Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 23:05, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Педагогика"
20.Понятия индивид,человек,личность,
10.Педагогика как наука и учебный
предмет.Становление педагогической науки.Педагогика - наука о воспитании человека,
это совокупность теоретических и прикладных
наук, которые изучают процессы воспитания
и развития личности ребёнка, это наука
являющаяся сложной общественной системой,
объединяющей интегрирующие и синтезирующие
в себе данные всех естеств и общих наук
о ребёнке, о законах развития и воспитания
общественных отношений, влияющих на социальное
становление подрастающего поколения.Во
взглядах ученых на педагогику утвердились
три точки зрения:1.педагогика-
11.Объект и предмет, задачи педагогической науки.Основные категории науки.Педагогика – это наука о воспитании человека на всех возрастных этапах его развития. Объектом педагогики принято считать воспитание (в широком педагогическом смысле) как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс. Предмет педагогики – определяющие развитие личности противоречия, закономерности, отношения, технологии организации и осуществления воспитательного процесса. Задачи педагогики. Педагогическое науковедение выделяет несколько классов задач по разным основаниям. Рассмотрим классы постоянных и временных задач.Постоянные задачи:Приоритетной постоянной задачей педагогической науки является задача ВСКРЫТИЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными и воспитательными системами. Закономерности в педагогике трактуются как связи между преднамеренно созданными или объективно существующими условиями и достигнутыми результатами. В качестве результатов выступает обученность, воспитанность, развитость личности в конкретных ее параметрах.2.задача: ИЗУЧЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ПРАКТИКИ, ОПЫТА педагогической деятельности. Профессиональная образовательно-воспитательная работа по своему существу всегда творческая. Непрерывное накопление рациональных средств эффективного влияния на учащихся неотъемлемая черта труда любого педагога-практика. К важнейшим постоянным задачам принято относить ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ на ближайшее и отдаленное будущее. Область педагогической прогностики охватывает все горизонты образовательной инфраструктуры и самой науки. Без научных прогнозов невозможно управлять педагогической политикой, экономикой образо-вания, совершенствованием собственно педагогической деятельности, системами управления и др.Среди сравнительно новых задач педагогической науки, возникших в последние десятилетия, называют задачу ВНЕДРЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ В ПРАК-ТИКУ. Авторы научных разработок в области образования и вос-питания уже на старте проектируют заданные параметры будущего продукта, категории пользователей, условия успешного применения, ожидаемые положительные по-следствия в труде пользователей, формы представления итогов работы на рынок интеллектуальных услуг, стои-мость работы и обратную связь с пользователем для автор-ского надзора за качеством и последствиями внедрения своих разработок.Временные задачи. Гораздо богаче и разнообразнее задачи, которые условно отнесены к классу временных. Их число, масштабы, сложности, наукоемкость, непредсказуемость, острота, отражают необозримое богатство педагогической действительности. Возникновение их диктуется потребностями практики и самой науки. Многие из них не поддаются предвидению.Примерами временных задач могут быть такие, как создание библиотек электронных учебников, разработка стандартов педагогического профессионализма, выявление типичных стрессов в работе учителей, разработка тестов уровней педагогического мастерства, выявление факторов выбора школьниками профессии.Основные категории педагогики: воспитание, обучение, образование. Педагогика широко оперирует и такими общенаучными категориями как развитие, формирование, социализация. В педагогике понятие «воспитание» употребляется в широком и узком социальном смысле, а также в широком и узком педагогическом значении. В широком социальном смысле воспитание - это передача накопленного социально – культурного опыта от старших поколений к младшим.В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни. В широком педагогическом смысле воспитание - это специально организованный, целенаправленный, систематический процесс взаимосвязанной деятельности воспитателя и воспитуемого, в ходе которого формируюется система знаний, умений, способов творческой деятельности, а также определенная система взглядов и убеждений личности. Воспитание, в широком педагогическом смысле, включает в себя обучение, образование и воспитание в узком педагогическом смысле. В узком педагогическом смысле воспитание - это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач. Обучение - это специально организованный, целенаправленный, систематический процесс взаимосвязанной деятельности учителя и ученика, направленный на усвоение школьниками системы знаний, умений, навыков, развитие их умственных сил и способностей. Формула педагогической деятельности: обучая - воспитываем, воспитывая - обучаем.Образование - это, с одной стороны, целостный процесс обучения и воспитания личности, в ходе которого происходит ее формирование и развитие, с другой - это результат обучения и воспитания, т.е. тот объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, а также личностных качеств, которыми овладел школьник по окончании обучения в учебно-воспитательном учреждении.Развитие самое широкое понятие, характеризующее становление личности. Развитие - это сложный, противоречивый, скачкообразный процесс количественных и качественных изменений в человеке, в ходе которого человек совершенствует имеющиеся свойства, качества своей личности, а также приобретает новые свойства, качества.Формирование - это процесс развития личности под влиянием внутренних и внешних факторов (целенаправленных и стихийных, позитивных и негативных).Социализация – процесс усвоения индивидом социального опыта, предполагающий систему общественных отношений и самостоятельное воспроизводство этих отношений.
16.Эмпирические и
теоритические методы исследования.Методы эмпирического исследования:-Наблюдение
-1) целенаправленное восприятие явлений
объективной действительности, в ходе
которого люди получают знания о внезапных
сторонах, свойствах и отношениях изучаемых
объектов; 2) осуществление надзора за
кем-, чем-нибудь.Эксперимент, (проба, опыт)
- метод познания, при помощи которого
в контролируемых управляемых условиях
исследуются явления природы и общества.Индукция,-
метод исследования и способ рассуждения
от частных фактов, положений к общим выводам.
Аналогия,- сходство в каком-либо отношении
между предметами, понятиями; форма умозаключения,
когда на основании сходства предметов
или явлений в каком-либо отношении делается
вывод об их сходстве в других отношениях;
познание путем сравнения.Классификация
- 1) распределение каких-либо объектов
по классам (отделам, разрядам, видам и
т. д.) в зависимости от их общих признаков;
2) система, по которой что-нибудь распределяется
по классам, группам, разрядам, видам.Методы
теоретического исследованияДЕДУКЦИЯ-1)
доказательство или выведение следствия
из посылок, совершаемое на основе законов
логики и носящее достоверный характер.
Д. является одним из основных способов
рассуждения (умозаключения) и методов
исследования. В научном познании Д. тесно
связана с Индукцией (Ср. Традукция); 2)
переход в познании от общего к частному
в единичному, выведение частного и единичного
из общего.МОДЕЛИРОВАНИЕ-1)
17.Педагогический эксперимент
и его разновидности.Этапы педагогического
эксперемента.Педагогический эксперимент – это метод
познания, с помощью которого исследуются
педагогические явления, факты, опыт. (М.Н.
Скаткин). 3. Виды педагогического экспериментирования·
24.Этапы педагогического процесса.Этапы подготовки педагогического процесса.В рамках системы «школа» осуществляется конкретизация педагогической цели, соотношение общей педагогической цели с зоной ближайшего развития возможностей педагогов и детей конкретного возраста, пола, класса, индивидуальных особенностей. Здесь начинают функционировать многочисленные микросистемы внутри системы «школа» (коллектив школы, класса и др.). Этап подготовки учебно-воспитательного процесса включает в себя специальную диагностику реальных возможностей объектов, уровня их образованности, воспитанности и развитости.При конструировании педагогического процесса огромное значение имеет научно обоснованный выбор содержания, методов, средств и форм обучения и воспитания. На подготовительном этапе создаются далее необходимые учебно-материальные, гигиенические, морально-психологические, эстетические условия, рационально распределяется имеющееся время. Завершается подготовительный этап разработкой плана обучения и воспитания в данном коллективе или, как нередко говорят, плана работы школьного коллектива на определенный период. Более конкретно планирование содержания, форм и методов обучения и воспитания реализуется в тематических и поурочных планах уроков, в планах воспитательной работы коллектива, в которых учитывается не только общая цель воспитания, но и конкретные акценты с учетом особенностей данного коллектива, близкие, средние и далекие перспективы его развития.Этап осуществления педагогического процессаВ этап организации и осуществления педагогического процесса входят такие элементы взаимодействия педагогов и воспитуемых: постановка и разъяснение целей и задач деятельности, принятие их коллективом и отдельными школьниками; реализация избранных методов, средств и форм организации педагогического процесса.Т. е. организация взаимосвязанной деятельности педагогов и воспитуемых; обеспечение взаимодействия всех субъектов воспитания; создание благоприятных условий; осуществление разнообразных мер стимулирования активности воспитуемых.Этап анализа результатов педагогического процессаПедагог с помощью доступных ему методов наблюдений, анализа изучает степень решения поставленных задач. Важно выявить причины неполного соответствия результатов и целей, которые порой могут возникнуть из-за некоторых непредвиденных обстоятельств. Анализ причин отставания в учебе или недостатков в поведении является исключительно важным элементом заключительного этапа педагогического процесса,который иногда недооценивается педагогами. Структура процесса самовоспитанияПроцесс воспитания при его хорошей организации перерастает в процессе самовоспитания, который предполагает:- самостоятельное планирование деятельности (самопроектирование) по усвоению знаний, умений, навыков, способов поведения, разрешения проблемных ситуаций учебного и воспитательного характера;- самоорганизацию деятельности: рациональное распределение этапов деятельности во времени, рациональное распределение усилий в ходе деятельности;- саморегулирование деятельности на основе самоанализа хода ее и внесение в нее необходимых поправок;- самоконтроль в деятельности: анализ конечных результатов деятельности, сопоставление их с намеченными целями, выявление расхождений, их причин и проектирование новых перспектив и задач.
13.Понятие о методологии педагогики и ее уровнях«Методология (от «метод» и «логия») – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности» «Методология педагогики – это учение о педагогическом знании и о процессе его добывания, то есть педагогическом познании.В структуре методологического знания Э.Г.Юдин выделяет четыре уровня:1 Содержание первого, высшего философского уровня методологии составляют общие принципы познания и категориальный строй науки в целом. Методологические функции выполняет вся система философского знания.2 Второй уровень-общенаучная методология-представляет собой теоретические концепции,применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин. 3 Третий уровень-конкретно-научная методология, т.е. совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине. Методология конкретной науки включает в себя как проблемы, специфические для научного познания в данной области, так и вопросы, выдвигаемые на более высоких уровнях методологии, такие, как, например, проблемы системного подхода или моделирование в педагогических исследованиях.4 Четвертый уровень -технологическая методология-составляют методика и техника исследования, т.е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания. На этом уровне методологическое знание носит четко выраженный нормативный характер.Все уровни методологии образуют сложную систему, в рамках которой между ними существует определенное соподчинение. При этом философский уровень выступает как содержательное основание всякого методологического знания, определяя мировоззренческие подходы к процессу познания и преобразования действительности.
15.Логика педагогического исследованияОсновные этапы и процедуры, характеризующие логику педагогического исследования.Движение начинается с постановки цели. Цель — это представление о результате. Ставя перед собой цель, человек представляет себе, какой результат он намерен получить, каким будет этот результат. Чтобы получить реальный результат, необходимо применить определенные средства. Для исследователя это — методы и процедуры научного познания. Намечая логику своего исследования, ученый формулирует ряд частных исследовательских задач, направленных на получение промежуточных результатов. Эти задачи в своей совокупности должны дать представление о том, что нужно сделать, чтобы цель была достигнута.Научное исследование соответствует своему назначению, если носит опережающий характер по отношению к педагогической практике, позволяет преобразовывать и совершенствовать ее. Логику педагогического исследования можно представить как последовательность этапов научного познания в данной области.Первый шаг в отображении педагогической действительности-эмпирическое описание. В эмпирическом описании отражаются факты.Это могут быть знания о фактах эффективности или неэффективности тех или иных приемов обучения и воспитания, о трудностях, которые испытывают учащиеся при изучении учебных материалов определенного типа, об успешности или неуспешности работы отдельных учителей или педагогических коллективов по новым учебникам и т.п.Затем на основе знаний из области философии, педагогики, психологии и других наук создается теоретическое представление об избранном для исследования объекте (теоретическая модель I). После этого создается мысленно конкретное представление о нем (теоретическая модель II). Далее исследователь переходит к созданию нормативных моделей, воплощающих знание о том, какими должны быть преобразованные участки педагогической действительности, усовершенствованная педагогическая деятельность и-в общем виде-что нужно сделать, чтобы эту деятельность улучшить.Наконец, как итог всей работы, предлагается проект будущей педагогической деятельности, в который входят конкретные материалы и указания для практики, например, образовательные стандарты.