Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 15:12, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть игру как педагогический феномен действительности.
Объект исследования: игровая деятельность школьников.
Предмет исследования: ролевые и деловые игры как фактор социализации школьников.
Для реализации поставленной цели нами были решены следующие задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной тематике;
- рассмотреть игру как один из методов, отражающих педагогическую действительность;
- изучить ролевые и деловые игры, которые являются необходимым условием социализации школьников.
Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1. Психолого-педагогические основы игровой деятельности………...5
1.1. История игры………………………………………………………………..5
1.2. Педагогические возможности игры……………………………………….6
1.3. Педагогическая игра как средство адаптации детей в современном мире………………………………………………………………………………….14
Глава 2. Ролевые и деловые игры как фактор социализации ребёнка в современном мире………………………………………………………………….19
2.1. Ролевые игры как фактор адаптации ребёнка в окружающем мире…...19
2.2. Деловая игра как фактор адаптации ребёнка в современном обществе………………………………………………………………………………….26
Заключение…………………………………………………………………….29
Литература…………………………
Содержание
Введение………………………………………………………
Глава 1. Психолого-педагогические основы игровой деятельности………...5
1.1.
История игры………………………………………………
1.2.
Педагогические возможности
1.3.
Педагогическая игра как
Глава
2. Ролевые и деловые игры как
фактор социализации ребёнка в современном
мире………………………………………………………………….
2.1.
Ролевые игры как фактор
2.2.
Деловая игра как фактор адаптации ребёнка
в современном обществе…………………………………………………………
Заключение…………………………………………………
Литература…………………………………………………
Введение
Обучение и воспитание личности школьника в начальной школе является составной частью всей системы образования. Одной из актуальных проблем является подготовка учащихся более адаптированных к окружающему социуму. Решение этой проблемы связано непосредственно с формированием личности в деятельности, где основными формирующими средствами выступают такие виды, как игра и учение, музыка, изобразительное искусство, физкультура. Для школьников учение как новый вид деятельности первоначально не может полностью заменить игру, самостоятельную и яркую для ребенка деятельность. В то же время сама игра сегодня по своей сути социальна, так как отражает те социальные нормы и установки и тот социальный опыт, который приобретается детьми при выполнении социально значимых ролей в игре как в дошкольном, так и в школьном возрасте.
Исследования отечественных педагогов и психологов Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, Н.Н.Подьякова, Д.В.Менджерицкой, Т.А.Репиной, М.Н.Алиева, Д.М.Маллаева, Д.Б.Эльконина, А.Л.Люблинской и др. и практика обучения и воспитания детей дошкольного и школьного возраста показали, что игра является ведущей деятельностью даже у школьников, но ее активность снижается, она остается необходимой для поддержания эмоционального равновесия и приобретения социального опыта, хотя основной акцент переносится на учение. Сегодня в школах очень мало играют со школьниками и подростками, преобладает дидактизм.
Школьники и подростки сегодня больше играют в компьютерные и дидактические игры, что значительно снижает положительное влияние других игр (сюжетно-ролевых, театрализованных, творческих, спортивных и деловых) на всестороннее и творческое развитие ребенка и социализации его личности. В школах наблюдается незаслуженное снижение игровой деятельности у детей школьного возраста.
Развитие игры как деятельности и ее активизация у детей школьного возраста является для них основой формирования социального опыта, навыков, игровых действий, ролевых воплощений. Наряду с этим, игры способствуют воспитанию личностных качеств (воли, настойчивости, стремления к преодолению трудностей, упорства в достижении цели), развитию нравственных, общечеловеческих ценностей (правдивости, духовности, честности, сочувствия, ненасилия, истины, любви) особенно в условиях совместной игровой деятельности, без прямого вмешательства педагога.
Вышеуказанные качества, навыки, ценности воспитываются и формируются в игре во всех формах школьной и внешкольной работы, что обеспечивает качество содержания как игровой, так и учебной деятельности. Важным моментом при этом является сохранение в начальной школе преемственности в организации и руководстве игрой учащихся, в которой взрослый становится непосредственным участником совместной деятельности. В связи с этим сюжетно-ролевая игра в школьном возрасте не рассматривалась как средство социализации личности, что требует сохранение ее в начальной школе. Поэтому актуальным является использование в начальной школе игры, которая обеспечивает решение проблемы социализации личности школьника.
Цель исследования: рассмотреть игру как педагогический феномен действительности.
Объект исследования: игровая деятельность школьников.
Предмет исследования: ролевые и деловые игры как фактор социализации школьников.
Для реализации поставленной цели нами были решены следующие задачи:
- проанализировать
психолого-педагогическую
- рассмотреть игру как один из методов, отражающих педагогическую действительность;
- изучить ролевые и деловые игры, которые являются необходимым условием социализации школьников.
Методы исследования: анализ психологической и педагогической литературы;
Глава 1. Психолого-педагогические основы игровой деятельности
1.1. История игры
История
возникновения игры как способа
решения затруднений в
В этом же направлении работали и другие исследователи-педагоги: Газман О.С. «В школу - с игрой», Пидкасистый П. И. «Технология игры в обучении», Выготский Л.C. «Воображение и творчество в детском возрасте», Занько С.Ф. «Игра и ученье».
Рассматривая действия ребёнка в игре, легко заметить, что ребёнок уже действует со значениями предметов, но еще опирается при этом на их материальные заместители - игрушки. Анализ развития действий в игре показывает, что опора на предметы - заместители и действия сними все больше сокращаются.
Если на начальных этапах
Путь развития к действиям
в уме оторванными от
В игровой деятельности
А. В. Запорожец первым обратил внимание на то, что характер движений, выполняемых ребенком в условиях игры и в условиях прямого задания, существенно различен. Он же установил, что в ходе развития меняется структура и организация движений. В них явно вычленяется фаза подготовки и фаза выполнения.
Эффективность движения, так и его организация существенно зависят от того какое структурное место занимает движение в осуществлении той роли, которую выполняет ребенок.
Ига представляет собой первую доступную для школьника форму деятельности, которая предполагает сознательное воспитание и усовершенствование новыхдействий. З. В. Манулейко раскрывает вопрос о психологическом механизме игры.
Опираясь на ее работы, можно сказать, что большое значение в психологическом механизме игры отводится мотивации деятельности. Выполнение роли, будучи эмоционально привлекательным, оказывает стимулирующие влияние на выполнение действий, в которой роль находит свое воплощение.
Указание на мотивы является, однако недостаточным. Необходимо найти тот психический механизм, через который мотивы могут оказывать это воздействие. При выполнении роли образец поведения, содержащийся в роли, становится одновременно этапом, с которым ребенок сравнивает свое поведение, контролирует его. Ребенок в игре, выполняет как бы две функции; с одной стороны он выполняет свою роль, а с другой - контролирует свое поведение. Произвольное поведение характеризуется не только наличием образца, но и наличием контроля за выполнением этого образца. При выполнении роли имеется своеобразное раздвоение, т. е. «рефлексия». Но это еще не сознательный контроль, т.к. функция контроля еще слаба и часто требует поддержки со стороны ситуации, со стороны участников игры. В этом слабость рождающейся функции, но значение игры в том, что эта функция здесь зарождается. Именно поэтому игру можно считать школой произвольного поведения.
Игра имеет значение и для
формирования дружного
Технология игровых форм
Опираясь на работу П. И. Пидкасистого [4; с.31], мы можем утверждать, что все игры делятся на естественные и искусственные. Естественная игра есть спонтанная ориентировочная деятельность, которой, благодаря естественным процессам само научения, человек самостоятельно осваивает новые формы и способы действия в привычной и непривычной обстановке.
Игра
становится важнейшей частью досуга
народа. В них проявляется ловкость,
смекалка, юмор участников. Они – средство
самовыражения народа в утехах и развлечениях.
Долгое время единственной развёрнутой
формой существования игры была – детская
игра. Однако в настоящее время игра вновь
приобрела значительный вес и довольно
высокий статус в подготовке и переподготовке
взрослого населения, в решении инновационных
проблем в жизни общества. Немецкий психолог
К. Гросс, первым предпринявший попытку
систематического изучения игры, считал,
что игра для ребёнка является изначальной
школой поведения, школой жизни. Из игры
ребёнок извлекает пользу. Игра, по мнению
многих учёных, есть вид развивающей деятельности,
форма освоения социального опыта, одна
из сложных способностей человека [1].
1.2. Педагогические возможности игры
Переход от дошкольного детства, где доминирует игра, к школьной жизни, где основное – учёба, должен быть педагогически продуманным. Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психологические процессы. Обусловленные игрой изменения в психике ребёнка настолько существенны, что в психологии утвердился взгляд на игру как на ведущую деятельность детей в период дошкольного детства. В школьном возрасте, игра не умирает, а проникает в отношение к действительности. Она имеет своё внутреннее продолжение в школьном обучении и труде. Игра – наиболее освоенная малышами деятельность. В ней они черпают образцы для решения новых жизненных задач, возникших в познании, в труде, в творчестве. Поэтому опора на игру – это важнейший путь включения детей в учебную работу без психологических сдвигов и перегрузок. Вся детская деятельность синкретична, т. е. в известной степени слитна, неразделима. И это единство возникает благодаря воображаемой, условной ситуации, в которой происходит процесс детского творчества. Игра как бы синтезирует познавательную, трудовую и творческую активность. Любое новое занятие или умение, приобретённое в школе, побуждает его к действию с ним. Характер же этого действия игровой, наиболее понятный для детей из их прежнего опыта [2].
Информация о работе Ролевые и деловые игры как фактор социализации ребёнка в современном мире