Роль семьи в развитии личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 17:18, курсовая работа

Краткое описание

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания; никакой другой социальный институт не может потенциально принести столько пользы, а также нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Оглавление

Введение 3
Основная часть 6
Человек, индивид, индивидуальность, личность 6
Развитие личности и факторы, влияющие на него 9
Семья и ее функции 17
Типология семьи 22
Семейное воспитание и его цели 28
Стили семейного воспитания 31
Типы семейных взаимоотношений
и методы воспитания детей в семье 33
Ошибки семейного воспитания 37
Заключение 42
Список использованной литературы: 45

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ_Роль семьи в развитии личности.doc

— 227.50 Кб (Скачать)

    По  однородности социального состава:

  • социально гомогенные (однородные). В этих семьях муж и жена, и их родители принадлежат к одинаковым слоям общества. Принадлежность к одному культурно-профессиональному слою обеспечивает лучшее взаимопонимание и между супругами, и между ними и родителями, оттого атмосфера в таких семьях обычно спокойная. Но эта же общность происхождения, интересов, места работы не даёт людям отключится в семье от производственных проблем после трудового дня.
  • социально гетерогенные (разнородные). Супруги в них имеют неодинаковое образование, различные профессии, общих интересов производственного плана здесь обычно гораздо меньше.

    По  характеру взаимоотношений в семье Ю.П. Азаров делит семьи на три типа: идеальная, средняя, негативная. М.И. Буянов различает такие типы семьи: гармоничная, распадающаяся, распавшаяся, неполная.  
[13, с. 219]

    По  типу потребительского поведения:

  • с физическим уклоном, где на первом месте обычно стоят проблемы биологического существования: пища, одежды занимают все интересы членов семьи  не от её нищеты, а от уровня значимости для них этих ценностей
  • с интеллектуальным типом поведения – эти семьи по материальной обеспеченности могут совершенно не отличаться от первого типа семьи, но их члены гораздо чаще предпочитают иметь хорошую книгу, чем лакомое блюдо.
  • смешанный тип семьи, в котором гармонично сочетаются интересы, потребности материальные и даже физиологические с интересами духовными.

    По особым условиям семейной жизни:

  • студенческая жизнь. Особенность такой семьи – отсутствие жилья у молодых супругов, хронический недостаток денег, почти полная материальная зависимость от родителей.
  • дистантные семьи. Семья в значительной мере номинальна, поскольку супруги большую часть времени не живут вместе.

    Выделяют  так же:

  • благополучные, которые успешно справляются со своими функциями, быстро адаптируются к потребностям своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития.
  • семьи группы риска, которые характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные, например не полная семья, малообеспеченная семья и т.п. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим трудом.
  • неблагополучные семьи. В них наблюдается низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно. Они не справляются с возложенными на них функциями, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно и мало результативно. [15, с. 323]

    В отечественной литературе существуют разные точки зрения на проблему неблагополучных  семей, на то, что такое неблагополучная  семья и на то, какова должна быть типология неблагополучных семей.

    Так, Л.С. Алексеева предлагает следующую  классификацию неблагополучных  семей: конфликтная, аморальная, педагогически  некомпетентная и асоциальная семьи. Г.П. Бочкарева говорит о трех типах неблагополучных семей:

  • семья с неблагополучной эмоциональной атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы, неуважительны по отношению к своим детям, подавляют их волю;
  • семья, в которой нет эмоциональных контактов между ее членами, безразличие к потребностям ребенка при внешней благополучности отношений, когда ребенок стремится найти эмоционально значимые отношения вне семьи;
  • семья с нездоровой нравственной атмосферой, где ребенку прививаются социально нежелательные потребности и интересы и где он вовлекается в аморальный образ жизни.

    А вот варианты З.В. Баерунаса:

  • отсутствие сознательного воспитательного воздействия на ребенка;
  • высокий уровень подавления и даже насилия в воспитании, исчерпывающий себя, как правило, к подростковому возрасту;
  • преувеличение из эгоистических соображений самостоятельности ребенка;
  • хаотичность в воспитании из-за несогласия родителей.

    В свою очередь А.Е. Личко дает четыре неблагополучных семейных типа:

  • гиперопека различных степеней – от желания быть соучастником всех проявлений внутренней жизни детей (его мыслей, чувств, поведения) до семейной тирании;
  • гиперопека, нередко переходящая в безнадзорность;
  • ситуация, создающая «кумира» семьи с постоянным вниманием к любому побуждению ребенка и неумеренной похвалой за весьма скромные успехи;
  • ситуация, создающая «золушек» в семье, что ведет к увеличению количества черствых и жестоких подростков. [4, с. 58]

    Невозможно  однозначно ответить на вопрос, какой  тип семьи, например в зависимости  от структуры родственных связей, лучше подходит для решения задач  воспитания. В любой из них имеются свои достоинства и недостатки, так, в простой семье молодое поколение привыкает к большей самостоятельности и ответственности, в ней меньше конфликтов между поколениями. Однако в подобной семье быстро нарушается связь между поколениями, теряются семейные традиции, объединяющие взрослых и детей, у старшего поколения исчезает возможность общения со своими внуками, снижается участие в заботе об их воспитании. В сложной семье также имеются позитивные и негативные стороны. С одной стороны, большая дружная семья, включающая несколько поколений, создает возможность для разностороннего общения и взаимовлияния, облегчает быт. С другой стороны, в вопросах воспитания разные поколения могут расходиться во взглядах, что нередко вызывает бурные столкновения в семье, создает драматические ситуации, от которых, прежде всего, страдают дети.

 

Семейное  воспитание и его  цели

    Семейное  воспитание – общее название для  процессов воздействия на детей  со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Проблемы семейного воспитания в той части, где они соприкасаются со школой, изучаются общей педагогикой, в остальных аспектах – социальной.

    Воспитание  детей – не только личное дело родителей, в нем заинтересовано все общество. Семейное воспитание – часть общественного воспитания, но часть весьма существенная и уникальная. Уникальность ее состоит в том, что она закладывает основу для руководства к действиям и поведению в будущем, а также в том, что семейное воспитание очень результативно, так как осуществляется непрерывно и одновременно охватывает все стороны формирующееся личности. Оно строится на основе устойчивых контактов и эмоциональных отношений детей и родителей между собой. Отношения с любимыми, и любящими родителями отличаются предельной доверительностью. Влияние родителей на становление личности ребёнка очень велико, прежде всего, потому, что они первыми вступают с ним в общение. Чем меньше ребёнок, тем более чувствителен он к восприятию влияний окружающей среды. Именно первые впечатления отличаются большей стойкостью, закладывая основы характера ребёнка, систему его отношений к миру и людям. Природная подражательность детей направляется в первую очередь на самых близких.

    Другой  особенностью семенного воспитания является то, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. А это значит, что в семье различные ценностные ориентации, разные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, мнения, убеждения. Соответственно, существуют своеобразные позиции воспитателей и воспитуемых.

    Семейное  воспитание имеет также широкий  временной диапазон воздействия: оно  продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года. [15, с. 327]

    Таким образом, семейное воспитание – более или менее осознаваемые усилия по взращиванию ребенка, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть и стать ребенок, подросток, юноша. (И.П. Клемантович)

    Семейное  воспитание – это сложная и  многогранная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживание, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.

    А так же содержание, характер и результаты семейного воспитания зависят от тех личностных ресурсов, которые в ней имеются.

    Личностные  ресурсы, с одной стороны, определяются составом семьи (наличие обоих родителей  или одного из них, сиблингов –  братьев и(или) сестер, близких родственников, включенных в семейную жизнь, – бабушек, дедушек, теток, дядей и пр.), а с другой (и главным образом) – такими характеристиками старших членов семьи, как состояние здоровья, характер, уровень и вид образования, индивидуальные увлечения, вкусы, ценностные ориентации, социальные установки, уровень притязаний и пр.

    Одна  из важнейших характеристик –  отношение старших к младшим  и к их воспитанию как к своим  безусловным жизненным ценностям, от чего зависит мера их участия  в воспитании. Имеющиеся в семье  личностные ресурсы могут дополняться  в определенные периоды привлечением к воспитанию няни, репетиторов и домашних учителей, гувернеров.

    Личностные  ресурсы, в частности уровень  образования старших членов семьи, их социальный статус, ценностные ориентации, уровень притязаний и т.п., влияют на цели и стиль семейного воспитания.

    Цели  воспитания в семье могут быть весьма различными по спектру, содержанию и по характеру.

    Цели семейного воспитания включает в себя привитие младшим гигиенических навыков, бытовых умений, культуры общения, физическое, интеллектуальное, экспрессивное, личностное развитие; культивирование отдельных способностей (в каких-либо видах спорта, искусства, отрасли знания); подготовку к определенной профессии или сфере деятельности.

    По  содержанию цели могут быть сугубо инструментальными, направленными  на достижение конкретных результатов, или дополняться определенными духовно-ценностными составляющими. Характер целей семейного воспитания не обязательно соответствует общественно одобряемым установкам (в семье, например, могут сознательно культивировать индивидуализм, жесткость, нетерпимость и т.п.).  
[9, с.51-52]

    Задачи  семейного воспитания состоят в  том, чтобы:

  • создать максимальные условия для роста и развития ребенка;
  • передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
  • научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
  • воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного Я.

    Наиболее  общими принципами семейного воспитания являются:

  • гуманность и милосердие к растущему человеку;
  • вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как равноправных участников;
  • открытость и доверительность отношений в семье;
  • оптимальность взаимоотношений в семье;
  • последовательность старших в своих требованиях;
  • оказание посильной помощи ребенку, готовность отвечать на вопросы. [13, с.217]

    Составными  компонентами содержания семейного  воспитания являются следующие направления  – физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое воспитание. Они  дополняются экономическим, экологическим, политическим, половым образование подрастающих поколений.

    Центральное место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание. В первую очередь это воспитание таких  качеств, как доброжелательность, доброта, внимание, милосердие к людям, честность, трудолюбие.

 
Стили семейного воспитания

    Семейное  воспитание в педагогике понимается как управляемая система взаимоотношений  родителей с детьми, которые всегда имеют воспитательный характер. Изучение воспитательных, педагогических отношений  в семье имеет особое значение для предупреждения отклонений в нравственном развитии школьников.

    Важнейшей характеристикой семейного воспитания является его стиль, т.е. типичные для  старших система приемов и  характер взаимодействия с младшими. В современной практике семейного воспитания выделяют три стиля отношений: авторитарное, демократическое и попустительское отношение родителей к своим детям.

    Авторитарный (властный) стиль характеризуется стремлением старших максимально подчинить своему влиянию младших, пресекать их инициативу, жестко добиваться выполнения своих требований, полностью контролировать их поведение, интересы и даже желания. Это достигается с помощью неусыпного контроля за жизнью младших и наказаний.

    В ряде семей это проявляется в навязчивом стремлении полностью контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли и желания детей, что может вести к острым конфликтам. Немало отцов и матерей, которые фактически рассматривают своих детей как воск или глину, из которых они стремятся «лепить личность». Если же ребенок сопротивляется, его наказывают, беспощадно бьют, выколачивая своеволие. [9, с.52]

Информация о работе Роль семьи в развитии личности