Шпаргалка по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 23:05, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Педагогика"

Файлы: 1 файл

Педагогика современной школы.docx

— 111.49 Кб (Скачать)

 

19.Педагогические ценности.классификация пед.ценностей.Педагогические ценности - это те ее особенности, которые позволяют не только удовлетворять потребности педагога, но и служат ориентирами его социальной и профессиональной активности, направленной на достижение гуманистических целей.Классификация педагогических ценностейСоциально-педагогические ценности отражают характер и содержание тех ценностей, которые функционируют в различных социальных системах, проявляясь в общественном сознании. Это совокупность идей, представлений, норм, правил, традиций, регламентирующих деятельность общества в сфере образования.Групповые педагогические ценности можно представить в виде идей, концепций, норм, регулирующих и направляющих педагогическую деятельность в рамках определенных образовательных институтов. Совокупность таких ценностей имеет целостный характер, обладает относительной стабильностью и повторяемостью.Личностно-педагогические ценности выступают как социально-психологические образования, в которых отражаются цели, мотивы, идеалы, установки и другие мировоззренческие характеристики личности учителя, составляющие в своей совокупности систему его ценностных ориентации.Среди названных педагогических ценностей можно выделить ценности самодостаточного и инструментального типов, различающиеся по предметному содержанию. Самодостаточные ценности-это ценности-цели, включающие творческий характер труда педагога, престижность, социальную значимость, ответственность перед государством, возможность самоутверждения, любовь и привязанность к детям.Ценности-средства-это три взаимосвязанные подсистемы:собственно педагогические действия, направленные на решение профессионально-образовательных и личностно-развивающих задач (технологии обучения и воспитания); коммуникативные действия, позволяющие реализовать личностно и профессионально ориентированные задачи (технологии общения); действия, отражающие субъектную сущность педагога, которые интегративны по своей природе, так как объединяют все три подсистемы действий в единую аксиологическую функцию.Ценности-средства подразделяются на такие группы, как ценности-отношения, ценности-качества и ценности-знания.Ценности-отношения обеспечивают педагогу целесообразное и адекватное построение педагогического процесса и взаимодействия с его субъектами. Отношение к профессиональной деятельности не остается неизменным и варьирует в зависимости от успешности действий педагога, от того, в какой мере удовлетворяются его профессиональные и личностные потребности. Ценности-отношения и ценности-качества могут не обеспечить необходимый уровень осуществления педагогической деятельности, если не будет сформирована и усвоена еще одна подсистема-подсистема ценностей-знаний. В нее входят не только психолого-педагогические и предметные знания, но и степень их осознания, умения осуществить их отбор и оценку на основе концептуальной личностной модели педагогической деятельности.Ценности-знания-это определенным образом упорядоченная и организованная система знаний и умений, представленная в виде педагогических теорий развития и социализации личности, закономерностей и принципов построения и функционирования образовательного процесса и др.

21.Возрастные и индивидуальные особенности учащихся,их учёт и развитие в педагогическом процессе. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТАМладший школьник характеризуется прежде всего готовностью к учебной деятельности (уровнем физиологического, психического, интеллектуального развития, который определяет способность учиться). В начальной школе у младшего школьника развиваются формы мышления, которые обеспечивают дальнейшее усвоение различных знаний, развитие мышления. Учащиеся младших классов, за очень редким исключением, любят заниматься в школе. Младшие школьники с готовностью и интересом овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. У младших школьников продолжает проявляться потребностъ в активной игровой деятельности, в движениях. Характерна для младших школьников и потребность во внешних впечатлениях. Для познавательной деятельности младшего школьника характерна прежде всего эмоциональность восприятия.В этот период у младшего школьника одновременно с появлением способности к обучению возникает и комплекс некоторых трудностей, в который входят трудности нового режима жизни, новых отношений с одноклассниками и учителем. В это время у ребенка возникает апатия, связанная с невозможностью преодолеть эти трудности. Здесь очень важна эмоциональная поддержка родителей, помощь в преодолении этих трудностей. При этом учитель обязательно должен учитывать особенности младшего школьника: произвольность, внутренний план действий и рефлексию, которая проявляется при столкновении с различными дисциплинами. В этот период можно выделить ведущую деятельность, которая должна учитываться педагогом. Она включает в себя приобретение новых знаний, умение решать различные задачи и др.ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТАВ среднем школьном возрасте (от 10–11 до 14–15 лет) определяющую роль играет общение со сверстниками. Ведущими видами деятельности являются учебная, общественно-организационная, спортивная, творческая, трудовая.Для школьника среднего возраста учебные занятия стали привычным делом. Учащиеся порой склонны не утруждать себя лишними упражнениями, выполняют уроки в пределах заданного или даже меньше. Нередко происходит снижение успеваемости. В то же время подростки склонны к выполнению самостоятельных заданий и практических работ на уроках. Кроме уроков, у него много других дел, которые занимают его время и силы, подчас отвлекая от учебных занятий. Ярко проявляет себя подросток и в играх. В школьном обучении учебные предметы начинают выступать для подростков как особая область теоретическх знаний. В то же время подросток стремится к самостоятельности в умственной деятельности. Вместе с самостоятельностью мышления развивается и критичность. Подросток предъявляет более высокие требования к содержанию рассказа учителя, он ждет доказательности, убедительности. В области эмоционально-волевой сферы для подростка характерны большая страстность, неумение сдерживать себя, слабость самоконтроля, резкость в поведении.Д. И. Фельдштейн  выделяет три стадии подросткового периода:1) локально-капризную (10–11 лет) – проявляется потребность в признании взрослых;2) «право-значимую» (12–13 лет) – обусловленная потребностью в социальном признании, которая обнаруживается в речевой форме «я тоже имею право, я могу, я должен»;3) «утверждающе-действенную» (14–15 лет) – возникает готовность показать себя, выразить свои силы.Социальная активность школьника среднего возраста в основном обращается на усвоение норм, ценностей и способов поведения. Поэтому важность заключается в реализации всех принципов обучения, инициирующих умственную деятельность подростка: его проблематизацию, диалогизацию, индивидуализацию и др.ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВСтаршеклассник (период ранней юности с 14–15 до 17 лет) входит в новую общественную ситуацию при переводе из средней школы в старшие классы или в новые учебные заведения. Это новый образ жизни, выбор профессии. В этот период ключевое значение приобретает ценностно-ориентационная активность, которая обусловлена стремлением к независимости.В ранней юности учение продолжает оставаться одним из главных видов деятельности старшеклассников.Старший школьный возраст — это период завершения полового созревания и вместе с тем начальная стадия физической зрелости. Для старшеклассника типична готовность к физическим и умственным нагрузкам. Основными компонентами этого периода являются дружба, доверительные отношения, которые иногда переходят в более глубокие чувства, такие как любовь. Усиливается общественная направленность школьника, желание принести пользу обществу, другим людям. Огромное влияние на развитие старшего школьника оказывает коллектив сверстников, будь то школьный класс, комсомольская организация или просто дружеская компания.Старшеклассники пытаются определить дальнейшую стратегию в жизни, выбирают учебные заведения. У них возникает потребность в самоопределении. Чаще всего выбор определенного вида деятельности продиктован не столько склонностью к какому-либо предмету, сколько практической выгодой этой профессии.У старшеклассника формируется своеобразная форма учебной деятельности. Она определяется такими элементами, как самостоятельность, креативность в решении задач, анализ различных ситуаций, личностное самоопределение.Наиболее главное психологическое новообразование этого возраста – это умение старшеклассника планировать свою дальнейшую жизнь, а также искать и находить средства для ее реализации.В этот период происходит становление завершающего этапа созревания личности, который характеризуется выражением профессиональных интересов, развитием теоретического мышления, самовоспитанием, развитием умения рефлексировать, формированием уровня притязания.ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ И ИХ УЧЕТ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕЛюбой ученик обладает индивидуальными личностными характеристиками (индивидуально-личностными способностями, интеллектуальной деятельностью, уровнем самооценки, работоспособности и т. дЛ. С. Выготский выделяет стабильные и критические периоды возрастного развития:1) кризис новорожденности;2) младенческий возраст (2—12 месяцев);3) кризис 1 года, раннее детство (1–3 года);4) кризис 3 лет, дошкольный возраст (3–7 лет);5) кризис 7 лет, школьный возраст (8—12 лет);6) кризис 13 лет;7) пубертатный возраст (14–18 лет);8) кризис 17 лет.

23.Структура педагогического процесса состоит из следующих компонентов:1 Стимульно-мотивационный– педагог стимулирует познавательный интерес учащихся, что вызывает у них потребности и мотивы к учебно-познавательной деятельности;Этот компонент характеризуется: эмоциональными отношениями между его субъектами (воспитателями-воспитанниками, воспитанниками-воспитанниками, воспитатели-воспитатели, воспитатели-родители, родители-родители);мотивами их деятельности (мотивы воспитанников);формированием мотивов в нужном направлении, возбуждение социально ценных и личностно значимых мотивов, что во многом определяет результативность педагогического процесса.2 Целевой – осознание педагогом и принятие учащимися цели, задач учебно-познавательной деятельности; включает все многообразие целей, задач педагогической деятельности от генеральной цели – «всестороннее гармоническое развитие личности» до конкретных задач формирования отдельных качеств.3  Содержательный – отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и каждую конкретную задачу; определяет всю совокупность формируемых отношений, ценностных ориентаций, опыта деятельности и общения, знаний, связан с разработкой и отбором содержания образования.Содержание чаще всего предлагает  и регулирует преподаватель с учетом целей обучения, интересов, склонностей учащихся;Содержание конкретизируется в отношении, как отдельной личности, так и определенных групп в зависимости от  возраста субъектов, особенностей педагогических условий.4 Операционно-действенный – наиболее полно отражает процессуальную сторону образовательного процесса (методы, приемы, средства, формы организации);Характеризует взаимодействие педагогов и детей, связан с организацией и управлением процесса.Средства и методы в зависимости от особенностей воспитательных ситуаций складываются в определенные формы совместной деятельности воспитателей и воспитанников. Так достигаются желаемые цели.5 Контрольно-регулятивный – включает в себя сочетание самоконтроля и контроля со         стороны преподавателя6 Рефлексивный – самоанализ, самооценка с учетом оценки других и определение дальнейшего уровня своей учебной деятельности учащимися и педагогической деятельности преподавателем.

28.Цели образования в РБ.Закон Республики Беларусь от 29 октября 1991 г. N 1202-XII цели:1содействия гармоническому развитию личности, полной реализации ее созидательных способностей;2 формирования и укрепления национального сознания гражданина Республики Беларусь, а также чувства уважения к другим странам и народам мира;3 обеспечения овладения государственным языком как главным средством общения между гражданами Республики Беларусь;4 сохранения и приумножения интеллектуальной собственности и культурных ценностей белорусского народа и других национальных общностей республики;5 формирования экологической сознательности;6 воспитания уважения к семейной жизни;7 содействия интеллектуальным устремлениям личности;8 достижения разумных соотношений опыта и знаний личности;9 развития научной, технической и культурной деятельности в соответствии с нуждами развития республики;10  воспитания сознательного уважения к демократии как форме управления и существования, позволяющей каждой личности участвовать в принятии решений, направленных на улучшение общества;11  содействия установлению отношений человечности и милосердия между людьми;12 воспитания сознательного уважения к всемирному порядку, основанному на признании политических, экономических и социальных прав всех народов мира.

51.Понятие о педагогическом общении. Закономерности процесса общения. Эмпатия.Педагогическое общение - специфическая форма общения, имеющая свои особенности, и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты.Педагогическое общение - совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся.Будет ли педагогическое общение оптимальным, зависит от педагога, от уровня его педагогического мастерства и коммуникативной культуры. Для установления положительных взаимоотношений со студентами преподаватель должен проявлять доброжелательность и уважение к каждому из участников учебного процесса, быть сопричастным к победам и поражениям, успехам и ошибкам обучаемых, сопереживать им. Исследования показывают, что педагоги, акцентирующие собственное "Я", проявляют формализм в отношении к учащимся, поверхностную включаемость в ситуации обучения, авторитарность, подчеркивают собственное превосходство и навязывают свои способы поведения. У педагогов с центрацией на "другом" проявляется неосознанное подлаживание к учащимся, доходящее до самоуничижения.У педагогов с центрацией "я-другой" выявлено устойчивое стремление строить общение на равных началах и развивать его в диалогической форме. Такое взаимодействие объективно способствует гуманизации отношений "преподаватель - студент" и всего обучения в целом.Процесс общения преподавателя со студентами может складываться в двух крайних вариантах: 1) взаимопонимание, слаженность выполнения учебной деятельности, развитие способности прогнозировать поведение друг друга и 2) разлад, отчужденность, неспособность понять и предугадывать поведение друг друга, появление конфликтов. Эмпатия- это мысленный процесс уподобления себя другому человеку, но с целью "понять" переживания и чувства познаваемого человека, без помощи слов, не опираясь на мышление, а с помощью ощущений, чувств, эмоций и последующего осознания их, проявление эмоциональной отзывчивости.Эмпатия-положительное отношение к личности. Это означает два момента:принятие личности человека в целостности;собственная эмоциональная нейтральность, отсутствие оценочных суждений о воспринимаемом.Эмпатияоснована на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, к чему стремится, как воспринимает и оценивает себя и окружающий мир. Уровни эмпатии.1.Первый уровень включает когнитивнуюэмпатию, проявляющуюся в виде понимания психического состояния другого человека (без изменения своего состояния).2.Второй уровень предполагает эмпатию в форме не только понимания состояния объекта, но и сопереживания ему, т. е. эмоциональнуюэмпатию.3.Третий уровень включает когнитивные, эмоциональные и, главное, поведенческие компоненты.Высокий уровень эмпатийности обусловливает эмоциональность, отзывчивость и др.Механизм эмпатии  включает два этапа:1.Вначале личность, опираясь на выразительные движения, мимику партнера, как бы "вживается в него". Знание о том, что он переживает, достигается постановкой на его место.2.Затем, на втором этапе, производится анализ переживаний партнера. Если второго этапа нет, эмпатиянеполная. При этом наблюдается "заражение" чужим состоянием, но не происходит ясного осознания переживаний собеседника

 

40.Требования к  современному уроку.Нестандартные уроки.Среди общих требований, которым должен отвечать качественный современный урок, выделяются следующие:1.Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе законо­мерностей учебно-воспитательного процесса.2.Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил.3.Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей.4.Установление осознаваемых учащимися межпредметных связей.5.Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся.6.Мотивация и активизация развития всех сфер личности.7.Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-вос­питательной деятельности.8.Эффективное использование педагогических средств.9.Связь с жизнью, производственной деятельностью, лич­ным опытом учащихся.10.Формирование практически необходимых знаний, уме­ний, навыков, рациональных приемов мышления и деятель­ности.11.Формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объем знаний.12.Тщательная диагностика, прогнозирование, проектиро­вание и планирование каждого урока.Каждый урок направляется на достижение триединой цели: обучить, воспитать, развить. С учетом этого общие требования к уроку конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях.К дидактическим (или образова­тельным) требованиям относятся:четкое определение образовательных задач каждого урока;рационализация  информационного наполнения  урока, оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей;внедрение новейших технологий познавательной деятель­ности;рациональное сочетание разнообразных видов, форм и методов;творческий подход к формированию структуры урока;сочетание различных форм коллективной деятельности с самостоятельной деятельностью учащихся;обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления;научный расчет и мастерство проведения "урока.Воспитательные требования к уроку включают:определение воспитательных возможностей учебного ма­териала, деятельности на уроке, формирование и постановку реально достижимых воспитательных целей;постановку только тех воспитательных задач, которые ор­ганически вытекают из целей и содержания учебной работы;воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях, формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности,ответственности, исполнительности, самостоя­тельности, работоспособности, внимательности, честности, кол­лективизма и другого;внимательное и чуткое отношение к учащимся, соблюде­ние требований педагогического такта, сотрудничество с уча­щимися и заинтересованность в их успехах.К постоянно реализуемым на всех уроках развивающим требованиям относятся:формирование и развитие у учащихся положительных мо­тивов учебно-познавательной деятельности, интересов, твор­ческой инициативы и активности;изучение и учет уровня развития и психологических осо­бенностей учащихся, проектирование «зоны ближайшего раз­вития»;проведение учебных занятий на «опережающем» уровне, стимулирование наступления новых качественных изменений в развитии;прогнозирование «скачков» в интеллектуальном, эмоцио­нальном, социальном развитии учащихся и оперативная пере­стройка учебных занятий с учетом наступающих перемен.Кроме перечисленных требований к уроку выделяются и другие: организационные, психологические, управленческие, требования оптимального общения учителя с учащимися, тре­бования сотрудничества, санитарно-гигиенические, этические и т.д.Типы нестандартных уроков.По форме проведения можно выделить следующие группы нестандартных уроков:1.Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.2.Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.3.Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок-«дублер» начинает действовать».4.Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал.5.Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от Хоттабыча.6.Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый Совет.7.Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, «следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, «посиделки», «клуб знатоков».8.Интегрированные уроки.9.Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"