Русский язык

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 14:08, контрольная работа

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Русский язык"

Файлы: 1 файл

087 методика русского языка.doc

— 128.00 Кб (Скачать)

Указанные этапы работы над художественным произведением  не являются полным аналогом структурных компонентов уроков чтения. Дело в том, что над одним и тем же произведением работа может проходить в течение нескольких уроков и каждый урок будет иметь свои учебные цели. Однако в целом ход работы будет идти от первичного ознакомления с фактическим содержанием произведения через анализ действующих лиц, мотивов их поведения к обобщению и выделению идеи, хотя на конкретном уроке в центре внимания окажется вполне определенный компонент работы (первичный синтез или анализ или обобщение).

 

5. Новые подходы к анализу  художественного произведения.

 

  Художественная литература – это особый вид познания. Настоящий художник – поэт и писатель – не копирует жизнь, как в научно-познавательной статье, а преобразует её своим творчеством, особым видением. Поэтому, читая художественное произведение, мы воспринимаем действительность, созданную воображением, умом и чувствами художника и запечатленную в образной форме.  

     Долгое время учителя и методисты считали достаточным при изучении художественных произведений в школе лишь первичное чтение. Так как "совершенная подача текста вызывает у слушателей эмоциональную взволнованность, захватывает их, порождает поток мыслей и чувств". 

     Но очень часто первое чтение не может вызвать полных и верных впечатлений и эмоций. Последующий краткий анализ нужен для того, чтобы все оттенки и детали картины, рисуемой автором, стали понятны учащимся. Лишь усвоив эти детали, ученики смогут эстетически верно и глубоко воспринять художественное произведение. 

     Общее понятие анализа художественного произведения в школе подразумевает деление на части и рассмотрение этих частей, каждая часть рассматривается в её отношении к целому. (Литературное произведение есть система, некая целостность). Анализом текста называют только такой разбор текста, который приводит к углубленному пониманию.  

     Методика подразумевает анализ литературоведческий и анализ школьный. Литературоведческий  анализ описывает свои мысли, не заботясь о понимании других. Школьный анализ способствует литературному открытию, восприятию данного текста данным учеником.

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ АНАЛИЗА ТЕКСТА.

1) Аналитическое чтение всегда вторично. Анализ совершается после целостного, непосредственного восприятия прочитанного (первичное восприятие не направлено, хотя первичному восприятию должна предшествовать подготовка).

2) Анализ должен опираться на восприятие учеников, учитывать и возрастные, и индивидуальные особенности.

3) Анализ должен соответствовать потребности ребенка разобраться в прочитанном произведении.

4) Анализ должен быть целенаправленным. Цель – постижение идеи произведения.

5) Избирательность анализа предполагает, что все детали произведения анализировать необязательно. Выбирается либо композиция, либо название, либо характеристика героя.

6) Анализ должен учитывать родовую и жанровую специфику произведения, т.е. приемы выбираются в зависимости от жанра и рода.

7) Анализ завершается синтезом при обобщении текста.

8) Анализ должен способствовать литературному развитию ученика, формировать у него читательские умения.

9) В процессе анализа текста должен совершенствоваться навык чтения, т.е. каждое задание должно обращать ребенка к тексту (анализируем не жизненную ситуацию, а изображение этой ситуации автором).

10) Произведение должно анализироваться только в контексте творчества автора, эпохи, литературного направления.

 

6. Грамматические и  словообразовательные понятие, их  сущность и природа. Трудности  усвоения понятий. Процесс работы  над понятием.

Понятие представляет собой форму мышления, в которой отражаются предметы и явления окружающего мира в их существенных признаках и взаимосвязях.

В грамматическом понятии  так же, как и в любом другом, отражены в обобщенном виде существенные признаки языковых явлений. Языковые явления, языковые категории отличаются более высокой степенью абстрактности по сравнению с биологическими, физическими, общественными и другими явлениями, наблюдаемыми в начальных классах. При формировании биологических и физических понятий в качестве исходного материала чаще всего выступают конкретные явления и предметы, признаки которых можно наблюдать, сравнивать, систематизировать и обобщать. Грамматическое понятие — результат абстрагирования и обобщения существенных признаков, свойственных словам, Словосочетаниям, предложениям, морфемам, лексемам, фонемам и т.п.

В начальных классах  начинается работа над формированием: 1) морфологических понятий «имя существительное», «имя прилагательное», «глагол», «предлог»; 2) синтаксических понятий «предложение», «подлежащее», «сказуемое», «словосочетание»; в) словообразовательных понятий «корень», «приставка», «суффикс», «окончание», «однокоренные слова» и др.

В грамматических понятиях обобщены существенные признаки языковых явлений. Следовательно, процесс работы над усвоением понятия прежде всего должен включать анализ определенного языкового материала в целях выделения существенных признаков изучаемого понятия. Существенные признаки — это признаки отличительные, без которых того или иного понятия, как такового, быть не может (они составляют его суть). 
 
Например, для окончания как морфемы характерны два таких существенных признака: 
 
1) окончание — изменяемая часть слова; 2) окончание выполняет синтаксическую или формообразующую функцию. Но не только этими признаками ограничивается характеристика данного понятия. Окончание имеет еще ряд несущественных признаков, т.е. таких, которые вотдельных словах могут быть, а в других могут и отсутствовать. Процесс формирования языковых понятий условно делится на четыре этапа. 
 
1. Анализ языкового материала в целях выделения существенных признаков понятия. На данном этапе осуществляется абстрагирование от лексического значения конкретных слов и предложений и выделение того, что является типичным для данного языкового явления, языковой категории. Учащиеся овладевают такими умственными операциями, как анализ и абстрагирование.

2. Обобщение признаков и установление связей между признаками понятия (установление внутрипонятийных связей), введение термина. Учащиеся овладевают операциями сравнения и синтезирования.

3. Осознание формулировки понятия, уточнение сущности признаков и связей между ними.

4. Конкретизация грамматического понятия на новом языковом материале.

Условия обеспечивающие успешное усвоение понятий:

1) активная умственная  деятельность учащихся (коллективный поиск для решения проблемы)

2) целенаправленная работа  над развитием у детей лингвистического отношения к слову и предложению;

3) осознание существенных  и несущественных признаков понятия;

4) включение нового  понятия в систему ранее изученных;

5) раскрытие сущности  связи языковых категорий в  процессе изучения новой категории; 

6) наглядное изучение  понятия (таблицы, схемы)

 

7. Методика изучения морфемного  состава слова. Задачи изучения  раздела. Система изучения словообразовательных  понятий.

Задачи ознакомления с однокоренными словами и  морфемами: — познакомить с особенностями  корня, приставки, суффикса и окончания  как значащих частей слов; — приступить к формированию понятия «однокоренные  слова»; — провести наблюдения над  единообразным написанием корня в однокоренных словах. Например: учащиеся сравнивают слова малина, малинник, малиновый и устанавливают, что их можно объединить в одну группу родственных слов, так как все три слова сходны по смыслу и имеют одинаковую, общую часть Противопоставление однокоренных слов и синонимов предупреждает ошибочную ориентировку только на семантическую близость слов. Противопоставление однокоренных слов и слов, имеющих корни-омонимы, позволяет предупредить ошибку, связанную с ориентировкой только на структурную общность. Особенности изучения корня. При формировании понятия «корень» младшие школьники ориентируются на три признака корня

«Корень — главная  часть слова, которая является общей  для всех однокоренных слов. В корне  заключается общий смысл всех однокоренных слов». Понятие «корень» вводится на основе установления смысловой взаимосвязи между однокоренными словами, взятыми для наблюдения. После этого слова сравниваются, выделяется корень и на основе обобщения делается вывод.

Особенности изучения окончания для которого ведущей является грамматическая функция. Трудность усвоения окончания младшими школьниками обусловлена тем, что окончание является внешним средством выражения грамматических значений слов. Изучение окончания начинается с раскрытия двух его признаков. Надо раскрыть как формальный признак (изменяемая часть слова), так и синтаксическую роль (служит для связи слова с другими словами) окончания. Сделать это можно следующим образом (фрагмент урока).

Изучение приставок  и суффиксов. Существенными признаками приставки являются следующие.

1. Приставки выполняют словообразующую (реже формообразующую) функцию.

2. Приставки стоят  перед корнем.

3. Приставки образуют  новое слово того же лексико-грамматического  разряда, что и производящее, так  как присоединяются к уже грамматически оформленному слову (прыгнуть — выпрыгнуть — перепрыгнуть и т.д.).

Основная задача изучения суффикса — познакомить учащихся с ролью суффиксов в слове  и на этой основе развивать у школьников умение осознанно использовать слова  с суффиксами в своей речи. Дети должны усвоить, что с помощью суффикса можно образовать слово с новым лексическим значением (лес — лесник).

В начальных классах  учащиеся изучают два первых признака и усваивают следующее определение: «Приставка — часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов». а также придать слову тот или иной смысловой оттенок (лес — лесок).

 

8. Методика изучения части речи.

(на  примере существительного)

Задачи  изучения и объем материала в каждом классе обусловливаются особенностями имен существительных как языкового явления, а также возрастными возможностями младших школьников. Основные задачи:— формирование грамматического понятия «имя существительное»;— формирование умения различать по вопросу одушевленные и неодушевленные имена существительные (без терминов);— формирование умения писать с большой буквы фамилии, имена и отчества людей, клички животных, некоторые географические названия;— ознакомление с родом имен существительных, употреблением ь в существительных женского рода с шипящими на конце;— развитие умения изменять имена существительные по числам, распознавать число;— выработка навыка правописания падежных окончаний имен существительных (кроме существительных на -мя, -ия, -ий, -ие, -ье, а также кроме творительного падежа существительных с основой на шипящие и ц: свечой, плащом, огурцом, перцем);— обогащение словаря учащихся новыми именами существительными и развитие навыков точного их употребления в речи;— овладение операциями анализа, сравнения слов и обобщения. Все задачи решаются во взаимосвязи. Однако на определенных этапах работы по теме уделяется больше внимания одной из задач. Имя существительное как часть речи характеризуется определенным лексическим значением и грамматическими признаками. Общим для лексического значения всех имен существительных является предметность. Со стороны семантики существительные очень разнообразлы. Они могут обозначать конкретные предметы (книга), живых существ (мальчик), явления природы (ливень), события (война), качества (доброта), действия (ходьба), состояние (сон) и т.д. Грамматические признаки имен существительных: существительные бывают мужского, женского или среднего рода, изменяются по числам и падежам, могут быть одушевленными и неодушевленными; в предложении чаще употребляются в роли подлежащего или дополнения, реже — в роли сказуемого или обстоятельства; с именем существительным в роде, числе и падеже согласуется имя прилагательное, в числе — глагол (глагол прошедшего времени — в роде и числе).

последовательность работы над именами существительными по классам.

I класс (12 часов). Подготовительный этап работы совпадает с периодом обучения грамоте и предшествует специальному изучению темы в I классе. Подготовка к осознанию понятия «имя существительное» состоит в том, что дети учатся различать предмет и слово как название этого предмета, развивается внимание к смысловому значению слова (каждое слово что-то обозначает), начинает формироваться умение классифицировать слова на группы с учетом их смысла (слова, обозначающие птиц, овощи, одежду и т.п.). Классификация слов по смысловому значению развивает умение сравнивать слова, устанавливая что-то сходное, умение абстрагировать. 
Следующий этап (второе полугодие I класса) характеризуется специальной работой над лексическим значением имен существительных и их грамматическим признаком (отвечают на вопрос кто? или что?, обозначают предметы). Дети учатся отличать слова, отвечающие на вопрос кто?, от слов, отвечающих на вопрос что? На данном этапе первоклассники поднимаются на ступень обобщения.

2 класс (28 часов). Во II классе углубляются и систематизируются знания учащихся о лексическом значении имен существительных, об именах собственных и нарицательных, об одушевленных и неодушевленных существительных, дети знакомятся с родом и числом.

3 класс (50 часов). Основная задача работы над именами существительными в III классе — научить сознательно использовать падежные формы существительных для выражения своих мыслей и правильно писать падежные окончания.

 

9. Орфографический навык, его сущность, природа. Орфограмма. Орфографическое поле. Опознавательные признаки орфограмм.

Орфографический навык  – это сложный навык. Он создается  в процессе длительных упражнений и  основывается на более простых навыках  и умениях, таких как:  
  1) навык письма, 
  2) умение анализировать слово с фонетической стороны, 
  3) умение устанавливать морфемный состав слова и вычленять из слова орфограмму, требующую проверки, 
  4) умение подвести орфограмму под соответствующее ей правило.

Особая роль в формировании орфографического навыка принадлежит начальным классам. Поэтому учителю нужно научить младших школьников превращать свои знания в навыки. Ученик должен понять, что от знаний, через упражнения, осознавая каждый орфографический случай, действуя по правилам, он приходит, наконец, к овладению навыком.

Орфограмма в школьном смысле – это написание слова  по правилам орфографии. Как научный  термин, орфограмма обозначает последовательно  воспроизводимый способ передачи на письме фономорфологического явления (проще говоря, правила) в том или ином языке.

Информация о работе Русский язык