Русский язык

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 14:08, контрольная работа

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Русский язык"

Файлы: 1 файл

087 методика русского языка.doc

— 128.00 Кб (Скачать)

Орфографическое поле —  построение (морфема, сочетание морфем, слово, словосочетание или предложение), структурные элементы которого включают условия действия одного или нескольких правил; является местом (пространством) проверки орфограммы, нескольких связанных между собою орфограмм.

Орфограммы в слове  можно найти по опознавательным  признакам (приметам):

Тип орфограммы

Опознавательные признаки

Буквы

Гласные

  • безударность
  • шипящие и ц перед гласными

Согласные

  • конец слова
  • стечение согласных
  • н перед гласными в конце слова

Большие

  • начало предложения и текста
  • наличие собственных имен и наименований

не обозначающие звуков

Ь неразделительный

  • мягкие согласные
  • шипящие на конце слова
  • [ца] на конце глаголов

Ъ и Ь разделительные

  • звук [й] после согласных и перед гласными е, ё, ю, я, и

дефис

  • сложные слова
  • приставки кое-, в-, по-
  • суффиксы -нибудь, -то, -либо
  • частицы -то, -ка

слитные и раздельные написания (пробел)

  • не, ни, бы, же;
  • предлоги;
  • сложные слова

чёрточка при переносе слова на следующую строку

  • конец строки

 
 

 

10. Орфографическое правило. Типы  правил. Методика знакомства с  орфографическим правилом.

Орфографическое правило - это правило правописания русского языка, того, какое написание надо выбрать в зависимости от языковых условий.

Правила орфографии определяют выбор написаний в следующих  пяти областях письма, в соответствии с которыми различаются пять разделов  орфографии:

1) при обозначении  звуков буквами в словах: правила  правописания безударных гласных в корнях слов, в приставках и других морфемах; звонких и глухих согласных в слабых позициях, в корнях слов и других морфемах; двойных согласных на стыке морфем и тому подобное;

2) при выборе слитного  или раздельного написания слов, а также так называемого полуслитного (дефисного) написания;

3) при употреблении  прописных и строчных букв  в начале предложения и в  именах собственных;

4) при переносе слов, их частей с одной строки  на другую;

5) при аббревиатуре, то  есть неграфическом сокращении  слов

При овладении навыками письма первоначально всё внимание ребенка уделяется  технике письма и соблюдению правил посадки. Когда перед детьми ставится орфографическая задача, каллиграфическая сторона ухудшается, так как внимание сосредоточивается на соблюдении правил орфографии.

Орфографическое правило  – это предписание, устанавливающее  порядок выполнения орфографического действия, решения задачи. В формулировке правила обычно содержатся следующие элементы: а) указания на орфограмму, которая проверяется; б) определение грамматической, фонетической, словообразовательной природы явления; в) указание способа проверки и получения результата.

Формулировки орфографических  правил в зависимости от способа перечисления условий выбора  бывают двух видов: констатирующие и регулирующие. В констатирующих орфографических правилах перечисляются условия выбора орфограммы или условия запрета на какое-либо написание. Одно из простейших правил – «В сочетаниях ЖИ, ШИ пишется буква И»,  это правило-указание, не требующее грамматического анализа. Действие по этому правилу имеет три ступени: обнаружение  в слове сочетания; фонетический анализ; написание слова и самопроверка. Большинство орфографических правил констатирующие.

В регулирующих орфографических  правилах указываются способы действий учащихся в процессе выбора  орфограммы из ряда возможных написаний. Например: правило проверки безударных гласных в корне слова опирается на фонетику (обнаружение безударного гласного звука), на словообразование и грамматику – на состав слова, подбор однокоренных слов или на изменение грамматической формы слова. Действие по этому правилу содержит 7-8 ступеней: а) найти гласный звук, который надо проверить (безударный); б) убедиться, что безударный гласный – в корне; в) подобрать проверочное слово или форму того же слова; д) определить, под ударением ли стоит проверяемый гласный в проверочном слове; г) в случае необходимости подобрать второе, третье проверочное слово; е) сравнить проверочные слова с проверяемым; ж) написать в соответствии с принятым решением; з) осуществить самопроверку.

 

11. Типы и причины орфографических  ошибок. Методика работы над ошибками.

 

Оорфографические ошибки делятся на следующие типы: собственно орфографические, фонетико-орфографические и грамматико-орфографические. Теперь более подробно об этих типах.

Собственно орфографические  ошибки – это такое написание  слова, при котором нарушается установившаяся традиция правописания слов без нарушения  орфоэпических и грамматических норм, законов языка.

Появление в письменной речи учащихся орфографических ошибок - закономерное явление процесса обучения. Они возникают в силу объективных  и субъективных причин.

Объективными причинами  являются:

- незнание орфографической нормы к моменту письменной работы;

- оперирование лексикой, которой учащиеся пользуются главным образом в устной речи;

- психофизическая усталость детей к концу письменной работы;

- наличие в словах с той или иной орфограммой трудных случаев в применении орфографических правил.

Специальная работа по предупреждению орфографических ошибок. Эта работа организуется учителем перед выполнением  как обучающих упражнений, так  и контрольных работ. В обоих  случаях проводятся различные виды словарно-орфографической работы. В качестве упражнений, предупреждающих орфографические ошибки, используются зрительные и предупредительные диктанты, работа с орфографическим словарем.

Существенную роль в  работе по предупреждению орфографических  ошибок играет повторное выполнение упражнений, которое особенно эффективно в слабом классе. В методике орфографии существуют две формы применения таких упражнений: повторное полное их использование для новых целей и словарно-орфографи-ческая работа на основе лексики ранее выполненных упражнений. Повторная работа над ранее выполненными упражнениями предлагается спустя 3-4 урока, когда навык написания слов начинает угасать и поэтому нуждается в подкреплении. Для повторного выполнения целесообразно использовать упражнения, заключающие в себе элементы систематизации и разнообразные орфограммы. Повторному выполнению упражнения может предшествовать словарно-орфографическая работа над допущенными детьми ошибками.

Фиксация учителем орфографических  ошибок в письменных работах учащихся

В методике орфографии существует несколько способов фиксации орфографических ошибок в тетрадях учащихся: 1) ошибка подчеркивается одной чертой, зачеркивается и исправляется; 2) ошибка подчеркивается, зачеркивается, но не исправляется; 3) обозначается часть слова, в которой есть ошибка, например:  4) подчеркивается все слово, в котором есть ошибка, например "прозьба" 5) никаких подчеркиваний не делается, на полях ставится условный знак орфографической ошибки. В предыдущих случаях на полях тоже ставится знак орфографической ошибки.

Способ фиксации орфографических  ошибок избирается учителем в зависимости  от цели работы (обучающая она или  контрольная). При проверке контрольных  работ, а также изложений и  сочинений используются два первых способа. При выполнении обучающих  упражнений используются все перечисленные выше способы фиксации ошибок. Последовательность их применения определяется целями обучения детей умению находить и исправлять ошибки. Первый способ показывает, как нужно обозначать, как зачеркивать и как исправлять ошибки; следующий - учит исправлению ошибки; третий способ - нахождению и исправлению ошибки в той или иной морфеме; четвертый - учит поиску ошибок в слове, а пятый - в ряде слов в строке.

Не все учащиеся одновременно овладевают перечисленными умениями, поэтому в одной и той же работе учитель будет использовать разные способы фиксации ошибок и у разных учащихся, но в течение учебного года необходимо всех детей провести через все способы фиксации.

 

12. Речевые и неречевые ошибки. Типы и причины. Методика работы над ошибками.

К речевым недочётам  относятся также ошибки, вызванные  нарушением порядка слов, необоснованные повторы слов, словосочетаний и предложений, ошибки в построении текста. 

Речевую ошибку можно  заметить только в контексте, в этом её отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен. Причины: Главной причиной является, так называемое давление языковой системы, то есть наиболее распространенной нормы языка.

Не следует также  смешивать ошибки грамматические и  орфографические. 

Орфографическая ошибка — это неправильное написание слова; орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, обычно в слабой фонетической позиции (для гласных — в безударном положении, для согласных — на конце слова или  перед другим согласным) или в слитно-раздельно-дефисных написаниях.

Пути исправления и  предупреждения речевых ошибок.

-необходимость системы  в работе;

-стилистические упражнения; языковой анализ текста;

-языковые упражнения  перед написанием изложений или  сочинений;

-классная работа над самыми типичными ошибками (индивидуальная и групповая);

  -обучение редактированию  собственного сочинения и изложения.




Информация о работе Русский язык