Семейная педагогика

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 06:17, контрольная работа

Краткое описание

К началу XXI века был накоплен богатейший эмпирический материал и солидные теоретико-педагогические мысли о семейном воспитании. Опыт прошлого стал основой для теоретического обоснования конкретной научной дисциплины - семейной педагогики. Философская наука классифицирует свойства на общие и специфические, главные и неглавные, необходимые и случайные и т.п. Свойства являются стороной предмета, который характеризуется атрибутами и категориями, отражающими наиболее общие и специфические свойства, закономерности природы, общества и мышления. Знание общего и существенного используется для обратного воздействия на объективный мир с целью его практического преобразования. В данном контексте - это повышение эффективности семейного воспитания.

Файлы: 1 файл

Семейная педагогика.docx

— 41.64 Кб (Скачать)

Семейная педагогика.

К началу XXI века был накоплен богатейший эмпирический материал и солидные теоретико-педагогические мысли о семейном воспитании. Опыт прошлого стал основой для теоретического обоснования конкретной научной дисциплины - семейной педагогики. Философская наука классифицирует свойства на общие и специфические, главные и неглавные, необходимые и случайные и т.п. Свойства являются стороной предмета, который характеризуется атрибутами и категориями, отражающими наиболее общие и специфические свойства, закономерности природы, общества и мышления. Знание общего и существенного используется для обратного воздействия на объективный мир с целью его практического преобразования. В данном контексте - это повышение эффективности семейного воспитания.

Принципы семейной педагогики.

Любая наука, учение, научное направление имеют руководящую идею, основное правило поведения, действия. Научно-исследовательская работа основывается на совокупности приёмов изыскания с использованием смежных наук, интегрирование с которыми ведёт к практическому преобразованию действительности.

Руководящую идею принято называть принципом (от лат. principium- основа, первоначало). В логическом смысле принцип есть центральное понятие, основание системы, представляющее общение и распространение какого-либо положения на всё влияние семейной педагогики, из которой данное правило абстрагировано. Под принципом действия, иначе называемого максимой, подразумевается, например, этическая норма, характеризующая отношения родителей и детей. Регулятивные принципы семейной педагогики-это направляющие основоположения, вносящие порядок во взаимоотношениях родителей и детей, в воспитании сыновей и дочерей. Ведущие филологи (З.Е. Александрова, А.П. Евгеньева и др.) предложили синонимический ряд, слова принцип, в котором оно отожествляется с другими, имеющими одинаковый смыл, но разными по значению: миропонимание, миросозерцание, идеология, убеждения, взгляды на жизнь (на вещи), образ мыслей, кредо, воззрения, символ веры, философия.

В основе гуманистической семейной педагогики должны лежать три группы регулятивных принципов: государственно - правовые, общепедагогические, субъективно-значимые. К первой группе максимов относятся принципы священной ответственности, социализации, долженствования, предвидения.

Священная ответственность предусматривает необходимость обязанности родителей отвечать за свои действия перед государством и обществом за воспитание детей как будущих полноценных граждан, способных сохранять и передавать положительные семейные традиции при сменяемости поколений людей.

Принцип социализации характеризуется процессом усвоения и активного воспроизводства ребёнком социального опыта. Игнорирование миропонимания ведёт к формированию социальных маргиналов, не испытывающих особой тяги к адекватному, общественным нормам, образу жизни. Они стремятся к обретению социальных благ различными

общественно неодобряемыми способами (криминалом, попрошайничеством и т.п.).

Принцип долженствования заключается в понимании и внутренней убеждённости субъекта в том, что он должен делать добро, быть непримиримым к злу, служить обществу, что является краеугольным камнем этической образованности, этической культуры.

Принцип предвидения - это опережающее отображение действительности, позволяющее родителям моделировать будущие их детей, опираясь на научно обоснованные суждения профессионалов (воспитателей, учителей, психологов), на прогнозы, создающих почву для конкретизации целей и дающих возможность выдвинуть предположения об осуществимости тех или иных целей для воспитания высоконравственного человека.

Общепедагогическая основа включает двенадцать максимов, отражающих особенности разумных взаимоотношений родителей и детей в процессе семейного воспитания.

 Принцип гуманизации (от лат. humanus - человечный) предполагает систему установок личности родителей на ребёнка, которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования, реализуемая в общении и деятельности, в актах содействия, соучастия, помощи, в усвоении моральных норм с изучением «помогающего поведения» и не насильственного формирования требуемых качеств.

Принцип учёта возрастных особенностей ребёнка - исходное положение, обусловленное характеристикой его развития, позволяющей предъявлять определённую систему требований к ребёнку на том или ином этапе его жизни с учётом анатомо - физиологических и психологических особенностей, и непрерывного телесного развития без резких границ перехода в последовательные возрастные периоды.

Принцип творческого подхода родителей к воспитанию заключается в их неординарных методах и приёмах, предусматривающих совместную деятельность, отличающуюся воображением и умственной активностью, среди которых могут быть сочинительство, художество, театрализация,

элементарная изобретательность, направленные на формирование в детях потребности в само актуализации, на раскрытие их возможностей.

Принцип единства требований характеризуется согласованностью настояний всех членов семьи по отношению к ребёнку, с целью устранения противоречий и недоразумений в воспитательном воздействии отца, матери и других родственников, которые не должны допускать психических перегрузок воспитуемого.

Принцип разумности и справедливости требований предполагает осмысленное вербальное воздействие на ребёнка, основанное на беспристрастном отношении к нему родителей, что будет способствовать воспитанию благоразумия, правдивости и совестливости будущего добропорядочного гражданина общества.

Принцип единства слова и дела предусматривает слитность требований к ребёнку, с его ответными конкретными практическими действиями, интеграция которых создаёт своеобразную диспозиционную концепцию, характеризующую социальное поведение воспитуемого в зависимости от состояния его готовности к определённому способу действий.

Принцип культуросозидательности заключается в установке на воспитание единства интеллекта-эмоций-веры-духовности, необходимого для формирования относительно устойчивой структуры умственных способностей ребёнка, его адекватном отношении к сложившимся или возможным ситуациям; единства необходимого для выработки собственных представлений и умозаключений, могущих выступать в дальнейшем основой его «Я», определять некоторые из его поступков, суждений, норм поведения и отношений.

Принцип опоры на положительное предполагает умелое использование родителями лучших качеств характера ребёнка, с помощью которых можно устранять его негативные проявления по отношению к социуму, родителям, братьям и сёстрам, к друзьям и товарищам.

Принцип сочетания воспитания с самовоспитанием характеризуется взаимосвязанностью планомерного и целенаправленного воздействия родителей на сознание и поведение ребёнка с его сознательной деятельностью, включающей самоанализ, личностного развития, самоотчёт и самоконтроль, реализуемые приёмами само приказа, само одобрения и самовнушения.

Принцип непрерывности и динамичности семейного воспитания является одним из основных правил воздействия родителей на ребёнка, соблюдение которого предусматривает постоянно непосредственное и опосредованное влияние на воспитуемого, видоизменяющееся в зависимости от его возрастных особенностей.

Принцип пролонгированности (фр. prolongation < лат. Pro - вперёд + longus длинный, долгий) семейного воспитания предусматривает длительный процесс положительного воздействия родителей на ребёнка, начиная с его внутриутробных восприятий материнской радости и грусти до выхода сына или дочки из родительского гнезда, когда целенаправленное традиционное воспитание переходит в стадию советов, рекомендаций и пожеланий, направленных на оказание помощи в организации самостоятельной жизни.

Принцип минимизации поощрений и наказаний есть и руководящая идея, сущность которой заключается в профилактике зарождения негативных качеств - обязательного вознаграждения за выполняемую работу или примерное поведение; сведение до минимума количества взысканий с целью предотвращения привыкания к ним и повышения эффективности редких наказаний за антигуманные проступки.

К субъективно-значимым принципам относятся следующие максимы: гармонии и воли родителей, самореализации родителей, культа матери, долженствования отца, взаимного здоровье сбережения, доверительности, толерантности.

 Принцип гармонии и воли родителей предусматривает слаженность воспитания, в котором ведётся общее совместное влияние на ребёнка отца и матери как духовного содружества, товарищества, где любовь, дружба, взаимная поддержка родителей и их воля являются для ребёнка наглядным примером, вводящим его в мир сложных человеческих взаимоотношений.

Принцип самоактуализированности родителей (от лат. actualis - действительный, настоящий) означает стремление человека к возможно более полному влиянию и развитию своих личностных возможностей, существенно влияющих на познание формирующегося душевного мира ребёнка, на умение ставить перед ним задачи по оценке себя и других, и в целом, воздействовать на основы правильного воспитания сына или дочери.

Принцип культа матери характеризуется хорошей дружбой ребёнка с родительницей, дающей первые истоки и корни его нравственного развития через разум, чувства и душевные порывы матери, мудрость, желание которой управляет подлинной человеческой любовью, одухотворяющей главный стимул воли - чувство ответственности за своего ребёнка как будущего гражданина общества (воззрения В.А. Сухомлинского).

Принцип долженствования отца - это его гражданственность, обусловленная брачными узами, которая заключается в нравственном долге мужчины - оберегать детей и жену, быть кормильцем семьи, хранителем домашнего очага, образцовым воспитателем, ответственным за своего ребёнка, берущего пример с родителя как с любимого человека, дорогого друга матери, гражданина, труженика.

Принцип доверительности отношений в семье заключается в потребности близкого, обоюдного общения родителей и детей, напрямую зависящего от атмосферы доброжелательных отношений, от авторитета личности отца и матери, имеющих возможность не только быть в курсе дел ребёнка, многих мыслей и переживаний, но и оказывать на него действенное влияние убедительными беседами и примерами из жизни.

Принцип взаимного здоровье  сбережения предполагает заботу членов семьи о сохранении здоровья взрослых и детей, проявляющих беспокойство друг о друге, стремящихся приносить в дом только мир и покой, радость и счастье; в противном случае наступают ранняя старость и болезнь родителей, порождённые сердечными волнениями и переживаниями за своих детей, огорчениями и обидами, связанными с ними.

Принцип толерантности (от лат. tolerantia - терпение) в семейной педагогике означает внешнюю выдержку родителей, самообладание, способность выносить длительные неблагоприятные воздействия (воспитание детей с ограниченными физическими возможностями, материальные трудности, потеря близких и др.) без снижения адаптивных возможностей, позволяющих родителям адекватно воспринимать себя и свои социальные связи с целью положительного активного воздействия на семейную микросреду.

Методологические подходы при изучении истории семейного воспитания.

Воспитание в условиях семейного микросоциума есть сложный многоаспектный процесс, охватывающий разные стороны человеческого бытия и взаимоотношений родителей и детей. Инструментом научного познания этих процессов является методология (от греч. methodos - путь исследования или познания, logos - учение) - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Методология воплощается в организации и регуляции всех видов человеческой деятельности, в том числе, и в педагогической. Ей присущи конструктивные и аналитические функции, предусматривающие формирование целей, гипотез, прояснение основных понятий, освещение исходных посылок и принципов исследования, иерархии приоритетов и ценностей, выявление закономерностей развития научного знания, смены его парадигм, анализ методов и результатов научной и практической деятельности. В контексте семейной педагогики методология-это путь исследования генезиса семейного воспитания через систему методологических подходов: цивилизационного, исторического, культурологического, аксиологического, антропологического, гомохронного и герменевтического.

 Цивилизационный подход как определение методологического направления берёт начало от понятия «цивилизация» (лат. civilis). В широком смысле - это ступень общественного развития и материальной культуры, характерная для той или иной общественно - политической формации. Понятие «цивилизация» имеет необозримую многозначность. Философские науки характеризуют цивилизацию по трём позициям. Во-первых, как одно из разнокачественных состояний общества в его изменении в реальном историческом времени; во-вторых, этап в эволюции человеческого общества, пришедший на смену «первобытному варварству»; в - третьих, совокупность организационных средств - программ деятельности, посредством которых люди стремятся достичь тех общественных целей, которые заданы существующими универсалиями культуры. В центр изучения цивилизационный подход ставит человека как единственного творца истории. Это позволяет познавать прошлое через все формы объективизации субъекта истории, то есть раскрывать его «внутреннее» «Я» во всех сферах деятельности -трудовой и социальной, политической и идеологической, в семейной и семей- но - педагогической.

Исторический подход для глубокого раскрытия любого социального явления прошлого и настоящего позволяет рассматривать его с трёх позиций. Во - первых, в его возникновении, развитии и изменении; во - вторых, в связи с другими явлениями и условиями данной эпохи; в - третьих, в связи с конкретным опытом истории, позволяющим установить не только непосредственные, но и отдалённые последствия изучаемого события или процесса. Все эти позиции внутренне связаны и взаимообусловлены. Первая ориентирует на изучение внутренних законов исследуемого явления, вычленение главных периодов его развития и его качественных особенностей на разных стадиях процесса. Вторая позиция подчёркивает своеобразие и единство каждой данной социальной структуры, отдельные элементы которой можно понять только в их соотнесённости с целым. Третья позиция отражает единство, преемственность и поступательность исторического процесса, в котором любое явление может быть понято, лишь, будучи соотнесённым, не только с прошлым, но и с будущим, в котором обнаруживаются тенденции его дальнейшего развития.

Исторический подход предохраняет исследователя, как от субъективизма, так и от характерного для части буржуазной историографии признания «вечных», «надысторических» законов истории. Прослеживая ведущие линии исторического развития, можно дать им научно обоснованную оценку, не допуская ни произвольной модернизации исторического прошлого, ни искусственной архаизации. Исторический подход к явлениям общественной жизни позволяет не только правильно понять прошлое и настоящее, но и научно предвидеть будущее и, в частности, развитие семейного воспитания.

Информация о работе Семейная педагогика