Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 06:17, контрольная работа
К началу XXI века был накоплен богатейший эмпирический материал и солидные теоретико-педагогические мысли о семейном воспитании. Опыт прошлого стал основой для теоретического обоснования конкретной научной дисциплины - семейной педагогики. Философская наука классифицирует свойства на общие и специфические, главные и неглавные, необходимые и случайные и т.п. Свойства являются стороной предмета, который характеризуется атрибутами и категориями, отражающими наиболее общие и специфические свойства, закономерности природы, общества и мышления. Знание общего и существенного используется для обратного воздействия на объективный мир с целью его практического преобразования. В данном контексте - это повышение эффективности семейного воспитания.
Познание этих явлений необходимо осуществлять путём комплексного применения различных методов, средств и приёмов. Среди них наблюдение, интервью, анкетирование, сравнительное изучение удачных и неудачных семей, анализ первичного фактологического материала о постановке на особый учёт асоциальных семей, о лишении родительских прав, об опекунстве, выявление общественного мнения о состоянии семейного воспитания через средства массовой информации.
Сущность анкетного опроса.
Серьёзного подхода при социологическом исследовании требуют опросные методы, к которым относятся устный и письменный опросы в форме беседы, интервью, анкетирования. Последнее проводится с помощью открытых, закрытых и полузакрытых анкет, прямых и косвенных. При открытых вопросах ответы полностью записываются респондентами. При закрытых им предлагается ряд возможных вариантов ответов. Существует несколько видов закрытых вопросов: альтернативные, предполагающие ответы «да» - «нет», и вопросы «меню», допускающие выбор респондентом нескольких вариантов ответов. Полузакрытые анкеты дают возможность исследуемым уклониться от «меню» и предложить свой ответ в строке под наименованием допишите, пожалуйста.
При выявлении мотивов приоритетного воспитания (нравственного, трудового, физического, эстетического и др.) исследователю необходимо учитывать личностные особенности респондентов, отвечающих в интервью и на вопросы анкеты. Многие из опрашиваемых, по утверждению А.Г. Харчева, исходят не только из интересов науки, но и из стремления к самоутверждению, к тому, чтобы не оставить о себе плохого мнения. Поэтому не трудно предвидеть, что чем выше престиж родительских профессий, тем больше респондентов будут ссылаться на них, как на главный мотив в определении содержания воспитания.
Значение связи семейной педагогики с антропологическими науками.
Великий русский педагог К.Д. Ушинский в круг антропологических наук включал все науки, которые в той или иной степени изучают различные стороны человеческой жизни и деятельности. В контексте семейной педагогики значительную роль играют история, демография и социология, психология и физиология человека, гигиена и конфликтология, философия и этнография. Генезис семейного воспитания невозможно понять без истории - науки, изучающей развитие человеческого общества во всей его конкретности и многообразии, которое познаётся с целью понимания его настоящего и перспектив в будущем. Поступательный ход истории проявляется во всех аспектах: в истории материального производства, изменениях общественного строя, развитии науки и культуры, в трансформации семьи и воспитании подрастающего поколения.
Объектом и предметом демографии являются процессы взаимодействия рождаемости, смертности, брачности, разводимости и воспроизводства населения в целом, их закономерности и социальная обусловленность. Семья рассматривается как демографический объект, сознательный механизм демографической регуляции. При определении методов и средств демографической политики проводится анализ интересов различных типов семей с целью оказания помощи, создания объективных условий, в которых люди получили бы удовлетворение от семейных отношений. Содержанием демографической политики являются¬ борьба за увеличение продолжительности жизни человека и сохранение его трудоспособности на максимально длительный срок, сочетание участия женщин в общественном труде с сохранением функций материнства, укрепление семьи и всесторонняя забота о подрастающем поколении. В связи с этим наука о народонаселении рассматривает конкретные частные вопросы, среди которых семья как элемент процесса воспроизводства населения, продуктивность браков и плодовитость женщин, стабильные и повторные браки, жизненный цикл семьи и его эволюция, демографические факторы и развитие семьи, и др. Демографы прогнозируют ожидаемые изменения в соотношении численности мужчин и женщин в разных возрастных группах, что должно сказаться на типах семей и семейного воспитания.
В своих исследованиях демография взаимодействует с социологией - наукой об обществе, о законах развития и функционирования социальных общностей и социальных процессов, о социальных отношениях между этими общностями и социальных механизмах как самодостаточных средствах регулирования социальных отношений. Анализ социальной статики начинается с семьи как основной клеточки социального организма, выполняющей функции социализации, сохранения культурного наследия, равновесия между традицией и инновацией. Демографы и социологи предоставляют практическим работникам научно обоснованную ин-формацию о причинах разводов, падении рождаемости, о выявленных закономерностях формирования и функционирования современной семьи.
Семейное воспитание тесно связано с психологией и физиологией человека, рассматривающих особенности развития личности в различные возрастные периоды. Специальное междисциплинарное направление в психологии изучает проблемы брака и семьи, проводит исследования в области социологии, демографии, этнографии и др. Психологические исследования семьи включают изучение факторов, влияющих на качество супружества, цикл развития семьи, её ролевую структуру, распределение власти между членами семьи, установки на брак и семью, построение психологического контакта между детьми и родителями. Физиология изучает и даёт обоснования возрастной периодизации ребёнка от его младенчества до старшего школьного возраста; рассматривает физические возможности родителей, дедушек и бабушек.
Здоровье ребёнка во многом зависит от овладения им гигиеническими навыками. Гигиена - наука изучающая влияние факторов внешней среды и производственной деятельности на здоровье человека, его работоспособность и продолжительность жизни, разрабатывающая меры по оздоровлению условий жизни и труда человека. Она является основой профилактики заболеваний. Самостоятельным разделом науки является гигиена детей и подростков. Родители должны заботиться о чистом и проветриваемом помещении для ребёнка, о соблюдении им режима дня, воспитывать навыки личной гигиены, строго контролировать выполнение правил гигиены.
Конфликтология - особая междисциплинарная область, объединяющая теоретические, методологические и методические подходы к описанию, изучению практики работы с конфликтными явлениями разного рода возникающими в различных областях человеческого взаимодействия. В семейной педагогике такие взаимоотношения могут быть обусловлены различным отношением родителей к воспитанию своих детей, разногласиями родственников, акцентуациями характера детей и подростков, извечными конфликтами отцов и детей. Конфликтология поможет выявить побудительные причины раздоров, процессы их протекания, типы конфликтных ситуаций, позиции сторон, пути предупреждения и преодоления конфликтов в семейном воспитании.
Философская наука даёт толкование и описание семьи как исторической категории. Её формы и функции обусловлены характером существующих производственных отношений, общественных отношений в целом, а также уровнем культурного развития общества. В свою очередь, семья, по философской концепции, также воздействует на жизнь общества (деторождение, социализация детей и подростков, труд в домашнем хозяйстве, влияние на физическое, духовное и нравственно - эстетическое развитие своих членов). Важными нравственными принципами философы считают любовь, взаимное уважение, заботу о воспитании детей, заботу взрослых детей о родителях. В связи с гармоническим развитием личности на первый план выдвигаются нравственные, эстетические и психологические отношения, которые будут постоянно совершенствоваться. Философия, являясь одной из форм общественного сознания, есть могущественное орудие познания деятельности людей, включающей и семейное воспитание детей, подростков, юношества. Она способствует выявлению закономерностей, причинно - следственных отношений и противоречий в семейной педагогике.
Этнография как наука о народоведении изучает многообразие форм общественной жизни и культуры народов. Её предметы познания - история культурно - бытовых особенностей, исторические этапы в развитии брака и семьи, система родства и др. На этнографическом фундаменте держится народная педагогика, являясь частью духовной культуры народа, формирующей основы этики и морали. Процесс развития личности в народной педагогике, по мысли Н.Н. Агафоновой, рассматривается как целостный процесс, многоаспектный и многофакторный, продолжающийся длительное время, предполагающий преемственность поколений и субъект - объектно - субъектный тип отношений. Народные традиции обеспечивают особую психологическую среду, выступая важнейшим средством воспитания детей и интеграции общества, являясь аккумуляторами нравственных категорий, таких как ответственность, долг, честь, совесть, терпимость, любовь, потребность в добро творчестве. Народная педагогика рекомендует детям и родителям проявлять обоюдную любовь, уважение и заботу. Уважения достойны не только родители, но и все старшие по возрасту люди.