Шпаргалка по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 23:05, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Педагогика"

Файлы: 1 файл

Педагогика современной школы.docx

— 111.49 Кб (Скачать)

20.Понятия индивид,человек,личность,индивидуальность.Роль педагогического процесса в развитии личности.Индивид – это не разделимый и не делимый живой организм,человек как отдельная личность среди др. людей. Человек - это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы - к человеческому роду. В понятии "человек" утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств. Личность-социальная характеристика чел. Указывающая на те качества,которые формируются под влиянием соц. Отношений и общения с другими людьми.Индивидуальность - это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

10.Педагогика как наука и учебный предмет.Становление педагогической науки.Педагогика - наука о воспитании человека, это совокупность теоретических и прикладных наук, которые изучают процессы воспитания и развития личности ребёнка, это наука являющаяся сложной общественной системой, объединяющей интегрирующие и синтезирующие в себе данные всех естеств и общих наук о ребёнке, о законах развития и воспитания общественных отношений, влияющих на социальное становление подрастающего поколения.Во взглядах ученых на педагогику утвердились три точки зрения:1.педагогика-междисциплинарная область человеческого знания. Такой подход фактически отрицает педагогику как самостоятельную теоретическую науку, т. е. как область отражения педагогических явлений. 2. педагогика - прикладная дисциплина, функция которой состоит в опосредованном использовании знаний, заимствованных из других наук (психологии, естествознания, социологии и др.) и адаптированных к решению задач, возникающих в сфере образования или воспитания.3.педагогика - это относительно самостоятельная дисциплина, имеющая свой объект и предмет изучения. Предметом педагогики является сознательно и целенаправленно организуемый педагогический процесс. Предмет педагогики - это образование как реальный целостный  педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Педагогический процесс - специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. Объектом педагогики выступают явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Если воспитание как особая общественная функция появилось 40 тысяч лет назад, с зарождением первобытного общества, то педагогика в качестве науки оформилась значительно позднее: до начала XVII в. педагогика развивалась в рамках философии. Глубокие мысли о воспитании содержатся в трудах древнегреческих философов. Философские положения Демокрита имели большое значение для последующих теорий в области дидактики и нравственного воспитания. Сократ сформулировал педагогические принципы: отказ о принуждения и насилия, использование убеждения, признаваемого им наиболее эффективным методом воспитания. Взгляд на идеальное государство и воспитание его граждан Платон изложил в своих произведениях ``Государство'', ``Законы''. Платон был не только теоретиком, но и практиком педагогики. Он основал в окрестностях Афин школу - Академию, которая стала центром пропаганды его педагогических идей. Существенный вклад в развитие педагогических проблем внесли древнеримские философы и мыслители. Таким образом, классическая древность в педагогическом отношении оставила в наследство идеи: школы как самостоятельного воспитательно-образовательного учреждения, имеющего задачей образование человека, развитие присущих ему дарований и сил (идея гуманитарного образования); цельного образования, основу которого обеспечивает нравственное воспитание; идею науки о воспитании и обучении; самодеятельного образования человека и индуктивно-вопросного метода (сократического);необходимости планомерного физического развития. В этот период были заложены идеи общественного и семейного воспитания. Социализация человека рассматривалась как приобщение его к государственным и общественным ценностям. Такие понятия, как ``педагог'', ``гимназия'', ``лицей'', ``школа'', также унаследованы от Античности.В Средние века (V-XV вв.) все стороны жизни человека определяла церковь, человек рассматривался как творенье божье, поэтому проблемы воспитания разрабатывались богословскими философами, среди которых - ФОМА АКВИНСКИЙ (1225-1274) и др. Идеал воспитания Средневековья - созерцание, смирение. Педагоги эпохи Возрождения внесли значительный вклад в историю развития педагогической мысли идеями о значении в образовании подлинных знаний о мире, об активных способах обучения, гуманистических основаниях организации процесса учения. Гуманизм проповедовал гармоническое развитие свободной личности, способной преобразовать общество и мир в целом.Рассмотренный период в историческом пути педагогики условно можно назвать ее предысторией.История педагогики как самостоятельной науки начинается в середине XVII в.Во-первых, развитие капиталистических производственных отношений требовало массовой подготовки специалистов для промышленного производства, в связи с этим возникла проблема разработки новых педагогических систем обучения и воспитания. Во-вторых, в педагогической мысли прошлых эпох был накоплен богатый теоретический и практический опыт, требовавший анализа и обобщения для дальнейшего практического применения в интересах прогресса общества. Многие ученые по праву связывают рождение педагогики как самостоятельной науки с именем ЯНА АМОСА КОМЕНСКОГО и его.``Великой дидактикой'' (1632 г.). Он считал, что человек как часть природы подчиняется ее главнейшим, всеобщим законам, действующим как в мире растений и животных, так и в отношении человека. Принцип природосообразности предполагает изучение законов духовной жизни человека и согласования с ними всех педагогических воздействий. Считал человека ``совершеннейшим, прекрасным созданием'', а школу - ``мастерской гуманности''. Я. А. Коменский оставил классно-урочную систему, которой мы пользуемся до настоящего времени: учебный год, каникулы, четверти, учет знаний, работа учителя со всем классом.Таким образом, основные контуры предмета педагогики как науки сложились в первой половине XVII в.

 11.Объект и предмет, задачи педагогической науки.Основные категории науки.Педагогика – это наука о воспитании человека на всех возрастных этапах его развития. Объектом педагогики принято считать воспитание (в широком педагогическом смысле) как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс. Предмет педагогики – определяющие развитие личности противоречия, закономерности, отношения, технологии организации и осуществления воспитательного процесса. Задачи педагогики. Педагогическое науковедение выделяет несколько классов задач по разным основаниям. Рассмотрим классы постоянных и временных задач.Постоянные задачи:Приоритетной постоянной задачей педагогической науки является задача ВСКРЫТИЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными и воспитательными системами. Закономерности в педагогике трактуются как связи между преднамеренно созданными или объективно существующими условиями и достигнутыми результатами. В качестве результатов выступает обученность, воспитанность, развитость личности в конкретных ее параметрах.2.задача: ИЗУЧЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ПРАКТИКИ, ОПЫТА педагогической деятельности. Профессиональная образовательно-воспитательная работа по своему существу всегда творческая. Непрерывное накопление рациональных средств эффективного влияния на учащихся неотъемлемая черта труда любого педагога-практика.  К важнейшим постоянным задачам принято относить ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ на ближайшее и отдаленное будущее. Область педагогической прогностики охватывает все горизонты образовательной инфраструктуры и самой науки. Без научных прогнозов невозможно управлять педагогической политикой, экономикой образо-вания, совершенствованием собственно педагогической деятельности, системами управления и др.Среди сравнительно новых задач педагогической науки, возникших в последние десятилетия, называют задачу ВНЕДРЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ В ПРАК-ТИКУ. Авторы научных разработок в области образования и вос-питания уже на старте проектируют заданные параметры будущего продукта, категории пользователей, условия успешного применения, ожидаемые положительные по-следствия в труде пользователей, формы представления итогов работы на рынок интеллектуальных услуг, стои-мость работы и обратную связь с пользователем для автор-ского надзора за качеством и последствиями внедрения своих разработок.Временные задачи. Гораздо богаче и разнообразнее задачи, которые условно отнесены к классу временных. Их число, масштабы, сложности, наукоемкость, непредсказуемость, острота, отражают необозримое богатство педагогической действительности. Возникновение их диктуется потребностями практики и самой науки. Многие из них не поддаются предвидению.Примерами временных задач могут быть такие, как создание библиотек электронных учебников, разработка стандартов педагогического профессионализма, выявление типичных стрессов в работе учителей, разработка тестов уровней педагогического мастерства, выявление факторов выбора школьниками профессии.Основные категории педагогики: воспитание, обучение, образование. Педагогика широко оперирует и такими общенаучными категориями как развитие, формирование, социализация. В педагогике понятие «воспитание» употребляется в широком и узком социальном смысле, а также в широком и узком педагогическом значении. В широком социальном смысле воспитание - это передача накопленного социально – культурного опыта от старших поколений к младшим.В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на  человека  со  стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни. В широком педагогическом смысле воспитание - это специально организованный,  целенаправленный, систематический процесс взаимосвязанной деятельности воспитателя и воспитуемого, в ходе которого формируюется система знаний,  умений, способов творческой деятельности,  а также определенная система взглядов и убеждений личности. Воспитание, в широком педагогическом смысле,  включает в себя обучение, образование и воспитание в узком педагогическом смысле. В узком педагогическом смысле воспитание - это процесс и результат воспитательной  работы,  направленной  на решение конкретных воспитательных задач. Обучение -  это специально  организованный,  целенаправленный, систематический процесс взаимосвязанной деятельности учителя и ученика, направленный на усвоение школьниками системы знаний, умений, навыков,  развитие их умственных сил и способностей. Формула педагогической деятельности: обучая - воспитываем, воспитывая - обучаем.Образование - это,  с одной стороны, целостный процесс обучения и воспитания личности,  в ходе которого происходит ее формирование и развитие, с другой - это результат обучения и воспитания,  т.е.  тот объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, а также личностных  качеств,  которыми овладел школьник по окончании обучения в учебно-воспитательном учреждении.Развитие самое широкое понятие,  характеризующее становление личности. Развитие - это сложный, противоречивый, скачкообразный процесс количественных и качественных изменений в человеке,  в ходе которого  человек совершенствует имеющиеся свойства,  качества своей личности, а также приобретает новые свойства, качества.Формирование - это процесс развития личности под влиянием внутренних и внешних факторов (целенаправленных и стихийных, позитивных и негативных).Социализация – процесс усвоения индивидом социального опыта, предполагающий систему общественных отношений и самостоятельное воспроизводство этих отношений.

16.Эмпирические и теоритические методы исследования.Методы эмпирического исследования:-Наблюдение -1) целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе которого люди получают знания о внезапных сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов; 2) осуществление надзора за кем-, чем-нибудь.Эксперимент, (проба, опыт) - метод познания, при помощи которого в контролируемых управляемых условиях исследуются явления природы и общества.Индукция,- метод исследования и способ рассуждения от частных фактов, положений к общим выводам. Аналогия,- сходство в каком-либо отношении между предметами, понятиями; форма умозаключения, когда на основании сходства предметов или явлений в каком-либо отношении делается вывод об их сходстве в других отношениях; познание путем сравнения.Классификация - 1) распределение каких-либо объектов по классам (отделам, разрядам, видам и т. д.) в зависимости от их общих признаков; 2) система, по которой что-нибудь распределяется по классам, группам, разрядам, видам.Методы теоретического исследованияДЕДУКЦИЯ-1) доказательство или выведение следствия из посылок, совершаемое на основе законов логики и носящее достоверный характер. Д. является одним из основных способов рассуждения (умозаключения) и методов исследования. В научном познании Д. тесно связана с Индукцией (Ср. Традукция); 2) переход в познании от общего к частному в единичному, выведение частного и единичного из общего.МОДЕЛИРОВАНИЕ-1)изготовление и использование моделей; 2) изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели). М.-одна из основных категорий теории познания, один из методов прогнозирования. М. социальных процессов - исследование социальных процессов путем разработки и изучения их моделей. М. политическое - исследование политических процессов путем создания и изучения их аналогов. Достоверность познания и эффективность прогнозирования при М. значительно возрастают при формировании и исследовании нескольких вариантов моделей изучаемых объектов.АКСИОМАТИКА-набор относительных истин в какой-либо науке, принимаемых на веру, но имеющих рациональное истолкование.ФОРМАЛИЗАЦИЯ-особый прием теоретического мышления, заключающийся в построении абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности с помощью условных знаков (формул).

 

17.Педагогический эксперимент и его разновидности.Этапы педагогического эксперемента.Педагогический эксперимент – это метод познания, с помощью которого исследуются педагогические явления, факты, опыт. (М.Н. Скаткин). 3. Виды педагогического экспериментирования·дидактический (содержание, методы, средства обучения);·воспитательный (идейно-политическое, нравственное, трудовое, эстетическое, атеистическое, экологическое воспитание);·частно-методический (усвоение ЗУН по предмету);·управленческий (демократизация, оптимизация, организация учебно-воспитательного процесса);·комплексный.Педагогический эксперимент бывает в той или иной мере связан со смежными научными областями и в этом случае называется:·психолого-педагогическим,·социально-педагогическим,·медико-педагогическим,·педагогическим экономическим и т. п.Масштабность (объемность) эксперимента определяется в первую очередь количеством участвующих в нем объектов; различают:·индивидуальный эксперимент (исследуются единичные объекты);·групповой эксперимент, в котором принимают участие группы школ, классов, учителей, учащихся;·ограниченный (выборочный) и массовый эксперимент.Массовый эксперимент имеет ряд преимуществ по сравнению с ограниченным: позволяет решать более трудные задачи, собирать более богатый материал и делать более обоснованные выводы. В зависимости от того, какую часть образовательного процесса охватывает эксперимент, выделяют:·внутрипредметный,·межпредметный,·внутришкольный (общешкольный),·межшкольный,·региональный (районный, городской и т.д.) эксперименты.По длительности педагогические эксперименты могут быть практически любыми: кратковременными (в пределах одной ситуации, урока), средней длительности, (обычно в пределах одной темы, четверти, полугодия, учебного года) и длительными (лонгитюдными), охватывающими годы и десятки лет (наблюдение за отдаленными результатами воспитания).В зависимости от решаемых в ходе исследования задач выделяют:·констатирующий эксперимент (задачей которого является изучение исходных параметров учебно-воспитательного процесса до внесения в него каких-либо изменений):·формирующий эксперимент (подразумевает организацию и проведение экспериментальных воздействий):·контролирующий эксперимент (имеет целью зафиксировать результат экспериментального воздействия, конечное состояние параметров учебно-воспитательного процесса);·дублирующий эксперимент, увеличивающий надежность получаемых выводов;·повторный эксперимент (с целью выяснения воспроизводимости результатов).Логическая операция, лежащая в основе исследования, определяет названия:·сравнительный эксперимент (линейный, параллельный, перекрестный);·аналитический (объясняющий) эксперимент,·индуктивное и дедуктивное исследование;·конструктивный (созидательный) эксперимент.Этапы педагогического эксперимента.1) Диагностический этап.Необходимость эксперимента возникает на почве анализа и осмысливания хода и результатов работы отдельного учителя, руководителя или всего педагогического коллектива - диагностирования педагогической действительности. Основными объектами педагогической диагностики являются:·личность школьника (интересы, способности, уровень знаний, умений и навыков, уровень воспитанности и др.);·качества школьных коллективов (классных, клубных, общественно-политических, неформальных объединений);·мастерство учителей, воспитателей, руководителей;2) Прогностический этап.Прогностический этап эксперимента представляет предположительное нахождение путей решения выдвинутых проблем, разработку целей и задач, построение гипотез и конструирование плана-программы эксперимента.3)Организационно-подготовительный этап. При проведении педагогического эксперимента его подготовка самым жестким образом может повлиять на результат; так, не подобрав заранее контрольный объект или не уравняв его с экспериментальным, нельзя получить достоверные выводы.Поэтому организационно-подготовительный этап имеет важнейшее значение и требует довольно больших затрат времени и труда.4) Практический этап.Содержание практического этапа заключается в том, что объект (группа учащихся, педагогов, школьный коллектив и т. п.) “помещается” не в обычную, а экспериментальную обстановку (под воздействие определенных факторов), а исследователь должен проследить направление, величину и устойчивость изменений интересующих его характеристик. В процессе практического этапа происходят большие и малые “моменты озарения” и должен наступить, наконец, важнейший “момент перелома” - предвестник перехода на новый, более высокий уровень учебно-воспитательного процесса.5) Обобщающий этап.Обобщающий этап представляет процесс извлечения выводов общего характера из полученных в эксперименте данных путем логических операций: анализа, синтеза, индукции, дедукции и др. Чем глубже и разностороннее будут проанализированы данные, тем больше ценных обобщающих выводов можно извлечь из экспериментальных фактов. Поэтому важнейшее значение на обобщающем этапе придается обработке первичных данных педагогических наблюдений и измерений. Вторичные данные являются уже первым обобщением; анализ, оценка и осмысливание их дают возможность установить связи между проведенными в эксперименте воздействиями и достигнутыми результатами. Формируются выводы, рекомендации практике. На обобщающем этапе достигается “второй момент истины”.

 

 

24.Этапы педагогического процесса.Этапы подготовки педагогического процесса.В рамках системы «школа» осуществляется конкретизация педагогической цели, соотношение общей педагогической цели с зоной ближайшего развития возможностей педагогов и детей конкретного возраста, пола, класса, индивидуальных особенностей. Здесь начинают функционировать многочисленные микросистемы внутри системы «школа» (коллектив школы, класса и др.). Этап подготовки учебно-воспитательного процесса включает в себя специальную диагностику реальных возможностей объектов, уровня их образованности, воспитанности и развитости.При конструировании педагогического процесса огромное значение имеет научно обоснованный выбор содержания, методов, средств и форм обучения и воспитания. На подготовительном этапе создаются далее необходимые учебно-материальные, гигиенические, морально-психологические, эстетические условия, рационально распределяется имеющееся время. Завершается подготовительный этап разработкой плана обучения и воспитания в данном коллективе или, как нередко говорят, плана работы школьного коллектива на определенный период. Более конкретно планирование содержания, форм и методов обучения и воспитания реализуется в тематических и поурочных планах уроков, в планах воспитательной работы коллектива, в которых учитывается не только общая цель воспитания, но и конкретные акценты с учетом особенностей данного коллектива, близкие, средние и далекие перспективы его развития.Этап осуществления педагогического процессаВ этап организации и осуществления педагогического процесса входят такие элементы взаимодействия педагогов и воспитуемых: постановка и разъяснение целей и задач деятельности, принятие их коллективом и отдельными школьниками; реализация избранных методов, средств и форм организации педагогического процесса.Т. е. организация взаимосвязанной деятельности педагогов и воспитуемых; обеспечение взаимодействия всех субъектов воспитания; создание благоприятных условий; осуществление разнообразных мер стимулирования активности воспитуемых.Этап анализа результатов педагогического процессаПедагог с помощью доступных ему методов наблюдений, анализа изучает степень решения поставленных задач. Важно выявить причины неполного соответствия результатов и целей, которые порой могут возникнуть из-за некоторых непредвиденных обстоятельств. Анализ причин отставания в учебе или недостатков в поведении является исключительно важным элементом заключительного этапа педагогического процесса,который иногда недооценивается педагогами. Структура процесса самовоспитанияПроцесс воспитания при его хорошей организации перерастает в процессе самовоспитания, который предполагает:- самостоятельное планирование деятельности (самопроектирование) по усвоению знаний, умений, навыков, способов поведения, разрешения проблемных ситуаций учебного и воспитательного характера;- самоорганизацию деятельности: рациональное распределение этапов деятельности во времени, рациональное распределение усилий в ходе деятельности;- саморегулирование деятельности на основе самоанализа хода ее и внесение в нее необходимых поправок;- самоконтроль в деятельности: анализ конечных результатов деятельности, сопоставление их с намеченными целями, выявление расхождений, их причин и проектирование новых перспектив и задач.

13.Понятие о методологии педагогики и ее уровнях«Методология (от «метод» и «логия») – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности» «Методология педагогики – это учение о педагогическом знании и о процессе его добывания, то есть педагогическом познании.В структуре методологического знания Э.Г.Юдин выделяет четыре уровня:1 Содержание первого, высшего философского уровня методологии составляют общие принципы познания и категориальный строй науки в целом. Методологические функции выполняет вся система философского знания.2 Второй уровень-общенаучная методология-представляет собой теоретические концепции,применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин. 3 Третий уровень-конкретно-научная методология, т.е. совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине. Методология конкретной науки включает в себя как проблемы, специфические для научного познания в данной области, так и вопросы, выдвигаемые на более высоких уровнях методологии, такие, как, например, проблемы системного подхода или моделирование в педагогических исследованиях.4 Четвертый уровень -технологическая методология-составляют методика и техника исследования, т.е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания. На этом уровне методологическое знание носит четко выраженный нормативный характер.Все уровни методологии образуют сложную систему, в рамках которой между ними существует определенное соподчинение. При этом философский уровень выступает как содержательное основание всякого методологического знания, определяя мировоззренческие подходы к процессу познания и преобразования действительности.

15.Логика педагогического исследованияОсновные этапы и процедуры, характеризующие логику педагогического исследования.Движение начинается с постановки цели. Цель — это представление о результате. Ставя перед собой цель, человек представляет себе, какой результат он намерен получить, каким будет этот результат. Чтобы получить реальный результат, необходимо применить определенные средства. Для исследователя это — методы и процедуры научного познания. Намечая логику своего исследования, ученый формулирует ряд частных исследовательских задач, направленных на получение промежуточных результатов. Эти задачи в своей совокупности должны дать представление о том, что нужно сделать, чтобы цель была достигнута.Научное исследование соответствует своему назначению, если носит опережающий характер по отношению к педагогической практике, позволяет преобразовывать и совершенствовать ее. Логику педагогического исследования можно представить как последовательность этапов научного познания в данной области.Первый шаг в отображении педагогической действительности-эмпирическое описание. В эмпирическом описании отражаются факты.Это могут быть знания о фактах эффективности или неэффективности тех или иных приемов обучения и воспитания, о трудностях, которые испытывают учащиеся при изучении учебных материалов определенного типа, об успешности или неуспешности работы отдельных учителей или педагогических коллективов по новым учебникам и т.п.Затем на основе знаний из области философии, педагогики, психологии и других наук создается теоретическое представление об избранном для исследования объекте (теоретическая модель I). После этого создается мысленно конкретное представление о нем (теоретическая модель II). Далее исследователь переходит к созданию нормативных моделей, воплощающих знание о том, какими должны быть преобразованные участки педагогической действительности, усовершенствованная педагогическая деятельность и-в общем виде-что нужно сделать, чтобы эту деятельность улучшить.Наконец, как итог всей работы, предлагается проект будущей педагогической деятельности, в который входят конкретные материалы и указания для практики, например, образовательные стандарты.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"