Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 15:12, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть игру как педагогический феномен действительности.
Объект исследования: игровая деятельность школьников.
Предмет исследования: ролевые и деловые игры как фактор социализации школьников.
Для реализации поставленной цели нами были решены следующие задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной тематике;
- рассмотреть игру как один из методов, отражающих педагогическую действительность;
- изучить ролевые и деловые игры, которые являются необходимым условием социализации школьников.
Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1. Психолого-педагогические основы игровой деятельности………...5
1.1. История игры………………………………………………………………..5
1.2. Педагогические возможности игры……………………………………….6
1.3. Педагогическая игра как средство адаптации детей в современном мире………………………………………………………………………………….14
Глава 2. Ролевые и деловые игры как фактор социализации ребёнка в современном мире………………………………………………………………….19
2.1. Ролевые игры как фактор адаптации ребёнка в окружающем мире…...19
2.2. Деловая игра как фактор адаптации ребёнка в современном обществе………………………………………………………………………………….26
Заключение…………………………………………………………………….29
Литература…………………………
К числу таких факторов относятся [8]:
– стрессовая тактика педагогических воздействий;
– интенсификация учебного процесса;
– несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям детей;
– нерациональная организация учебного процесса;
– недостаточный уровень знаний педагога о причинах и механизмах школьных трудностей.
Отрицательное воздействие школьных факторов риска усиливается тем, что они действуют комплексно, систематически и длительно в период интенсивного роста и развития ребенка, когда его организм особенно чувствителен к любым влияниям. А отсюда ухудшение здоровья, снижение эффективности обучения, нарушение нервно-психической сферы, связанное с постоянным ощущением неудач, эмоциональным и функциональным напряжением, повышенной тревожностью, страхами унижения, наказания и т.д.
Однако неуспеваемость часто рассматривается не как результат комплексного действия школьных факторов риска, а как неспособность ребенка к обучению при недостаточном старании, лени. А ведь более 90% детей, поступающих в первый класс, имеют высокую учебную мотивацию, хотят учиться в школе. Они стараются, остро переживают неудачи. К появлению первых трудностей учитель должен быть готов, должен адекватно реагировать на проблемы. Но всегда ли педагог ищет причину неудач ребенка в том, как организована его жизнь в школе? Если учебный процесс организован рационально, то нормальное развитие и здоровье школьника не нарушаются, а учебная работа, интеллектуальные, эмоциональные и физические нагрузки не требуют от организма ребенка высокой физиологической цены, не вызывают чрезмерного напряжения и быстрого утомления. То есть ключевая проблема – не только «чему учить», но и «как учить», чтобы не навредить. И здесь на помощь приходит педагогика сотрудничества.
«Педагогика
сотрудничества» – это
По единодушному мнению психологов, игра - ведущая деятельность ребенка и основа всего последующего его развития, ибо именно в игре он первоначально обретает опыт для жизни в обществе и развивает все те физические и духовные силы и способности, которые ему для этого необходимы. Различие между игрой ребенка и игрой животного детеныша такое же, как различие между биологической жизнедеятельностью животного и социальным бытием человека.
Детская игра - это и есть модель игры как таковой. Здесь ее сущность выражена в наибольшей степени. Это та форма игровой деятельности, по отношению к которой то, что ей предшествует, - ее генетические предпосылки (игры животных), а то, что за ней следует (спортивные игры, спорт, искусство), - ее модификации.
Игра не появляется вместе с рождением ребенка. Правда, еще грудной младенец проявляет интерес к ярким и звучащим предметам. Он стремится потрогать и ухватить, манипулировать ими. Для этого возраста делаются специальные игрушки - погремушки, цепочки разноцветных шариков, пищалки, имеющие формы животных, и т. п. Однако нельзя не согласиться с исследователями, что такие манипулятивные действия с предметами, даже с предметами-игрушками, действия, имеющие очень большое значение для развития его органов чувств и координации движений, не являются игрой в собственном смысле слова.
Зачатки игровой деятельности появляются тогда, когда ребенок, не без влияния взрослых, берет на себя ту или другую роль, когда один предмет выступает как обозначение другого предмета или существа. Тогда становится возможным “ехать” или “лететь” на стуле, как на автомашине или самолете, скакать на палочке, как на лошади, и т. п. “В игре ребенок создает мнимую ситуацию”, - подчеркивает Л. С. Выготский, отмечая необычайное значение в игре воображения, которое и позволяет осуществлять иллюзорную реализацию нереализуемых желаний.
Детская игра - своеобразный театр, в котором ребенок выступает нередко одновременно и как “актер”, играющий какую-то роль, будь то роль мамы или доктора, воспитательницы или пожарника, и как “режиссер”, организующий действия своих сверстников (“Я буду доктор, а ты - больной”) и участвующих в игре вещей, и как “драматург”, импровизирующий сюжетное действие и словесный текст за себя и за куклу. Ребенок является одновременно и организатором игрового “спектакля” и его зрителем, ибо при всей увлеченности игровым действием он не теряет из виду реальности, из материала которой и по образцу которой он строит реальность игровую.
“Четырехлетняя девочка играет деревянной лошадкой, как куклой, и шепчет:
- Лошадка надела хвостик и пошла гулять. Мать прерывает ее:
- Лошадиные хвосты не привязные, их нельзя наде-вать и снимать.
- Какая ты, мама, глупая! Ведь я же играю!, - читаем мы в книге К. И. Чуковского “От двух до пяти”. Ребенок прекрасно различает, что есть “игрушечное”, а что - “кушечное”.
Вместе с развитием ребенка, обогащением его жизненного опыта развивается и сама игра. Она становится все более сюжетно организованной. Центр ее перемещается от действия с предметами к изображению действий и отношений жизни взрослых. Обобщая обширный экспериментальный материал, автор обстоятельной монографии “Психология игры” Д. Б. Эльконин приходит к выводу, что “путь развития игры идет от конкретного предметного действия к обобщенному игровому действию и от него к игровому ролевому действию: есть ложкой; кормить ложкой; кормить ложкой куклу; кормить ложкой куклу, как мама, - таков схематически путь к ролевой игре”, а “роль является смысловым центром игры, и для ее осуществления служит и создаваемая игровая ситуация, и игровые действия”.
Сюжет игры - это то непосредственное действие, которое производится в игре, действие, воспроизводящее житейские отношения или почерпнутое из прослушанной сказки. Содержание же игры - взаимоотношения во “взрослом” мире. Благодаря этому и реализуется основная функция игры - подготовка к серьезной жизни в этом мире.
Игра - важнейший фактор и средство воспитания дошкольника. Поэтому взрослые играют с детьми, учат их играть. Но сама игра - деятельность спонтанная, непринужденная. Ребенка нельзя заставить играть. В игре он чувствует себя свободным. Но и эта свобода - действие на основе осознанной необходимости. Такой необходимостью в игре являются ее правила. Эти правила определяются самими играющими по образцу отношений в неигровом мире. “Так нельзя!”, “Так не бывает!”, “Так не кушают!” - основные доводы детей, когда им навязывается игровая ситуация, не соответствующая реальным отношениям. Чем старше ребенок, тем больше усложняются правила. Усложняются и в то же время схематизируются, особенно в условных играх (в прятки, в “казаки-разбойники”, в классы, игры с мячом и т. д.). Такие игры предполагают соревнование, перерастают в спортивные игры, т. е. в такие, в которых важен не только процесс игры, но и результат, в которых можно вы-игрывать или проигрывать. Перемещение мотива игры с процесса деятельности на его результат - это уже конец собственно игры, переход ее в спорт. Спорт - это не игра, хотя игровое начало здесь, безусловно, сохраняется. Азартные игры - это переход игры в свою противоположность: в них цель игры - выигрыш, совершенно внешний самому процессу игрового действия, а не сам этот процесс. Притом сам азарт становится пагубной страстью.
В чем
заключается необходимость
Каждый ребенок – неповторимая личность. В ходе обучения, развития и воспитания педагог должен ориентироваться не только на возрастные возможности и особенности детей, но и на их индивидуальные качества, на индивидуальный уровень развития психических процессов, уровень усвоения программного материала. Для этого каждому учителю необходимо быть психологом в любой ситуации. Главная заповедь «Не навреди!» требует бережного отношения к ребенку, целенаправленного устранения внутренней напряженности и конфликтности в детском коллективе. Учитель, воздействуя на ученика, обязан исключить риск нанесения ему душевной травмы. А развивая творческий потенциал детей, не должен принижать способности ребенка. Моделирование ситуации успеха предполагает психологическую установку педагога: эмоционально принимать ребенка таким, каков он есть, и, не требуя от него большего, верить в возможность его роста. Допускается право ребенка на ошибку. Критика используется в форме самокритики: учитель приписывает себе ошибочное суждение, расхожее среди учеников, и подвергает это суждение критике; при этом показывает им, в чем заключается ошибка и как он ее изживает («Когда-то мне казалось...»; «Раньше я думала...»; «Я не совсем точно поставила вопрос...» и т.д.) [21].
Такой стиль взаимоотношений не только воспитывает гуманистически ориентированную, гармонично развитую личность ребенка, но и укрепляет его психическое здоровье. А это, в свою очередь, помогает сформировать и межличностные отношения в коллективе в учебной и игровой деятельности.
Игровая деятельность вносит свой важный и ничем не заменимый вклад в поддержание оптимального двигательного режима младших школьников. В первую очередь основу игровой деятельности составляют коллективные игры. Специальные оздоровительные игры наряду с укреплением различных мышц, тренировкой вестибулярного аппарата, профилактикой нарушений зрения и осанки снимают утомление, вызванное интенсивными интеллектуальными нагрузками, и создают у детей состояние психофизиологического комфорта.
Физический и психический компоненты в играх любого вида тесно связаны: дети не только реализуют потребность в активных движениях, расходуют накопившуюся энергию и совершенствуют основные двигательные навыки, но и учатся инициативности, самостоятельности, настойчивости – с одной стороны, а с другой – умению владеть собой и считаться с коллективом, согласовывать свои действия с действиями других игроков.
Игра выполняет и терапевтическую функцию, учит преодолевать различные трудности, возникающие в иных видах жизнедеятельности. Выполняет игра и функцию коррекции – вносит позитивные изменения в структуру личностных показателей, а также социализации: включает в систему общественных отношений, помогает усвоить нормы человеческого общежития.
Значение игры невозможно переоценить. Феномен игры в том, что, оставаясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию. Игры помогают детям адаптироваться в различных ситуациях и укреплять здоровье [19].
Благотворно влияет на здоровье детей их сотрудничество в игровой деятельности не только вне урока, но и в ходе урока. Можно и нужно организовывать совместные действия детей, формировать их, время от времени менять состав группы, пересаживать детей, чтобы у них накапливался опыт общения, умения вести себя в малой группе и коллективе. Но часто учителя бывают настолько строги, что запрещают ученику в процессе работы над учебным материалом посоветоваться с товарищем по парте, попросить его помощи или помочь самому! А ведь наиболее эффективными являются те уроки, в процессе которых дети должны сами «дойти до истины» (найти способ решения задачи, проанализировать текст и т.д.). Сделать это вместе не только интереснее, но и более результативно. Дети будут стремиться к общению, а значит, к познанию.
Такая
работа изменяет отношения между детьми,
повышает статус каждого в классном коллективе,
и дети овладевают навыками самоконтроля
для сохранения физического и психического
здоровья.
Подводя итог данной главе, отметим, что игра наряду с трудом и учением — один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании.
Глава 2. Ролевые и деловые игры как фактор социализации ребёнка в современном мире
2.1. Ролевые игры как фактор адаптации ребёнка в окружающем мире
Что представляет собой ролевая игра? Что мы обычно понимаем под ролевой игрой? Когда учащиеся принимают роль, то они разыгрывают ее в определенной ситуации. Группа учащихся, разыгрывающая роль в классе уподобляется группе детей, играющих в школу, больницу, звездные войны и т.д. И те и другие бессознательно создают, творят свою собственную реальность и делая это, оперируют своими знаниями реального мира, развивая свои способности взаимодействовать с другими людьми. В этой ситуации нет зрителей. В ситуации отсутствует риск коммуникации и поведения реального мира. Деятельность доставляет удовольствие и не угрожает личности ребенка, ученика. Такая игра в роль скорее укрепит нежели разрушит уверенность в себе.
Информация о работе Ролевые и деловые игры как фактор социализации ребёнка в современном мире