Ролевые и деловые игры как фактор социализации ребёнка в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 15:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: рассмотреть игру как педагогический феномен действительности.
Объект исследования: игровая деятельность школьников.
Предмет исследования: ролевые и деловые игры как фактор социализации школьников.
Для реализации поставленной цели нами были решены следующие задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной тематике;
- рассмотреть игру как один из методов, отражающих педагогическую действительность;
- изучить ролевые и деловые игры, которые являются необходимым условием социализации школьников.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1. Психолого-педагогические основы игровой деятельности………...5
1.1. История игры………………………………………………………………..5
1.2. Педагогические возможности игры……………………………………….6
1.3. Педагогическая игра как средство адаптации детей в современном мире………………………………………………………………………………….14
Глава 2. Ролевые и деловые игры как фактор социализации ребёнка в современном мире………………………………………………………………….19
2.1. Ролевые игры как фактор адаптации ребёнка в окружающем мире…...19
2.2. Деловая игра как фактор адаптации ребёнка в современном обществе………………………………………………………………………………….26
Заключение…………………………………………………………………….29
Литература…………………………

Файлы: 1 файл

Игра как феномен действительности.doc

— 198.00 Кб (Скачать)

 2.2. Деловая игра как фактор адаптации ребёнка в современном обществе

 Деловая игра – это модель реального процесса, проводимая в движение решениями, принимаемыми её участниками. Деловую игру можно рассматривать также как моделирование реальной деятельности специалиста в искусственно воссозданных условиях. Деловая игра требует от участников соответствующих знаний и навыков. Деловая игра как метод обучения позволяет как бы «прожить» определённую ситуацию, изучить её в непосредственном действии. Выделяют восемь основных качеств которые формируются при деловой игре [22].

 1. умение  общаться на формальной и неформальной  основах и эффективно взаимодействовать на равных.

 2. умение  проявлять качества лидера.

 3. умение  ориентироваться в конфликтных  ситуациях и правильно их разрешать.

 4. умение  получать и обрабатывать нужную  информацию, оценивать, сравнивать и усваивать её.

 5. умение  принимать решения в неопределённых ситуациях.

 6. умение  распоряжаться своим временем, распределять  работу среди других, давать им необходимые полномочия, оперативно принимать организационные решения.

 7. умение  проявлять деловые качества предпринимателя:  ставить перспективные цели, использовать благоприятные возможности.

 8. умение  критически оценивать вероятные  последствия своих решений, учиться на своих ошибках. Деловые игры условно делятся на три категории: производственные, исследовательские, обучающие. Принято выделять два типа игр: жесткие и свободные.  Жёсткие – когда строго зафиксирована последовательность действий в зафиксированное время. Деловые игры не могут являться основой обучения, они могут дополнять теоретический материал, являясь как бы заключительным этапом усвоения. Являясь одним из активных способов обучения, деловые игры обладают следующими особенностями: активизацией мышления и поведения участников, высокой степенью вовлечения в процесс игры, обязательностью взаимодействия участников между собой и с материалом игры. Отмечают функции деловой игры: информационно-познавательская, организационно-управленчиская, эмоционально-воспитательная, профессионально-адаптационная. В деловой игре существуют следующие этапы:

 - информационный, который связан с усвоением,  запоминанием, обновлением, систематизацией готовой суммы профессиональных знаний, умений и навыков;

 - проблемный, на котором происходит перевод теоретических знаний на языке практических действий;

 - поведенческий,  обеспечивающий принятие решений  и программы действий в условиях конкретной ситуации на основе её глубокого теоретического осмысления;

 - оценочный,  позволяющий выбрать и обосновать оптимальный вариант решения поведенческой программы.

 Такой целостный, многоступенчатый процесс  создаёт основу для увеличения самостоятельности в решении новых задач, для формирования творческой активности участников - обучаемых. При этом роль педагога – руководителя деловой игры приобретает качественно новую окраску, предъявляя повышенные требования к уровню его психолого-едагогической компетентности. В деловых играх решается сразу несколько познавательных и воспитательных задач. Ряд продуманных взаимосвязанных игротехнических приёмов воздействует на такое интегральное качество личности, как её готовность к конкретной практической деятельности. В игре предусмотрен ряд сложных по сложности задач для того, чтобы каждый участник отыскал для себя посильную и успешно с ней справился. Радость успеха является обязательным компонентом игровой деятельности. Деловая игра – это открытая система, в ней нет тупиковых ситуаций. От игры – развлечения деловая игра отличается тем, что у неё есть «последействия» - то, что является социально-психологическим следствием участие в такой игре. Проиграв в лотерею, мы говорим – «не повезло» - и тотчас забываем об этом. Допустив просчёты в деловой игре, надолго задумываемся: «что-то я не знаю, не умею, не понимаю». Сверх задача игры – это как раз достижение эффекта саморазвития, самообразования, саморегуляции. Именно в этом, а не в самом только процессе надо видеть главное её преимущество. Подведение итогов игры может быть различным по форме, но обязательно включает анализ игры и оценку деятельности её участников.

 Подводя итог данной главе, отметим, что в российской школе все больше распространяются интерактивные методы преподавания. Одним из таких методов является ролевая игра. В отличие от деловой игры созданная ситуация здесь отличается более высоким уровнем абстрактности, а учащиеся играют определенную роль по заданным правилам (при этом их собственное мнение может не совпадать с позицией того или иного персонажа). Сегодня, как никогда, широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Реформа общеобразовательной и профессиональной школы нацеливает на использование всех возможностей, всех ресурсов для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Далеко не все педагогические ресурсы используются в сфере воспитания. К таким мало используемым средствам воспитания относится игра.

 

 Заключение

 В игре ребёнок полностью раскрывается и материал, который ему нужно  усвоить, становится интереснее и легче. В процессе игры педагоги учат детей быть добрее, слушать других людей, уважать чужое мнение, стремиться к знаниям – к постижению нового. Это всё так необходимо во взрослой жизни.

 С помощью  игры учителям легче войти в контакт  с учениками, установить с ними хорошие отношения, научить их уважать друг друга. С. А. Шмаков, автор одной из наиболее значимых монографий по проблемам игры: «Игры учащихся – феномен культуры», в качестве концептуальной идеи полагает, что в игре дети делают всё как бы втроём: их разум, их подсознание, их фантазия – всё это участвует в игровом самовыражении растущего человека. В игре выявляется потребность ребёнка в саморазвитии. Игра, по мнению Шмакова, является, с одной стороны, моделью, образцом жизни, социальной взрослости, а с другой – источником веселья, бодрости, радости, мажорного тонуса жизни. Воспитательное значение игры, её всесторонние влияние на развитие ребёнка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку – знающим, неумелого – умельцем. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им парой слишком обычным, скучным, надоевшим. Игра имеет значение и для формирования дружного детского коллектива, и для формирования самостоятельности, и для формирования положительного отношения к труду, и для исправлений некоторых отклонений в поведение отдельных детей, и ещё для многого другого. Если дети в коллективе будут обладать всеми этими качествами, то процесс обучения пойдёт интереснее, быстрее, качественнее. Не нужно будет детей заставлять что-то делать, учить, им это будет самим интересно, они станут стремиться к знаниям.

 Подводя итог нашему исследованию, можно отметить, что в данной работе мы рассмотрели некоторые аспекты игры в педагогике, насколько важно использовать игры в школе. В результате проведенного теоретического исследования нами были достигнуты поставленная цель и задачи и доказана выдвинутая гипотеза.

 

 Литература

 1. Азаров Ю.П. Игра и труд. – М.: Знание, 1973.
 2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: К дню для учителя. – М.: Просвещение, 1987.
 3. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Просвещение, 1997.
 4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Наука, 1968.
 5. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада/ Сост. А.К.Бондаренко, А.И. Матусик. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1983.
 6. Вульфов Б.З. Семь парадоксов воспитания. М.: Новая школа, 1994.
 7. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка// Вопросы психологии: - 1966. - № 6.
 8. Геллер Е.М. Наш друг – игра. – Минск: Народна асвета, 1979.
 9. Гельфан Е.М., Шмаков С.А. От игры к самовоспитанию. – М.: Педагогика, 1971.
 10. Деловые педагогические игры. Методические рекомендации учителям, старшим вожатым, внешкольным работникам по проведению поисково-апробационных игр /1-2/ .Мурманск, 1991.
 11. Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. – М.: Новая школа, 1967.
 12. Змановский Ю.Ф. Вуоспитаем детей здоровыми. – М.: Медицина, 1989.
 13. Каникулы: игра, воспитание/ Под ред. Газмана О.С. – М.: Просвещение, 1988.
 14. Козырева Е.А. Теоретико-технологические аспекты психолого-педагогического сопровождния детей, их учителей и родителей // Школьный психолог. 2001. № 33.
 15. Кон И.С. Ребенок и общество. –М.: Просвещение, 1988.
 16. Минскин Е. М. «От игры к знаниям»: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1982г.
 17. Минскин Е.М. От игры к знаниям: Пособие для учителя. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1987.
 18. Никитин Б.П. Развивающие игры. – 2-е изд. – М.: Педагогика, 1985.
 19. Николенко Л. А. «Игры в педагогическом процессе. Методические рекомендации». – Псков, 1997г.
 20. Педагогика и психология игры: Межвузовский сб. науч. трудов. – Новосибирск: Изд. НГПИ, 1985.
 21. Пидкасистый П. И. , Хайдаров Ж. С. «Технология игры в обучении и развитии». М.: Наука 1996г.
 22. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение: Учебник. М.: Профиздат, 1899.
 23. Рожков М.И. Стратегия и тактика воспитания// Лидеры в образовании. 2004. № 4. С.21.
 24. Сиденко А. «Игровой подход в обучении»// Народное образование, № 8, 2000г., с. 134 – 137.
 25. Терский В.Н., Кель О.С. Игра. Творчество. Жизнь. – М.: Просвещение, 1966.
 26. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. М.: Физкультура и спорт, 1988.
 27. Шаталов В. Ф. «Эксперимент продолжается». -  М.: Педагогика, 1989г.
 28. Шмаков С.А. Игра и дети. – М.: Знание, 1968.
 29. Эльконин Д. Б. «Психология игры». – М.: Педагогика, 1978г.
 30. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978.
 31. Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника: Метод. пособие для учителей и воспитателй. – М.: Просвещение,1974.

Информация о работе Ролевые и деловые игры как фактор социализации ребёнка в современном мире