Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 15:12, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть игру как педагогический феномен действительности.
Объект исследования: игровая деятельность школьников.
Предмет исследования: ролевые и деловые игры как фактор социализации школьников.
Для реализации поставленной цели нами были решены следующие задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной тематике;
- рассмотреть игру как один из методов, отражающих педагогическую действительность;
- изучить ролевые и деловые игры, которые являются необходимым условием социализации школьников.
Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1. Психолого-педагогические основы игровой деятельности………...5
1.1. История игры………………………………………………………………..5
1.2. Педагогические возможности игры……………………………………….6
1.3. Педагогическая игра как средство адаптации детей в современном мире………………………………………………………………………………….14
Глава 2. Ролевые и деловые игры как фактор социализации ребёнка в современном мире………………………………………………………………….19
2.1. Ролевые игры как фактор адаптации ребёнка в окружающем мире…...19
2.2. Деловая игра как фактор адаптации ребёнка в современном обществе………………………………………………………………………………….26
Заключение…………………………………………………………………….29
Литература…………………………
2.2. Деловая игра как фактор адаптации ребёнка в современном обществе
Деловая игра – это модель реального процесса, проводимая в движение решениями, принимаемыми её участниками. Деловую игру можно рассматривать также как моделирование реальной деятельности специалиста в искусственно воссозданных условиях. Деловая игра требует от участников соответствующих знаний и навыков. Деловая игра как метод обучения позволяет как бы «прожить» определённую ситуацию, изучить её в непосредственном действии. Выделяют восемь основных качеств которые формируются при деловой игре [22].
1. умение
общаться на формальной и
2. умение проявлять качества лидера.
3. умение ориентироваться в конфликтных ситуациях и правильно их разрешать.
4. умение
получать и обрабатывать
5. умение
принимать решения в
6. умение распоряжаться своим временем, распределять работу среди других, давать им необходимые полномочия, оперативно принимать организационные решения.
7. умение
проявлять деловые качества
8. умение
критически оценивать
- информационный, который связан с усвоением, запоминанием, обновлением, систематизацией готовой суммы профессиональных знаний, умений и навыков;
- проблемный, на котором происходит перевод теоретических знаний на языке практических действий;
- поведенческий,
обеспечивающий принятие
- оценочный, позволяющий выбрать и обосновать оптимальный вариант решения поведенческой программы.
Такой целостный, многоступенчатый процесс создаёт основу для увеличения самостоятельности в решении новых задач, для формирования творческой активности участников - обучаемых. При этом роль педагога – руководителя деловой игры приобретает качественно новую окраску, предъявляя повышенные требования к уровню его психолого-едагогической компетентности. В деловых играх решается сразу несколько познавательных и воспитательных задач. Ряд продуманных взаимосвязанных игротехнических приёмов воздействует на такое интегральное качество личности, как её готовность к конкретной практической деятельности. В игре предусмотрен ряд сложных по сложности задач для того, чтобы каждый участник отыскал для себя посильную и успешно с ней справился. Радость успеха является обязательным компонентом игровой деятельности. Деловая игра – это открытая система, в ней нет тупиковых ситуаций. От игры – развлечения деловая игра отличается тем, что у неё есть «последействия» - то, что является социально-психологическим следствием участие в такой игре. Проиграв в лотерею, мы говорим – «не повезло» - и тотчас забываем об этом. Допустив просчёты в деловой игре, надолго задумываемся: «что-то я не знаю, не умею, не понимаю». Сверх задача игры – это как раз достижение эффекта саморазвития, самообразования, саморегуляции. Именно в этом, а не в самом только процессе надо видеть главное её преимущество. Подведение итогов игры может быть различным по форме, но обязательно включает анализ игры и оценку деятельности её участников.
Подводя итог данной главе, отметим, что в российской школе все больше распространяются интерактивные методы преподавания. Одним из таких методов является ролевая игра. В отличие от деловой игры созданная ситуация здесь отличается более высоким уровнем абстрактности, а учащиеся играют определенную роль по заданным правилам (при этом их собственное мнение может не совпадать с позицией того или иного персонажа). Сегодня, как никогда, широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Реформа общеобразовательной и профессиональной школы нацеливает на использование всех возможностей, всех ресурсов для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Далеко не все педагогические ресурсы используются в сфере воспитания. К таким мало используемым средствам воспитания относится игра.
Заключение
В игре ребёнок полностью раскрывается и материал, который ему нужно усвоить, становится интереснее и легче. В процессе игры педагоги учат детей быть добрее, слушать других людей, уважать чужое мнение, стремиться к знаниям – к постижению нового. Это всё так необходимо во взрослой жизни.
С помощью игры учителям легче войти в контакт с учениками, установить с ними хорошие отношения, научить их уважать друг друга. С. А. Шмаков, автор одной из наиболее значимых монографий по проблемам игры: «Игры учащихся – феномен культуры», в качестве концептуальной идеи полагает, что в игре дети делают всё как бы втроём: их разум, их подсознание, их фантазия – всё это участвует в игровом самовыражении растущего человека. В игре выявляется потребность ребёнка в саморазвитии. Игра, по мнению Шмакова, является, с одной стороны, моделью, образцом жизни, социальной взрослости, а с другой – источником веселья, бодрости, радости, мажорного тонуса жизни. Воспитательное значение игры, её всесторонние влияние на развитие ребёнка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку – знающим, неумелого – умельцем. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им парой слишком обычным, скучным, надоевшим. Игра имеет значение и для формирования дружного детского коллектива, и для формирования самостоятельности, и для формирования положительного отношения к труду, и для исправлений некоторых отклонений в поведение отдельных детей, и ещё для многого другого. Если дети в коллективе будут обладать всеми этими качествами, то процесс обучения пойдёт интереснее, быстрее, качественнее. Не нужно будет детей заставлять что-то делать, учить, им это будет самим интересно, они станут стремиться к знаниям.
Подводя итог нашему исследованию, можно отметить, что в данной работе мы рассмотрели некоторые аспекты игры в педагогике, насколько важно использовать игры в школе. В результате проведенного теоретического исследования нами были достигнуты поставленная цель и задачи и доказана выдвинутая гипотеза.
Литература
1. Азаров Ю.П. Игра и труд. – М.: Знание, 1973. |
2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: К дню для учителя. – М.: Просвещение, 1987. |
3. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Просвещение, 1997. |
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Наука, 1968. |
5. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада/ Сост. А.К.Бондаренко, А.И. Матусик. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1983. |
6. Вульфов Б.З. Семь парадоксов воспитания. М.: Новая школа, 1994. |
7. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка// Вопросы психологии: - 1966. - № 6. |
8. Геллер Е.М. Наш друг – игра. – Минск: Народна асвета, 1979. |
9. Гельфан Е.М., Шмаков С.А. От игры к самовоспитанию. – М.: Педагогика, 1971. |
10. Деловые педагогические игры. Методические рекомендации учителям, старшим вожатым, внешкольным работникам по проведению поисково-апробационных игр /1-2/ .Мурманск, 1991. |
11. Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. – М.: Новая школа, 1967. |
12. Змановский Ю.Ф. Вуоспитаем детей здоровыми. – М.: Медицина, 1989. |
13. Каникулы: игра, воспитание/ Под ред. Газмана О.С. – М.: Просвещение, 1988. |
14. Козырева Е.А. Теоретико-технологические аспекты психолого-педагогического сопровождния детей, их учителей и родителей // Школьный психолог. 2001. № 33. |
15. Кон И.С. Ребенок и общество. –М.: Просвещение, 1988. |
16. Минскин Е. М. «От игры к знаниям»: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1982г. |
17. Минскин Е.М. От игры к знаниям: Пособие для учителя. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1987. |
18. Никитин Б.П. Развивающие игры. – 2-е изд. – М.: Педагогика, 1985. |
19. Николенко Л. А. «Игры в педагогическом процессе. Методические рекомендации». – Псков, 1997г. |
20. Педагогика и психология игры: Межвузовский сб. науч. трудов. – Новосибирск: Изд. НГПИ, 1985. |
21. Пидкасистый П. И. , Хайдаров Ж. С. «Технология игры в обучении и развитии». М.: Наука 1996г. |
22. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение: Учебник. М.: Профиздат, 1899. |
23. Рожков М.И. Стратегия и тактика воспитания// Лидеры в образовании. 2004. № 4. С.21. |
24. Сиденко А. «Игровой подход в обучении»// Народное образование, № 8, 2000г., с. 134 – 137. |
25. Терский В.Н., Кель О.С. Игра. Творчество. Жизнь. – М.: Просвещение, 1966. |
26. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. М.: Физкультура и спорт, 1988. |
27. Шаталов В. Ф. «Эксперимент продолжается». - М.: Педагогика, 1989г. |
28. Шмаков С.А. Игра и дети. – М.: Знание, 1968. |
29. Эльконин Д. Б. «Психология игры». – М.: Педагогика, 1978г. |
30. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978. |
31. Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника: Метод. пособие для учителей и воспитателй. – М.: Просвещение,1974. |
Информация о работе Ролевые и деловые игры как фактор социализации ребёнка в современном мире