему базу для решения последующей, более сложной задачи.Б) Поощрение и порицание в обучении. Круг поощрений весьма разнообразен. В учебном процессе это может быть похвала ребенка, положительное оценивание какого-то отдельного его качества, поощрение выбранного им направления деятельности или способа выполнения задания, выставление повышенной отметки и др.Применение порицаний и других видов наказания является исключением в формировании мотивов учения и, как правило, используется лишь в вынужденных ситуациях.В)Использование игр и игровых форм организации учебной деятельности. В нем могут быть использованы уже готовые игры.1. Короткие игры2. Игровые оболочки. Эти игры (скорее даже уже не игры, а игровые формы организации учебной деятельности) более продолжительны по времени. Чаще всего они ограничены рамками урока, но могут продолжаться и несколько дольше.3. Длительные развивающие игры. Игры подобного типа рассчитаны на различные временные промежутки и могут тянуться от нескольких дней или недель до нескольких лет. Они ориентированы, по выражению А.С. Макаренко, на дальнюю перспективную линию, т. е. на далекую идеальную цель, и направлены на формирование медленно образующихся психических и личностных качеств ребенка. 4. как мы себе их представляем - с шутками и смехом, а на ответственно выполняемое дело.Г) Постановка системы перспектив. Этот метод был хорошо разработан А.С. Макаренко. Он считал, что необходима постановка перед учащимися перспективы трех уровней: ближней (рассчитанной на время выполнения одного задания, урока или учебного дня), средней (на неделю, четверть или год) и дальней (на несколько лет, на всю жизнь). Причем на каждом из этих уровней он ставил несколько перспектив. К примеру, на среднем уровне могут существовать такие разнонаправленные перспективы, как подготовка к новогоднему празднику, исправление плохих отметок к родительскому собранию, участие в походе по Крымским горам и участие в отборочном конкурсе (по критериям успеваемости и поведению), подготовка к итоговой четвертной контрольной работе и т.д.2 Методы развития познавательного интереса. Основными методами развития познавательного интереса являются следующие методы: А) Формирование готовности восприятия учебного материала. Метод представляет собой одно или несколько заданий или упражнений учителя, направленных на подготовку учащихся к выполнению основных заданий и упражнений урока. Б) Выстраивание вокруг учебного материала игрового приключенческого сюжета - это проведение в ходе урока игры, включающей в себя выполнение запланированных учебных действий. Примером может служить проведение на уроке природоведения игры-путешествия.В) Метод стимулирования занимательным содержанием.Одним из приемов, входящих в этот метод, можно назвать прием создания на уроке ситуаций занимательности - введение в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов. Например, в курсе природоведения это могут быть примеры типа "круговорот воды в нашем городе (селе)", "явления природы в сказках" и др.Г) Метод создания ситуаций творческого поискаТворчество является одной из наиболее сильных причин развития познавательного интереса. Практика показывает, что для учителя задача развития творческих способностей учащихся является наиболее сложной и труднореализуемой. Для каждого ученика нужно создать условия, позволяющие свободно и раскованно решать различные проблемы. Причем чем больше у него будет "размах" и необычнее решения, тем лучше, так как это говорит об успешном развитии творческих способностей. Весь этот "свободный полет" мысли ученика должен происходить в рамках программ общеобразовательных дисциплин и поддерживаемых школой норм поведения. И здесь только опыт работы и интуиция могут помочь учителю определить (и постоянно корректировать) ту возможную меру включенности конкретных учащихся конкретной школы в творческую деятельность, которая сделает обучение интересным для учащихся и охватит всю учебную программу.3 Методы формирования ответственности и обязательности.Мотивы долга и ответственности формируются на основе применения целой группы методов: разъяснения школьникам личностной значимости учения; приучения их к выполнению требований оперативного контроля.Формирование понимания личностной значимости учения представляет собой метод формирования у учащегося осознания важности успешного обучения для его настоящей и будущей жизни.Понимание личностной значимости успешного учения во многом зависит и от поведения учителя. Предъявление учебных требований. Метод предъявления требований к учащимся определяется правилами поведения, критериями оценки знаний по всем предметам, правилами внутреннего распорядка, Уставом общеобразовательного учреждения.Оперативный контроль. Важную роль в формировании чувства ответственности играет оперативный контроль. Использование метода оперативного контроля не как метода жесткого наказания за нарушения, а как метода выявления сложных для учащихся тем, вопросов, упражнений с целью повторного обращения на них внимания учащихся для лучшего их выполнения.4 Методы развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств учащихся.Наибольший эффект дают такие методы, как:творческое задание;постановка проблемы или создание проблемной ситуации;дискуссия (организация обсуждения материала);создание креативного поля;перевод игры на другой, более сложный, творческий уровень.Творческое задание представляет собой учебное задание, содержащее творческий компонент, для решения которого учащемуся необходимо использовать знания, приемы или способы решения, никогда им ранее в школе не применяемые.Постановка проблемы или создание проблемной ситуации Суть его заключается в представлении учебного материала урока в виде доступно, образно и ярко излагаемой проблемы. Метод постановки проблемы близок к методу творческих заданий, но имеет значительное преимущество в том, что сразу создает у учащихся сильную мотивацию.Дискуссия (организация обсуждения материала) - метод обучения, основанный на обмене мнениями по определенной проблеме. Точка зрения, высказываемая учащимся в ходе дискуссии, может отражать как его собственное мнение, так и опираться на мнения других лиц.Дискуссию целесообразно использовать в том случае, когда учащиеся уже обладают значительной степенью самостоятельности в мышлении, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения.Создание креативного поляСмысл его заключается в том, что учащимся предоставляется возможность (всячески стимулируемая со стороны учителя) на основе непосредственной учебной деятельности развернуть другую, более интересную - креативную деятельность. Для нахождения каждого из возможных решений учащемуся необходимо проделать определенную творческую (креативную) работу. Особенностью этого метода является его постоянное действие на учащихся.Перевод игровой деятельности на творческий уровень представляет собой введение в хорошо известную и привычную для учащихся игру новых элементов: дополнительного правила, нового внешнего обстоятельства, очередного задания с творческим компонентом или других условий. В качестве главного требования к выбору нового элемента выступает возникновение после его введения ситуации, способы выхода из которой в классе еще не изучались.

42.Методы формирования сознания личности1Рассказ - это последовательное изложение преимущественно фактического материала, осуществляемое в описательной или повествовательной форме. Если с помощью рассказа не удается обеспечить ясное и четкое понимание в тех случаях, когда необходимо доказать правильность каких-либо положений (законов, принципов, правил, норм поведения и т.п.), применяется 2 метод объяснения. Для объяснения характерна доказательная форма изложения, основанная на использовании логически связанных умозаключений, устанавливающих истинность данного суждения.3БеседаОсновное в беседе - это тщательно продуманная система вопросов, постепенно подводящих учащихся к получению новых знаний. В основу беседы должны быть положены факты, раскрывающие социальное, нравственное или эстетическое содержание тех или иных сторон общественной жизни.Рассказ и беседа подготавливают переход к более сложному методу организации познавательной деятельности - к лекции.4Лекцию как метод надо отличать от лекции как организационного оформления взаимодействия педагога и учащихся в учебно-воспитательном процессе. Лекция в школе во многом приближается к рассказу, вместе с тем она отличается большей информативно-познавательной емкостью, большей сложностью логических построений, образов, доказательств и обобщений, большей продолжительностью.К методам воспитания относятся также дискуссии и диспуты, хотя с не меньшим основанием их можно рассматривать и как методы стимулирования познавательной и в целом социальной активности воспитанников.Ситуации познавательного спора, дискуссии. Обязательное условие дискуссии - наличие по меньшей мере двух противоположных мнений по обсуждаемому вопросу. Естественно, что в учебной дискуссии последнее слово должно быть за учителем, хотя это и не означает, что его выводы - истина в последней инстанции.В отличие от дискуссии, где все-таки должно быть принято устоявшееся и принимаемое научными авторитетами решение, диспут как метод формирования суждений, оценок и убеждений в процессе познавательной и ценностно-ориентационной деятельности не требует определенных и окончательных решений.Наиболее общее назначение диспутов и дискуссий - создать ориентировочную основу для творческих исканий и самостоятельных решений.В структуре целостного педагогического процесса используется метод примера. Формирующееся сознание школьника постоянно ищет опору в реально действующих, живых, конкретных образцах, которые олицетворяют усваиваемые ими идеи и идеалы. Характер подражательной деятельности изменяется с возрастом, а также и в связи с расширением социального опыта школьника, в зависимости от его интеллектуального и нравственного развития.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"