Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 06:17, контрольная работа
К началу XXI века был накоплен богатейший эмпирический материал и солидные теоретико-педагогические мысли о семейном воспитании. Опыт прошлого стал основой для теоретического обоснования конкретной научной дисциплины - семейной педагогики. Философская наука классифицирует свойства на общие и специфические, главные и неглавные, необходимые и случайные и т.п. Свойства являются стороной предмета, который характеризуется атрибутами и категориями, отражающими наиболее общие и специфические свойства, закономерности природы, общества и мышления. Знание общего и существенного используется для обратного воздействия на объективный мир с целью его практического преобразования. В данном контексте - это повышение эффективности семейного воспитания.
Всестороннее исследование социально - исторических проблем возможно при использовании (наряду с другими), культурологического подхода. Сущность его заключается в том, что семейные отношения рассматриваются как процесс целостного становления человека в мире культуры. Культурологический подход представляет совокупность методологических приёмов, обеспечивающих анализ сферы семьи через призму системообразующих культурологических понятий: культура, менталитет, культурная среда, культурный уровень взаимоотношений родителей, родителей и детей.
Основными методами культурологического познания являются типологический, компаративистский, структурно - функциональный, метод исторической дополнительности и др. В социально - исторических исследованиях они позволяют выявлять и сравнивать степень развития семейных отношений в рамках определённого культурно - этнического пространства в контексте конкретно - исторического времени. Культурологический подход даёт возможность всесторонне осветить народные обычаи и традиции, показать их преемственность.
Внутренним стержнем культуры является система ценностей, интегрирующих элементы всех отраслей духовного производства, всех форм общественного сознания. Этой проблематикой занимается аксиология — сравнительно новая отрасль обществознания, занимающаяся исследованием ценностей как системообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни, деятельности и конкретным деяниям и поступкам. Аксиология трактуется как философское учение о природе ценностей, их месте в реальности, структуре ценностного мира, их связи, обусловленности социальными и культурными факторами.
Ценности являются регулятивными компонентами любой культуры, воплощающими идеалы и представления об эталоне, характеристиками объектов и процессов, имеющих важнейшее позитивное значение для людей. Ценности отражают богатство и многообразие культур созидающей деятельности человека и широту критериев её оценки. Учёные выделяют шесть категорий ценностей: витальное-биологические, социальные, этические, эстетические, научные, религиозные. Их классифицируют по трём блокам: индивидуальные, социальные, общечеловеческие. К последним относятся жизнь человека, его право на обеспеченность, жильё, образование, воспитание и защиту детей в семье. Ценности вызревают столетиями и тысячелетиями, формируя менталитет народа и, в частности, его взгляды на семейное воспитание.
Любое социологическое исследование немыслимо без рассмотрения личностного (субъективного) фактора, являющегося одним из существенных слагаемых познавательного процесса. Раскрытие духовного мира человека включает рассмотрение во взаимосвязи нравственности и культуры, выявление индивидуальных особенностей людей, активно действующих в макро и микросоциумах. В контексте семейной педагогики это родители и родственники, младенцы и подростки, юноши и девушки. Их взаимоотношения психофизиологические особенности раскрываются антропологическим подходом, при котором человек рассматривается не только как биологический вид, но и как общественное существо, формирующееся в семейном социуме, где происходит воспитание, подготовка к труду, к семейной жизни, приобщение к общечеловеческой культуре.
Гомохронный подход, относящийся к сфере антропологического позволит раскрыть духовный мир ребёнка в развитии, во взаимосвязи нравственности и культуры. Наименование гомохронный (лат. гом - человек, греч. хрон - время) есть авторское нововведение, означающее в буквальном переводе человек во времени. Гомохронный подход в исследовании семейного воспитания - это методологическое направление, представляющее совокупность исследовательских приёмов, обеспечивающих анализ личности ребёнка во времени через призму системообразующих понятий (человек, жизнь, деятельность, взаимоотношения, время), детерминированных социально - экономическими условиями семейного социума и позволяющих раскрыть индивидуальность личности в единстве её природных и социальных качеств.
Всестороннее и глубокое изучение семейного воспитания связано с прочтением, осмыслением и истолкованием изданных работ. Этот процесс реализуется путём герменевтического подхода (от греч. hermeneutike< hermeneia - толкование, объяснение), предусматривающего с одной стороны логико — грамматический анализ текста, архаизмов и высказываний, а с другой - психологическое исследование мотиваций, целей и стремлений автора.
Социально - педагогическая герменевтика-это теория и практика истолкования и интерпретации обычаев, принципов, форм, методов и приёмов, отражающих состояние семейного воспитания. Цель герменевтики - наиболее полное и адекватное понимание и присвоение этого знания с учётом семейных традиций и осмысления эмоционально - духовного опыта взаимоотношений родителей и детей.
Основные атрибуты и категории семейной педагогики.
Характеристика данного научного направления включает вычленение объекта и предмета исследования, задач, требующих решения. В социальной среде объектом является определённый процесс или взятая в динамике система, подлежащая изучению и с этой целью выделяемая из объектной области. Выделение это в определённой степени условно, но оно необходимо, чтобы временно отвлечься от других многообразных проявлений функционирования и развития социально - исторических процессов и систем.
Объектом, то есть той областью действительности, которую изучает семейная педагогика, является процесс взаимоотношений родителей, родственников и детей как закономерное и последовательное изменение явления. Объект познания выступает через призму познавательной активности субъекта, совершающейся на основе и ради практики и проверяемый практикой.
Предметом познания, в соответствии с диалектической методологией, являются выделенные в объекте для специального изучения связи, отношения, зависимости между элементами, механизмы и условия изучаемого процесса. В семейной педагогике предметом изучения являются правовые основы семейных взаимоотношений, условия и факторы, влияющие на воспитание детей, пути педагогизации родителей.
Задачи - другой атрибут отрасли базовой научной дисциплины. Каждая из задач, по определению В.И. Загвязинского, есть цель, заданная в конкретной ситуации, на определённом этапе познания; решение совокупности (системы) задач обеспечивает движение к цели, её полную или частичную реализацию. Задачи, стоящие перед семейной педагогикой, можно сформулировать следующим образом:
- познание
гуманистических традиций и
- выявление трансформации семейных взаимоотношений взрослых и детей в зависимости от социума;
- изучение причин и факторов, способствующих гуманному и антигуманному воспитанию в разные исторические периоды;
- раскрытие форм, методов и приёмов эффективного семейного воспитания;
- освещение вопросов педагогизации родителей;
- обоснование тенденций развития семьи как ячейки общества, призванной выполнять (наряду с другими) и педагогическую функцию.
Основными категориями семейной педагогики являются закономерности и принципы, как формы осознания в понятиях всеобщих способов отношения человека к обществу. Категории относятся к чисто духовным трансцендентным сущностям. Они сформировались в процессе исторического развития познания, общественной практики. Основой категорий служит развитие способов предметной деятельности человека, способов общения. В своей необходимой взаимосвязи категории образуют систему, воспроизводящую объективную, исторически развивающуюся взаимозависимость всеобщих способов отношения человека к миру, в которых отражаются формы бытия природы и общественной жизни. Закономерность представляет собой совокупность взаимосвязанных явлений, обеспечивающих устойчивую тенденцию или направленность в изменениях системы. С развитием цивилизации усложняются связи между отдельными людьми, в том числе, и между супругами, родственниками, между родителями и детьми. Всё многообразнее становятся экономические, идеологические, семейные отношения.
Закономерности в семейном воспитании - это объективные, существенные, необходимые, общие, устойчивые и повторяющиеся при определённых условия взаимосвязи. Они обусловлены всеобщей связью явлений, имеющих бесконечно разнообразные проявления. Ретроспективный анализ семейного воспитания и изучение реальной действительности выявили два вида закономерностей: объективные и вероятные. К объективным относятся такие изменения, которые детерминированы всеобщей связью явлений, характеризующихся причинными отношениями, зависимостью настоящего каждой системы от её прошлого, от влияния окружения, близкого и далёкого.
Объективными закономерностями семейной педагогики являются следующие взаимосвязи:
1. Развитие
общества вносит коррективы в
содержание семейного
2. Демократическое общество с рыночными отношениями, характеризующееся свободой личности, создаёт условия для появления альтернативных браков и семей, в основе которых лежат субъективные интересы супругов, зачастую игнорирующих родительский долг и ответственность за воспитание своих детей. Чем демократичнее общество, тем больше вариантов брачно-семейных отношений и проблем во взаимоотношениях с детьми.
3. Компьютеризация с интернетизацией порождают кризис семейного воспитания, обусловленный низкопробными проектами и уходом детей в виртуальный мир. Чем большее влияние СМИ оказывают на ребёнка, уделяющего много времени компьютерному общению, тем меньше он реагирует на воспитательные воздействия родителей.
Вероятностные закономерности предполагают появление новых событий, зависящих от предшествующих обстоятельств.
Вероятность возникновения какого-то события обусловлена некоторой очевидной связью между двумя событиями, такая, что при возникновении одного имеется тенденция возникновения другого. Второе событие не должно произойти само по себе, изолированно, но только вместе с первым. Вероятностными закономерностями семейной педагогики являются следующие причинно-следственные связи, часть из которых сформулированы психологом Е.А. Морозовой в книге «Гармония в семье и браке» (М., 2009).
1. Добротное
воспитание ребёнка возможно
только в семье, представляющей
целостную систему, общность, обладающую
особыми свойствами, а нарушение
системы может стать
2. Чем
более гармонична родительская
семья: мужественный отец, женственная
мать, члены семьи находятся в
отношениях разумной
3. Личный
пример родителей, их уровень
воспитанности, трудолюбия, образованности,
супружеской любви являются
4. Решающим
условием в становлении
5. Утрата
сплочённости семьи может
6. Воспитание
в однодетной семье
7. В неполных
семьях, где мать и один - два
ребёнка воспитание затруднено,
так как женщина вынуждена
выполнять множество
8. В асоциальных семьях с дисфункциональными стереотипами общения, как правило, формируется проблемный ребёнок, для которого свойственны непослушание, пренебрежение обязанностями по дому, непочтение старших, правонарушения.
Рассмотренные закономерности дают представление о некоторых особенностях семейного воспитания, которое держится на научном фундаменте - принципах семейной педагогики, требующих своего освещения.
Пути исследования семейных отношений.
При исследовании семейного воспитания следует учитывать сложную специфику социальной жизни. Она заключается в том, что трудно познать большое количество и многообразие объектов, причём математически точно может быть выражено лишь очень ограниченное число характеристик каждого из них (типы семей, количество членов семьи, число семейно - опекунского воспитания). Соответствие же между количественными и качественными характеристиками отдельных семей и содержание воспитания в них отсутствуют или почти отсутствуют.
Будучи сравнительно закрытой разновидностью социальных отношений, семейная жизнь с воспитанием детей большей частью скрыта от посторонних таз. Её сохраняют не только стены дома, квартиры, но и такие эффективные психологические силы, как чувство скромности, личного и семейного достоинства, закрытости («не выносить сор из избы»). Почти любой социальный объект доступен изнутри. Однако при изучении семейных взаимоотношений родителей и детей, содержания воспитания такого рода наблюдения затруднены, так как сама структура семейной группы осложняет какое - либо временное и произвольное внедрение в неё.
Другая трудность при изучении состояния семейного воспитания - это несовпадение, а подчас даже противоречие между объективным поведением родителей и детей и их субъективной оценкой данного поведения, а также между их абстрактными «моделями» семейного воспитания и представлениями о будущем сыновей и дочерей. Поэтому наиболее надёжным источником суждения об общесоциальных тенденциях в области семейной педагогики является не изучение и описание отдельных семейных групп, а анализ статистических и документальных данных относительно материального уровня семей, их распада, появления детей вундеркиндов и беспризорников.